Учитель:

Выходит чтец:


Когда царей корона упадёт;

Учитель:

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».



На слайдах фото первых дней войны.

Чтец 1.

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 3.

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Первый ведущий : Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.



Чтец 1.

Революция - это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Революция - это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Революция - это праздник праздных,
тем, кто не у дел был - даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий : 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Чтец.

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластие: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .


Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Чтец.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Учитель:

В своем Послании парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

« Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул Владимир Владимирович Путин.

Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ

100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Разработали:

И.В. Сергеева, преподаватель русского языка и литературы,

И.Д. Анисимова, преподаватель истории

Калуга, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка приурочена к 100-летию российской революции 1917 года, содержит рекомендации и материал для проведения следующих мероприятий:

    внеурочное открытое историко-литературное мероприятие «100 лет Октябрьской революции»,

    викторина , посвященная 100 - летию Октябрьской социалистической револ юции ,

    беседа со студентами «Личности в истории. Взгляд из XXI века».

Данные мероприятия предназначены для студентов Калужского кадетского многопрофильного техникум а .

Изучение Октябрьской революции не утратило своей актуальности и в наши дни, так как оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира. Обобщённые материалы способствуют изучению и объективной оценке сложных и неоднозначных страниц истории нашего Отечества, сохранению исторической памяти о событиях и людях тех лет. Современная политика нашего государства направлена на повышение уровня нравственного и патриотического воспитания молодёжи. В распоряжении Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19.12.2016 N 412-рп «О подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России» даны рекомендации по подготовке и проведению юбилейных мероприятий .

Целью этих мероприятий является обеспечение осмысления студентами событий Великой российской революции. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач :

    создание условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру;

    создание воспитательно - образовательной среды, способствующей формированию у студентов гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

События 1917 года имеют глубокие корни в истории Российского государства. Всестороннее и объективное изучение Октябрьской революции 1917 года помогает осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны.

СЦЕНАРИЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « 100 ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ »

Звучит музыка (Сборник революционных песен)

Слайд 1

«Варшавянка» звучит как фон

Ведущий 3 (за сценой): Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут…

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может… (Д. Самойлов)

КЛИП «Лента истории»

Ведущий 1: Более 70 лет годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была главным праздником Советского Союза. День 7 ноября на протяжении всей советской эпохи был «красным днём календаря».

Ведущий 2: Этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты. Как же всё это было?

Ведущий 1 : Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно. 16 октября Центральный Комитет большевиков принял решение о подготовке восстания. В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

КЛИП «Залп «Авроры»

Ведущий 3 (за сценой): Началось триумфальное шествие советской власти по стране.

ПЕСНЯ «СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ» (Слова и музыка Леонида Радина)

Одновременно с песней – видеоролик

Слайд 2

Ведущий 2 : Тема революции не могла не звучать в произведениях поэтов и прозаиков серебряного века. К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое. Маяковский восторженно отнесся к революции.

«Ода революции»

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъязвленная злословием штыков,

Восторженно возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное

«О!»

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Слайд 3

Ведущий 1 : А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся к революции.

Стой, солнце!

Летят, блестят мелькающие спицы,

Тоскую и дрожу,

А все вперед с летящей колесницы,

А все вперед гляжу.

Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

Кровавый след зари?

О, если б власть и властный крик Навина:

«Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 2 : Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни». Писателя обвиняли и в ненависти к России. В «Окаянных днях» он пишет: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Слайд 4

Ведущий 1: Писатель Максим Горький Октябрьскую революцию воспринял неоднозначно. В своих дореволюционных произведениях он выразительно воспроизводил темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти. Он пытался (хотя и не очень убедительно) найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей – босяков, потом в среде революционного пролетариата.

Ведущий 2: А потом появились «Несвоевременные мысли». В этой книге Горький предстает как обличитель революции, советской власти, предсказатель грядущих народных бедствий, т.к. произошло столкновением идеалов, во имя которых Горький призывал к революции. «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны… главная цель революции нравственная – превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности октябрьский переворот спровоцировал выброс самых темных, низменных – зоологических инстинктов. И если первоначально я пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу, теперь же я считаю, что мы должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами».

Слайд 5

Ведущий 1 : Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Интеллигенция весь русский народ были поставлены по разные стороны баррикад, даже семьи. Молодая советская страна была в кольце фронтов

«Варшавянка» звучит как фон

Чтец: Нас водила молодость

В сабельный поход,

Нас бросала молодость

На кронштадтский лед.

Боевые лошади

Уносили нас,

На широкой площади

Убивали нас.

Но в крови горячечной

Подымались мы,

Но глаза незрячие

Открывали мы.

Возникай содружество

Ворона с бойцом –

Укрепляйся, мужество,

Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая

Кровью истекла,

Чтобы юность новая

Из костей взошла. (Э Багрицкий)

ПЕСНЯ « КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА…» ( Музыка: Д. Васильев-Буглай Слова: Демьян Бедный)

Ведущий 2 : Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов - внутренних и внешних.

Ведущий 1 : В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. К сожалению, революция и насилие неразделимы. В ответ на белый террор большевики не молчали. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьева была уничтожена царская семья, а также доктор Боткин и слуги, находящиеся в доме.

ПЕСНЯ «МОЛИТВА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ» (автор – Юлия Славянская)

Одновременно с песней – слайд - шоу

Ведущий 2 : История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя. (Я.В. Смеляков)

КЛИП ЛЕНИН

Ведущий 1 : Великая Октябрьская революция победила. 7 ноября мы отмечаем 100-летие этой даты. Кто виноват, кто прав – рассудило время. Владимир Владимирович Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так давайте не забывать уроки прошлого.

Звучит «Варшавянка», все участники композиции выходят на сцену.

БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ

«ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА»

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть - Советам» , «Мир - народам» , «Земля - крестьянам» , «Фабрики - рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

    Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;

    Искоренение эксплуатации человека человеком;

    Равенство людей в правах и обязанностях;

    Борьба против войн;

    Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин. Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда». Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 г. – сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 г. – переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 г. – арестован и в 1897 году сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. – Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907, участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917 приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному правительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924).

3.03.1918 года, по предложению Ленина, был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»).

11.03.1918 года столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 года Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; оправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 г. – выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 г. – объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 г. – Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 г. – Ленин скончался в Горках под Москвой.

В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах». Но, действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство – СССР.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы, придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания», начали подвергать критике все, что происходило в стране в течение 70 лет, в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Император России Николай II

Российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейбмедик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.

Ввиду сокрытия фактов большевиками, появляется ряд альтернативных версий. Долгое время ходили слухи, превращавшие убийство царской семьи в легенду. Были теории о том, что кто-то из его детей спасся. Что же произошло на самом деле летом 1918 года под Екатеринбургом? Ответ на этот вопрос вы найдете в нашей статье. Предыстория Россия в начале двадцатого века была одной из наиболее экономически развитых стран мира. Пришедший к власти Николай Александрович оказался человеком кротким и благородным. По духу он был не самодержцем, а офицером. Поэтому с его взглядами на жизнь было сложно управлять рассыпающимся государством. Революция 1905 года показала несостоятельность власти и оторванность ее от народа. На самом деле было две власти в стране. Официальная – император, и реальная – чиновники, дворяне и помещики. Именно последние своей жадностью, распущенностью и недальновидностью уничтожили некогда великую державу. Стачки и митинги, демонстрации и хлебные бунты, голод. Все это свидетельствовало об упадке. Единственным выходом могло стать восшествие на престол властного и жесткого правителя, который смог бы взять управление страной полностью под свой контроль. Николай II же таким не был. Он был ориентирован на строительство железных дорог, церквей, улучшение экономики и культуры в обществе. Ему удалось добиться прогресса в этих сферах. Но позитивные изменения коснулись, в основном, только верхушки общества, при этом большинство простых жителей оставалось еще на уровне Средневековья. Лучины, колодцы, телеги и крестьянско-ремесленные будни. После вступления Российской империи в Первую мировую войну только усилилось недовольство народа. Расстрел царской семьи стал апофеозом всеобщего помешательства. После отречения императора Николая II и его брата от престола в государстве на первые роли начинают выдвигаться солдаты, рабочие и крестьяне. Люди, ранее не имевшие дела с управлением, обладающие минимальным уровнем культуры и поверхностными суждениями, получают власть. Мелкие местные комиссары хотели выслужиться перед высшими чинами. Рядовые же и младшие офицеры просто бездумно выполняли приказы. Смутное время, наступившее в эти бурные годы, выплеснуло на поверхность неблагоприятные элементы. Расстрел царской семьи до сих пор остается неразгаданной тайной русской истории. Ответственность за это зверство может лежать как на Ленине и Свердлове, которым Уралсовет просто обеспечивал алиби, так и непосредственно на сибирских революционерах, которые поддались всеобщей панике и потеряли голову в условиях военного времени. Тем не менее, сразу после свершившегося злодеяния правительство начало кампанию по отбеливанию своей репутации. В среде исследователей, занимающихся этим периодом, последние действия носят название «кампания по дезинформации». Гибель царской семьи провозглашалась единственной необходимой мерой. Так как, судя по заказным большевистским статьям, был раскрыт контрреволюционный заговор. Некие белые офицеры планировали напасть на Ипатьевский особняк и освободить императора с семьей. Вторым моментом, который яростно скрывался в течение многих лет, было то, что расстреляли одиннадцать человек. Императора, его жену, пятерых детей и четверых человек из прислуги. События преступления не разглашались в течение нескольких лет. Официальное признание было дано только в 1925 году. Такое решение было вызвано выходом в Западной Европе книги, где были изложены результаты расследования Соколова. Тогда же поручается Быкову написать о «настоящем ходе событий». Эта брошюра была выпущена в Свердловске в 1926 году. Тем не менее, ложь большевиков на международном уровне, а также сокрытие правды от простого народа поколебало веру во власть.

Вопросы к студентам:

    Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?

    Любая ли цель может оправдать средства?

    Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека. Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс.

Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем.

ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ

100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

Условия викторины: студенты должны выполнить предложенные задания и сдать ответы преподавателю истории. Группа первая сдавшая ответы получает + 1 балл к полученному результату.

    Какое событие произошло в этот день?

    Кто осуществлял общее руководство вооруженным восстанием

    Кто руководил всеми действиями восставших

    Что явилось сигналом к штурму Зимнего дворца?

    Вооруженные силы пролетариата во время Октябрьской революции?

    Известно, как поступали с памятниками истории после Октябрьской революции. Но еще до нее один известный император хотел разрушить Храм Василия Блаженного в Москве. К то это был?

    Какое крупнейшее государство образовалась вместо Российской Империи?

    Какая война началась в результате революции?

    Первый декрет Советской власти .

    Высший орган государственной власти в России после Октябрьской революции?

    Укажите самый популярный лозунг в российском обществе в октябре 1917 года .

    В чем отличие Февральской революции от Октябрьской?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ,

ПОСВЯЩЕННОЙ 100 - ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА В РОССИИ

    7 ноября в России отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года .

    Этот день отмечался в СССР как главный праздник страны - День Великой Октябрьской социалистической революции .

    Общее руководство восстанием осуществлял В.И.Ленин из Смольного .

    Непосредственно всеми действиями восставших руководил Л.Д.Троцкий .

    Холостой выстрел с крейсера Аврора .

    Красна я гвардия .

    Наполеон .

    Военный парад на Красной площади, ради которого специально были реконструированы въезды на главную площадь столицы. Этот канон соблюдался неукоснительно, и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции .

    СССР .

    Гражданская война .

    Джон Рид .

    Декрет о мире .

    Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов .

    Вся власть Советам .

    В отличие от Февральской революции 1917 года, которая началась стихийно, новое выступление больш евиков тщательно планировалось. В результате вооруженного восстания в Петрограде в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в России начинается период правления партии большевиков. Создано советское правительство – Совет народных комиссаров.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Бердяев Н.А. Духи русской революции. М. 1992

    Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. М. 1992

    Бунин И. А.. Окаянные дни. М., 1991

    Горький М. Несвоевременные мысли. Журнал «Литература в школе» № 1, 1991

    Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987 царской семьи

Миронова Валентина Борисовна
Должность:
Учебное заведение: МКОО "Просекская основная школа"
Населённый пункт: Костромская область, Антроповский район, д. Просек
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами Октябрьской революции"
Дата публикации: 25.04.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

"Просекская основная школа"

Антроповского муниципального района Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 100-летию Великой российской революции.

«Дорогами Октябрьской революции»

учитель истории и обществознания

Просек 2017

Цель: познакомить обучающихся с историей Великой октябрьской революции 1917

Задачи:

воспитание интереса к историческому прошлому России;

воспитывать понимание и уважение к историческим событиям нашего

государства.

Ведущий.

исполняется

Октябрьской

российской

революции. Столетняя история этого события связана с героическими страницами

независимость

становление

Российского

государства. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это

событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Президент

В.В.Путин

кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

И алые знамёна, и оркестры,

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни».

(Л.П. Масловский)

российская

революция

навсегда

останется

важнейших

событий XX века. Октябрьская революция решающим образом изменила

пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов

всей планеты.

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции и узнаем,

как это было.

В.И.Ленин

возвратился

Петроград.

Финляндского вокзала солдаты тесным кольцом окружили Владимира Ильича Ленина,

который просто и понятно говорил о том, что волновало в те дни каждого рабочего и

крестьянина, - о земле и свободе, о том, как покончить с войной.

Учитель истории.

Н.К.Крупская вспоминала: «Солдаты становились на лавки, чтобы лучше видеть

и слышать того, кто так понятно говорил о насущных проблемах. И с каждой минутой

росло их внимание, напряженнее делались их лица».

Из воспоминаний Н.И.Подвойского: «Ветер, врывающийся на площадь с Невы,

подхватывает

полотнища

плакатов,

покрывается багровым пламенем. Спустившись на первую ступеньку вагона, Ленин

взглядом

встречающих,

поднимает

радостно

Непередаваемый энтузиазм охватывает встречающих. По всему перрону гремит буря

оваций, приветственных лозунгов. Когда В.И.Ленин сказал слово «Товарищи!», то

каждый почувствовал в нём глубину и силу любви его к народу.

Ведущий.

От Финляндского вокзала началось грандиозное ночное шествие на Петроградскую

сторону. В эту В.И.Ленин ещё несколько раз говорил с рабочими, жадно ловившими

каждое его слово.

Учитель истории.

А.А.Андреев писал: «Ленин гениально, с необыкновенной убеждённостью, которая

чувствовалась в каждом его слове и жесте о революции, которая должна была победить

через несколько месяцев».

Ведущий.

В.И.Ленин

выступил

совещании

Таврическом

докладом, где изложил свои знаменитые Апрельские тезисы. Так, едва вернувшись на

Родину, Владимир Ильич стал у руля революции.

Наступил май 1917 года. Трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали

Первомай. В июле в Петрограде прошли демонстрации. Рабочие, солдаты и матросы

шли с лозунгами, их приветствовал В.И.Ленин.

подготовке Великого Октября. Ленина в Петрограде не было, он находился недалеко от

Петрограда

приезжали

Дзержинский,

Орджоникидзе,

В.И.Ленин передавал указания и советы.

которых призывал создавать отряды Красной гвардии и готовить экипажи кораблей.

квартире в Выборгском районе. На следующий день Ленин написал статьи, в которых

вождь ещё раз подчеркнул, чтобы все готовились к вооружённому восстанию.

Наступили решающие дни революции. На заводах и фабриках прозвучали сигналы к

красногвардейцев.

отправлялась

Смольный,

занимали

правительственные

учреждения,

руководства

сходились

Владимир

внимательно

событий, отправлял в Смольный указания, как действовать. Революционный штаб в

Смольном с величайшей энергией и решимостью готовил выступление.

сил. В тот же день красногвардейцы заняли Финляндский вокзал.

Смольный

В.И.Ленин.

революции

непосредственно у штурма восстания.

История навсегда сохранит неповторимую картину, которую являл собой в эту

ночь великий русский город на Неве. Дул сырой холодный ветер. В тумане мигали

редкие фонари. В ночном мраке сверкал огнями Смольный – штаб восстания, центр

разразившейся

революционной

надеждой

обращались

исстрадавшихся рабочих и солдат, жаждавших мира, земли, справедливости и свободы.

Учитель истории.

Измождённый, в изорванной одежде рабочий остановился перед Смольным,

Революция!»

бросился

смешался с толпой. Это был один из делегатов II Всероссийского съезда Советов,

которые прибывали со всех концов страны в Смольный, чтобы сказать о рождении

новой России.

Ведущий.

Смольный гудел, как взбудораженный улей. Всё в эту ночь двигалось или от

Смольного,

Бесконечным

представители

Петроград находился в руках восставших. На заводах и фабриках, в казармах и на

улицах ликующие рабочие и солдаты читали первый документ, в котором были слова:

«Да здравствует революция!» В Смольном собирались депутаты. Экстренное заседание

Совета открылось в 2 часа 35 минут дня.

Учитель истории.

Н.И.Подвойский вспоминал: «Когда на трибуне после четырёхмесячного перерыва

появился

депутаты

любимого

разразился бурными аплодисментами. Все встали с мест. Никогда Ленин не был таким

торжественным и взволнованным, как в этот момент. Вдохновенно и просто прозвучали

его слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё

время говорили, свершилась».

Ведущий.

Для завершения революции оставалось взять Зимний дворец. Невдалеке от дворца, у

Николаевского моста, стоял крейсер «Аврора». В 9 часов 45 минут вечера раздался

орудийный

сознании

человечества

исторический залп «Авроры», возвестивший миру о начале новой эры.

Учитель истории.

Н.И Подвойский так рассказывал об этом историческом моменте: «Во тьме

ночной, озарённые бледным, затуманенным дымом, светом, со всех прилегающих улиц

и из-за ближайших углов неслись цепи красногвардейцев, матросов и солдат. В воздухе

стояло сплошное победоносное «Ура!», захватывающее, объединяющее».

Ведущий.

Смольном

открылся II Всероссийский съезд Советов. Он представлял всю трудовую

Россию. Здесь были делегаты от провинций и национальных районов. На съезде Ленин

говорил о мире, о земле.

Учитель истории.

Делегат II

Всероссийского

С.А.Аралов

рассказывает

выступлении В.И.Ленина с докладом о мире: «Сердца исстрадавшихся людей рвались к

миру. «Что ж, братец ты мой, будет замирение или нет?» - спрашивали часто делегаты.

Наконец настал момент, когда поднялся и заговорил об этом Ленин. Первые

слова сразу всех захватили: «Вопрос о мире есть жгучий вопрос, больной вопрос

современности. О нём много говорено, написано, и вы все, вероятно, немало обсуждали

его». Кто-то воскликнул: «Только думаем, и говорим о мире. Правда, твоя, товарищ

Ленин!» И когда В.И.Ленин оглашал декрет о мире, стояла такая тишина, будто люди

даже дышать перестали. А потом, как будто весь зал вздохнул облегчённо – и вслед за

этим вихрь и гром аплодисментов, радостных криков.

Ведущий.

II Всероссийский съезд Советов выполнил волю народа – он принял историческое

знаменосцем

Ленинская

определила внешнюю политику нового государства. Огромное значение имело решение

вопроса о земле.

Наше мероприятие я хочу закончить такими словами:

«Когда-то так оно и было:

Был красный день календаря,

Но почему-то всё забылось

С годами, а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник

И для людей, и для страны».

Я думаю, что пройдёт ещё немало времени, и всё встанет на свои места, и день 7

ноября, как и прежде, станет одним из главных праздников страны.

В.В.Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так

давайте не забывать уроки прошлого.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Ведущий 1-ый: Петроград гудел. Не хватало продовольствия, жители города громили лавки и магазины. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе, рабочие требовали повышения заработной платы. Администрация ответила отказом, более 30 тысяч рабочих были уволены. Это стало поводом для массовых выступлений.

Демонстрации с лозунгами: «Хлеба!», «Верните мужей!»

Ведущий 2-ой : 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Демонстрации с лозунгами: «Долой монархию!», «Долой войну!»

Ведущий 1-ый: 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Демонстранты уходят

Ведущий 2-ой: Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка . Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

« Положение серьёзное. В столице – анархия. Правительство парализовано (пауза) На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Звучит гимн «Рабочая марсельеза»(0:53)

Ведущий 1-ый: 27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.

Ведущий 2-ой: 28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1.

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2.

Революция - это души настежь! Сердце сбило всех обид замки, и в пустые ребра, как очей ни застишь, небо набивает синевы комки.

Чтец 3.

Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II . Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .

Могучая держава, безбрежный океан! Борцам за волю слава, развеявшим туман! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена! Леса, поля, и нивы, и степи, и моря, Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря! Да здравствует Россия, свободная страна! Свободная стихия великой суждена!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.

Ведущий 1. Наше мероприятие почтил своим присутствуем настоятель Покровской церкви села Атюрьево протоиерей отец Сергий. Предоставляем ему слово.

Выступление отца Сергия

Ведущий 2 . Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Конспект внеклассного мероприятия -игры -

При проведении мероприятия требуется заранее дать дома учащимся ознакомиться у с темой, приготовить презентации 5-6 слаидов и просмотреть персоналии этого времени, революции 1917 года.

Цель игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Игра проводиться между командами класса или командами классов (можно пригласить по 8-9 учащихся от каждого класса, остальные являются зрителями и поддержкой своих команд).

Оборудование.

1. Учебник НВ. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России ХХ - ХХI века 11 класс, М., Русское слово, 2009.

2. Презентация "Почему произошли Октябрьские события 1917 г."

3. Раздаточный материал.

4. Документальный фильм. "Октябрь 1917 г.", аудиозапись "Выступление Ленина "Что такое Советская власть".

5. Уголовный Кодекс РФ, гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Правила игровой работы:

1. Умей слушать других.

2. Не шуми.

3. Свое мнение выражай четко.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

1 этап: 5 мин.

Организационный момент.

На нашем уроке-игре приглашены жури, учащиеся 9 классов – 5 учеников. Они оценят работу групп по баллам и подведут итог нашей игре. На выполнение задании отводится определенное время.

2 этап: 5 мин.

Учитель: 1917 г. - это время важных событий в истории нашего государства. Время, о котором постоянно спорят и дискутируют историки. Что же произошло в Октябре 1917 г. Попробуем, и мы разобраться с этими событиями. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок – игра, так как наша страна отмечает 100-летие Октябрьской революции, мы с вами будем проходить эту тему в 9 классе, поэтому командам- классам было дано задание самостоятельно прочитать сведения о периоде революции в России 1917 года, и подготовить презентацию «Революция 1917 года».

Эпиграфом урока-игры служат слова В. Понамарева. Рассказывает учащийся 7 класса.

Белые, красные, красные, белые,

Что же вы братцы с Россию сделали.

Вы же страну свою обескровили,

Обильно землицу кровушкой полили.

За землю, свободу, светлое царство,

Надумали вы насмерть сражаться.

В схватке смертельной рубили друг, друга,

Правда на правду, честь на заслугу.

Словно ослепли все в эту годину,

Брат шел на брата, отец шел на сына.

Ненависть словно вселилась в сердца,

Шли на пролом, шли до конца.

Нету страшней наказанья у Бога,

Братоубийство, в пропасть дорога.

Кто- то окрасил нас в эти цвета,

Ведь правда на свете лишь только одна.

Помните люди Великой России,

Какую мы цену за жизнь заплатили.

Не нужно ошибок опять совершать,

Россия одна у нас родина мать.

Сейчас каждая команда представляет презентацию (5 слаидов) о периоде революции.

За верное изложение событий команды получают 3 балла и время на защиту презентации 5 мин.

Чтобы прочувствовать настроение населения, нужно погрузиться в обстановку того времени, поэтому на столах лежат задания на представление мнений каждого слоя населения, через 8 – 10 минут, нужно представить вывод по каждой группе населения (подвести итог о наболевших проблемах каждого слоя населения.). За работу 3 балла и время выполнения 10 мин.

Группа Помещики и буржуазия

1. Завод владелец: а у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять.

2 Завод владелец: Знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родная никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем.

2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные. Много ли напашут, мужиков то на фронт забрали, а возвращаются покалеченные. Голодные крестьяне малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отобрать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания.

Группа КРЕСТЬЯНЕ

1. Нас тут злыми называют!!!- А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка- кормилица, хоть какой-то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да зарабатывали. А теперь… Мужиков – на фронт, лошадей – на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили.

2. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать? Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить? За что они там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то?

3. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?

4. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!

Группа РАБОЧИЕ

1. Мужиков- наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что-то надо. Сама стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…

2. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего, не привезли хлебушка. Да и на чем привезти то? Все железные дороги эшелонами забиты.

3. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?!

4. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….

Группа народы России

1. Россия наша родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?

Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою национальную культуру?

2. Почему нам не позволяют создавать свои национальные местные органы власти и занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах.

3. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.

4. А это правительство только обещает: Дождитесь Учредительного собрания после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!!

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы выяснили причины надвигающейся новой революции. Благодаря работам команд, следующий этап- персоналии.

Каждая команда получает фотопортрет и характеристику, нужно назвать имя этого человека, участника 1917 года. Время 5-6 минут и 1 балл за верный ответ.

1 команда - последний российский император из династии Романовых в 1894–1917 гг. Сын Александра III и императрицы Марии Федоровны. С 1894 г. женат на принцессе Алисе Гессенской (Александре Федоровне). Имел дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея. Получил домашнее образование. Среди учителей своим влиянием на Николая и всю царскую семью выделялся К.П. Победоносцев, который проповедовал сохранение основ самодержавного строя любой ценой. В начале царствования Николай II поддержал реформаторские начинания С.Ю. Витте. В условиях революции 1905–1907 гг. был вынужден согласиться подписать Манифест 17 октября 1905 г., в котором «даровал» народу буржуазно-демократические свободы и законодательную думу. Реформы П.А. Столыпина поддержал как неизбежную плату за выход из революционного кризиса, а затем стал препятствовать деятельности министра-реформатора. (Николай 2).

2 команда - генерал-лейтенант, барон, окончил Горный институт и Академию Генштаба. Участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1919 г. – командующий Кавказской Добровольческой армией. В 1920 г. – преемник А.И. Деникина на посту командующего Вооруженных сил Юга России. Проводил в Крыму и на юге Украины так называемую левую политику правыми руками: раздачу земли крестьянам на правах собственности, введение свободы торговли, снятие национальных ограничений. После поражения в Крыму вместе с остатками войск эмигрировал, создал в Париже в 1924 г. «Российский общевоинский союз» (РОВС). (Врангель Петр Николаевич)

3 команда -

профессиональный военный, адмирал (1918). Из семьи морского офицера. Окончил Морской корпус. Участник русско-японской и Первой мировой войн, в 1916–1917 гг. командовал Черноморским флотом. После Февральской революции до октября 1918 г. находился в Великобритании и США. В ноябре 1918 г. вернулся в Россию. Свергнув эсеровское правительство в Омске, принял титул Верховного правителя Российского государства и звание Верховного главнокомандующего. После провала своего наступления в марте 1919 г. пытался собрать силы для нового похода, но из-за прекращения материальной помощи со стороны США и стран Антанты его проект не удался. В январе 1920 г. Колчак был арестован чехами вблизи Иркутска, передан эсерам, которые, в свою очередь, выдали его большевикам. Расстрелян в феврале 1920 г.

(Колчак Александр Васильевич)

4 команда. Юрист. Приобрел известность своими выступлениями на судебных процессах в защиту революционеров. Лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе. В 1917 г. занимал следующие посты во Временном правительстве: март – май – министр юстиции; май – сентябрь – военный и морской министр; с 8 июля – министр-председатель правительства; с 30 августа – верховный главнокомандующий. После переворота в октябре 1917 г. пытался вместе с генералом П.Н. Красновым организовать сопротивление большевикам. Умер в эмиграции. (Керенский Александр Федорович)

Последний этап посвящен подведении итогов темы. Мы должны понять, чем закончились события революции 1917 года. Работа с текстом, исправьте исторические ошибки. Работа рассчитана на 10 минут и оценивается 4 балла.

Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия

Идеология католичества сменилась коммунистической (православия)

Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу

Грамотность населения стала всеобщей

Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

В Германии не было безработицы (СССР)

В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях

В Советском Союзе отсутствовало деление людей на касты (богатых и бедных)

В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами

В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические закрепощения- слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции) (свободы).

Подведение итогов- 10 мин.

Учитель:

1. Мы познакомились с темой «Октябрьские события 1917 г»

Да, в октябре 1917 г. произошла революция, в результате которой к власти пришла партия большевиков, но в развязывании Гражданской войны повинны все участники тех событий.

Подробнее с темой Октябрьская революция вы познакомитесь в 9 классе.

Подведение итогов мероприятия и награждение грамотами команд.

Самоанализ внеклассного мероприятия -игры:

«День истории (100- летие революции) среди учащихся 7 классов»

Урок-мероприятие проходил в рамках ежегодно Дня Науки в школе по тематике: «Празднование 100-летия революции», день истории – пятница 23.03.2017.

Урок проходил среди команд – 10 человек от 7 классов А. Б, В, остальные учащиеся этих классов являлись зрителями. Мероприятие проходило от 24.03.2017г.

Цель мероприятия - игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

4. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Метапредметные: умение мобилизовать свои силы для решения познавательных задач,

Познавательные: владение умением работать с учебной информацией

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира

Тип урока: урок комбинированный

Структура урока включала следующие элементы:

1. Организационный момент (5 мин).

2. Объяснение нового материала (5 мин)

3. Командная работа (20 мин).

4. Подведение итогов урока (10 мин)

Организация урока:

Учащиеся организационно были готовы к уроку. Самостоятельно подготовили тему и изложили ее в презентации.

Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие

деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с

поставленными задачами.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при

изложении нового материала использовались яркие примеры (презентации), факты, учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению теоретических положений собственными примерами. Задания для самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили проектировочный характер, что способствовало более глубокому анализу учащимися пройденного материала.

Мероприятие дало возможность научиться и закрепить навыки командной работы

Дало возможность в будущем приложить знания на уроках истории

Познакомиться с новым периодом истории

Более сильные учащиеся решали непосредственно задания в командах, слабые могли помочь дополнить командам, чтобы принести в команды дополнительные баллы.

Методы обучения дали развить учащимся самостоятельный поиск информации

Контроль за работой учащихся осуществлял учитель, помогал из команды затруднялась с формами работы

Отбор учебного материала:

Методы и приемы работы учителя на уроке:

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием мероприятия и с учетом отсутствия учебников у учащихся. Основными методами были командная работа по заранее подготовленному материалу. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала и использования проектировочных заданий в самостоятельной работе.

Общая оценка урока:

Структура и содержание мероприятия способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены. С поставленной целью и задачами справились.

Предложения по повышению эффективности урока:

1. Учить учащихся слаженной работе в группах.

2. Умению пользоваться раздаточным материалом