Площадка - лаборатория

Тема проекта

Регистрационный номер проекта

Направление инновационной деятельности

Альтернативные формы образования субъектов муниципальной образовательной системы

(в рамках площадки лаборатории обеспечивающей введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части содержания коррекционной работы).

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 473 г. Челябинска

454100 г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д. 10а; тел.: 794-47-58, 794-47-59;

сайт : www//http: дс 473. рф ; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Руководитель образовательного учреждения

Кудрявцева Евгения Петровна тел.: 794-47-58

Научный руководитель Сваталова Тамара Александровна – КПН доцент кафедры управления развития дошкольного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Запрос на финансирование проекта 279.648 руб.

Дата начала проекта

март 2012 год

Дата окончания проекта

декабрь 2013 год

Подпись руководителя проекта

Дата заполнения заявления

Подпись руководитель образовательного учреждения

Подпись руководителя органа самоуправления

Проектная документация

I .Краткая аннотация проекта

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ

Проблема, на решение которой направлен проект.

Инновационная проектная деятельность определяется президентской инициативой «Наша новая школа», приказом МОиН РФ от 23.06.2009г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования», городской целевой программой по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2011-2013 годы (распоряжение Администрации города Челябинска от 29.12.2010г. № 9526), в соответствии с решением Коллегии Управления по делам образования г.Челябинска «О регулировании инновационной деятельности в муниципальной образовательной системе г.Челябинска» (приказ Управления… №166/2-у от 17.02.2011г).

В соответствии со ст. 14, п.5. Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Образовательная программа, реализуемая в ДОУ, рассматривается применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка, т.е. включает как воспитание, развитие, так и охрану, укрепление здоровья воспитанников, совместную, самостоятельную деятельность детей и взрослых и др. В частности раздел программы "Содержание коррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

При этом «… в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков». Такого рода социализация невозможно без согласованных усилий педагогов и родителей.

Учитывая недостаточный уровень педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах коррекции развития детей в условиях семьи возникает необходимость оказания им квалифицированной помощи и содействия на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Все перечисленное предполагает решение ряда противоречий:

между потребностью в оказании психолого-педагогической помощи детям на основе использования современных развивающих игровых технологий (индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка) и несовершенством социальной системы сопровождения таких семей;

между потребностью в высококвалифицированных специалистах, способных оказывать помощь и содействие родителям в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и имеющимся кадровым потенциалом образовательной системы.

Обозначенные противоречия можно разрешить в рамках реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ»

В нашем проекте «Лекотека» понимается как система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья основана на игре, т.е. деятельности, приносящей ребенку удовольствие и создающей условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей. Это современные исследования арт-терапи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева и др.), песочная терапия (Т.Д.Зенкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбенко, положивших в основу своего подхода теорию К.Г. Юнга и Д.Кальфф), метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; акустикотерапия (Б.В.Гладков, В.А.Синкевич), работа сенсорной комнаты.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства служат мотивом создания ««Лекотеки»».

Цель проекта

Разработка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека»в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

Разработка содержательного и организационного аспекта реализации проекта

Адаптация проекта «Лекотека»к условиям муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Методы и подходы:

Для реализации проекта выбраны следующие методы:

теоретические: анализ литературы, синтез, моделирование. прогнозирование при обработке и систематизации материалов исследования;

практические: анализ фактических явлений, способствующий определению эффективности вводимых образовательных программ и технологий, педагогическое наблюдение, собеседование.

Актуальность проблемы специальной педагогической поддержки семьям, имеющим детей со специальными образовательными потребностями обусловлена и тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. По данным Росстата в России число детей инвалидов в возрастной категории до 17 лет составляет около 450 тыс. человек. Около 40% детей-инвалидов не получает образования вообще, 40 тыс. обучаются на дому (т. е. находясь в изоляции) и 70 тыс. – в системе специального образования, что также резко ограничивает их способность к социальной интеграции. От 80 до 90% детей, находящихся в учреждениях специального образования, имеют нарушения в познавательной сфере и задержку психического развития.

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет в городе Челябинске составляет 16 567 человек, из них 11 425 детей дошкольного возраста (15,8% от общей численности детского населения города).

Согласно статистической информации, кроме роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, который носит комплексный характер нарушений у каждого отдельного ребенка.

В работах ведущих отечественных и зарубежных педагогов-гуманистов и учёных (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, М.Монтессори, К.Д.Ушинский, В.М.Бехтерев, Ж.Пиаже) обращалось внимание на важность воспитания и развития ребёнка - дошкольника. Существенный вклад в её решение внесли отечественные ученые Н.И.Красногорский, Н.М.Щелованов, H.JI.Фигурин, JI.C.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.

В отечественной и зарубежной специальной педагогике (Л. И. Аксенова, Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, Т. А. Добровольская, Т. В. Егорова, А. И. Захарова, Е. И. Исенина, И. В. Карпенкова, Ю. А. Разенкова, Н. Д. Шматко и др.) рассматриваются вопросы коррекции отклонений в развитии детей. Это обусловлено, с одной стороны, уникальным значением дошкольного возраста для дальнейшего психического развития ребенка и, с другой, возросшими возможностями современной психолого-педагогической диагностики и коррекции.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка.

Обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008г).

Актуальность реализации проекта.

Отечественными исследователями в области специальной педагогики и психологии подчеркивается значимость максимального включения родителей в процесс комплексной помощи ребенку (В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев и др). Значительное количество отечественных психолого-педагогических исследований также посвящено вопросам помощи особой семье, нормализации психологического состояния ее членов, обучению родителей приемам взаимодействия с ребенком (С.Б.Лазуренко, Г.В.Мишина, О.И.Пальмов, О.Б.Половинкина, В.В.Ткачева и др.).

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

Российская «Лекотека»возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека»», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека»» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека»опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

Задачи «Лекотеки»:

1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.

3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка, разрабатываемой специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Основными формами работы сребенком и семьей является индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультации, тренинги, мастер-классы, беседы и др.

Индивидуальная работа.

В ходе комплексного диагностического обследования составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Программа составляется индивидуально для каждого ребенка и семьи.

Групповая работа.

Основные цели групповых занятий: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями. Контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям. Так же способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, развитию когнитивных навыков и навыков самообслуживания. Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители), педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ф/к, инструктор по гигиене.

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА

Исследования, проведённые Институтом коррекционной педагогики РАО, показали, что 90-ые гг. в России характеризуются переходом к новому периоду эволюции отношением государства к лицам с отклонениями в развитии, а система специального образования – переходом к качественно новому этапу развития в соответствии с новым пониманием обществом и государством прав детей, имеющих статус инвалидов.

Высокая эффективность психолого – медико – педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В большинстве развитых стран абилитация выделилась из сферы медицина и перешла в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснением медицинских методов абилитации психолого – педагогическими.

В России отдельные методы абилитации уже внедряются в учреждения здравоохранения и образования в Санкт – Петербурге, Москве, Архангельске и некоторых других городах. Особое значение придаётся разработке и использованию оптимальных форм психолого – педагогической работы, одной из которых и является ЛЕКОТЕКА.

Её деятельность направлена на:

Создание благоприятных условий для развития ребенка;

Психологическую поддержку семьи малыша с нарушением развития;

Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольное образовательное учреждение, на помощь в адаптации в семье и в других социальных группах.

https://pandia.ru/text/78/220/images/image002_86.jpg" width="430" height="323 src=">

С ребенком проводятся индивидуальные игровые сеансы, имеющие временные рамки, но в целом структура игрового сеанса и его содержание могут меняться в зависимости от потребностей каждого ребенка.


Подгрупповое занятие. Группы формируются в зависимости от поставленных целей на занятия с психологом, дефектологом , логопедом , а также на музыкальные занятия.

https://pandia.ru/text/78/220/images/image005_99.gif" width="424" height="318">

https://pandia.ru/text/78/220/images/image007_89.gif" width="354" height="265">

В связи с огромным значением в развитии ребенка гармоничных детско-родительских отношений в лекотеке осуществляется консультирование родителей, а так же их психолого-педагогическое просвещение.

Правила приема детей в Лекотеку

Для приема детей в Лекотеку необходимо иметь заключение МППК (медико-психолого-педагогическая комиссия) по адресу: ул. Бульвар Маршала Рокоссовского, стр1, детский сад № 000, предварительно записавшись по телефону: 8-(499)

На МППК предоставляются следующие документы:

· Паспорт одного из родителей с регистрацией

· Свидетельство о рождении (копия и оригинал)

· Свидетельство об инвалидности, если оно оформлено (копия и оригинал)

· Справки из поликлиники:

1. Психоневролог или невропатолог

2. Логопед

3. ЛОР

4. Окулист

5. Стоматолог

Адрес нашей Лекотеки: ,

телефон: 8-(499), 8-(499)

почта: *****@***ru

ЗАЧИСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЛЕКОТЕКУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – дети-инвалиды, принимаются в Лекотеку только с согласия родителей (законных представителей) на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии. МППК выдает родителям (законным представителям) путевку о направлении ребенка в основную группу структурного подразделения «Лекотека».

Если в период посещения ребенком основной группы структурного подразделения «Лекотека» выявляются противопоказания, то он направляется на внеочередное обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о переводе на пролонгированное консультирование или об отчислении.

В структурное подразделение «Лекотека» принимаются дети от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья:

· в основную группу зачисляются дети с выявленными нарушениями развития различной степени тяжести и сложности, в том числе дети-инвалиды, не посещающие государственные образовательные учреждения, с целью реализации индивидуально-ориентированного образовательного маршрута для ребенка и его семьи

· на пролонгированное консультирование могут быть приняты дети с выявленными нарушениями развития различной тяжести и сложности, в том числе дети-инвалиды, посещающие государственные образовательные учреждения, при отсутствии возможности получения ими психолого-педагогической помощи в учреждении и на основании решения окружного управления образования, а так же дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности регулярно посещать Лекотеку по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам

Не подлежат приему в основную группу структурного подразделения Лекотека дети с крайне тяжелыми и прогрессирующими повреждениями центральной нервной системы (тяжелые случаи эпилептического синдрома с неподдающимися лечению частыми припадками, хронические энцефалиты, декомпенсированная гидроцефалия, генетические дегенеративные заболевания головного мозга.

Комиссию для лекотеки можно пройти тут: ул. Молдагуловой, д.20а, детский сад № 000

Где найти лекотеку

    Детский сад компенсирующего вида № 000. Открытое шоссеа, корп. 1. Тел.: (4, (4
    ГУ САО Лекотека психолго-медико-социального центра помощи детям. Ул. Часовая, д.5А +7(4, (4, *****@***ru, http://www. *****
    Лекотека на базе начальной школы – детского сада компенсирующего вида №1микрорайон).
    ВАО, Новогиреево, детский сад № 000, группа для детей с нарушениями в развитии, в т. ч. с ДЦП, ул. Молостовых,
    Коррекционный детский сад № 000 для детей с задержкой психического развития, Свободный проспект,. Директор,
    Детский сад компенсирующего вида № 000 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    Психолого-медико-социальный центр «Росток»,
    Детский сад компенсирующего вида № 000, ул. Хабаровская, д. 12, Зеленоград, корпус 1511.

Справки по
Контактный телефон: .

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 01.01.01 г. N 497

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 01.01.01 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования (приложение).
2. Начальникам окружных управлений образования рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, открыть лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений.
3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету () и государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) организовать курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.
4. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению лекотек.
5. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (-Соколова) провести семинары для методистов окружных научно-методических центров, специалистов окружных управлений образования и заведующих дошкольными образовательными учреждениями «Организация функционирования лекотек».
6. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы ввести в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные штатные единицы для организации работы лекотек.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы.

Руководитель Департамента

Приложение
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 01.01.01 г. N 497

Основные формы работы Лекотеки

Консультация (К)
Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс (ДИС)
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету . Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Гостевые визиты (ГВ)

Ребенок вместе со специалистом посещает группу с детьми из детского сада. Педагог способствует продуктивной коммуникации детей, выступая в роли тьютера. Если у ребенка есть большие трудности в коммуникации с детьми, страх перед большим количеством детей, или отказ от общения со сверстниками, то используется другой способ гостевых визитов, когда приглашаются в «Лекотеку» на игровой сеанс небольшая группа детей (2-3 человека) из детского сада на совместные занятия. Такая форма работы способствует контакту со сверстниками, формированию продуктивных взаимодействий, вызывает интерес к совместной и учебной деятельности.

Ø Диагностический сеанс с ребенком (продолжительностью в 1 час). В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в Лекотеку и по 1 сеансу в середине и в конце учебного года. В ходе комплексного диагностического обследования составляется индивидуальный образовательный маршрут.

Ø Индивидуальный игровой сеанс . Во время игрового сеанса происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда - с участием родителей (1 час, 2-3 раза в неделю). Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

Ø Игровой сеанс для группы детей (2-4 чел., 1 час, 1-2 раза в неделю) Основные цели: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями.

Ø Гостевой визит . В Лекотеку приглашается небольшая группа детей из детского сада для совместных занятий. Это способствует развитию контактов со сверстниками, вызывает интерес к совместной игровой и учебной деятельности (1-2 раза в неделю).

Ø Консультации . Консультации для родителей проводятся 2 раза в месяц. Во время консультаций реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Ø Выезды на дом. Осуществляются с согласия или по запросу родителей, с целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде.

Ø Организация совместных праздников.

Специалисты Лекотеки

Должность

Барменкова

Татьяна Дмитриевна

Руководитель Лекотеки

Линик

Анна Александровна

психолог

Антонова

Надежда Александровна

Логопед, дефектолог

Начать обучение

Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

Актуальность программы:

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» и от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» на основании федерального закона от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", ФГОС ДО (приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155) на базе дошкольных образовательных организаций могут создаваться вариативные формы ранней помощи. Для эффективной работы лекотеки необходима серьезная подготовка, которая заключается в обучении персонала и создании необходимых условий. Актуальность предложенной программы очевидна.

Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день приоритетной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации.

Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды

Целью курса является совершенствование у слушателей профессиональных и общих компетенций, в области организации образовательного процесса с детьми раннего возраста, в том числе с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Ближайшие и перспективные цели:

  • выполнение социального заказа – содействие решению проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в других социальных группах;
  • вариативность педагогических практик с учётом региональных, социокультурных тенденций, основанных на духовно-нравственных принципах воспитания детей;
  • адаптивность образовательной среды, обеспечивающей максимальное проявление возможностей и способностей детей с ОВЗ и адекватность процесса их социальной интеграции;
  • комплексность реабилитационных мероприятий (педагогических, психологических, медицинских и социальных);
  • реализация индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ и родителей (законных представителей);
  • развитие у воспитанников культурных навыков, навыков самообслуживания, бережливости, дисциплины, основанной на уважении и толерантности;
  • переход к научно обоснованному управлению качеством образования;
  • формирование нового поколения педагогических работников – разработчиков образовательных проектов и программ;
  • направление педагогического опыта на достижение высокого качества и эффективности педагогического процесса через интеграцию экспериментального научно - исследовательского образовательного процесса.

Результат обучения:

Полученные знания и навыки помогут специалистам грамотно организовать взаимодействие с семьями внутри своей междисциплинарной команды, выстроить индивидуальный маршрут помощи и поддержки семьи, учитывать возрастные и психологические потребности ребёнка в ходе игрового сеанса независимо от степени нарушения, выстроить психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с способностями и возможностями детей, в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации к обществу и интеграции в социум.

Данная программа ПК предназначена для специалистов, которые будут работать с семьями, воспитывающими детей с различными нарушениями: воспитателей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, музыкальных руководителей дошкольной организации и руководителей ОО.

Форма обучения: 100% дистанционная, обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

1. Формы и содержание работы российской лекотеки.

2. Взаимодействие специалистов лекотеки с родителями.

3. Система коррекционно-воспитательной работы в условиях лекотеки.

4. Работа арт-терапевта в лекотеке.