Цель форума: обсуждение инновационных практик по созданию механизмов неформального образования педагогических работников.

Задачи Форума:

  • Представить инновационный опыт Омской области в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне;
  • Осветить современные подходы в неформальном образовании педагогов на муниципальном уровне;
  • Распространить эффективные практики расширения возможностей неформального образования педагогических работников Омской области.

Ведущие форума:

Колядинцева Оксана Александровна , первый проректор БОУ ДПО «ИРООО»;
Казакова Мария Александровна , проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям БОУ ДПО «ИРООО»;
Акентьева Ирина Юрьевна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Смирнова Елена Александровна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Кочина Татьяна Георгиевна , заведующий учебно-методическим центром профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО»;
Ляшевская Наталья Валерьевна , преподаватель кафедры управления и экономики БОУ ДПО «ИРООО», заместитель руководителя Региональной проектной лаборатории молодых педагогов Омской области;
Хацевская Елена Олеговна , старший методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Радионова Елена Викторовна
Седукова Наталья Валентиновна , методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Иванова Яна Анатольевна , методист учебно-методического центра сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Могутова Анна Александровна , методист учебно-методического центра профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО».

08 ноября. Осуществление методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • Каковы, с Вашей точки зрения, приоритетные направления деятельности муниципальных методических служб в современных условиях модернизация образования?
  • В чем проявляются особенности функционирования муниципальных методических служб Вашего региона/муниципалитета?
  • Какой опыт в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном/муниципальном уровне (из представленного) Вы считаете эффективным и хотели бы внедрить в Вашем регионе/муниципалитете)?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и/или полезными?
  • Каковы Ваши предложения по развитию муниципальных методических служб на муниципальном/региональном уровне?

  • Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 1);
  • Презентация Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 2);
  • План работы МБУ «Центр развития образования» Калачинского муниципального района Омской области на 2016 г. (Приложение 3);
  • Электронная карта инновационных образовательных практик Калачинского муниципального района (Приложение 4);
  • Презентации муниципальных стажировочных площадок г. Калачинска (Приложения 5-10);
  • Программа муниципальной стажировочной площадки «Способы реализации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности», БОУ г. Калачинска «Лицей» (Приложение 11);
  • Презентации по реализации ФГОС дошкольного образования в Калачинском муниципальном районе (Приложения 12-14);
  • (Приложение 15);
  • Презентация «Особенности организации методической работы в условиях ФГОС общего образования». Калачинский МР (Приложение 16);
  • (Приложение 17);
  • Презентация выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложение 18);
  • Материалы выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложения 19-23);
  • Видеоролик «С любовью к Родине». Любинский МР (Приложение 24);
  • Видеоролик «Единство всех и уникальность каждого». Любинский МР (Приложение 25);
  • План работы на 2016 год КУ Любинского муниципального района «Ресурсный информационно-методический центр в сфере образования» (Приложение 26);
  • Материалы организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Любинском муниципальном районе (Приложение 27);
  • Презентация районного фестиваля по итогам летней оздоровительной кампании «Красками радуги лето расцвечено». Любинский МР (Приложение 28) ;
  • Презентация «создание толерантной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Любинский МР (Приложение 29);
  • Видеоролик «Система работы в ДОУ». Любинский МР (Приложение 30);
  • Презентации по системе работы с дошкольными образовательными учреждениями. Любинский МР (Приложения 31-34);
  • Видеоролик «Одаренный ребенок». Любинский МР (Приложение 35);
  • Презентация «Выявление интеллектуальной одарённости обучающихся через предметные олимпиады». Любинский МР (Приложение 36);
  • (Приложение 38);
  • (Приложение 39);
  • Стендовые доклады Любинского муниципального района (Приложение 40).

09 ноября 2016. Региональные инновационные площадки - инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО) как механизм развития неформального образования педагогов

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • В чем, по Вашему, заключается преимущество участия образовательной организации в деятельности РИП-ИнКО?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и полезными? Обоснуйте.
  • В чем, на Ваш взгляд, заключается отличие реализации неформального образования педагога (на примере системы образования Омской области) от опыта Вашего региона/муниципалитета?
  • Какие подходы в организации обсуждаемой инновационной деятельности Вы хотели бы и могли бы использовать в своей работе?
  • Ваши предложения по развитию инновационных комплексов как механизмов неформального образования педагогов.

Материалы для ознакомления и обсуждения

  • Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Омской области (Приложение 1).
  • Положение о РИП-ИнКО (Приложение 2).
  • (Приложение 3-5).
  • Структурно-функциональная модель РИП-ИнКО (Приложение 6).
  • Паспорт РИП-ИнКО №Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» (Приложение 7).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» (Приложение 8).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа – территория здоровья» (Приложение 9).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» (Приложение 10).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Образование детей особой заботы» (Приложение 11).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ: ПРОЕКТЫ «МОБИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» И «БАЗОВАЯ КАФЕДРА» КГБУ ДПО АКИПКРО Мамчур Ю.Ю., КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования». г. Барнаул, Алтайский край. Аннотация. Стратегия обучения педагогов в условиях неформального образования направлена на получение высокого качества образования, предоставляющего возможность сформировать профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности педагога, приобрести прочные умения и навыки, повышающие конкурентоспособность и способствующие развитию профессиональной карьеры. Ключевые слова: базовая кафедра, мобильные педагоги, профессиональное сообщество, инновационная деятельность, система учительского роста EFFECTIVE MECHANISMS FOR NON-FORMAL EDUCATION TEACHERS: PROJECTS "MOBILE TEACHER" AND "BASIC DEPT." REGIONAL STATE BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION "ALTAI REGIONAL INSTITUTE OF TEACHER TRAINING" Julia Mamchur Summary. Teacher training strategy in a non-formal education aimed at obtaining high quality education, providing the opportunity to develop professional competencies required for the practice of the teacher, to acquire strong skills, enhance competitiveness and promote the development of a professional career. Keywords: base chair, mobile teachers, professional community, innovation, the system of teacher growth Важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала педагога, что должно обеспечиваться его достойной мотивацией. Современная экономика России испытывает потребность в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современный педагог должен соответствовать современным реалиям. Но этого мало, важно изучать непрерывно и отвечать на актуальный, на

2 сегодняшний день вопрос: а какой сегодня педагог есть, чем владеет, какие испытывает профессиональные затруднения, какие ценности характеризуют его личность? Необходимо также понимать, в чем его личностные и профессиональные потребности. На наш взгляд, одна из центральных задач образовательной политики остается задача обеспечения единства образовательного пространства. Идея создания единого образовательного пространства (в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данным на заседании Госсовета по вопросам образования 23 декабря 2015 года), реализуема через создание общенациональной системы профессионального роста учителей. При этом модель общенациональной системы учительского роста рассматривается как опора и навигатор в разработке собственной траектории развития каждого учителя. В построении индивидуальной траектории развития с учетом требований профессионального стандарта педагога в целях формирования (развития) у учителя (воспитателя) трудовых функций (профессиональных компетенций). Это направление стало рубежным в организации деятельности Краевого государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» в 2016 году. В результате обобщенного анализа деятельности руководителей, педагогов образовательных организаций были зафиксированы группы проблем на уровне результатов деятельности педагогов в образовательной организации: Первая группа проблем проблемы недостаточной результативности работы по развитию профессионального мастерства педагогов: не происходит ожидаемый и необходимый рост профессиональных возможностей участников образовательного процесса, не полностью или неправильно используется их потенциал.

3 Нерешенные проблемы во многом обуславливают вторую группу проблем проблемы недостаточного влияния деятельности профессиональных объединений на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в образовательной организации. В настоящее время руководители образовательных организаций активизировали работу с педагогическими кадрами, а учителя, в свою очередь, предприняли попытки разобраться в идее развития, активизируя свою методическую деятельность. Эта взаимная активность способствовала появлению новых форм работы с педагогическими кадрами. Прогрессивные образовательные организации Алтайского края, реализующие инновационные проекты по актуальным направлениямобразования, создаютинновационную инфраструктуру, в которую входят 112 образовательных организаций края региональные инновационные площадки (РИП), а также образовательные организации, опыт которых размещен в Банке лучших практик 78 (БЛП). Учитывая имеющийся положительный опыт реализации инновационных проектов образовательных организаций, а также успешные стажерские практики для других образовательных организаций с целью трансляции опыта, стало возможным создание «Базовых кафедр» АКИПКРО по направлениям деятельности. Толчком для выбора данногопроекта явились положительные тенденции в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как: - организация и проведение мастер-классов и консультаций для обучающихся, педагогических работников образовательных организаций, конференций, круглых столов; - участие в разработке дополнительных профессиональных образовательных программ по соответствующим направлениям; - подготовка методических пособий; - разработка и внедрение новых технологий обучения.

4 В настоящее время деятельность организована деятельность 4 базовых кафедр АКИПКРО, которая направлена на решение следующих задач: - организация и проведение занятий по модулям, закрепленным за кафедрой, в инновационных формах по актуальным проблемам науки и образования; - развитие и координация научных исследований в области интеграции науки и образования по направлению деятельности базовой кафедры с привлечением обучающихся, педагогических работников образовательных организаций и преподавателей АКИПКРО; - осуществление мероприятий по повышению научнопреподавательского потенциала, в том числе, подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров для нужд кафедры, проведение стажировок. С момента организации работы «Базовых кафедр» АКИПКРО заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с ведущими организациями в области образования, которые оказывают помощь в рамках научно-методического сопровождения. Так, например: МБУ «Центр развития творчества детей и молодежи Железнодорожного района г. Барнаула» специализируется по направлению «Развитие дополнительного образования» при поддержке Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; МБОУ «СОШ 31» г. Барнаула работает по направлению «Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» во взаимодействии с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования; МАОУ «СОШ 132» г. Барнаула - кафедра по развитию информационной образовательной среды осуществляет свою деятельность в рамках инфомационно-медийного направления общероссийской

5 общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ) при поддержке ведущих краевых СМИ, научно-методическое сопровождение - Академия социального управления (Московская область); МБОУ «Лицей 130 «РАЭПШ» г. Барнаула работает в тесном взаимодействии по вопросам развития государственно-общественного управления с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Специалисты новых структур организуют мастер-классы и консультации для обучающихся и коллег, занятия по темам, закрепленным за каждой базовой кафедрой, демонстрируютопыт своего учреждения, помогают в разработке документации. Кроме того, базовые кафедры принимают активное участие в реализации инновационных проектов, подготовке и проведении научных исследований. Совместная работа ученых и учителей-практиков позволит разработать эффективные дополнительные профессиональные образовательные программы и подготовить практико-ориентированные методические пособия. В Алтайском крае активно осуществляют свою деятельность профессиональные педагогические сообщества, созданные при поддержке Главного управления образованием и науки Алтайского края и АКИПКРО учителя-новаторы, молодые педагоги... Сейчас у нас формируется новое сообщество «Мобильные педагоги». Этот проект возник в продолжение деятельности базовых кафедр. Сегодня, когда президентом Владимиром Путиным поручено создать новую общенациональную систему учительского роста, одним из главных элементов является укрепление горизонтальных связей между учителями, которые могут, хотят, умеют передавать свой лучший опыт другим учителям. Мобильность в широком смысле (от лат. mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению,

6 действию, выполнению заданий. Чтобы осуществить те или иные перемещения, изменения в своей профессиональной позиции, человек должен обладать определенными личностными качествами и способностями. К ним можно отнести: подвижность; открытость новому; умение гибко приспосабливаться к новым обстоятельствам; креативность мышления; коммуникативность и т.д. Основные принципы проекта «Мобильный педагог» - это взаимодействие наиболее успешных и интересных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, имеющими высокие и низкие образовательные результаты, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога. «Мобильными» считают педагогов с активной жизненной и профессиональной позицией. Это прогрессивные учителя, которые не только преподают, но еще участвуют в реализации общественных проектов. В этом году в рамках проекта стартовала акция «80 мобильных педагогов к 80-летию Алтайского края». Первую «двадцатку» «мобильных педагогов» посвятили 22 сентября 2016 года. Сегодня банк «мобильных педагогов» пополнился еще двадцатью. Вхождение каждого учителя и управленцев в то или иное профессиональное сообщество, в проектыразличной направленности не только обеспечивает обмен информацией и согласованность в работе образовательных организаций, но и объективно позволяет включить каждого педагога в управление образовательной организацией, что обеспечивает достижение оптимального результата эффективное «умное» управление образовательной организацией. Сейчас уже можно без преувеличения констатировать, что реализация данных проектов при участии большого числа профессиональных сообществ, педагогов с их разнообразными и многочисленными связями и отношениямидруг с другом,профессиональными компетенциямиделает

7 управление образовательными организациямиодной из составляющих целостной системы системы учительского роста.


КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА: ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Москва, 2018 Пуденко Т. И., начальник управления образовательной аналитики ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной

Построение образовательной траектории для молодежи будущего в рамках реализации образовательной услуги Предпосылки Появление новых профессий и специальностей. Людей заменяют умные машины Потребность в

Проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР) 7 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального

Организация деятельности инновационного педагогического комплекса. Проблемы, идеи, решения ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербург, 2013 Проект ОЭР Проект ОЭР, ориентирован на создание модели инновационного

1 УДК 37.08 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Лопуга Елена Владимировна, и.о. декана факультета

Заявка на участие в отборе в инновационную инфраструктуру системы образования Алтайского края Регистрационный номер: Дата регистрации заявки: Раздел 1. Сведения об организации-заявителе Полное наименование

Проект УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 2015 г. КОНЦЕПЦИЯ развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года I. Общие положения Концепция

УДК 378.046.4 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ Дивеева Г.В., директор АУ «Институт развития образования», к.п.н. e-mail: [email protected], г.

УДК 001.201 Колосова А. В. студент магистратуры 2 курс, направление подготовки: Педагогическое образование Программа подготовки: «Управление дошкольным и дополнительным образованием детей» Федеральное

3.3.1. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы Характеристика укомплектованности МАОУ СОШ 25, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими, руководящими

Комитет по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края План работы муниципального методического объединения педагогов дошкольных образовательных учреждений Петропавловского района

УДК 378 КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ОПОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИО- НАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ Габышева Л.К., Старовойтова О.М. Тюменский индустриальный университет E-mail:

Раздел 7. Перспективы и планы развития ГБПОУ «КЧСХТ» В ГБПОУ «КЧСХТ» на 2015-2020 годы разработана программа развития Учреждения. Цель программы: Создание правовых, экономических, организационных, методических,

УДК 331.108.2 ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Суров К.Г. Вятский государственный университет г. Киров, Российская Федерация Аннотация В статье рассмотрены,

ПЛАН ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МБОУ «РАКИТОВСКАЯ СОШ» НА ГОД План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МБОУ

МБОУ гимназия 2 «Квантор» Социальный проект «Здравствуй, учитель 21-го века!». Проект выполнен учителем географии МБОУ гимназии 2 «Квантор» Якобс Натальей Витальевной г.о. Коломна Московской области 2015г.

Пояснительная записка СЦК - это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, осуществляющее образовательную деятельность по учебным планам и образовательным программам, скорректированными

1 Приказ директора школы от 27.04.г 26 План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МБОУ «Романовская СОШ» Романовского района на год План мероприятий по повышению профессионального

2. Цели, задачи, этапы реализации. Цель: совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через

Перспективный план работы МАОУ СОШ 25 по реализации задач регионального образовательного проекта «Темп» Цель проекта: Достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического

Виговская Мария Евгеньевна к.п.н., преподаватель Калининградский торгово-экономический колледж филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ г. Калининград ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно - методический образовательный центр» Щёлковского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ: На педагогическом совете директор МБОУ СОШ 13 Приказ 1 от 30. 08 2018г. В. А. Дробина Приказ

Развитие кадрового потенциала учреждения миссия методической службы Синичкина Лариса Петровна, заведующий методическим отделом УО «Минский государственный дворец детей и молодежи». Аннотация Представлен

Аннотированная программа ДИСЦИПЛИНА «Методика обучения, воспитания дошкольников и младших школьников» Направление: педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 8 кредитов

УДК 371 РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Бутримова Ирина Викторовна, зав. отделом начального общего образования ИРО, канд. филол.

Национальный исследовательский Томский государственный университет Пакет документов для составления сетевой образовательной программы «Предпринимательство и лидерство» Оглавление Паспорт сетевой образовательной

ПЛАН РАБОТЫ школьного методического объединения учителей начальных классов МАОУ «НОШ 1» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год. Методическая тема ШМО учителей начальных классов: «Создание условий для

ПАСПОРТ Муниципальное образование Образовательное учреждение, на базе которого создан ресурсный методический центр Юридический и фактический адрес ОО ФИО, должность руководителя Сайт Разработчики программы

Основные направления научно-методической работы в школе Задачи методической работы школы: формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом

Внутришкольная система повышения квалификации педагогических работников. Ламанова И.Н директор МБОУ СОШ 49 г. Белгорода Данилова Е.В. заместитель директора по УВР. Педагоги не могут успешно кого-то учить,

УТВЕРЖДЕНО приказом директора ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж» 8 п от 21 февраля 2017 года П О Л О Ж Е Н И Е о профориентационной работе в областном государственном бюджетном профессиональном

2. Цели, задачи, этапы реализации Цель: Совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников ГАОУ СПО СО «ВСАМТ», повышение престижа образовательного учреждения

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» УЧИТЕЛЬ 2.0 ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 29» ГО Ревда Подготовку педагога к профессиональной

ОТЧЕТ о работе муниципальной инновационной площадки по теме «Развитие интегративного и инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ОВЗ» за отчетный период с 26.10.2016-31.05.2017 года МБОУ СОШ 11 п.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Организации дополнительного образования физкультурно-спортивной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование профессиональной карьеры учителя в условиях повышения квалификации

1. Общее положение 1.1. Многофункциональный центр прикладных квалификаций (далее Центр) является структурным подразделением государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский

1 УДК 371.14 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Сироткина О.В., кафедра обучения на двуязычной основе КНИТУ, старший преподаватель.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПРОЕКТА АПРОБАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА» (по результатам представления проектов 11 февраля 2016) Общей целью проекта апробации «Профессионального стандарта

1 УДК 37.088 МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД Гирба Е.Ю., к.п.н., заместитель директора МОУ ДПО «Учебнометодический центр». Е-mail: [email protected], г. Серпухов, Московская область,

ПЛАН мероприятий МБОУ «СОШ 13г. Горно-Алтайска» по реализации стратегии развития воспитания на период до 2025 года Наименование мероприятия по реализации Стратегии развития воспитания на период до 2025

И.Е. ЯКУНИНА, Н.В. БРЫЗЖЕВА Ассоциация педагогических работников Тульской области: опыт работы и перспективы развития региональной системы образования ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

УТВЕРЖДЕН приказом директора МБОУ «Гришковская СОШ» от 28.04.2015 43 План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МБОУ «Гришковская СОШ» на 2015 год План мероприятий

Федеральное агентство по образованию Российский государственный профессиональнопедагогический университет СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Российского государственного профессионально-педагогического

Атлас новых профессий Роль инновационных площадок в национальном проекте «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»: от педагогических активностей к системе «горизонтального обучения» Карпова Ольга Сергеевна, директор центра

Альтернативные трактовки, оценки и т.п. Содержание философских дисциплин в этом плане, на наш взгляд, наиболее адекватно может быть выражено именно в лекции проблемного типа. УДК 401 Демидчик Е.В., Лопатик

1 Важным условием для молодых педагогов служит то, что они с первой минуты своей деятельности выполняют должностные инструкции и несут ту же ответственность, что и наставники-воспитатели с педагогическим

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЮЙС» г. Краснодар 2015 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Программа развития Санкт-Петербургского регионального отделения Российского движения школьников на 2016-2017 учебный год Цель первого года реализации программы Апробация и развитие РДШ на базе пилотных

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 общеразвивающего вида «Система методической деятельности в условиях введения профессионального стандарта педагога» Заместитель

1 УДК 371 ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Семашко О.В., старший преподаватель

Технологии организации работы с молодыми специалистами. Наставничество 2015 год общероссийское исследование эффективных моделей адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов. Респонденты:

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Шпакова Ольга Сергеевна, заведующая отделением, СПб ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж», г. Санкт-Петербург, Россия Аннотация.

УТВЕРЖДЕН приказом комитета по образованию от 06.04. 63 ПЛАН мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений Родинского района на год План мероприятий

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

Министерство образованию и науки Алтайской» кран К"I 1>У ДНО Л. 11aiicKiiii красной нпсппу г повышении квалификации работников образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дискам

Володченко Дмитрий Петрович Алтухова Наталья Геннадьевна г.златоуст Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр юных техников» Реализация образовательного проекта «ТЕМП» в Муниципальном

КОНЦЕПЦИЯ развития школьных информационно-библиотечных центров Костромской области I. Общие положения Необходимость преобразований в сфере информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) Типовые комплексные модели учительского роста, ориентированной на поддержку школ

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2016 2017 учебный год «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ 108» Е.А. Звегинцева 2016 г. Приказ от 2016 г. Методическая тема МО начальных классов:

УДК: 37.014 РОЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Вяземский Е.Е, д.п.н., профессор кафедры, E-mail: [email protected], Болотина Т.В., к.п.н.,

РАЗДЕЛ III. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ОРИЕНТИР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ УДК 371.124 ББК Ч420.42 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ «ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» THE BASIC REQUIREMENTS

Психологическая наука и образование Psychological Science & Education 2014. Т. 19. 3. C. 5 10 2014, vol. 19, no. 3, pp. 5 10 ISSN: 1814-2052 ISSN: 1814-2052 ISSN: 2311-7273 (online) I SSN: 2311-7273 (online)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Директор ОГБУ РЦРО Директор МБОУ Академического лицея г. Томска Лыжина Н.П. Тоболкина И.Н. (приказ 2-ЦО_ от «05» ноября 2013 г.) 2013 2013 г. Положение о межмуниципальном образовательном

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года Москва 2015 РАЗДЕЛ I 1. Общие положения 1.1 Концепция

ПРИНЯТО: на Педагогическом Совете МАОУ «Бизинская СОШ» протокол 1 «30» августа 2011 года УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ «Бизинская СОШ» С.Д.Кондрахина «30» августа 2011 года ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ Муниципального

Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области 22 мая 2018 года «О системе повышения квалификации педагогических работников Челябинской области» Выявление и создание условий для преодоления

Белая К.Ю. кандидат педагогических наук профессор МИОО Заслуженный учитель России Москва, Россия Стажировочные плащадки надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования

ПОЛОЖЕНИЕ о методической службе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования муниципального образования город Краснодар «Детско-юношеский центр» 1. Общие положения

1. Общие положения Научно методическая работа - целостная система деятельности, целью которой является обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач учреждения, создание оптимальных

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху»

Джим Рон

1.Актуальность (введение)

В современном обществе остро стала проблема здоровья подрастающего поколения.
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело.
Все мы знаем что, основная задача физической культуры - оздоровительная. Министерство образования дало уникальную возможность, выделив три часа на уроки физической культурой, использовать способности организма к тренировке физические качеств и двигательных навыков, тем самым помогая решать основную задачу и формировать правильные привычки и принципы здорового образа жизни.
существует несколько способов поведения педагогов в сложившейся ситуации:

Можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы;

Можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство;

Можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Мы можем привлечь внимание детей, используя различные компьютерные технологии, увлекая их интересными занятиями, используя новы подходы к тренировке физических качеств, наглядно объясняя что, для чего и как надо делать, а не просто сдавать нормативы и бегать кругами по стадиону. Исходя из потребности в постоянном совершенствовании профессиональных навыков, учитель может осваивать новые методы и методики ведения занятий, внедрять их в жизнь, начиная от познавательных фильмов, заканчивая биомеханическим разбором движения и как следствие улучшение показателей нормативов принятых в нашей сфере. Тем самым давая ребенку понять, что при правильном подходе, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье, но увлекательны, познавательны и необходимы.

Но…Что бы понять разницу между видами образования/обучения, мы провели аналитический обзор понятий «формальное обучение» и «неформальное обучение» и сравнили их основные характеристики.

В педагогическом образовании сегодня происходят системные изменения. «Концепция поддержки развития педагогического образования» Минобрнауки РФ, предусматривает осуществить повышение качества подготовки педагогических кадров за счет отказа от линейной траектории обучения и создания условий свободного «входа» в программы педагогической подготовки специалистов. В данном направлении обновление сложившейся практики повышения квалификации педагогов, обеспечивающее реализацию нового профессионального стандарта педагога может осуществиться через введение в существующую систему дополнительного профессионального образования элементов неформального образования.

В предложенной ЮНЕСКО (1997) терминологии определяется, что педагогический процесс может быть организован в виде некой образовательной триаде - «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституционное образование» («informal education»)

Российский подход к организация формального образования (по Е.В. Тутыниной, 2000) предполагает обязательное соответствие таким требованиям как: наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне .

Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере, медленно адаптируются к социальным, экономическим, культурным изменениям, их развитие сдерживает не только внутренняя устойчивость и консерватизм, но и инерция самого общества . Именно с данной отправной точки стало происходить не только разделение образования на формальное, неформальное и информальное, но и повышаться значимость именно неформального образования, потенциально обладающего большей свободой и возможностями в формировании компетенций и развитии компетентности обучающихся [ 8]..

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования/обучения.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования .

Данное понятие, на наш взгляд, является аккумулирующим по отношению к приведенным трактовкам, выражает точку зрения большинства российских и зарубежных специалистов.

Итак, опираясь на предложенные определения неформального образования, в качестве предварительного вывода отметим, что данный вид образования обладает признаками организованности, систематичности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющимся. Организация неформального образования осуществляется, как правило, за пределами официальных образовательных учреждений и не сопровождается стандартизированной процедурой подтверждения документами государственного образца. По своему предметному содержанию неформальное образование может быть нацеленным на разные возрастные группы, иметь разные образовательные цели - профессиональные, личностные, социальные и т.д., а также разную временную продолжительность своего существования.

Полученные на основе вышеназванных определений характеристики формального и неформального образования представлены в сравнительной Табл.1. (приложение 1)

Приложение 1. Таблица 1

Сравнительные характеристики формального и неформального образования.

Характеристики

Образование

Формальное

Неформальное

Цели

Долговременные и общие

Кратковременные и специфические

Получение документов об образовании установленного образца

Приращение образовательного потенциала

Стандартизировано, ориентировано на освоение основных положений учебного материала

Индивидуализировано, ориентировано на результат

Академическое

Практическое

Жёстко структурированное

Гибкое

Субъекты, организующие процесс образования

Педагоги, преподаватели с соответствующим педагогическим образованием или специалисты, допущенные к педагогической деятельности

Различные специалисты педагогического и непедагогического профиля

Субъекты, участвующие в процессе образования

Учащиеся, студенты

Граждане разных номинальных и реальных групп (возрастных, социальных, профессиональных)

Условия

поступления

Наличие документа об окончании предыдущей образовательной ступени, сдача вступительных экзаменов, зачисление

Желание и возможность обучающегося, отсутствие вступительных экзаменов

Нормативное регулирование

Закон "Об образовании", Образовательный стандарт, соответствующие учебные программы, учебное расписание

Договор

Контроль

Внешний, иерархизированный

Демократический,с возможностью самоуправления

Продолжительность

Длительный цикл, полный учебный день, нормированные сроки обучения

Короткий цикл, возможен неполный день, продление сроков обучения по желанию обучающихся

Место

В аккредитованных учреждениях образования

В различных учреждениях и организациях

Результат

Получение профессии

Повышение компетентности в соответствующей области, удовлетворение познавательных интересов, личностное развитие

Ресурсозатратность

Ресурсозатратно

Ресурсосберегающе

3. Выводы

Комитет по образованию ОЭСР (2005) обозначил следующие преимущества системы неформального образования:

1. Преимущества в сфере экономики. Открытое признание результатов неформального образования закладывает основу его успешности; формируемые им компетенции различного уровня позволяют мобильно реагировать на спрос и предложения на рынке труда, что увеличивает потенциал человеческих ресурсов.

2. Преимущества в сфере образования. Развитие неформального образования позволяет осуществить переход от устоявшейся концепции «конечного образования» к концепции «непрерывного образования в течение всей жизни»; формировать удобные, гибкие, персонализированные направления получения образования; наращивать потенциал преподавательского состава за счёт создания более благоприятных условий получения профильного образования.

3. Социальные преимущества. Развитие социальных институтов, обеспечивающих возможность перехода от обучения к трудовой деятельности и обратно; стимулирование и поощрение профессиональной мобильности на рынке труда социально незащищённых категорий граждан, повышение их уровня образованности и обеспечение социально-культурного равенства и социальной сплочённости общества.

4. Психологические преимущества. Предоставление возможности выбора способов и методов освоения содержания образования, возможности контролировать время и место получения собственного образования; стимулирование повышения образовательного уровня тех, для кого получение формального образования было затруднено.

Таким образом, неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер.

4.Эффективные механизмы неформального образования:

Конференции

Семинары

Курсы

Тренинги

Круглые столы

Сетевые общества учителей

Образовательные интернет-порталы

Образовательные СМИ

Система дистанционного обучения

Курсы повышения квалификации

Разработка дополнительных профессиональных

образовательных программ по соответствующим направлениям

Подготовка методических пособий

Разработка и внедрение новых технологий обучения.

Для примера можно привести проект «Мобильный педагог» созданный в Алтайском крае. Его цель объединение педагогов и повышение их квалификации (связи с поручением президента РФ В. Путина (2015г.) о создание единого профессионального пространства) реализуется через создание общенациональной системы профессионального роста учителей.

Основные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

Для примера использования плодов неформального образования в нашей практике, мы предоставим вам данные педагогического эксперимента, проведенный на базе гимназии №1

Темой эксперимента было « Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Изучая эту проблему, был проведен мониторинг состояния здоровья детей младшего школьного возраста на основе распределения их по медицинским группам, который наглядно показал наличие проблемы. Нами были обработаны данные учащихся начальных классов общеобразовательных организаций города Жуковский в период с 2010 по2015 год. Анализ данных показал, что количество детей в подготовительных медицинских группах возросло с 16-18% в 2010г до 30-35% в 2015г.

Учитывая ростовой скачек, мы считали, что внедрение методик миофасциального расслабления (МФР) будет оказывать наиболее эффективное воздействие на растущий организм школьника, посредством воздействия на фасции, расслабляя тело.

Современные школьники порой загружены не меньше взрослых. Посещая школу, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе со школьниками использовать упражнения на релаксацию, как физическую, так и психологическую. Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению их здоровья.

В качестве эксперимента были разработаны рекомендации для специалистов ФК. Им была предложена программа «Азбука здоровья» (дополнительный 4 час ФК по программе дополнительного образования) включающая в себя методические приемы МФР.

На занятиях ФК, как основных, так и дополнительных, было рекомендовано к использованию два способа воздействия на организм ребенка для снятия мышечного гипертонуса:

1.Миофасциальная релаксация – специальная методика мышечного расслабления, которая позволяет скорректировать работу мышц, находящихся в гипертонусе.

2.Стретчинг – система упражнений направленная на снятие мышечного напряжения по средствам упражнений на гибкость.

Эксперимент проводился на базе гимназии№1 г. Жуковского.В эксперименте принимали участие ученики (2007 г.р.) 1 «а» и 1 «б» класса. Мониторинг проводился на основе оценки медицинского работника гимназии №1 г. Жуковского состояния здоровья детей по принадлежности к медицинским группам.

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК.

мониторинг состояния здоровья учеников

По полученным мониторинговым данным мы можем сделать следующие выводы:

Методика использования МФР позволяет снимать мышечное напряжение у детей после долгого нахождения в сидячем положении;

Методика использования упражнений МФР позволяет наиболее эффективно использовать упражнения формирующие осанку, т.к. воздействуя на связочный аппарат, снимает гипертонус мышц сгибателей;

Исправление осанки позволяет в некоторых случаях перейти из подготовительной медицинской группы в основную медицинскую группу

Наша статья является лишь подтверждением существования проблемы ухудшения здоровья наших детей и некой рекомендацией для работников сферы ФВ.

Свое выступление хочется закончить словами Альфред де Мюссе:

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» давайте использовать возможность в самообразовании и использовать новые знания на практике.

И как говорил К.Д. Ушинский (Константин Дмитриевич) « Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель»

Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху» Джим Рон

Проблема Ухудшение карты здоровья Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, особенно дети городов-миллионников. Уже сложно представить их играющими во дворе в подвижные игры. Их внимание занимают современные гаджеты. Все чаще они тренируют дух, а не тело

Решение - можно оставить все как есть, и пусть с каждым годом ухудшается школьная карта здоровья и родители спохватившись бегут в фитнес-клубы; - можно продолжать вести уроки традиционными способами, вкладывая в них столько сколько выделяет на это государство; - можно попытаться увлечь учеников и воспитать в них потребность в красивом и здоровом теле.

Сравним Формальное образование Неформальное образование

Формальное образование наличие учреждений, специально предназначенных для осуществления обучения; наличие персонала, профессионально подготовленного для осуществления обучения; наличие системы и систематичности в осуществлении педагогического процесса; наличие чётко обозначенной цели образовательного процесса в виде представлений о его результате; наличие документа об образовании, признаваемого на государственном уровне

Зачем надо учится, учится и еще раз учится?! Главной проблемой формальной системы образования является её несоответствие запросам общества, разрыв между теорией и практикой. Официальные системы образования не успевают оперативно учитывать быстрые и существенные перемены в общественной сфере.

Неформальное образование - это любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы образования. Это может быть отдельная деятельность или значительная часть более широкой деятельности, призванная удовлетворять образовательные потребности субъектов обучения, что и является целью данного вида образования

Неформальное образование имеет большой внутренний потенциал и ряд значимых преимуществ, способствующих развитию и повышению компетентности у специалистов разных профессиональных сфер. Преимущества в сфере экономики.. Преимущества в сфере образования. Социальные преимущества. Психологические преимущества.

Для повышения квалификации педагога можно использовать методы неформального образования.

Эффективные механизмы неформального образования: - конференции - семинары - курсы - тренинги - круглые столы - сетевые общества учителей - образовательные интернет-порталы - образовательные СМИ - система дистанционного обучения - курсы повышения квалификации - разработка дополнительных профессиональных образовательных программ по соответствующим направлениям -подготовка методических пособий -разработка и внедрение новых технологий обучения.

«Мобильный педагог» О сновные принципы проекта – это взаимодействие наиболее успешных и прогрессивных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между образовательными организациями, постоянное совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога.

« Актуальность использования методик морфофункционального расслабления на уроках ФК с детьми младшего школьного возраста»

Суть эксперимента сводилась к следующему: упражнения из программы «Азбука здоровья» внедрялись в течение года в качестве элементов упражнений на уроке ФК и как дополнительная тренировка 4 часом ФК предусмотренным программой дополнительного образования. Занятия со школьниками проводили учителя ФК. Мониторинг состояния здоровья

«Физические упражнения могут заменить лекарство, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе

« Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учится, в нем умирает учитель» К.Д. Ушинский Каждому учителю необходимо выстроить новые ориентиры по работе, направленные на введение ФГОС.

«Эффективные механизмы неформального образования педагогов» Подготовила: Пензенская Е.М. Учитель высшей категории Гимназия №1

Спасибо за внимание!


Рассмотрев различные теоретические аспекты развития неформального педагогического образования, определив методологические подходы к рассмотрению содержания самого понятия, мы описали признаки неформального педагогического образования и факторы, обуславливающие высокую эффективность неформального педагогического образования.

К сожалению, в процессе работы над проблемой развития неформального педагогического образования в условиях школы, мы практически не встретили научных разработок, раскрывающих виды и формы этого образования, в том числе и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Социально-экономическое развитие общества предполагает новые модели системы образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических работников, которые должны в соответствии с требованиями времени иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования, что подразумевает неоднократное возвращение педагогов в той или иной форме в образовательный процесс. И, как отмечает Е.Л. Фрумина, «при получении новых знаний и компетенций ключевую роль начинает играть не формальное, устроенное линейно, а неформальное образование» . Все чаще обучение на протяжении всей жизни реализуется через информальные механизмы, которые действуют как инструменты самообразования, а неформальное образование может служить действенным инструментом, активизирующим процесс самообразования.

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть формы организации неформального педагогического образования в условиях школы, среди которых пытались ответить на вопрос: какие современные организационные формы неформального педагогического образования наиболее эффективны?

В своем труде по андрагогике М.Ш. Ноулс сформулировал основные положения данной науки. Они отражают важные особенности взрослых обучающихся, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при организации процесса неформального обучения:

Взрослому человеку, который обучается -- обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

Он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

По данным исследований психологов, взрослые забывают то, что им рассказывалось через два дня (в 50%), через неделю (в 80%), через месяц (в 90%). Поэтому при организации системы обучения взрослых, в том числе в виде неформального образования, стоит задача поиска актуальных форм получения знаний, способствующих решению этой задачи.

Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Проанализировав литературу, посвященную формам обучения и получения образования, мы разработали классификацию форм неформального обучения по признакам:

6. Формы получения образования:

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. Формы обучения в организациях образовательных технологий.

8. Формы обучения вне организаций:

Самообразование;

Образование с привлечением специалистов, консультантов, тьюторов и других профессионалов.

9. Формы взаимодействия:

Активные;

Интерактивные;

Пассивные.

10. Организационные формы обучения:

Индивидуальные;

Фронтальные;

Групповые;

Комбинированные;

Корпоративные;

Аудиторные;

Внеаудиторные;

Краткосрочные;

Долгосрочные.

11. Виды организационных форм обучения:

Семинары;

Вебинары;

Мастер-классы;

Конференции;

Фестивали;

Конкурсы;

Проектное обучение;

Лабораторные;

Эксперименты;

Консультирование;

Тренинги;

Экскурсии;

Практикумы;

Марафоны;

Педагогический абонемент и/или образовательный модуль;

Профессиональные сообщества;

Стажировочные площадки;

Мастерские обмена опытом;

Наставничество;

Ротация.

Представленное разнообразие форм в приведенной классификации еще раз подтверждает, что выделенные нами характеристики неформального педагогического образования (далее - НПО): динамичность, открытость, вариативность, целенаправленность, индивидуализированность, мобильность

– верны. НПО не зависит от места и времени, обладает разнообразными видами организационных форм, при этом выбор той или иной формы пополнения знаний зависит от индивидуальной потребности обучающегося и целей, которые он перед собой ставит.

Современная информальная среда вынуждает взрослого человека к активному и непрерывному участию в образовательной деятельности. Бесконечный поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, зачастую приводит к возникновению профессиональных трудностей и дефицитов, ликвидировать которые представляется возможным, включившись в систему неформального образования.

Наиболее эффективными формами устранения профессиональных трудностей являются такие формы взаимодействия, которые носят интерактивный и/или активный характер и полностью отвечают интеллектуальным, социальным и психологическим потребностям обучаемого.

Остановимся подробнее на сущности видов организационных форм неформального образования, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными в рамках организации повышения квалификации педагогических сотрудников в условиях школы.

При реализации системы НПО в образовательной организации одним из эффективных инструментов обмена опытом и повышения квалификации выступают мастер-классы. Первая часть словосочетания «мастер-класс» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов», а вторая это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс является особым способом обобщения и распространения передового педагогического опыта. Он представляет собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которые опираются на свои принципы и имеют определенную структуру. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (преподавателя, который ведет мастер-класс).

М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс дает следующее определение: «Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы».

Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения, воспитания и развития, где центральным звеном выступает демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Нами выделены характерные признаки мастер-класса:

Определяет новый подход к философии обучения, который ломает устоявшиеся стереотипы и формы;

Активизирует самостоятельную работу в малых группах, позволяющую проводить обмен мнениями;

Включает всех участников в активную деятельность;

Определяет проблемную задачу и решает ее через проигрывание различных ситуаций;

Раскрывает творческий потенциал и Мастера, и участников мастер-класса;

Не навязывает формы, методы, технологии работы участникам;

Представляет возможность каждому участнику воспользоваться предлагаемым методическим материалом;

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации.

Следующей популярной формой получения новых знаний и организации обмена педагогическим опытом являются конференции, которые на сегодняшний день являются одной из самых динамичных и интерактивных форм неформального образования. Конференция - это собрание представителей организаций, предприятий, студентов, коллег, людей из одной профессиональной сферы, преподавателей одного или нескольких учебных заведений для обсуждения и решения особых вопросов. Каждый участник может определить свою роль в данном мероприятии: слушатель, докладчик и т.д. Также возможно заочное участие в конференции с последующей публикацией работы в сборнике по материалам конференции. Конференцию часто сочетают с другими формами неформального образования, что позволяет повысить эффективность занятий, которые требуют использования разных методов преподавания:

Конференция-лекция (проводят в виде научно-практического занятия, содержащего защиту докладов, выступления с рефератами; обязательные этапы - подведение итогов, уточнение информации, вопросы слушателей);

Конференция-семинар (сочетает признаки обеих форм: обсуждение поставленной проблемы/вопроса и практический компонент);

Конференция-мастер-класс (в процессе используют разные методы и формы преподавания: лекция, тренинг, мастер-класс). Благодаря такому формату проведения конференции слушатели получают новые знания, возможность профессионального развития, анализа опыта в определенной сфере, практической отработки навыков, реализации творческого потенциала.

Все популярней в сфере образования становится проведение веб- конференций, где участники получают возможность донести свое видение решения той или иной проблемы до огромной аудитории интернет- пользователей. В режиме реального времени для нескольких или нескольких сотен одновременных участников онлайн встречи позволяют организовать как совместные обсуждения актуальных вопросов системы образования, так и обучающие мероприятия, повышающие уровень компетенции каждого активного участника. Онлайн конференция позволяет также демонстрировать презентации, непрерывно работать с приложениями и документами, просматривать сайты, причем каждый из участников находится на своем рабочем месте около компьютера.

Другой информационно-коммуникационной формой проведения обучающих мероприятий являются вебинары или онлайн-семинары. Их используют для обозначения презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. Основной целью проведения вебинара является обучение.

Значимым достоинством информационно-коммуникационных форм обучения является непривязанность к месту.

Одной из актуальных форм интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, является тренинг. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

В тренинговом обучении выделяют три этапа:

Информационный (получение теоретического знания);

Практический (приобретение участниками практического опыта);

Рефлексивный (участники делятся своими впечатлениями, ощущениями, высказывают свои пожелания).

Данная форма обучения имеет огромное количество преимуществ сравнительно с другими формами. Так как тренинг - это интерактивное мероприятие, он предусматривает сотрудничество тренера и группы, определенные действия со стороны обучающихся и постоянный диалог между участниками. Тренер моделирует ситуации, через которые участники должны пройти. Таким образом, каждый член коллектива, выполняя поставленные задачи, практическим путем усваивает информацию.

Также реализацию идеи диалога во всех его аспектах, активный обмен мнениями, знаниями, творческими находками мы можем получить, реализуя такую форму обучения как мастерская обмена опытом.

Педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Результат работы в мастерской не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской - сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки

– путь к истине.

Психологический комфорт, эмоциональный комфорт, творческая раскованность при проведении мастерской создаются безоценочной деятельностью участников, отсутствием критических замечаний и свободой выражения мыслей.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:

Во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

Во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;

В-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом - необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Существенным признаком мастерской является ограничение участия в практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах. Его задача состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской, поставленных целей и задач, которые определяет участник или организатор.

Немаловажным мотиватором в повышении квалификации педагогических кадров является организация и проведение профессиональных конкурсов, фестивалей и марафонов на базе учреждения. Конкурсные мероприятия направлены на совершенствование профессионального мастерства педагогов и развитие учительского потенциала, стимулирование профессионального роста педагогов и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в процессе обсуждения актуальных проблем, приоритетных направлений модернизации образования, создание условий для эффективной диссеминации передового педагогического опыта. Профессиональные конкурсы, фестивали, марафоны позволяют включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Одним из необходимых умений, которым должен обладать педагог является умение проектировать свою деятельность на перспективу. Таким образом, проектная деятельность как система действий, операций и процедур, необходимых для разработки и реализации проекта, представляет собой определенную технологию, которая может быть освоена в процессе обучения.

Проектное обучение представляет собой процесс целенаправленного освоения проектной деятельности и является одним из наиболее эффективных средств для решения задач компетентностного подхода в образовании. Оно относится к интерактивным формам обучения и представляет собой внедрение частных проектов в учебную деятельность обучающихся. Проектное обучение содержит систему организационных, корректирующих и контролирующих действий преподавателя, он является консультантом, компетентным сопровождающим, специалистом, который помогает проектантам в любых вопросах и способствует их развитию в познавательной, исследовательской, новаторской, творческой деятельности. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей педагогов в профессиональном, социальном и личностном плане.

Эффективность проектного обучения обусловлена следующими организационными принципами:

1. Принцип самостоятельности (ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся).

2. Принцип проблемности (предполагает решение заданной проблемы с помощью поиска нового знания).

3. Принцип направленности на результат (ориентирован на получение определенного материального результата).

4. Принцип коллегиальности (предполагает взаимопомощь и поддержку между участниками).

5. Принцип интериоризации (проектные действия формируются, закрепляются и активно используются в деятельности обучающихся).

На современном этапе активного развития системы ДПО одной из инновационных форм повышения квалификации педагогов становится предлагаемая МИОО образовательная услуга «Педагогический абонемент», которая оказывается на базе образовательных организаций города Москвы и может содержать любой набор учебных мероприятий в зависимости от запроса. Объем одного учебного модуля не превышает 12 часов, соответственно не оканчивается выдачей удостоверения или другого документа государственного образца. В разделе предложений можно выбрать направление, в котором педагог хотел бы самосовершенствоваться (разделы: педагог, предмет, детский коллектив, ГИА, детский коллектив, особый ребенок, дошкольное образование, начальное образование, вопросы комплекса). Формы реализации данной программы предлагаются следующие: лекция, семинар, индивидуальная или групповая консультация, мастер-класс, вебинар.

Индивидуальные программы повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок, накопление которых в течение учебного года дает возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь надолго от учебного процесса, имеют дальнейшую перспективу развития.

Вышеописанная услуга привлекает свое внимание тем, что предлагается государственным региональным институтом и подразумевает включение в преподавательский состав высококвалифицированных специалистов.

Мы считаем, что наиболее эффективным для использования в процессе повышении квалификации педагогов в формате неформального педагогического образования в условиях школы является акмеологическое консультирование. Акмеологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и консультанта, в ходе которого могут быть актуализированы дополнительные личностные и профессиональные возможности, способности, резервы, позволяющие найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм. Данная индивидуальная работа с педагогом или группой педагогов связана с оказанием им помощи в достижении собственных вершин многогранной профессиональной деятельности педагогического мастерства.

Акмеологическое консультирование в процессе повышения квалификации педагогов призвано обеспечить пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития.

Представленные виды организационных форм эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, общения и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивают возможность проанализировать результаты совместной деятельности и индивидуальное развитие (рефлексия).

Таким образом, в данном параграфе нами рассмотрены виды организационных форм неформального педагогического образования, установлено, что в основе выбора того или иного вида необходимо учитывать особенности и индивидуальные потребности категории обучающихся (взрослых), опираться на эмпирический подход, исходя из понимания неформального образования как вида коммуникативной деятельности и акмеологический,который побуждает педагога к раскрытию его профессиональных возможностей. При прохождении через механизмы идентификации, рефлексии, стереотипизации, обратной информации, необходимо особо строить взаимодействие обучающегося и обучающего.

Разработанная классификация форм неформального обучения отчасти отражает и образовательную деятельность в рамках формального обучения. Однако существенным отличием является то, что выбор форм получения образования, форм взаимодействия, организационных форм обучения, видов организационных форм остается за обучающимся.

Таким образом, при определении сущности и этимологии феномена «неформальное образование», уточнении понятия «неформальное педагогическое образование» и определении основных организационных форм неформального образования педагогических работников в условиях организации можно констатировать следующие положения:

1. Проблема исследования неформального образования ненова для отечественной педагогической науки.

2. В процессе развития научного педагогического знания термин «неформальное образование» претерпевает определенные изменения и рассматривается на основании различных методологических подходов: личностно-деятельностного, компетентностного, функционального, социокультурного, андрагогического, акмеологического, системного, гуманистического, сравнительного, деятельностного, которые расставляют четкие акценты на рассмотрение квинтэссенции вышеуказанного феномена.

3. Понятие «неформальное образование» достаточно широкое, что позволило выделить и определить его признаки с различных позиций: с точки зрения государственного управления и контроля, с точки зрения организации процесса обучения, с точки зрения получения образования, с точки зрения доступности, с точки зрения места в системе непрерывности получения знаний.

4. Анализ литературы позволил разработать классификацию форм неформального обучения и выделить среди них наиболее эффективные современные организационные формы неформального педагогического образования в условиях школы.