Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

О 1


Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны


Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решениезадач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Парная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Задачи урока:

  1. Закреплять вычислительные навыки, учить читать примеры, используя новые термины;
  2. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, логически мыслить;
  3. Воспитывать аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Устный счёт.

Урок математики. Начнём урок с задачи.

а) Логическая задача.

Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос. (Во время чтения задачи, вывешиваю карточки).

Таня дружит с Машей. Маша дружит с Валей, значит, Таня дружит с Валей. Так ли это?

Прочитайте задание, которое вы видите на доске (дети читают: уменьши на 2).
- Что значить уменьшить число на 2 ?
- Приготовились к выполнению задания, работать будем “цепочкой”, начнём с первого ряда, остальные ребята контролируют выполняющих работу.

Прочитайте следующее задание, что значит увеличить на 3?
- Продолжаем работу аналогично предыдущей.

Физминутка.

Запишите последнее вычисление равенством.

5 + 3 = 8

Как называются числа в этом примере, назовите их (слагаемое, слагаемое, сумма).

III. Постановка учебной задачи.

Давайте составим пример на вычитание, используя эти числа.

А теперь попробуйте назвать числа в этом примере (мы не можем назвать эти числа, т.к. мы их не знаем как называть).
- Как бы вы их могли назвать? (Высказывание детей)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке? (Ответы детей)

Правильно, мы будем узнавать, как будут называться числа при вычитании, поэтому.

IV. Открытие нового знания.

Вам надо быть очень наблюдательными. Итак, какое из этих чисел самое большое? (8)
- Что мы сделали с числом 8? (Сделали меньше, уменьшили)
- Как вы думаете, а какое название у этого числа может быть? (Высказывание детей)
- Да, действительно в математике, число, которое мы уменьшаем, называется уменьшаемым.
- А теперь давайте скажем, что мы делаем со вторым числом?
- Так как бы вы назвали число, которое мы вычитаем?
- Давайте, сравним числа 8 и 5, одинаковые ли они?
- А на сколько они разные?
- Так как мы назовём число, которое получаем в ответе?

Ребята, разностью называется не только результат, но и само выражение 8 – 5.

На доске запись примера и названиями компонентов.

Прочитайте наш пример разными способами.

в) Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Кто желает выполнить задание у доски?

Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

а) Решение задачи № 4.

(1 ученик у доски).

Проверим правильность решения.

Кто согласен с …

б) Самостоятельное решение примеров на карточках с последующей проверкой у доски.

А, теперь решим примеры на карточках. Для этого вам нужно приготовить цветные карандаши. Вы будете решать примеры и раскрашивать ответ нужным цветом.

Пример с ответом 9 – голубым, 7 – жёлтым, 5 – красным, 3 – коричневым, 2 – зелёным.

Кто желает поработать у доски?

У кого получился такой же цветок, как у..

VI. Рефлексия.

На доске:

6 – 4 =

Прочитайте выражение, используя название чисел при вычитании.

(Разность чисел 6 и 4).

Чему она равна? (2)

Как называется каждое число в равенстве?

Урок закончен. Молодцы!

VII. Дополнительный материал.

Стр.27, работа на полях учебника.

Назови номер фигуры, которую вырезали из квадрата. Почему вы так считаете?

Математика

Класс: 1

Тема. " Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность ".

Цели урока: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; развивать математическую речь, логическое мышление; воспитывать способность к самооценке, любовь к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рисунок Зимы, карточки, изображения птиц.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Считайте, ребята, скорее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Скорее работу свою начинайте!

II. Актуализация опорных знаний.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

(Зима и зимние месяцы)

Вспомните, как называются зимние месяцы? Запишите дату.

1. Устный счёт.

Зима принесла нам интересные задания. Посчитайте.

Воробьи беззаботно на веточку сели,

Потом три из них улетели,

Семь воробьёв ветку качали,

А сколько их было в начале? (10)

5 синиц на ветку сели,

к ним 2 галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке?(7)

Переплыв через ручей,

кот увидел 5 грачей.

Лес они перелетели,

На берёзу важно сели.

Кот решил их напугать

И с берёзы всех согнать.

Он на дерево залез,

Замяукал и исчез.

Три грача не утерпели,

Поднялись и улетели.

Сколько грачей на берёзе теперь?(2)

К серой цапле на урок

прилетели семь сорок,

а из них лишь три сороки

приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?(4)

Подогрела сойка чайник,

пригласила 9 соек.

«Приходите все на чай!»

Сколько соек, отвечай!

Как живётся птицам зимой? Помогите птицам!

2. Минутка чистописания.

Пропишите цифру, которая обозначает самое большое однозначное число (9)

Письмо числа 9 в тетради по образцу.

3. Математический диктант.

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые… (снежинки)

Зима запорошила всё вокруг и снежинки прилетели к нам в класс. На них записаны примеры. Прочтите их по-разному и решите.

9-1= 6+3= 7-4= 10-5= 8-2=

8+2= 5-4= 9+1= 6-2=

Разноуровневые карточки для индивидуальной работы.

Лёгкий уровень

Реши примеры

6+2= 4-1= 9-1=

0+4= 5-0= 7-7=

Средний уровень

Сравни

3+1*5 7-3* 4 9-4* 6

6+3*8 5-4* 2 8-3*4

Трудный уровень

7-*=3 *+5=9 *-3=5

4+*=8 *-4=6 2+*=7

III. Постановка темы и цели урока.

Составьте пример на сложение с числом 9. Прочитайте пример используя разные способы. Составьте пример на вычитание. Прочитайте пример используя разные способы.

Сегодня мы узнаем названия чисел при вычитании.

IV. Работа над новым материалом.

1. Открытие новых знаний.

Учитель вывешивает картинку.

Сколько зайчиков на картинке? Сколько зайчиков убегает? Сколько зайчиков осталось? Составьте пример.

6-2=4

Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

В ходе работы на доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.

2. Работа по учебнику.

Прочитайте тему урока на стр.29.

Рассмотрите первый рисунок. Составьте задачу. Прочитайте решение. Как называются числа при вычитании?

V. Физкультминутка.

Музыкальная физкультминутка "Снеговик"

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа над задачей №3.

Прочитайте задачу. Назовите условие, вопрос. Определите тип задачи.

Решите. Прочитайте пример используя названия чисел. Запишите задачу.

2. Работа в группах.

Придумайте свои задачи на вычитание.

3. Творческая работа в парах.

Отгадайте загадку.

Кто весною прилетает.

Звонкой песней развлекает.

Для кого готов дворец?

Ну, конечно же...

(Скворец)

Скоро наступит весна. К нам вернутся перелётные птицы. Постройте из геометрических фигур домик для скворцов.

VII. Итог урока.

Что нового узнали?

Чем запомнился урок?

Что было трудным, какое задание?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

Я знаю….

Я запомнил….

Я смог …..

Если вам понравилось на уроке, выберите снежинку. Если разочаровались -

дождинку.

Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Оборудование:

учебник «Математика 1 класс» М.И.Моро, С.И.Волкова;

рабочая тетрадь к учебнику;

набор цифр

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Начинаем урок математики. Мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (На доске)

Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Запишите решение задач в тетрадь.

1) Буратино и Мальвина, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Мальвина вовремя остановила его. «Не трогай птичьих гнёзд и яиц!» - закричала она. Почему? (Птицы бросают гнезда, которые трогал человек) . Сколько будущих птенцов спасла Мальвина?

(2+2+2=6)

Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (Варианты ответов детей)

2) Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?

Ребята, а что вы знаете о мухоморах? Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.

3) Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора, а под другой - 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?

4) Красная Шапочка сорвала 5 кг травы чистотела . Она подложила 1 кг к муравейнику, так как это лакомство для муравьёв . А остальную траву она засушила, так как трава эта лекарственная и лечит заболевания кожи.

Сколько килограммов травы засушила Красная Шапочка?

Что вы, ребята, знаете о дикорастущем ландыше?

5) Дикорастущий ландыш занесен в Красную книгу России. На одной веточке ландыша было 9 цветов, а на другой – 6 цветов. На сколько цветов больше было на первой веточке, чем на второй?

(9 – 6 =3)

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений

Посмотрите на доску.

Разделите записи на 2 группы.

Как называются записи в 1 столбике?

Вычислите.

Как называются числа при сложении?

Посмотрите на записи, которые остались. Вычислите.

Значит, чего мы ещё не знаем?

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

1) Целеполагание

На какой вопрос нам предстоит ответить?

А для чего нам нужны эти знания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание).

Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

Где можно об этом узнать?

2) Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Откройте учебник с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

Сколько было снегирей? (5).

Сколько улетело? (2).

Сколько осталось? (3).

Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).

Как называется число 5? (Уменьшаемое).

Как называется число 2? (Вычитаемое).

Как называется число 3? (Разность).

Карточки с названиями закреплены на доске.

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Физкультминутка

5.Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания

Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.

Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).

Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).

Игра в слова.

Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры.

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

У меня получились такие примеры, а у вас?

Прочитайте примеры, используя наше “открытие” .

На доске висят карточки с примерами с «окошечками»:

Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?

9 - __ = 6 __ - 2 = 7 6 – 4 = __ __ - 3 = 4 8 - __ = 7

(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:

9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Рабочая тетрадь «Математика» стр.13

Прочитаем задание. Как вы его поняли?

Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь.

Проверим правильность выполнения.

(На доску прикрепляется карточка – образец).

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Какое открытие мы сделали на уроке?

Как называются числа при вычитании?

Вам понравилось делать открытия?

Кто доволен своей работой, поднимите руку.

Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.

Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

Психологический настрой учащихся.

Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация знаний

Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик.

(дети получили листочки с игровым полем)

1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик)

Проверка по образцу.

Учитель - У кого не так?

(3 человека подняли руку)

Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?

Дети : - Мне надо повторить название компонентов

А мне правильно решать задачи.

Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.

Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?

Дети : - Получился треугольник

Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)

Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат

А у нас большой треугольник.

Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.

3. Работа над новой темой

Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:

Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание.

Учитель - Запишите эти выражения в два столбика.

(Дети записывают выражения в тетради)

Учитель - Что общего в выражениях первого столбика?

Дети: - В этих выражениях ответ 5

Учитель - Наша героиня живёт в домике №5.

– Вы её узнали?

Дети: - Это Красная Шапочка

Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.

Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.

Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?

Волк первым предложил выполнить его задание.

Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.

Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5

(Ребята читают все записи).

Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.

(дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание?

Дети : - Нет

Учитель - В чём затруднение?

Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании

Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Дети : - Названия чисел при вычитании

Учитель - Чему мы должны научиться?

Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.

(Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.

В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.

Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.

В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)

Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?

Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.

(ребята выполняют задание)

Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?

Возьмите второй конверт и выберите правильное название.

Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?

С третьим конвертом сделайте то же самое.

Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?

Дети : - Проверить можно по учебнику.

Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.

(ученики открыли учебник и проверяют)

Молодцы. Верно выбрали названия.

Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.

УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ

Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь

5. Первичное закрепление

Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила

Лоиосоао

(ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах.

Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.

(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)

Каждой группе даётся лист А4 и маркер.

Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.

Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.

Примерное объяснение детей:

Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи

Учитель Следующим на тропинку вышел

Учитель - Он предлагает

Прочитайте задачу № 2, с.27.

О чём говорится в этой задаче?

Прочитайте условие задачи. Что известно?

Что нужно узнать в задаче?

Перед вами две краткие записи.



Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?

Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.

Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?

Запишите решение и ответ самостоятельно.

(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)

Проверка.

Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.

(Все дети с задачей справились)

7. Самостоятельная работа.

Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.

Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)

1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.

Взаимопроверка.

(на доске висит образец)

Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.

Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:

Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.

(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).

(Все ребята справились с этим заданием)

8. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия.

Какое настроение у вас в конце урока?

Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите.

Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.

Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны

Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель.

В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент.

Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка.

Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решение задач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них.

В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов.

Считаю, что урок цели достиг.