В процессе исторического развития формы труда, все совершенствуясь, вместе с тем и усложнялись. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой деятельности. Поэтому в целях подготовки к дальнейшей собственно производственной трудовой деятельности стало необходимым выделение в качестве особого вида учения учебного труда по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью: «годы мастерства» предваряются «годами учебы», говоря словами И. В. Гёте.

Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.

Основная цель учения, применительно к которой приноравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества; осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготовляется к собственной трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося.

Включая учение как сторону в обучение, мы рассматриваем процесс обучения как единый процесс, включающий и учителя, и ученика, объединенных определенными взаимоотношениями, вместо того чтобы разрывать и противопоставлять учение и обучение, как это неоднократно делалось. Вместе с тем, выделяя все же учение как особую сторону процесса, мы подчеркиваем активность учащегося. Процесс обучения в целом включает взаимодействие ученика и учителя; учение не пассивное восприятие, как бы приемка передаваемых учителем знаний, а их освоение.

Учение в этом специфическом смысле слова является своеобразным производным видом деятельности, в которой цель сдвинута или смещена по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством, способом ее осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связаны и сдвиг, и изменения мотивов. В действительности, однако, далеко не все, чему научается человек, он приобретает в результате учения в этом специфическом смысле слова – учебы или учебного процесса как особой деятельности, направленной на овладение определенными знаниями и умениями как на ее прямую цель. Например, ребенок первоначально овладевает речью, пользуясь ею в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Овладение речью совершается у него в результате деятельности, направленной вовсе не на овладение ею, а на общение посредством речи. Такой процесс научения, при котором научение становится результатом деятельности, не будучи ее целью, может быть очень эффективным. Существуют, таким образом, два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности. Научение, доведение до завершающих результатов обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении.


Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения знаниями и умениями как техническими компонентами той или иной жизненной, профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо деятельности, человек достигает не просто обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность. Действие, выполненное раз как учебное действие, с целью научиться, т. е. овладеть способом выполнения данного действия, и внешне то же действие, выполненное не в учебном, а в деловом плане, с целью получить определенный результат, это психологически разные действия. В первом случае субъект сосредоточен главным образом на способах его выполнения, на его схеме, во втором – на результате; в последнем случае необходимо учесть дополнительные обстоятельства, не существенные или не столь существенные в первом; различна в обоих случаях мера ответственности и в связи с этим общая установка личности. По сравнению с учебным действием, целью которого является лишь овладение способами его выполнения, действие, цель которого – предметный результат, предъявляет дополнительные требования, и выполнение его, не ставя цели научиться, дает в этом отношении дополнительный эффект. В свою очередь учебное действие имеет свои преимущества.

Правильно определить, когда и как должен быть использован каждый из этих способов научения, – одна из существенных, еще недостаточно осознанных и разработанных проблем дидактики и методики.

Поскольку учение заключается в освоении знаний и умений, выработавшихся в результате исторического развития, естественно и неизбежно встает вопрос о взаимоотношениях пути и последовательности учения и пути исторического развития знания.

Поскольку учение должно быть подготовкой к дальнейшей деятельности, так же естественно и необходимо встает вопрос о взаимоотношении обучения и развития, об обучении как формирующем, т.е. образовательном, процессе.

Учение и познание. По вопросу о взаимоотношении процесса учения и исторического процесса познания часто борются между собой две равно ошибочные точки зрения.

Первая из них может быть охарактеризована как теория тожества, или рекапитуляции. Она отожествляет путь учения с историческим путем познания, не

усматривая между ними никаких качественных различий и считая, что учение должно воспроизвести, рекапитулировать ход исторического развития познания. Эта общая установка определяет решение основных дидактических проблем. Эта в принципе порочная установка недоучитывает прежде всего того, что результаты пройденного пути познания открывают часто новые доступы к нему; поэтому, после того как он раз пройден, повторение его начальных этапов в том же виде и в той же последовательности противоречило бы тем результатам, к которым он привел. Недоучет этого обстоятельства означает антидиалектический, механический подход к самой истории познания. Это во-первых. Такая точка зрения принципиально не учитывает, во-вторых, возрастных особенностей и реальных возможностей ребенка, возможности и часто необходимости подвергнуть передаваемый учащимся материал специальной дидактической обработке. Это точка зрения абстрактного гносеологизма и социологизма в дидактике. Такая трактовка дидактики означает собственно ее отрицание.

Противоположная точка зрения, также находящая себе приверженцев среди педагогов, исходит из признания полной принципиальной независимости пути учения и процесса познания. Это точка зрения полной автократии дидактики, совершенной ее независимости по отношению к теории познания, в которой отражается развитие познания в его основных существенных закономерностях. С этой точки зрения, путь учения определяется в принципе независимо от пути познания. Основная задача дидактики – так обработать подаваемый учащемуся материал, чтобы он был возможно более доступен, доходчив, легок для усвоения. Эта задача решается сторонниками этой точки зрения установкой исходить из ребенка.

Эта точка зрения опирается либо на отрыв дидактики от теории познания, либо на прагматическую теорию познания, которая, основывая познание на личном опыте, отрывает его от исторического развития общественного познания. Как автократия дидактики, оторванной от теории познания, так и центрирование познания на личном опыте, в отрыве от общественного опыта, и на индивидуальном развитии познания, в отрыве от его исторического развития, естественно сочетается с педоцентризмом. Это опять-таки порочная позиция. Она приводит к позициям натуралистической психологии и педагогики. Ошибки этой точки зрения коренятся в разрыве логического и исторического.

По-настоящему правильным решением этого основного вопроса является признание единства (а не тожества) и различия (а не полной разнородности) пути учения и процесса познания. В целях обучения материал знания должен действительно подвергнуться специальной обработке. Определить общие принципы этой специальной обработки – дело дидактики. Она имеет свои задачи, не сводимые к простому воспроизведению истории науки или механическому повторению положений теории познания. Обрабатывая определенным образом учебный материал для наилучшего его усвоения, дидактика должна все же обеспечить освоение определенного материала, определенного предмета. Этот предмет имеет свою объективную логику, которая не может быть безнаказанно нарушена. Логическое, которое выделяется в процессе исторического развития познания, и образует то общее, что объединяет и историческое развитие познания, и процесс учения: в нем их единство. В ходе исторического развития познания для выявления этого логического был пройден определенный путь, отразивший логику предмета в зависимости от конкретных условий исторического развития; в процессе обучения ребенок приводится к познанию логического, объективной логики предмета в соответствии с конкретными условиями его индивидуального, возрастного развития. Поэтому путь учения и путь познания при всем их единстве различны. Поэтому также определение путей обучения предполагает знание закономерностей развития ребенка, в частности его психического развития.

Обучение и развитие. В связи с этим выдвигается второй вопрос – о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.

Поэтому, в частности, распространенное в литературе понятие готовности ребенка к школьному обучению нуждается в уточнении. Включение в школьное обучение требует, конечно, известного уровня развития, который достигается ребенком в результате дошкольного воспитания.

Но школьное обучение не просто надстраивается лишь над уже созревшими функциями. Необходимые для школьного обучения данные получают дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения; необходимые для него, они в нем же формируются.

В частности, вопрос не может ставиться так, как он обычно ставился в функциональной психологии, будто сначала у ребенка созревают восприятие, память, внимание, мышление, и тогда над ними надстраивается и их использует обучение. В действительности здесь существует взаимосвязь. Тот или иной уровень восприятия, памяти, мышления детей является не столько предпосылкой, сколько результатом той конкретной познавательной учебной деятельности, в процессе которой они не только проявляются, но и формируются.

Из этого вытекает, что процесс обучения должен быть и процессом развития ребенка. Этого же требуют и основные цели обучения, заключающиеся в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Исходя из этого, делается вывод, что единственной задачей обучения является не сообщение ребенку определенных знаний, а лишь развитие у него определенных способностей: не важно, какой материал сообщить ребенку, важно лишь научить его наблюдать, мыслить и т. д. Так учит теория формального обучения, которая видит задачу образования не в том, чтобы учащийся освоил определенную сумму знаний, а в том, чтобы развить у него определенные способности, необходимые для того, чтобы их добывать.

В противовес этой точке зрения другие односторонне подчеркивают лишь освоение определенной суммы знаний как цель обучения. Это ложная антитеза. Конечно, обучая, нужно развивать ребенка, надо формировать его способности, следует воспитывать у него умение наблюдать, мыслить и т. д. Но, во-первых, сделать это можно только на определенном материале; во-вторых, будучи необходимым средством для развития способностей ребенка, овладение определенной системой знаний имеет и самостоятельное значение. Плодотворное включение человека в общественно организованный труд обязательно требует не только определенных способностей, но и определенных знаний, содержащих обобщенный результат предшествующего исторического развития познания. Считать, что стоит лишь развить у ребенка способность наблюдать, мыслить и т. д., и тогда он сам дойдет до всех необходимых ему знаний, – значит, в конечном счете строить знания на личном опыте независимо от опыта общественного, обобщенно отраженного в системе знания. В действительности овладение определенной системой знания, сложившейся в процессе исторического развития, является и средством, и целью, так же как развитие способностей является и целью, и средством. В реальном ходе обучения и развития происходит и одно, и другое – и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем развитие способностей ребенка.

Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных, изобразительных и т. д.) в ходе специального образования составляет одну из важнейших задач процесса обучения. Для изучения этого процесса сделано, однако, очень мало в силу господствовавших в традиционной психологии взглядов на природу способностей. Согласно этим взглядам, способности в ходе обучения будто не столько формируются, сколько лишь проявляются. В действительности же они не только проявляются, но и формируются, развиваются в ходе обучения. Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения системы знаний.

Таковы самые основные вопросы, от решения которых зависит общая трактовка учения. Основные закономерности этого процесса обучения – педагогического, а не психологического порядка. Мы поэтому лишь бегло их здесь коснулись, с тем чтобы, исходя из всех моментов, определяющих понимание учения в целом, перейти к характеристике – тоже краткой – основной психологической проблематики процесса учения.

В психологическом плане прежде всего встает вопрос о мотивах, побуждающих учиться, об отношении учащихся к учебе.

Лекция 8. Неосознаваемые психические процессы (лекция)

1. Понятие и классификация неосознаваемых процессов.

2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

3. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

4. «Надсознательные» процессы.

Особенности учения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Особенности учения.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Дошкольник приобретает собственного опыта и усваивает доступный нему опыт других, общаясь с взрослыми, играя в ролевые игры, выполняя трудовые поручения и т.п., то есть он во всякое время учится. Вместе с тем, в данном веку начинается овладение форм учебной деятельности, специально направленной взрослыми на усвоение детьми человеческого опыта.

Учебная деятельность детей представляет собой общение с взрослыми, которые не только активизируют, направляют, стимулируют действия, а и руководят процессом их формирования. Дети усваивают знание, умение и привычки, учатся необходимым для этого действиям и операциям, овладевают способами их выполнения. Среди таких действий назовем прежде всœего целœенаправленное восприятие объектов, выделœение и название их характерных признаков, группирование предметов, рассказ про воспринимаемый, складывание рассказов, перечень предметов, рисование, чтение, слушание музыки и т.п..

Роль обучения в умственном развитии ребенка возрастает, в случае если обеспечивается приобретение не отдельных знаний, а определœенной их системы и формирование нужных для их усвоения дои (О. В. Запорожец и др.).

Сенсорное развитие. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанных стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и связях предметов и явлений и овладения новыми действиями восприятия, которые дают возможность полнее и дифференцированей воспринимать мир.

Уже в раннем детстве у ребенка накопляется определœенный круг представлений о те или другие свойства предметов, и некоторые из таких представлений начинают выполнять роль образцов, с которыми сравниваются свойства новых предметов в процессе их восприятия. Вместе с тем начинается переход от предметных образцов, которые базируются на обобщении индивидуального опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов, то есть к выработанных человечеством представлений об базовых разновидностях каждого вида свойств и отношений (цвета͵ формы, размеров предметов, их положение в просторные, высоты звуков, продолжительности промежутков времени и т.п.).

Постепенное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией - одно из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном веку. В корне такого ознакомления может лежать организация взрослыми дои детей из обследования и запоминание базовых разновидностей каждого свойства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется прежде всœего в процессе их обучения рисованию, конструированию, лепке и др.

Параллельно организуется запоминание ребенком слов, которыми определяют основные разновидности свойств предметов. Слово-название закрепляет сенсорный эталон, дает возможность более точно и осознанно его использовать. Но это происходит по условия, что названия эталонов внедряются на базе собственных действий ребенка из обследования и использование соответствующих эталонов.

В этом веку происходит снижение порогов чувствительности (зрительной, слуховой и др.). Возрастает острота зрения, возможность различать оттенки цветов, развивается звуковысотный и фонематический слух, касательные ощущения и т.п.. Все эти изменения являются результатом того, что ребенок овладевает новыми способами восприятия, которые должны обеспечить обследование предметов и явлений действительности, их разнообразных свойств и связей.

Действия восприятия формируются исходя из овладения теми видами деятельности, которые требуют выявление и учет свойств предметов и явлений. Так, развитие зрительного восприятия связанный прежде всœего с занятием продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием), фонематическое восприятие - с языковым общением, а звуковисотний слух развивается на музыкальных занятиях (с помощью игр-упражнений, построенных по принципу моделирования звуковисотних отношений).

Постепенно восприятие выделяются в относительно самостоятельные действия, направленные на познание предметов и явлений окружающего мира, на выполнение первых перцептивних задач.

Перцептивные действия, адекватные объекту, начинают складываться у детей приблизительно в пять-шесть лет. Их характерным признаком есть развернутость, включение у себя большого количества движений рецепторных аппаратов, осуществляемых рукой или глазом.

Интеллектуальное развитие. В тесной связи с усовершенствованием восприятия развивается и мышление ребенка. Как уже отмечалось, в конце раннего детства на базе наглядно-действующей формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма.

Теперь происходит ее дальнейшее развитие. Возникают новые ее формы. Мышление становится образно-языковым , ᴛ.ᴇ. таким, что опирается на образы воображения и осуществляется с помощью слов. Все это свидетельствует о том, что мышление приобретает определœенной самостоятельности, постепенно отделяется от практических действий, становится умственным действием, направленной на решение познавательной мыслительной задачи.

Возрастает роль речи в функционировании мышления, так как именно оно помогает ребенку мысленно ("о себе") оперировать объектами, сопоставлять их, раскрывать их свойства и отношение, выражая данный процесс и его результаты в суждениях и соображениях. Мотивами такой деятельности есть стремление понять явления окружающей действительности, узнать их связи, причины возникновения и т.п.

Дети чувствительные к разногласиям в своих суждениях, они постепенно учатся согласовывать их, размышлять логически. Необходимым условием этого есть достаточная осведомленность с объектами, о которые идется в их соображениях.

Развитие мышления детей дошкольного века значительно ускоряется, в случае если он происходит не стихийно, а в условиях целœенаправленного и правильно осуществляемого управления со стороны взрослых этим процессом.

Развитие мышления тесно связанный с существенными положительными сдвигами в речи дошкольников. Быстро возрастает словарь, объём его к семе лет составляет 3500-4000 слов. Кроме существительных и глаголов в нем всœе больше места занимают прилагательные, местоимения, числительные и служебные слова, их соотношение отвечает языку, какой ребенок овладевает.

Дети вообще овладевают фонетическое построение родного языка учатся свободно артикулировать отдельные звуки и объединять их у звукосочетания.

Вдоль дошкольного века дети достигают значительных успехов в овладении грамматикой, структурой простых и сложных предложений.

Происходит дальнейшая дифференциация функций речи. К функции общения прибавляется планирование и регуляция своей деятельности с помощью речи. Средством планирования речь становится, в случае если передвигается из конца действия на его начало, а средством произвольной регуляции - если ребенок учится выполнять требования, сформулированные с помощью речи (А. О. Люблянская, О. Р. Лурия).

В последнем процессе складывается внутренняя речь , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится средством формирования и функционирование внутренних умственных действий. Появление внутренней речи являть признаком развития у ребенка словесно-логического мышления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выделяется из практической деятельности.

Внутренняя речь - следствие интериоризация громкая речь и средство преобразования внешних практических действий на внутренние. Относительно дошкольного века идется лишь про генетическое ранние и специфические формы внутренней речи (оно выполняет психологически внутренние функции с опорой на внешнюю деятельность).

У дошкольников начинает формироваться произвольное внимание . Οʜᴎ уже могут вирізняти объекты, которые отвечают потребностям их деятельности, и специально сосредоточиваться на них. Невольное внимание при этом не исчезает, она продолжает развиваться, приобретая большей стойкости и объёма.

Уже в дошкольном веку начинает реально формироваться личность ребенка, причем данный процесс тесно связан с развитием эмоционально-волевой сферы, формированием интересов и мотивов поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, детерминирована социальным окружением, прежде всœего типичными для данного этапа развития взаимоотношениями с взрослыми.

Источником эмоциональных переживаний ребенка есть его деятельность, общение с окружающим миром. Освоение в дошкольном детстве новых, содержательных видов деятельности оказывает содействие развитию более глубоких и стойких эмоций, связанных уже не только с близкими, а и с отдаленными целями, не только из воспринимаемыми, а и с воображаемыми объектами.

Деятельность порождает прежде всœего положительные эмоции, причем своей целью, содержанием, которого она приобретает для ребенка, и самым процессом его выполнения.

В связи с удовлетворением возрастающей потребности дошкольника в обществе ровесников интенсивно развиваются социальные эмоции (симпатии, антипатии, вкус и т.п.).

Уже возникают интеллектуальные эмоции. В процессе общения ребенка с людьми формируются его моральные чувства. Разнообразятся проявления чувства собственного достоинства. Развивается как самолюбие, так и переживание стыда, неловкости.

Важную роль в формировании моральных чувств сыграют детские представления о положительных образцах поведения. Οʜᴎ дают ребенку возможность предусматривать эмоциональные следствия своего поведения, заранее переживать удовлетворения от одобрения ее как "хорошей" или же недовольство от оценки ее как "плохой". Такое эмоциональное предусмотрение имеет решающее значение в формировании у дошкольника морального поведения (О. В. Запорожец).

Дошкольник начинает отделять себя от взрослого, дифференцируясебя как самостоятельное человеческое существо. При этом его поведение сориентированная на взрослого (его поступкии отношения с людьми) как образец для наследования.

Решающую роль в усвоении образцов поведения сыграет та оценка, какую значащие для ребенка люди дают другим взрослому, детям, героям сказок и рассказов и т.п..

Ориентированность поведения дошкольника на взрослого предопределяет развитие ее произвольности, поскольку теперь постоянно сталкиваются как минимум два желания: сделать что-то непосредственно ("как хочется") и действовать соответственно требованиям взрослого ("по образцу"). Возникает новый тип поведения, что можно назвать личностной.

Постепенно развивается определœенная иерархия мотивов, их соподчинœение. Деятельность ребенка начинает определяться не отдельными побуждениями, а иерархической системой мотивов, где основные и стойкие приобретают ведущей роли, подчиняя себе ситуативные понуждения. Связан это с волевыми усилиями, осуществляемыми для достижения эмоционально привлекательной цели.

Чем старше становятся дети, тем реже в их поведении аффективные действия, и тем более легкое они справляются с выполнением необходимых для достижения цели действий.

На развитие волевых качеств положительно влияет игра. Отделяясь от взрослого, дошкольник вступает в более активные взаимоотношения с ровесниками, которые реализуются прежде всœего в игре, где крайне важно подчиняться определœенным правилам, обязательным для всœех, выполнять заведомо определœенные действия.

Игровая деятельность предоставляет смыслу волевому усилия, делает его более эффективным. Положительно влияет на развитие воли в данном веку продуктивная и трудовая деятельность ребенка.

Дошкольник делает первые шаги в познании самого себя, в развития самосознания. Объектами его самопознания становятся отдельные части тела, действия, языковые акты, поступки, переживание и личностные качества.

С развитием произвольности психических процессов становится возможной их осознание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит основой саморегуляции.

В общей игре, во время выполнения разнообразных задач дети сравнивают свои достижения с достижениями других, оценивают не только следствия своей работы, а и себя самых, свои возможности, учатся контролировать себя и ставить перед собою конкретные требования.

Самооценка ребенком собственных поступков, умений и других качеств формируется на базе оценочных суждений взрослому. С веком возрастает объективность детских самооценок.

Характерной есть склонность ребенка к самоутверждению сначала в глазах взрослых потом ровесников, а тогдауже ив собственных глазах.

Особенности учения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности учения." 2017, 2018.

Лекция

Вопросы:

1) Учение как форма деятельности

2) Учение и его структура

3) Современные теории и концепции учения

УЧЕНИЕ КАК ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учение – форма человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.

1. Организованное обучение – процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.

2. Неорганизованное (неформальное) обучение – процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

3. Самообразование – самостоятельное обучение, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.

Учебная деятельность вооружает человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов общественно – полезной активности, она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Таким образом, она подготавливает человека к труду.

В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности предшествующих поколений. C этим и связано выделение учения в отдельный вид деятельности.

Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий. Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия). Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности.

Учение – это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий. В процессе учения происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным.

Проблема учения является междисциплинарной; соответственно она может рассматриваться с разных позиций, Й. Лингарт намечает следующие девять аспектов (позиций) рассмотрения:

Ø С позиции биологии учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление.

Ø С позиции физиологии учение рассматривается в плане механизмов выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, аналитико-синтетической деятельности мозга.

Ø С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

Ø С позиции социологии учение рассматривается как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания. С этой позиции рассматриваются различные формы социального управления образовательными системами, в которых осуществляется учение.

Ø С позиции аксиологии, этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.

Ø С позиции кибернетики учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризующейся управлением по каналам прямых и обратных связей, выработкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.

Ø С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т.д. С логической точки зрения учение рассматривается как основа формирования логического мышления, выработки обобщенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного материала, оптимизация организации процесса - суть логического рассмотрения учения.

Ø С педагогической позиции учение рассматривается в таком контексте, «где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта.

УЧЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА.

3 аспекта учения:

Ø усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания.

Ø овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение.

Ø овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).

Учение как процесс имеет следующую структуру :

1. Структура учения:

ü уяснение информации (ощущение и восприятие). Его можно проверить через перессказ материала.

ü осмысление (мышление).

ü запоминание (память).

ü применение (решение задач).

ü контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной).

ü Оценка (промежуточная и итоговая).

2. Свойства:

время (продолжительность)

напряженность работы

результат работы (развитие личности)

3. Факторы : Психологические и педагогические факторы эффективности процесса учения

1. Внутренние:

Ø познавательные (исходные знания и умения, уровень развития мышления (логики, творчества), понимания речи, памяти, внимания, индивидуальные познавательные стили, умение учиться;

Ø личностные (мотивация и ценности, интересы, воля, самооценка, эмоциональные характеристики, рефлексивность.)

Ø индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, индивидуальный стиль деятельности)

3. Внешние: зачем, почему, как учить?

ü Отсюда - цель учения.

ü средства учения

ü формы учения (монолог, диалог)

ü методы учения (информативные и проблемные).

Учение как процесс включает в себя: уяснение - осмысление (понимание) - запоминание (опосредованное и непосредственное) - применение (решение задач) - контроль - оценка.

Учение как деятельность включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат.

Существует 2 способа учения как деятельности:

ü Учебная деятельность направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель.

ü Учебная деятельность по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деятельность способствует другой деятельности.

Учение - сознательный вид деятельности. У учения более четкая и понятная цель - приобретение необходимых для успешной жизни знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным процессом и осуществляться в специальных образовательных организациях. Оно может быть и не организованным, происходить эпизодически, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Хотя учение и является «правопреемником» игры, но в нем все по-настоящему (обычно). Настоящие буквы на доске, настоящие знания в учебнике, настоящие задачи, настоящие оценки. В организованном обучении сконцентрирован многовековой опыт человека. Задача обучающегося - не развлекаться, а перенять опыт, попутно развив свои интеллектуальные качества.

18. Характеристика труда как вида деятельности

Труд - сознательный вид деятельности. Благодаря труду подавляющее большинство взрослых людей находят себе средства для существования. Благодаря труду, как известно, человек из обезьяны стал тем, кто он есть. Благодаря труду построено современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры.

Труд - сложная, многоуровневая деятельность. Труд можно рассматривать и на индивидуальном уровне (труд одного человека), и на групповом (труд в организации), и даже на глобальном. Все люди связаны межу собой разделением труда. И не будет большим преувеличением сказать, что труд одного человека на планете влияет на труд любого другого человека, пусть и в очень мизерной степени. Труд включает в себя создание, использование и совершенствование орудий труда. От использования тех или иных орудий зависит судьба труда.

19. Темперамент и его психологические свойства

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека.

Свойства:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет то, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Психология и педагогика. Шпаргалка Резепов Ильдар Шамильевич

УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение – специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти годам, формируясь на основе предшествующих видов поведения и деятельности ребенка – игры, речевого общения, практических действий.

Любая деятельность – это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т. д. Но жизненные наблюдения и специальные опыты свидетельствуют, что двигательная активность вовсе не обязательное условие научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль (например, для усвоения двигательных навыков письма, речи, плавания, рисования, управления машиной), в других – не имеет особого значения (например, для запоминания слов или текста, решения математических задач, узнавания и различения предметов).

Исследования показали, что, кроме практической деятельности, человек способен осуществлять еще особую гностическую деятельность. Цель ее – познание окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность (например, рассматривание, слушание, наблюдение) или же символическая деятельность (например, изображение, обозначение, высказывание). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно.

Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи при решении соответствующих задач замещается действием «в уме» (расчленением вещи на основе ее образа или понятия о ней).

Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Из книги Эго и Архетип автора Эдингер Эдвард

2.ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Этическое учение Иисуса всегда составляло проблему. По общему признанию, в нем содержится план реализации совершенства. Если его понимать букваль­но и последовательно применять по отношению к внешнему миру, тогда это учение отрицательно сказывается

автора Анохина Н В

7 УЧЕНИЕ О ДУШЕ Первым учением о душе был анимизм (от лат. anima – «душа»), который включал в себя представление о душе как о неком призраке, который оставляет тело человека с последним дыханием.Душа, по Платону, является причиной изменений и всяческого перемещения вещей, она

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

14 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСЕ К известным открытиям XVII в. относится открытие рефлекторной природы поведения.Термин «рефлекс» появился в физике Р. Декарта. Это понятие означало окончание механистической картины мира и заключало в себе поведение живых существ. Концепция Р. Декарта

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

24 РЕФЛЕКТОРНОЕ УЧЕНИЕ Рефлексы (от лат. reflexus – «повернутый назад, отраженный») представляют собой реакции организма, возбуждаемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; обнаруживаются в возникновении или

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

36 УЧЕНИЕ О РЕФЛЕКСИИ Рефлексия (от лат. reflecsio – «призыв назад») – понятие, обозначающее отображение, а также изучение познавательного действия. В разнообразных философских системах оно обладало многообразным содержанием. Дж. Локк считал рефлексию ключом особенного

автора

Учение Природа учения и труд В процессе исторического развития формы труда, все совершенствуясь, вместе с тем и усложнялись. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Учение и познание По вопросу о взаимоотношении процесса учения и исторического процесса познания часто борются между собой две равно ошибочные точки зрения.Первая из них может быть охарактеризована как теория тожества, или рекапитуляции. Она отожествляет путь учения с

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Учение о темпераменте Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Учение о характере Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Учение Будды Гаутама искал пути преодоления страданий и ограничений, которые казались ему неизбежной частью человеческой жизни. Он обрисовал основные характеристики человеческого существования как Четыре Благородные Истины.Первая истина: неудовлетворенность или

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

В. УЧЕНИЕ ИИСУСА Пройдя многолетнее обучение в различных мистических школах Востока, Иисус создал собственную теорию устройства Вселенной и человека, которая стала базироваться на древнеегипетской традиции, идущей еще от Гермеса. Иисус считал, что Вселенная бесконечна,

Из книги Маленькие дети и их матери автора Винникотт Дональд Вудс

2. Знание и учение Молодой матери есть чему учиться. От специалистов она узнает много полезного - про твердую пищу, постепенно включаемую в рацион ребенка, про витамины, про контроль за прибавлением в весе. А иногда с ней будут говорить о вещах совсем иного рода - например,

Из книги В поисках истины автора Виилма Лууле

Учение о выживании Химическая и физическая природа стрессов Духовный свет, порожденныйдуховным мраком,развивает дух.Духовный мрак, порожденныйдуховным светом,развивает тело.Оба вида развития

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Учение о «пребывании» «Сосредоточьтесь на мысли, что вы пребываете во Христе. Он уже все обеспечил для вас. Его одного достаточно. Если вы искренне поверите, что пребываете во Христе, вы избавитесь от того неприятного эмоционального состояния, в котором сейчас

Из книги Учение дона Хуана автора Кастанеда Карлос