Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении "закрытой" системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.


Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы "души" формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и "Я-концепции", как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь - показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность - "это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности".

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия "субъект психической активности" (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью - это иметь сформированное, зрелое "ядро субъектности", а быть субъектом - значит быть творцом своего жизненного пути.


Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего "замкнутого контура". Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.


Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости "ядра субъективности", способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. "Ядро субъективности", по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.


По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости "Я-концепции", избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.


Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.


Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.


Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием "ядро субъектности". Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.


Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.


Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения "Я-концепции", "Я-реального" и "Я-идеального". Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает "потенциальные миры" индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности - это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.


В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).


Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.


Быть самим собой - значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.


Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.


Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.


Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.


Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.


Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния "внутренней тишины" (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.


Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к "непохожести", "необычности" индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.


История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на "народные массы", т.е. "среднестатистическую личность", на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами "коллективной психики".


Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.


Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью - способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.


Итак, развитие индивидуальности - это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность - это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.


Быть личностью — это неотъемлемое условие успеха в современно мире. Поскольку добиваться успеха сейчас могут сильные, интересные, творческие и харизматичные люди. Как выработать в себе эти качества? Как стать личностью? Давайте поговорим об этом.

В психологии, особенно отечественной есть огромное количество определений понятия «личность». Понятие личности тем не менее всегда связывают с социальным аспектом. Считается, что личностью нельзя стать вне социума. Возьмем наиболее подходящее, на наш взгляд, определение личности. Итак, это совокупность психологических особенностей человека, которые характеризуют его отношение к себе, общества и мира. Можно еще добавить, что в структуру личности часто включают характер, темперамент и способности. Но на бытовом уровне часто мы считаем личностями не всех, а особенно выдающихся индивидов. Как ими стать?

Как стать сильной личностью?

Сила характера всегда связана с преодолением человеком своих слабостей. Именно когда человек преодолевает данные ему генетикой физиологические характеристики, он становится сильнее, так происходит развитие личности человека. Современное развитие личности как и сам процесс развития личности индивидуален, вспомните истории спортсменов или простых людей, получивших серьезные травмы, но преодолели боль и восстановили свою жизнь.

Как стать интересной личностью?


Человек может обладать привлекательными для других людей качествами от природы, но чаще приходится их развивать. Наверное, сложно быть интересным для окружающих, не развивая свой ум, не читая книг, не занимаясь самообразованием, профессиональным ростом. Именно усилия в этих сферах помогут стать интересным человеком. Развитие качеств личности и есть путь к успешной и сильной личности, этот процес можно назвать также формирование личности.

Как стать индивидуальной личностью?

Вообще-то, как уже говорилось, каждый человек индивидуален от природы. У всех свои особенности, генетика делает нас разными. Но поскольку на людей постоянно влияет социум, то производится конформное поведение. Мы покупаем одинаковую одежду, смотрим одинаковые фильмы, читаем одни и те же книги и журналы, даже ведем себя одинаково. Для проявления своей индивидуальности необходимо просто изучать себя, анализировать свои сильные и слабые стороны. Если есть музыкальный талант, то лучше развиваться в музыке, чем пытаться стать топ-моделью. Изучение своей личности первое на пути познание своей индивидуальности.

В свете этого примера перейдем к вопросу: «Как стать творческой личностью?». Конечно, способности закладываются природой, но многие талантливые люди говорят, что без кропотливой работы в выбранном направлении талант ничтожен. Пробуйте различные методики для развития необходимых навыков. Есть, например, методы развития воображения.

Наверное, сложнее ответить на вопрос: «Как стать харизматичной личностью?». Ведь харизма — это аналог таланта только в сфере умения вести людей за собой. Это что-то мистическое, иррациональное, не поддающееся расчету. Возможно, когда-нибудь ученые найдут код харизмы. Скорее всего, он кроется в определенных структурах психики. Можно только посоветовать тренироваться в области убеждения людей и развивать в себе такие ценные редкие качества характера. Воспитание и развитие личности необходимые условия восприятия своей индивидуальности. Ведь дефицитный ресурс всегда ценится. И это касается не только материальных ценностей.

Мы попытались изложить свое видение на вопрос становления личности. Примите к сведению наши советы и ищите своей путь, возможно, через веру, религию. Будьте личностями!

Читайте еще...

Бытует мнение, что прежде всего, человек - это личность, независимо от черт его характера и манеры поведения. И это утверждение абсолютно верное, только важно заметить, что для того чтобы человек стал и продолжал быть личностью, ему необходимо постоянное развитие.

Что такое ? В первую очередь, это уникальный, особенный, не похожий на других, с богатым и развитым внутренним миром человек.

Но как только такой человек остановится и перестанет развивать себя, работать над собой и , в короткий срок он станет таким же как и большинство людей, и не будет отличаться особенными качествами и уникальными способностями. Такого человека личностью назвать уже сложно.

Однако, зачем каждому из нас так стремиться быть непохожим на других и быть «личностью»? для чего проводить огромную работу над собой и развивать самодисциплину?

Дорогой читатель, об этом расскажет наша статья, и поверьте, польза от такого занятия как саморазвитие определенно есть, и она велика.

Необходимость «саморазвития» и становление личностью

Присмотритесь к тому, что ежедневно происходит в нашей жизни? что в этом мире ценится больше всего? Прежде всего ценится то, чего в этом мире мало, то, в чем люди испытывают нехватку, недостаток. Ведь так?

Порой человек даже не задумывается о том, что ему нужна какая-то вещь, до тех пор пока не осознает, что это в дефиците, и сразу же возникает интерес. Природой в человеке заложена любовь, влечение ко всему редкому, уникальному, велико желание быть обладателем того, чего у других нет. Это применимо не только к предметам, но и к людям. Согласитесь, каждый желает быть востребованным, ценным, нужным человеком. Такой человек получает больше внимания, любви, у него больше возможностей. Именно для такого чтобы стать именно таким человеком и необходимо саморазвитие, создание в себе особенности и определенной уникальности. Необходимо быть интереснее, чем другие люди, делать что-то более качественно, и даже наверно более необычно, чтобы выделиться, отличиться.

Способов улучшить себя много: можно озадачиться работой над своим внешним видом, но это ведь всего лишь обертка, полезнее заняться наиболее важным занятием, - развитием своего внутреннего содержания. Работа не из легких, и сдаться на полпути очень легко. Но если есть желание быть значимым, ценным, уникальным, незаменимым, то эту работу нужно обязательно проделать.

Окружающие начнут проявлять внимание, уважение, и продолжая а, впоследствии любой человек станет более интересной, заметной, возможно даже немного таинственной личностью. Звучит заманчиво, верно? Все мы хотим быть незаменимыми, нужными, ценными, уникальными, единственными в своем роде. Только спросите себя прямо сейчас - за что вас любить, ценить и уважать? В чем ваша уникальность? почему среди всех людей нужно выделить именно вас? Какими качествами вы обладаете, чтобы быть уникальным и незаменимым? Ответы на эти вопросы каждый из нас должен дать самостоятельно.

Некоторые из нас очень высокого мнения о себе, и считают, что подобных им больше в мире нет. С одной стороны, это хорошо, о себе нужно думать хорошо и любить себя. Но только другие люди могут думать о вас совсем иначе, и видеть совсем с другой, нелестной стороны. Вопрос в том, имеет ли для нас это значение? Скорее всего имеет, ведь прежде всего человек - существо социальное, и от этого социума зависящее, поэтому если мы не будем считаться с мнением окружающих, мы не сможем стать частью социума, и выжить будет достаточно сложно. Все люди зависят друг от друга, ведь каждый из нас занимает определенное место в обществе и играет свою роль. Поэтому лучше для человека если он будет уникальной личностью не только в своем самомнении, но и для окружающих людей.

Развивать в себе «личность», дело очень непростое, и сугубо индивидуальное. В первую очередь, это работа над собой, а понятие работа это всегда напряжение, старание, усилия, все то, прощу говоря, нелюбимые человеческие занятия. Намного приятнее заниматься тем, что приносит удовольствие и расслабление, и работа под это определение не подпадает. Вы скажете, но ведь есть работа, которая приносит удовольствие, есть любимое дело, которое приносит удовлетворение и т.д.

Да, это так, но мы сейчас говорим о работе над собой, когда сложно начинать, но очень приятно видеть результаты наших усилий. Поэтому можно смело сказать, что «саморазвитие» дело очень полезное и благодарное. Не бойтесь, что это непросто, поймите насколько это полезно, и вам захочется работать над собой.

Для того, чтобы развиваться как «личность», необходимо постоянно чему-то учиться, обучаться, осваивать новые навыки, заниматься творчеством, наукой, зависит от того кого что интересует. Это постоянная работа над телом и разумом, ведущая к совершенству, которое будет отличать вас от других людей. Однако важность заключается не в том, что делать, а как это делать. Конечно, мы не первые кто задается вопросом как надо развиваться, и если ввести соответствующий запрос в интернете, то вы увидите как много книг и статей посвящено данной теме. Каждая книга или статья предлагает свои метода саморазвития, многие из них схожи друг с другом. Остается только подобрать для себя такой метод, который поможет как можно скорее стать единственным и неповторимым.

Начинаем с азов.

К примеру, если человек хочет что-то изобрести или технически усовершенствовать, то в первую очередь он изучает физику, математику, и т.д.

Если цель - спасти человечество от болезней и открыть новое лекарство, то необходимо изучить химию, биологию, медицину и т.д.

Но если же вы хотите понять себя и других людей, развивать в себе сильные качества, то начинайте с психологии. Это основа основ. Задайтесь вопросами:

  • каким человеком бы вы хотели себя видеть?
  • какой личностью хотите стать?

Присмотритесь к тому, что вас окружает, что сейчас ценится, что популярно, что интересно. И что нужно изучать, чтобы стать человеком сведущим в актуальных сферах. Допустим, такой способ вам не по душе, и вы хотите найти что - то свое, дерзайте! найдите свое призвание, придумайте, изобретите что-то новое. Но независимо от избранного пути, придется учиться и развиваться, а чтобы стать настоящей уникальной личностью учиться нужно будет очень прилежно и старательно. Для того чтобы учиться успешно, необходимо огромное желание достичь поставленной цели. Хорошенько подумайте над тем, чего вам хотелось бы достичь, и не торопитесь, это серьезный вопрос.

Суть проста - если человек умеет делать то, что не получается у других, или получается, но хуже, этот человек становится уникальным в своем роде. При это быть личностью означает не только иметь свое мнение, которой порой бывает субъективно и часто неверно, а уметь понимать и принимать чужое, отличное от нашего мнение, которое является может быть истинным.

А пока ознакомьтесь с некоторыми советами, которые послужат отличным начальным ориентиром:

1. Займитесь самообучением

Поставьте себе цель - самообразование. Главное преимущество самообразования в том, что вы сами выбираете, что учить. И в этом случае образование - это не те обязательные навязанные вещи, которые приходится (часто из-под палки) изучать в школе, университете и т.д. для получения документа об образовании. Учить нужно те вещи, которые помогают лучше понимать окружающий мир и отвечают на волнующие человека вопросы. После окончания, к примеру, школы, по своей природе любопытный человек перестает задавать вопросы и жаждать новых знания, а ведь для того чтобы развиваться нужно постоянно ставить под сомнения свой мир и пытаться лучше его понять.

Совершенствуйте свой словарный запас и высокий интеллектуальный рост будет обеспечен.

Выписывайте из словаря каждый день понравившиеся определения и старайтесь использовать их в повседневной речи.

Проходите интересные словарные тесты, работайте на результат

Много читайте. Во все времена чтение всегда было основой образования. Хотите быть самым умным? Тогда читайте каждый день. Не все люди могут наслаждаться чтением, но оно привнесет в вашу жизнь много новых мыслей, позволит разделить опыт других людей. Процесс чтения должен быть разнообразным, читайте книги нескольких жанров, для расширения своего кругозора.

Узнавайте окружающий мир. Обращайте внимание на все события, которые происходят вокруг, любопытные факты, интересные цитаты, познавательные фильмы, книги, научные изобретения и исследования. Старайтесь мыслить критически, задумывайтесь о причинно - следственной связи событий.

Прочитать тематическую статья намного полезнее, чем посмотреть ТВ-шоу. Основная цель телевидения заключается в удержании зрителя у экрана и параллельного просмотра рекламы. В итоге, время упущено, а польза минимальная, либо ее нет вообще.

2. Расширяйте свой кругозор.

Изучайте новые языки. Выполнение лингвистических упражнений - отличная тренировка для мозгов, помимо этого, изучение нового языка часто становится поводом для знакомства с новыми людьми и явлениями. Посещение страны, на языке которой вы можете сказать хотя бы пару фраз, позволит чувствовать себя более комфортно и свободно. Познавательно узнавать, что не все фразы и слова можно перевести на ваш родной язык. Это очень увлекательное занятие для ума.

Изучение языка - процесс непростой и требует усидчивости, терпения и прилежности, но при достижении желаемого уровня в языке, вы будете щедро вознаграждены за свои старания.

Посещайте новые места. Идеально, если у вас есть финансовая возможность и свободное время для посещения других стран. Но даже посещая города своей страны можно узнать много новых и интересных фактов, сделав ваш ум более гибким и открытым. Очень полезно знакомиться с новыми людьми и разными культурами.

Будьте открыты для всего нового. Если вы хорошо разбираетесь в чем, то одном, то знайте, этого недостаточно! Выходите из зоны комфорта и учитесь чему-то новому.

3. Приобретайте полезные привычки

Задавайте вопросы. Интересуясь тем, что происходит вокруг и получая ответы на поставленные вопросы человек становится умнее. Очень полезно знать, что, почему, когда и как.

Определяйтесь с целями каждую неделю. Задавая для себя новые цели, спросите себя, каких цели были достигнуты на прошлой неделе? что не было выполнено, и что необходимо сделать, чтобы добиться лучшего результата. Если цель достигнута обязательно вознаградите себя за старания.

Будьте более организованным. Не обязательно быть идеалом организованности, но и траты времени впустую лучше избегать. Осознание того, как вы проводите своей время, и его организация позволит не только скорректировать ваш распорядок, выделив больше времени для самообразования, но и увеличить время для отдыха.

Привыкайте учиться. Без тяжелого и кропотливого труда в одночасье умным не станешь. Учиться тоже нужно уметь, привыкайте быть сосредоточенным и активно думать в процессе обучения.

Постоянно учитесь. Благо в современном мире источники информации повсюду: книги, газеты, новостные ленты, документальный фильмы, интернет. Если вы были круглым отличником в школе это вовсе не означает, что вы умны. Желание учиться и постоянно узнавать что-то новое вот, что действительно поможет стать более образованным.

4. Тренируйте свой ум.

Обратите внимание на головоломки (кубик рубик, судоку и т.д.)

Работа над подобными головоломками позволит вашему мозгу совершенствоваться и повышать умственные способности, находить нестандартные решения. Разгадать судоку непросто, но в процессе обдумывания мышление будет расширяться и развиваться. Подобные головоломки можно найти в газетах, либо бесплатно в Интернете.

Развивайтесь творчески. Занимайтесь рисованием, лепкой, вышивкой, и другими видами творчества. Занятия искусством помогут развить навыки решения проблем, так как творческий мозг умеет и может мыслить нестандартно, находя более простые и быстрые пути.

Занимайтесь точными науками. Производите вычисления в уме, а не на бумаге, или еще хуже на калькуляторе. Напряженное обдумывание математических задач способствует активной работе мозга и возникновению новых связей для более быстрого и эффективного процесса обдумывания.

Развивайте писательский навык. Такой вид творчества улучшает устную речь и обогащает речевые обороты, ведь в время процесса написания человек невольно обдумывает ситуации и возможные диалоги персонажей и описывает окружение. Это поможет стать прекрасным мыслителем и максимально эффективно обрабатывать полученную информацию. Кроме того, письмо - один из лучших способов для выражения себя и своих мыслей.

5. Совершенствуйтесь как человек.

Упрощайте. Беседы о заумных вещах, которые никто кроме говорящего не понимает, никого не сделает умнее. Не зря говорят, все гениальное просто. Если кто-то не может понять то, о чем вы говорите, это вовсе не свидетельство того, что собеседник невежественен, это ваша вина, что вы объясняете невнятно.

Выслушивайте внимательно. Невозможно быть во всем сведущим человеком, поэтому важно выслушивать мнение других людей, не обязательно с ним соглашаться, достаточно помнить, что каждый человек может нас чему-то научить. Правильно задавайте вопросы - это поможет развеять собственные убеждения или выявить недостатки в убеждениях других людей. Ни к кому не относитесь с предубеждением.

Проявляйте внимание к людям. Адекватное поведение и проявление доброты, терпения в сложных ситуация - явный признак зрелости и высокого интеллекта. Повторимся, каждый человек может научить вас чему-то новому, и проявление к людям доброты позволит вам открыть доступ к их знаниям и опыту. Не лишайте себя возможности научиться чему-то новому.

Моменты, на которые стоит обратить внимание:

Различают множество видов находчивости и сообразительности: книжная, уличная, людская, психологическая, техническая сообразительность и многие другие виды ума и интеллекта.

Быть умным и хорошо осведомленным - разные вещи. Знать многое об определенном предмете не то же самое чтобы быть умным. Умный человек понимает суть проблемы и находит пути ее решения. А быть осведомленным означает, что человек много знает об одном или нескольких предметах. А вы умный или осведомленный человек?

Заметим, что будучи отличным от других людей и имея определенные качества совсем необязательно, что для других людей вы будете личностью. Не всякая уникальность является ценной. Например, человек очень необычен, уникален, интересен, но при этом может приносит вред. Даже если какие-то черты характера нас восхищают, но при этом это человек приносит какой-то негатив в нашу жизнь, мы приложим все усилия чтобы исключать этого человека из нашей жизни. Поэтому работайте над собой так, чтобы быть уникальными в положительном ключе.

Если говорить о недостатках, то они есть у всех, и крайне необходимо работать над их устранением, а если это невозможно, то постараться скрыть их, замаскировать, чтобы они не бросались в глаза. Идеальный человек, тот на которого нужно равняться, восхищаться, к этому образу всегда нужно стремиться. Даже если идеал достигнут не будет, в процессе будет проделано много работы, которая будет очень полезна для «саморазвития». Идеальный человек и личность, понятия равнозначные, даже если он идеален только для нескольких людей, да даже если для одного человека. Представьте, что недостатки это враги и с ними нужно бороться, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень, уступать им нельзя. Не обращайте внимания на других людей, пускай они ведут себя как считают нужным, ведите себя так, как правильно, как надо, и производите на людей положительное впечатление. Если будете уважать себя, то и другие будут, так как ваше поведение будет соответствовать самым высоким требованиям. Самодисциплина обязательна, никто кроме вас не должен быть хозяином вашей жизни, ни другие люди, ни обстоятельства, ничто. Вы сами определяете нормы какими хотите руководствоваться, в зависимости от того в каком обществе живете.

Дорогой читатель, вы дочитали эту статью до конца и ваш путь на пути становления уникальной личностью успешно начат, продолжайте прикладывать необходимые усилия и двигайтесь в выбранном направлении. Остается пожелать только одно - не сбивайтесь с выбранного пути, продолжайте двигаться, развивайтесь и влияйте положительно на окружающих людей. Развитие - работа на всю жизни, но она щедро вознаграждается. Определитесь с целью, ради которой вы готовы проделать эту работу и пусть она вдохновляет вас!

Николай Бердяев

Принято считать, что каждый человек – это личность, независимо от того, какими качествами и чертами характера он обладает. С этим сложно не согласиться, но к этому можно и нужно добавить, что личность, чтобы оставаться личностью, обязательно должна развиваться. Ведь личностью мы называем, прежде всего, уникального, особенного, интересного, не похожего на других людей человека, имеющего редкие способности и богатый внутренний мир. Но без развития, без работы над собой, человек далеко от других людей не уйдет, он будет таким же, как все. А если человек не будет отличаться от других людей, если не будет обладать особыми, присущими только ему качествами, тогда назвать его личностью мы сможем с очень большой натяжкой. Однако возникает вопрос – зачем каждому из нас отличаться от других людей, зачем становиться личностью, ради какой цели, ради какой выгоды? Вот об этом я и расскажу вам, уважаемые читатели, в этой статье. Я расскажу вам о том, как развить в себе личность и для чего ее следует развивать. Поверьте, польза от такого развития есть и очень большая.

Зачем развивать в себе личность

Чтобы понять, зачем человеку нужно развивать в себе личность, достаточно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в нашей жизни. Что в этом мире высоко ценится? Очевидно, что ценится в нем все то, в чем, во-первых, мы с вами нуждаемся, а во-вторых, то, чего мало. То, что в дефиците – ценно. Согласны? Причем, что интересно, иной раз то, чего мало, нам может быть не особо-то и нужно, но нас все равно к этому тянет. Мы любим все редкое и исключительное, поскольку сами хотим быть такими. А вот то, чего очень много, пусть даже это что-то весьма полезно для нас – мы не особо ценим, а иной раз совсем не ценим. Интересная черта человеческой личности, не так ли? Я как-нибудь объясню вам, почему мы так себя ведем. Пока же, вернемся к сути нашего вопроса. Так вот, как вам стать ценным, а вместе с тем и востребованным человеком, чтобы другие люди в вас нуждались, чтобы они уделяли вам внимание и любили вас? Для этого вам надо стать особенным, не таким как все. Вам нужно стать интереснее, полезнее, качественнее и даже скажем так – необычнее других людей. Достичь этого можно разными способами, можно поработать над своей оберткой, то есть, над своим внешним видом, а можно задаться задачей посложнее и посерьезнее – изменить, а вернее, развить свое внутреннее содержание. Это непростая работа, честно скажу. Но ее нужно делать, чтобы вас ценили, чтобы в вас нуждались, чтобы вас было сложно заменить и так далее. Не забывайте – что редко, то ценно. А что ценно, то любят и берегут.

Люди начнут проявлять к вам больше внимания, и вы будете пользоваться большим уважением, если сможете развить в себе редкие и полезные для людей качества, если станете интересной, яркой и даже немного таинственной личностью. Хорошая перспектива? В том то и дело, что хорошая. Ведь все мы хотим, чтобы нас ценили, любили, уважали, чтобы уделяли нам внимание, чтобы восхищались нами, чтобы в нас нуждались и так далее и тому подобное. Это приятно и полезно. Но давайте задумаемся над тем, за что нас ценить, любить, уважать? Ради чего другим людям уделять нам свое драгоценное внимание, ради каких выгод? Что в нас такого особенного? Какими нашими личностными качествами могут восхищаться окружающие нас люди? Вот об этом, друзья, каждый из нас должен хорошенько подумать самостоятельно. Многие из нас могут быть очень хорошего о себе мнения и думать, что других таких как они нет. И это хорошо – о себе нужно быть высокого мнения, вне всяких сомнений. Это повышает нашу самооценку. Но поверьте, другие люди могут думать иначе. Они могут видеть в нас совсем другого человека, не такого, какого видим мы. Насколько для нас это важно – другой вопрос. Мы живем в обществе, которое, хотим мы того или нет, должно нас принимать, а вернее – мы должны суметь стать его частью, потому что мы от этого общества зависим. Мы все друг от друга зависим. И дело здесь в том – какое место в обществе займет каждый из нас. Вот, чтобы это место было как можно лучше – человеку необходимо стать личностью не только для самого себя, но и для других людей. Давайте теперь выясним, что нам необходимо с собой делать, чтобы развить в себе личность.

Как развить в себе личность

Так вот, если вы согласны со всем вышесказанным, то полагаю, вам интересно узнать о том – как можно развить в себе личность. Друзья, если я скажу вам о том, что развитие личности – дело простое, я совру. А я не хочу врать. И не буду. Поэтому, нет – это непросто. И я считаю, что не к сожалению, а к счастью это непросто сделать. Ведь если бы развитие личности человека было простым делом, такого понятия как работа над собой, просто бы не существовало. Работа – не самое приятное слово, согласитесь. Оно у нас ассоциируется с напряжением, с нагрузкой, со стрессом, иногда и с болью, а никак не с удовольствием и радостью, если только вы не любите свою работу, как, например, я. Как бы то ни было, в любой работе есть свое удовольствие, есть своя радость, и те из вас, кто занимаются любимым делом об этом прекрасно знают. Работа над собой – это особенное удовольствие, которое мы испытываем, когда понимаем, какую пользу наши усилия нам приносят. Поэтому работать над собой, чтобы развить в себе личность – это приятно, интересно, весело. От этого можно ловить кайф. Поэтому не так страшно, что это непростая работа, главное понимать – насколько она интересна и полезна.

Что же нужно делать? Учиться, получать новые навыки, заниматься спортом, а также интересной и творческой деятельностью, делать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Вот что вам нужно делать, чтобы развить в себе личность. Это ваша работа над своим телом и разумом, которая делает вас более совершенным человеком, и разумеется, отличным от других. Главный вопрос тут заключается не в том, что надо делать, а в том, как это делать. А о том, как это делать – как над собой работать, как себя развивать, написано огромное количество книг и статей. И каждая из этих книг и статей предлагает свой рецепт развития личности, хотя многие из них схожи между собой. Вот чем этот рецепт окажется точнее и эффективнее – тем быстрее вы сможете развить в себе такую личность, аналог которой будет невозможно найти. А качество вашей личности может и непременно должно быть таким, чтобы общество в целом или отдельно взятые люди ценили вас очень высоко. Для этого вы должны быть полезны людям, обществу, интересны и неповторимы. Что редко, то ценно, помните, да?

Я дам вам свой рецепт того, как можно развить в себе личность, чтобы вы и его имели в виду, решая, как именно вам следует над собой работать. Кто знает, может он самый лучший из всех существующих. Почему нет, я ведь этим вопросом, по сути, всю свою сознательную жизнь занимаюсь. Я считаю, друзья, что начинать нужно с психологии. Да, да, я понимаю, я уже не в первый раз об этом говорю, а точнее, пишу. И вы в свою очередь можете сказать, что опять этот кулик свое болото хвалит, словно ничего другого в мире не существует, кроме этой психологии. Конечно, существует, но, друзья, я хвалю то, что хвалю, а именно, такую науку, как психологию, не потому, что я ею занимаюсь, а потому, что она действительно многое нам дает – она позволяет нам развивать в себе ценные для нас самих и для других людей качества, благодаря тому, что указывает нам на них. Я сам поэтому и начал ее изучать, что увидел, насколько она ценна для человека, как с точки зрения познания им самого себя, так и с точки зрения познания других людей. Вы ведь не можете себя улучшить, не понимая, как именно вы устроены, верно? А как вы об этом узнаете? Ну, хорошо, есть биология, анатомия, медицина, антропология и масса других наук о человеке, изучающие его тело и разум. Их много, этих наук. Но если сузить взгляд на этот вопрос, то можно свести все к тем наукам, которые изучают тело человека и тем, которые изучают его душу и разум. А именно эти вещи нам и нужно развивать, чтобы сделать себя лучше. Вот, психология, в основном изучает душу и разум человека. А это, как вы можете, даже не столько знать, сколько чувствовать – очень важные элементы человеческого существа. А раз они важные, над ними нужно работать, чтобы развивать свою личность – нам ведь именно это нужно, так ведь?

Поэтому, когда я говорю, что надо учиться, чтобы развивать в себе личность, вы должны понимать, что именно вам нужно учить в первую очередь. Если вы хотите усовершенствовать, ну, скажем, какое-нибудь техническое устройство или придумать новое, вы можете начать изучать физику, математику, инженерию и так далее. Если у вас есть цель – придумать, ну, скажем, новое лекарство для человечества, вам следует начать изучать химию и биологию, другие науки, связанные с медициной. Ну а если вы хотите понять себя и других людей и хотите развить в себе самые лучшие, самые сильные, самые ценные качества, тогда, что же, как не психологию, я могу предложить вам для изучения. Вопрос здесь заключается в том – какой вы хотите стать личностью, за что вы хотите, чтобы вас ценили и уважали, за какие знания и умения? Чтобы в этом разобраться, присмотритесь повнимательнее к нашей жизни и ответьте себе на вопрос – какие люди в ней пользуются наибольшей популярностью, кого больше всего любят, ценят и уважают, и за что? А затем подумайте, как вам стать одним из таких людей – что для этого нужно изучать? Может вы не хотите идти моим путем, хорошо, я не настаиваю. Тогда выберете свой путь – найдите, придумайте, выберете свое призвание, как вам будет удобно. Учиться ведь все равно нужно, чтобы стать ценной личностью, и учиться для этого нужно хорошо, очень хорошо. А чтобы хорошо учиться – нужно иметь большое желание чего-то достичь. В чем вы хотите преуспеть, чего хотите добиться? Не спешите с ответом на этот вопрос, подумайте – это непростой выбор.

Вообще, чем больше вы будете всего уметь, чего не умеют, или умеют, но делают намного хуже вас другие люди, тем лучше. Ведь быть личностью – это не значит, допустим, иметь свое мнение, как это многим из нас сегодня внушают, так как оно вполне может оказаться неверным и даже абсурдным. Зачем тогда его иметь, если можно позаимствовать чужое, более правильное, более точное и гораздо более полезное для нас мнение? Быть личностью – это значит быть полезным человеком, полезным, как для себя, так и для других. Даже отличаясь от других людей и имея харизму, вы совсем необязательно будете личностью для других людей. Ведь не всякая личность ценна, даже если она уникальна. Человек может быть достаточно необычным, уникальным, интересным, но вместе с тем и вредным. Мы можем принимать такого человека, и даже отчасти восхищаться им, как личностью, но при этом, если он причиняет нам вред, а не пользу, то мы неизбежно будем желать того, чтобы этого человека не было в нашей жизни. Поэтому работать над собой, я считаю, нужно так, чтобы в конечном счете стать очень полезным для общества человеком и быть востребованным им. Это существенно упростит и улучшит нашу жизнь. Следовательно, подходить к своему развитию следует с позиции своих собственных интересов и интересов общества, в котором мы живем.

Давайте теперь поговорим о наших недостатках – они ведь есть у всех. Недостатки свои нам нужно, по возможности устранять, а при необходимости умело скрывать. Понимаете, человек с кучей недостатков не кажется уникальным. Тогда как образ идеального человека, которым можно восхищаться, на которого можно и нужно равняться, которого можно любить и ценить, живет в голове каждого из нас. Мы хотим видеть в ком-то идеального человека, в ком-то, помимо себя. Идеал не достижим? Возможно. Но стремиться к нему нужно, чтобы хотя бы казаться идеальным человеком, а значит и редким, а значит и ценным, а значит таким, которого нужно любить, ценить уважать, беречь. Идеальный человек – это вне всяких сомнений личность, даже если он идеален в головах всего нескольких людей, а то и вовсе в голове одного единственного, но очень ценного для него человека. Поэтому наши недостатки – это в такой-то мере, наши враги, с которыми мы должны постоянно бороться, повышая свой культурный и интеллектуальный уровень. Пусть другие люди ведут себя естественно, так, как им хочется. А вы ведите себя так, как надо, чтобы производить на людей, а заодно и на самого себя положительное впечатление. Вы начнете себя больше уважать, и люди станут вас больше уважать, если ваше поведение будет отвечать самым высоким требованиям. Поэтому обязательно развивайте в себе самодисциплину, ибо для развития личности – это необходимая работа. Не обстоятельства, не другие люди, должны контролировать ваше поведение, чтобы оно было приемлемым – вам это надо делать. Личность – это не объект, а субъект. Поэтому личность сама определяет нормы своего поведения, исходя из особенностей того общества, в котором эта личность живет.

И наконец, последнее, к чему вам необходимо выработать правильное отношение, чтобы развить в себе личность – это ответственность и самостоятельность. Об этом много сказано и написано, так много, что мне как-то прямо даже неудобно это повторять. Но, то ли сказано не так, то ли написано не то, или люди просто не прислушиваются к сказанному и написанному, но почему-то самостоятельных и ответственных людей в нашем обществе больше не становится. Поэтому грех не обсудить этот вопрос снова. Уверен, моя работа тоже сделает свой вклад в развитие отдельно взятых людей и общества в целом. Что же еще можно сказать об ответственности и самостоятельности? А сказать можно вот что: совершенно очевидно, во всяком случае для меня, что личность сама определяет свой жизненный путь, потому что она личность, а не статистическая единица и не что-то, что можно обобщить. Поэтому человек, желающий стать личностью – должен быть свободным в своей душе, в своей голове и в целом внутри себя, чтобы делать то, что может делать свободный человек – выбирать. Когда у вас есть выбор, а он у вас есть всегда, просто вы его не всегда можете видеть и не всегда хотите видеть, вы можете считать себя свободным человеком, но при условии, что вы сами сделаете свой выбор и будете нести за него полную ответственность. Так что истинная свобода находится внутри нас, и это единственная свобода, которую никто и никогда у нас без нашего согласия не отнимет. Но чтобы ее иметь, а точнее, чтобы ею пользоваться – необходимо самому нести ответственность за свою жизнь. Сложного в этом ничего нет, как нет и ничего страшного, но на такое вот отношение к жизни необходимо настроиться, поняв все преимущества, которые вы от такой жизни можете получить. А преимуществ от того, что вы будете ответственным и самостоятельным человеком, поверьте, очень много. И главное из этих преимуществ – это уже упомянутая мною свобода выбора. У вас всегда будет возможность выйти из любого абсолютно тупика, в котором вы можете по воле судьбы или из-за собственных решений оказаться, потому что у вас будет выбор – выбор того, как поступить. У несвободных в душе людей такого выбора нет, потому что за них все решают другие люди. А у вас он будет, если вы не откажетесь нести за себя и свою жизнь ответственность. В жизни у вас будет все – и успехи, и неудачи, и радость, и страдания, и победы, и поражения, и много чего еще, что будет вас радовать и расстраивать. Все это вам нужно принимать, как результат вашего выбора, ваших решений, вашей деятельности. Пусть даже это не так, пусть мы в немалой степени зависим от обстоятельств и других людей – нам, вам, друзья, не нужно на это ссылаться. Не убеждайте себя в том, что кто-то другой в вашей жизни играет более важную роль, чем вы сами, ибо это слабость, это зависимость, это несвобода, убивающая вашу личность.

Берите ответственность за все происходящее в вашей жизни на себя и для себя прежде всего. Не для других людей это делайте, для них вы можете какие угодно представления разыгрывать, а для себя. Будьте ответственным и самостоятельным для себя, чтобы быть свободным, ибо только свободный в душе человек может стать личностью, способной на то, на что не способно большинство других людей, перекладывающих ответственность за свою жизнь на все и на всех. Если вы будете перекладывать ответственность на других – вы отдадите им власть над собой, а значит, потеряете свободу, а значит и личностью не станете. А я считаю, что вы достойны того, чтобы ею стать! Вы уже личность, раз дочитали эту статью до конца, раз приложили необходимые усилия, чтобы начать двигаться в нужном направлении. Поэтому мне остается пожелать вам только одно – не сбивайтесь с выбранного пути, продолжайте движение, развивайте в себе личность – это работа на всю жизнь, но она, поверьте, очень щедро вознаграждается. Определите для себя цель, ради которой вам стоит делать эту работу и пусть она вдохновляет вас.