Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск

Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.
Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект

Comparative analysis of the human psyche and the animal

Uglikova Rosa Anatolyevna
Institute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk

Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.
Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики. Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. Высшая форма психики – это сознание, которое присуще только человеку.

Психика – это понятие, которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму:сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить законы и движущие силы развития.

Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.

Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.

Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в групповых формах поведения человека и животных.

Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.

Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции. Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.

Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения. Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений. Это не самостоятельной форма поведения, а механическая форма, в основе которой находится инстинкт. В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.

Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность. Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта. Разумное действие связано с объективными условиями действительности.

Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты собственные воздействия на окружающий мир.

В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх. Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они способны вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания. Поражает память, свойственная только мудрым и опытным слонихам, спасающих свое стадо.

Интеллектуальное поведение животного связано с восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды. Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним. Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде. Но животное не решает что-то в уме, а осуществляет все процессе деятельности.

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Можно отметить, что существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе. Они не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

Мышление тесно связано с речью. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.

Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий. Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи. Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения. Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию. Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.

Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.

Главным отличием считают символизацию. Символизация – это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями – сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.

Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом. А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта. Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними. Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с.
2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г.
3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с.
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с.
5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.: Юрайт, 2015, – 639 с.
6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.
7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.10.2016).

Сознание представляет собой высший уровень развития психики, который присущ только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет сложный и длительный процесс эволюционного развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия. -2003. - С. 144.

Человеческая психика отличается от психики животных по следующим параметрам.

Во-первых, активность животных не выходящей за пределы естественных условий их жизни, то есть деятельность животных - инстинктивно-биологическая. Эта деятельность может осуществляться только применительно к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. Из -за этого возможности психического отражения окружающей действительности у животных жестко ограничены кругом биологических потребностей.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его значительное отличие от языка человека состоит в том, что в языке животных отсутствует семантическая функция - элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения, поскольку они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям.

Другим отличием языка животных, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов, является его генетическая зафиксированность. Язык человека представляет собой открытую систему, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, но человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

В-третьих, животные существуют по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет», им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета представляло собой отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности - труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничего из вышеперечисленного животным не свойственно. Животные используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях, но никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий.

Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной, культурологической форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т. е. являются биологически бессмысленными. Происходит разделение предмета деятельности и ее мотива, объединяющим фактором при этом выступают совместная деятельность и складывающиеся в ней отношения между людьми. Таким образом, основу деятельности человека составляют социальные связи и закономерности.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать ее. Благодаря труду человек изменял не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и органов чувств. В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование труда. В процессе трудовой деятельности закреплялась и развивалась функция руки, которая приобретала большую подвижность и ловкость. Рука становилась не только органом хватания, но и органом активного познания.

Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли указующую и организующую функции, но затем, закрепляясь за целым классом сходных действий и предметов, слово стало выделять их общие устойчивые свойства, в слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий, т. е. сознание представляет собой форму активно-познающего отражения.

И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.

Ответ на вопрос о том, чем психика человека отличается от психики животных, является одновременно и сложным, и простым. Простым он может показаться потому, что отличия психологии и поведения человека от психологии и поведения животных вполне очевидны. Сложным данный вопрос при его внимательном изучении оказывается по причине, что нам до сих пор до конца не известны психологические особенности животных, и зоопсихологи, изучая психологию и поведение животных в наши дни, открывают у них все новые формы психики и поведения, в том числе такие, которые сближают их с человеком. Складывается достаточно противоречивая картина: с одной стороны, благодаря развитию культуры и техники человек все больше удаляется от животных, с другой стороны, новейшие открытия в области зоопсихологии все меньшей делают разницу между человеком и животными. К примеру, сейчас уже почти никто не сомневается в том, что у животных имеется человекоподобный интеллект (еще в конце XIX в. такое могли предположить лишь наиболее смелые ученые, да и то без веских доказательств). Столько же очевидным стало признание существования у животных языка и многих прообразов культуры людей.

Тем не менее мы все же имеем возможность на основе достоверно установленных фактов напрямую сравнивать психологию и поведение людей и животных, делать вполне определенные выводы по поводу общего и различного, существующего между ними. Общим для человека и животных признается существование у них ощущений, элементарных форм восприятия и врожденного анатомо-физиологического аппарата, обеспечивающего первичную обработку стимулов, поступающих в мозг через органы чувств. Правда, в особенностях отдельных видов ощущений между людьми и животными имеются различия. Так, зрительные ощущения человека намного разнообразнее, чем у большинства животных. Человек способен различать цвета, а это значит, что его глаз более чувствителен к электромагнитным волнам различной длины в пределах видимого диапазона, чем глаза большинства животных.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что многие животные превосходят человека по таким ощущениям, как запахи и звуки. Ухо ряда животных, например собак, более чувствительно к слабым звукам, чем ухо человека. Некоторые из животных, к примеру дельфины и летучие мыши, способны воспринимать ультразвуки, а человек их не воспринимает. Большинство животных более тонко реагируют на разнообразные запахи, чем человек. Имеются, кроме того, животные, которые лучше реагируют на процессы, происходящие под землей и в воздухе, чем люди, способны предчувствовать землетрясение, извержение вулкана, наступление грозы. Человеку это от природы не дано, если он воспринимает окружающий его мир только с помощью органов чувств. Однако с помощью изобретенных им приборов человек все это в состоянии делать намного лучше, чем все животные, вместе взятые.

Исходя из приведенных выше примеров нельзя однозначно утверждать, что человек по набору имеющихся у него ощущений и тонкости различения разнообразных физических, химических и других стимулов превосходит всех животных. Многие природные органы чувств у него не настолько хорошо развиты, как у некоторых животных. Поэтому, если иметь в виду то, что дано человеку от природы, то, скорее всего, речь может пойти только о видовых сенсорных различиях. Они, в частности, проявляются в том, что отдельные виды живых существ лучше, чем другие, приспособлены жить в условиях, которые им определила природа, и, следовательно, способны тоньше реагировать на связанные с этими условиями стимулы, чем существа, обитающие в другой природной среде.

Однако поскольку человек является самым высокоразвитым существом, способным приспособиться к жизни в любой среде, то имеющиеся у него от природы сенсорные (связанные с работой органов чувств) недостатки компенсируется использованием разнообразных высокочувствительных приборов и других средств, которые человек сам изобрел. Эти приборы и средства значительно повышают общую чувствительность людей к разнообразным сенсорным воздействиям. Если, к примеру, человеку не удается воспринять какой-либо вид энергии с помощью естественных органов чувств, например радиацию, то он может это успешно сделать посредством соответствующих физических приборов. Если человек не в состоянии воспринимать зрительно космические лучи или радиоволны, то за него это с успехом делают высокочувствительные физические приборы. Поэтому сенсорные возможности человека, вооруженного изобретенными им приборами и машинами, намного превосходят сенсорные возможности всех без исключения животных.

Аналогичную картину мы наблюдаем при сравнении восприятия человека и животных. Хотя восприятие имеется не только у человека, но и у животных, человеческое восприятие, особенно зрительное, намного более развито, чем восприятие животных. Это связано с тем, что восприятие людей в филогенезе и в онтогенезе развивается. Человек научился многое воспринимать по-другому, чем это делают животные. Его восприятие в результате освоения им знаковых систем и орудий приобрело новые качества, которыми не обладает восприятие животных. Такими, например, качествами, как целостность, константность и категориальность, обладает только человеческое восприятие. Кроме того, человек намного точнее, чем животные, способен воспринимать и оценивать пространственные характеристики разнообразных объектов, включая величину, форму, глубину и место расположения предметов в пространстве. То же самое касается восприятия движений: пользуясь приобретенным жизненным опытом и разнообразными приборами, человек научился воспринимать и оценивать их намного точнее, чем это способны делать животные.

У человека и животных, безусловно, есть внимание. Однако у животных имеется лишь непосредственное и непроизвольное внимание, в то время как человек имеет произвольное и опосредствованное внимание, т.е. внимание, представляющее собой высшую психическую функцию, по Л.С. Выготскому. Животные обращают внимание только на биологически значимые для них объекты, в то время как человек выделяет из окружающего мира и обращает внимание также и на социально значимые объекты, явления и события, связанные с его культурой. У человека имеется множество средств регуляции внимания, которые он с успехом использует, например шрифтовые, цветовые, световые, звуковые и иные способы выделения того, на что нужно обратить особое внимание, имея дело с теми или иными предметами.

У животных, как и у человека, имеется память. Однако память человека не идет ни в какое сравнение с памятью животных. Во-первых, память человека намного продуктивнее, чем память животных. Во- вторых, у человека имеются такие виды памяти, которые у животных отсутствуют. В-третьих, человек изобрел и использует для запоминания, сохранения и воспроизведения информации многочисленные орудия, приемы и средства, которых нет у животных. В-четвертых, человек в состоянии запоминать практически безграничное количество информации и сохранять ее сколько угодно времени. Память животных, напротив, во многих отношениях ограничена. Скорость работы памяти человека выше, чем скорость работы памяти животных. Человек способен сохранить запомненную им информацию на гораздо больший срок, чем животные, он в состоянии передавать свой опыт, запечатленный в памяти, из поколения в поколение. Животным это не дано. Даже естественная память человека превосходит природную память животных. Обученный и воспитанный человек располагает произвольной, логической и опосредствованной памятью, которые намного мощнее видов памяти, имеющихся у животных. Животные пользуются лишь своей прирожденной памятью, которая является непроизвольной, механической и непосредственной. Люди имеют в своем распоряжении тысячи естественных и искусственных языков для записи информации, располагают сотнями способов хранения информации, начиная с записей на предметах, бумаге и кончая современными формами технической записи и хранения информации. У людей есть многочисленные емкие, практически не ограниченные по своему объему хранилища накопленной информации, находящиеся за пределами человеческого мозга, включая книги, библиотеки, различные электронные устройства памяти, в том числе Интернет.

Мышление человека принципиально отличается от мышления животных. У животных в лучшем случае можно обнаружить только признаки самого простого, примитивного вида мышления - нагляднодейственного мышления, или так называемого «ручного» интеллекта (умение решать задачи с помощью практических действий с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации). Это мышление, которое также имеется и у маленьких детей.

У взрослого человека мышление, естественно, более развито, чем у ребенка. У него кроме наглядно-действенного имеется еще нагляднообразное и словесно-логическое мышление, теоретическое и творческое мышление. Более того, полученные в ходе исследований данные указывают на то, что за пределами раннего возраста (до трех лет) даже ребенок практически перестает пользоваться только нагляднодейственным мышлением, обращается к употреблению нагляднообразного мышления. Мышление трехлетнего ребенка уже намного превосходит мышление самого развитого взрослого животного, так как ребенок данного возраста владеет речью и многое научился делать руками. Взрослые люди в своей деятельности используют, кроме того, высшую форму мышления - словесно-логическое, признаков которого у животных до сих пор не обнаружено.

О языке и речи человека и животных можно сказать следующее. У животных есть свой достаточно развитый и сложный язык, с помощью которого они могут общаться между собой. Но этот язык по своему назначению напоминает примитивную способность людей обмениваться информацией друг с другом с помощью жестов, мимики и пантомимики или общаться на уровне знаков или звуков, ничего не выражающих, кроме актуального внутреннего состояния самого живого существа. Возможности такого языка по сравнению с языком и речью людей весьма ограниченные. У людей характерные для них язык и речь используются кроме выражения внутренних состояний в следующих функциях, в которых они практически никогда не применяются животными: для запоминания информации, для ее сохранения и передачи другим поколениям людей, для внутреннего управления процессами мышления, для улучшения работы других познавательных процессов, включая восприятие, внимание, память и воображение, для саморегуляции психических процессов, состояний и поведения.

Очевидно, что у животных нет никаких общих с человеком индивидуальных свойств, касающихся его личностных особенностей, кроме тех, которые связаны с темпераментом или с элементарными сенсорными и двигательными способностями. Личностью, как уже говорилось ранее, может быть только человек, и в содержание этого понятия входят представления о многих индивидуальных особенностях людей, таких, например, как воля, характер, чувства, высшие потребности, отношения к кому-либо или к чему-либо. Что касается животных, то из близких к перечисленным или напоминающих их свойств у них можно обнаружить только некоторые биологические эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей.

Вместе с тем, возвращаясь к психологической и поведенческой характеристике человека, следует признать, что, несмотря на наличие у него множества свойств, отличающих его от животных, он все же представляется комплексным, биосоциальным существом. На него соответственно распространяются как биологические, так и социальные законы, как законы природы, так и те законы, по которым живет человеческое общество. Однако влияние биологических и социальных законов на психологию и поведение человека и животных не представляется одинаковым. Воздействие общества на психику и поведение человека намного существеннее и заметнее, чем воздействие природы, а у животных дело обстоит наоборот. Вообще любое сравнение человека с животными, если оно касается их психологических возможностей и деятельности, идет в пользу человека, а не животных. Поэтому совершенно несостоятельными представляются любые попытки ставить человека и животных на одну ступень эволюции и психологически их отождествлять.

Особенности психики человека и животного

Определение 1

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

«Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

Психика животных

Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

  • поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон, дефекация и др.);
  • комфортное поведение (уход за туловищем);
  • оборонительное поведение, которое может быть выражено соответствующей позой животного;
  • половое поведение, связанное с размножением;
  • групповое поведение;
  • поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.

Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

Замечание 1

У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

Психика человека

Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

В психике человека выделяют:

  • психические процессы,
  • психические свойства,
  • психические состояния.

Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Замечание 2

Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

Сравнение психики животных и человека

Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человека и животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.

Первое отличие - это мотивация к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными способностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - "осмысленностью, константностью, предметностью", а память - "произвольностью". Во-вторых, память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могут использоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которые приобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать не побоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению "знаковых систем", люди могут записывать информацию, хранить ее, передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют в своем распоряжении возможную способность к нахождению ответа примитивных практических задач "в наглядно-действенном плане". тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.

У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующие способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливать связь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильному решению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям, совершаемым наудачу.

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничного существования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленной задачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водится индивидуум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:

ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.

Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии. Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян, когда непосредственное достижение цели было невозможно.

Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достать приманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленными за ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточно большого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла, лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.

Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку: тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия, и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь "раздумывала" над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени, пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалось из периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяны делалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями и так и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматривать как итог переноса давнопрошедшего опыта ("обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви"). По словам нынешних исследователей, базис интеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений между отдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхитить результат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальное поведение обезьян “ручным мышлением”.

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязывается история формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной только лишь человеку, - история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяются его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связано с процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Биосоциальное развитие человека будущего

Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты...

Зарождение и эволюция психики

Зоопсихология животных

Канал связи Животные Человек Тактильный Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Например, в колониях термитов существуют слепые термиты-рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации...

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

Самосознание -- сознание субъектом самого себя в отличие от иного -- других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний...

Общее понятие психологии

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности...

Понятие о психике и ее эволюции

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни...

Происхождение и развитие сознания человека

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды...

Психология и педагогика

Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм...

Развитие психики и сознания

В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики - простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения...

Развитие психики человека и животных

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

Сравнение психики животных и человека

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова...

ь Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека)...

Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих...

Физиологические основы психики и здоровья человека

Психика -- это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого...

Человек и его психика

Психика человека -- качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности...