ГЕОГРАФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВВЕДЕНИЕ

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека. Все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, требующих кардинальных решений - и при том безотлагательно.

Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей, о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе “Человек - Техника - Природа”. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Глобальными проблемами называют (Максимова и др. 1981; и др.) те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Приведенное определение вряд ли можно считать достаточно четким и однозначным. Да и их классификации по тем или иным признакам чаще слишком расплывчаты.С точки зрения обзора глобальных проблем наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация М.М. Максимовой и др. (1981), объединяющая все глобальные проблемы в три группы:

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные) . Среди них наиболее злободневными являются: глобальная безопасность; глобализация политической власти и структуры гражданского общества; преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные) . В первую очередь это: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьемэнергией, продовольствием); освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные) . Главные из них: проблема роста народонаселения; проблема охраны и укрепления здоровья людей; проблемы образования и культурного роста.

Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. Для того, чтобы иметь наглядные представления о стратегии и методологии решения глобальных проблем необходимо остановиться на характеристике по крайней мере наиболее злободневных из них.

Интерсоциальные проблемы

1.1.1. Глобальная безопасность

В последние годы эта тема привлекает особое внимание в политических и научных кругах, ей посвящается огромное количество специальных исследований. Это само по себе является свидетельством осознания того факта, что выживание и возможность развития человечества подвергаются угрозам, каких оно не испытывало никогда в прошлом.

Действительно, в прежние времена понятие безопасности отождествлялось преимущественно с обороной страны от агрессии. Теперь же под ним подразумевается также защита от угроз, связанных со стихийными природными бедствиями и техногенными катастрофами, экономическим кризисом, политической нестабильностью, распространением подрывной информации, нравственной деградацией, оскудением национального генофонда и т.д.

Вся эта обширная проблематика с полным основанием является предметом забот как в отдельных странах, так и в рамках мирового сообщества. Она будет так или иначе рассматриваться во всех частях предпринимаемого исследования. Вместе с тем сохраняется, а в некоторых отношениях даже усиливается военная угроза.

Конфронтация двух супердержав и военных блоков подвела мир вплотную к ядерной катастрофе. Прекращение этой конфронтации и первые шаги по пути реального разоружения явились, бесспорно, величайшим достижением международной политики. Они доказали принципиальную возможность вырваться из круговорота, неумолимо толкавшего человечество в бездну, круто повернуть от нагнетания враждебности и ненависти к попыткам понять друг друга, учесть взаимные интересы, открыть дорогу к сотрудничеству и партнерству.

Результаты этой политики невозможно переоценить. Главный из них - отсутствие непосредственной опасности мировой войны с применением средств массового уничтожения и угрозой всеобщего истребления жизни на Земле. Но можно ли утверждать, что мировые войны отныне и навсегда вообще исключены из истории, что подобная опасность не возникнет вновь через какое-то время вследствие появления новой вооруженной конфронтации либо стихийного расширения локального конфликта до мировых размеров, сбоя техники, несанкционированного запуска ракет с ядерными боеголовками, других случаев подобного рода? Таков один из важнейших на сегодняшний день вопросов глобальной безопасности.

Другая, не менее важная проблема заключается в перспективах предотвращения вооруженных конфликтов, а там, где они вспыхнули, - в их локализации и скорейшем урегулировании. Вопреки распространившемуся в одно время мнению, что формула Клаузевица устарела и война перестала быть “средством продолжения политики”, в противовес всевозможным соглашениям и декларациям о необходимости исключить применение силы и угрозы силой, в последние годы не было почти ни дня, когда бы на планете ни велась война. Являются ли вооруженные конфликты на Балканах, на Кавказе, в Средней Азии преходящим следствием распада биполярной системы, завершают они ушедшую эпоху или, напротив, открывают цепь новых войн за создание независимых государств, территориальные захваты и сферы влияния?

Следующий принципиальный вопрос касается проблемы вооружений. Очевидно, что обуздать войну, тем более исключить ее полностью из жизни современного общества нельзя до тех пор, пока продолжают сохраняться значительные ядерные и химические арсеналы, производятся горы так называемого обычного, притом постоянно совершенствуемого оружия, остаются в большинстве стран на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже увеличиваются военные расходы. Милитаризм стал “раковой опухолью” человечества. Достаточно сказать, что четверть ученых мира втянута в подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И, наконец, военные расходы - главное препятствие на пути положительного решения всех глобальных проблем.

Генетическая классификация наук, построенная «по формам движения», играет роль общего методологического принципа изучения сложнейших теоретических вопросов науки, в нашем случае - географии. Во-первых, это требует уточнения сложившихся представлений об объекте и предмете географии. Даже постановка вопроса о месте географии в данной классификации нуждается в специфическом философском анализе содержания географической науки. Относится л и вообще география к данному типу наук? Во-вторых, какое место среди объектов других наук занимает объект географии и как он генетически и структурно связан с ними? В-третьих, это является основанием для изучения соотношения законов и методов географии как науки с законами и методами пограничных с ней наук. В-четвертых, уже этих вопросов достаточно для обоснования географии и необходимости ее дальнейшего развития. В-пятых, определить место географии в генетической классификации наук - значит глубже понять ее содержание и внутреннюю структуру. Это методологическая основа понимания единства физической географии и социально-экономической географии, соотношения их дисциплин и, наконец, изучения географии как особого социального института, закономерностей ее возникновения и развития.
Мы не случайно поставили вопрос о месте географии именно в генетической классификации наук, поскольку обращение к другим видам классификации наук этих вопросов не решает.
Географическая реальность. Вопрос о географической реальности не так прост. Если существует географическая реальность, то каковы ее сущность, содержание, причины возникновения и основа существования? Как географическая реальность связана с другими видами реальности? Только ли география (и какая - физическая или социально-экономическая) изучает эту реальность и проводят ли другие науки подобные исследования?

Обычно под реальностью понимают совокупность взаимосвязанных и обусловливающих друг друга объектов и процессов. Конечно, наука не сразу приходит к глубокому пониманию реальности. Объекты последней разделяются вначале по различным свойствам и лишь потом по законам строения и функционирования и, наконец, по причинам возникновения и способам существования. От объектного, вещного понимания содержания объективной реальности наука на основе развивающейся практики и ее меняющихся потребностей приходит к системному видению реальности. Основным типом подобных систем являются диалектические саморазвивающиеся системы, в которых создается основное материальное содержание мира.
Под диалектической системой - носителем особой формы движения материи - можно понимать саморазвивающуюся систему, состоящую из специфического вида материи и условий его существования. Вид материи есть материальное образование, обладающее специфической формой отражения, адекватной способу его существования. Очевидно, что сознание человека, ощущение, раздражимость и возбудимость в живой природе, а также специфические формы реагирования образующихся минералов и горных пород на условия их существования являются формами отражения, адекватными способу существования каждого из названных видов материи. Условия существования вида материи есть совокупность элементов внешней среды, вовлеченная во взаимодействие с видом материи и преобразованная им. Так, социальный вид материи, люди, в материальном производстве из материала внешней природы создают социальные вещи, в первую очередь средства производства. В биогеоценозе микроорганизмы, растения и животные преобразуют элементы материнской горной породы в биологическое явление - почвы. В геологических системах минералы и горные породы образуются из элементов растворов или расплавов.
Интересно, что еще в начале XX в. А.И. Воейков выделял Аральское море как самостоятельную вечную географическую систему с замкнутым тепловлагообменом. Эта система представляет собой диалектическое единство объектов гидросферы и тропосферы, которые взаимно порождают и обусловливают существование друг друга. Так, испарение с поверхности Арала порождает особую воздушную массу со специфической системой облаков и облачных систем, которые переносят влагу на отроги Памира и Тянь-Шаня. Формирующийся снежный покров и ледники возвращают затем с помощью рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи влагу в Аральское море. Метахронное развитие систем покровного оледенения Северного и Южного полушарий Земли, описанное К.К. Марковым, также расширяет наше представление о диалектических саморазвивающихся системах, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.

Основным критерием выделения этого типа систем является наличие специфического вида материи и характерных для него, им же созданных условий существования. В современном естествознании каждая подобная совокупность однокачественных систем рассматривается как особая реальность, относящаяся к определенному уровню организации материи. Каждый из этих уровней, или реальностей, выступает как основной объект исследования той или иной науки. Вопрос о том, относятся ли к географической реальности системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы с включенными в них скульптурными формами рель- ефа (все это создано географическим тепловлагообменом), не вызывает сомнений у современных географов. Но исчерпывается ли содержание географической реальности только одним этим типом географических систем? А системы ландшафтоведения и системы социально-экономической географии - разве это не географическая реальность, не мир, который изучает география?
Ответить на эти вопросы нелегко. Прежде всего попробуем представить себе иерархию реальностей или их историческую последовательность возникновения. За исключением группы физических форм движения (процессов) все известные нам формы движения материи возникают и существуют не просто в пределах Галактики, а вся их история разворачивается только на планетах. При этом какие бы связи и отношения ни устанавливались в развитии планеты между этими реальностями, главное - это возникновение ее материальных объектов, т.е. тех процессов или форм движения, которые производят и воспроизводят все ее содержание. Так, отсутствие разумной жизни на планете говорит об отсутствии там социальной реальности (по крайней мере, на данном этапе развития).
Рассмотрим основные этапы развития Земли. Вначале на планете возникают физические и химические процессы или формы движения материи, с которыми связано существование физической и химической реальностей. Затем появляется геологическая реальность, представленная системами, которые со временем сливаются в целостную систему - литосферу. Наличие литосферы - необходимое условие возникновения первичных географических систем, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа. Эти системы выступают в качестве носителей таких географических явлений, как климат, сток и рельеф. Эти первичные географические системы играют в жизни планеты существенную роль. Во-первых, они возникают не на каждой планете, более того, они являются высшим этапом развития неживой природы вообще. Во-вторых, эти географические условия необходимы для возникновения жизни на планете или, по крайней мере, ее высших форм. И, в-третьих, только при наличии развитых географических условий возможен переход от биологической жизни к разумной цивилизации. Смена группы физических форм движения химической, геологической, географической, биологической и, наконец, социальной формой движения - такова историческая последовательность возникновения принципиально новых реальностей в развитии Земли как планеты.

Однако подобное соотношение формы движения, вида реальности и объекта не всегда устраивает науку. Возьмем, например, географию. Возникновение систем первичной географической оболочки, состоящих из объектов гидросферы, тропосферы и скульптурных форм рельефа, в своей основе имеет особый географический процесс, или тепловлагообмен меж- ду этими компонентами, который является и причиной их возникновения, и основой их существования и развития. Эти географические системы, содержанием которых выступает климат, сток и рельеф, - главный объект общей физической географии. Но это никак не исчерпывает всего содержания географической науки. Сложность уже этой географической реальности заставляет нас общую физическую географию подразделять на частные физико-географические науки, объектом исследования которых служат отдельные компоненты физико-географической системы. Возникают гидрология, океанология, криолитология, климатология и геоморфология. Отметим, что становление этих наук отвечает уровню потребностей современной общественной практики. Общество до сих пор не располагает возможностью исследования географической системы или і іервичной географической реальности как целого и применения этих зна- Iіий в практических целях.
Можно отметить, что первичная географическая реальность состоит и з двух типов систем: диалектических и автономных. Последние как части диалектических систем возникают и существуют только в рамках данного целого. Как и целостная система, они существуют на основе единого географического тепловлагообмена. Но законы строения и функционирования диалектического целого не сводятся к сумме законов его частей. Поэтому законы общей физической географии и законы частных физико-географических наук отличаются друг от друга.
Корреляционные системы в географии. Если названные выше объекты первичной географической реальности своей сущностью имеют географический тепловлагообмен, т.е. возникают и существуют только на основе этого географического процесса и отличаются друг от друга как части и целое, то этого нельзя утверждать об объекте ландшафтоведения. Но кто скажет, что ландшафты не являются географической реальностью? Этот тип систем широко и давно изучается в географии. Он и до сих пор считается едва ли не единственным собственно географическим объектом. Особенность этого типа систем заключается в том, что системообразующими связями в них выступает корреляция или приспособление компонентов более высокого порядка к компонентам, более низким по организации. Еще А. Тенсли, определяя экосистему, отмечал, что в жосистеме климат заставляет почвы адаптироваться к его особенностям, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало. Все это относится и к ландшафту. Заметим в этой связи, что JI.C. Берг понимал природный ландшафт как совокупность рельефа, климата и растительного покрова и что их совокупность образует особый «ландшафтный организм». А если говорить о культурных ландшафтах, то в их содержание Берг включал человека и произведения его культуры. Город или деревня также рассматривались им как составные части культурного ландшафта. Географию он понимал как науку о ландшафтах.

Все это помогает понять, что системообразующими факторами в природном ландшафте являются факторы географические - климат, сток и рельеф. Это и позволяет считать ландшафты географическими системами. Но ландшафты представляют собой географические системы особого типа, которые формируются на стыке географической оболочки и биосферы, состоящей из биогеоценозов. Они принципиально отличаются от объектов гидросферы и тропосферы - первичной географической реальности по своему содержанию, системообразующим связям и вертикальной мощности. Они вторичны по происхождению (возникают только с появлением жизни на Земле) и имеют другую сущность, по сравнению с рассмотренными выше физико-географическими системами, в основе которых лежит географический тепловлагообмен.
Природные ландшафты включают в себя системы живой природы - почвы и живые организмы. А культурные ландшафты - человека и произведения его культуры. Изучением ландшафтов занимается не физическая география, как отмечал Ф.Н. Мильков, а особая наука - ландшафто- ведение, которое он рассматривал как частную физико-географическую науку, подобную геоморфологии, климатологии и гидрологии. Он выступал против отождествления географической и ландшафтной оболочек Земли. Однако, учитывая разную системную сущность рассмотренных выше объектов физической географии, с одной стороны, и ландшафта - с другой, можно утверждать, что ландшафтоведение не является частной физико-географической наукой, как, например, климатология, гидрология или геоморфология. Ландшафтоведение лежит на стыке физической географии и биологии, а в случае культурных ландшафтов - и на стыке с некоторыми общественными науками.

Системы социально-экономической географии. Географические системы, подобные ландшафтам, с корреляционными системообразующими связями, изучаются социально-экономической географией. Будучи по основным параметрам наукой общественной, она относится к совокупности географических наук, поскольку изучает экономические и социальные процессы и явления в территориальном, географическом аспекте. Понятно, что эти системы относятся к новой реальности, которая не сводится ни к природной, географической, ни к социальной реальности. Эти системы лежат на стыке общества и географической природы. Экономическая и социальная география, опираясь, с одной стороны, на законы развития общества, а с другой - на законы природы, занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа - население - хозяйство». Так современные отечественные географы трактуют объект и предмет социально-экономической географии. На наш взгляд, в этом определении необходимо уточнить, что имеется в виду взаимодействие с географической природой (климат, сток, рельеф), а не с любыми природными явлениями и процессами. Идет ли речі) о рациональной территориальной организации производительных сил, о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, анализируются ли территориально-производственные комплексы (ТПК) и экономические районы, энергетические и транспортные системы, системы расселения, промышленные узлы или агропромышленные комплексы, - географическим аспектом исследования всегда является учет именно природно-географических условий.
Однако сложные хозяйственные проблемы, которые приходится решать в современном обществе, не могут ограничиться только географическим анализом. На социальные явления одновременно воздействует как множество различных природных, так и социальных факторов. При этом, і ііі наш взгляд, складывается и функционирует довольно сложная система. 11о она является объектом исследования социальной экологии, в которой географический аспект не всегда играет ведущую роль. В этом случае география «работает» на социальную экологию, и никто, кроме географов, не может квалифицированно оценить действие географических условий.
Географическая оболочка планеты как совокупность диалектических систем. Возникновение и развитие первичных географических систем, сущностью которых является тепловлагообмен между объектами гидросферы п тропосферы, привели к созданию особой географической оболочки Земли. Здесь существует постоянный обмен теплом и влагой не только внутри отдельных целостных систем, но и между самими этими системами в планетарном плане. Так, например, глобальное похолодание климата вызывает образование ледников и ледниковых шитов. А они образуются из влаги, испарившейся с поверхности Мирового океана. Это приводит к понижению уровня Мирового океана и, как следствие, к перераспределению суши и моря, изменению очертания материков, возникновению новых островов и т.д., и т.п. При этом целостность географической оболочки принципиально отлична от целостности слагающих ее систем. Потому законы строения, функционирования и развития географической оболочки являются особым предметом географической науки.

Географическая оболочка как особая материальная система была выделена А.А. Григорьевым в 1932 г. Развивая диалектико-материалистическое учение о формах движения материи, он предложил физико-географическую или просто географическую форму движения материи, которая является способом существования особой поверхностной оболочки. Эта географическая оболочка проходит три этапа развития: неорганический - органический - и этап, когда на географическую оболочку оказывает воздействие человеческое общество. Сущность первого, неорганического, папа развития географической оболочки составляют три взаимосвязанных и взаимообусловливающих процесса: климатический, гидрологический и геоморфологический. Именно на основе этих процессов возникает псе материальное содержание географической оболочки: моря океаны, по- кровные оледенения и ледники, озера и реки, воздушные массы, облака и облачные системы, а также скульптурные формы рельефа. На рассуждения Григорьева сильное влияние оказало представление о ландшафтах как объекте географии. Нельзя было представить географию без изучения живой природы. Поэтому второй этап развития географической оболочки связан с возникновением жизни. Происходит включение ее процессов во взаимодействие с климатическим, гидрологическим и геоморфологическим процессами. Ученый считал, что содержание географической оболочки с появлением жизни становится богаче, и при этом сохраняется устоявшееся мнение о ландшафтах как основных объектах географии. Третий этап развития географической оболочки характеризуется воздействием общества на климатический, гидрологический, геоморфологический, а также фито- экологогеографический и зооэкологогеографический процессы.
К сожалению, в философской литературе того времени проблема форм движения материи не разрабатывалась. Отсутствие философской методологии отрицательно сказалось на судьбе основополагающей концепции Григорьева. В этой связи им самим были допущены серьезные ошибки.
Во-первых, сущность диалектической системы не может меняться от этапа к этапу. Неорганическая сущность географической оболочки должна сохраняться на всех этапах ее развития. Это его первая методологическая ошибка. Во-вторых, Григорьев, отдавая дань представлению о содержании географической науки, когда и живая природа является объектом исследования в ландшафтоведении, включил в состав географической оболочки, а значит, и географической формы движения материи биологическую форму движения. Это его вторая методологическая ошибка. Биологическая форма движения как высшая не может входить в состав низшей, географической, так как последняя не создает биологических объектов. В-третьих, ученым была нарушена собственная логика рассуждений. Почему биологическая форма движения материи входит в состав географической оболочки, находясь в ее пределах, а человеческое общество, тоже расположенное внутри географической оболочки, в ее состав не входит?
Все это говорит о том, насколько сильными были представления о ландшафте как объекте географии и как они «мешали» введению в географию методологии форм движения материи.

Носителем географической формы отражения являются объекты гидросферы, которые специфическим образом реагируют на состояние тропосферы и благодаря этому поддерживают тепловлагообмен между ними. А.И. Воейков еще в начале XX в. предсказывал существование особой географической формы отражения. Он говорил о водных объектах, которые по-особому реагируют на состояние тропосферы. Воейков называл «реки и озера зеркалом климата» или «зеркалом изменений климата». При этом данные объекты как географический вид материи генетически и структурно связаны с видом материи ранее возникшей на планете геологической формы движения. Все объекты гидросферы состоят из особого минерала или горной породы - воды или льда.
Географическая форма движения, а следовательно, и географическая реальность являются высшим этапом развития неорганической природы на планете и вместе с тем тупиковой ветвью развития на Земле. Поэтому социальной форме отражения предшествует не географическая форма отражения, а биологическая, которая возникает после химической формы отражения.
Более того, неустоявшаяся терминология также затрудняла решение проблемы и приводила к серьезным критическим замечаниям. Некоторые географы, не соизмеряя содержание ландшафтной оболочки с географической оболочкой по Григорьеву, обвиняли его «в идеалистическом отрыве движения от материи», утверждая, что, согласно его концепции, воздушные массы как бы плавают над ландшафтами. Следовательно, климатический процесс оторван от ландшафта.
Подход к определению географической реальности с помощью концепции географической формы движения материи помогает разобраться и в таком трудном и важном для географии вопросе, как соотношение географической оболочки и ландшафтной сферы.
Ландшафтная сфера Земли как совокупность корреляционных систем. Природные ландшафты возникают на планете только в условиях географической оболочки и очень сложно соотносятся с ней. В ландшафте нет общего процесса, который бы создавал все его компоненты - объекты географической и биологической реальности. Рельеф, тепло и влага входят и состав географической оболочки, а почвы, микроорганизмы, растительный и животный мир имеют биологическую сущность и являются объектами биосферы, состоящей из биогеоценозов. Однако как экосистема, в которой биологические компоненты адаптируются к географическим, коррелируют с их свойствами, ландшафт является особой системой, частично входящей в содержание географической оболочки, а частично в состав биосферы. Но ландшафты отличаются от диалектических систем - і юсителей географической формы движения материи еще и по вертикальной мощности. Если, например, вертикальная мощность воздушных масс тропосферы достигает 8-16 км, а в целом мощность географической оболочки определяется, согласно некоторым оценкам, в 30-35 км, то вертикальная мощность ландшафтной сферы не превышает всего 200 м. Таково, например, представление о соотношении географической оболочки и ландшафтной сферы в работах Ф.Н. Милькова.

Все это говорит о том, что, во-первых, нельзя отождествлять географическую оболочку и ландшафтную сферу. Это разные по сущности и содержанию реальности. Во-вторых, ландшафтная сфера лишь частично (например, скульптурные формы рельефа) входит в географическую оболочку, сильно уступая ей по вертикальной мощности. В-третьих, если географическая оболочка является объектом физической географии, то ландшафтная сфера - объектом ландшафтоведения как особой географической науки. Но ландшафтоведение нельзя отождествлять с частными физико-географическими науками, так как ее объект имеет совсем другую сущность.
Между природными ландшафтами существует определенная связь. Посредством биологических и географических компонентов они обмениваются веществом и энергией, специфическим образом воздействуют друг на друга. А так как корреляционные связи слабее взаимодействия (частный случай корреляции), то системность ландшафтной сферы намного слабее системности географической оболочки.
Культурная (социоприродная) сфера Земли как совокупность корреляционных систем, изучаемых социально-экономической географией. Подобно ланд- шафтоведению, которое изучает ландшафтную сферу, состоящую из таких корреляционных систем, как ландшафты, социально-экономическая география изучает мир как совокупность особых корреляционных систем. В таких системах социально-экономические процессы и явления адаптируются или коррелируют с их физико-географическими компонентами. Более того, эти территориальные социально-экономические системы определенным образом воздействуют друг на друга и тем самым образуют особую оболочку планеты. Современная социально-экономическая география не только рассматривает ее как целостную систему, но изучает законы ее внутренней дифференциации, совместное функционирование и влияние друг на друга слагающих ее систем. В социально-экономической науке принято выделять определенную субординацию территориальных общностей по уровням: крупные регионы, отдельные страны, социально- экономические районы и т.д. «Такое деление должно отвечать определенному правилу: наиболее общие и существенные особенности данной территориальной единицы должны отличать ее от других единиц того же уровня, но обязательно проявляться во всех входящих в нее территориальных единицах следующего, более низкого уровня»1. Самым трудным вопросом здесь также является представление о географическом критерии выделения этих систем. Так, при выделении макросистем общепринятый географический критерий - деление мира на континенты - вызывает целый ряд вопросов и в решении некоторых проблем неприемлем.
Трудность определения географического критерия связана с тем, что по мере развития цивилизации значение многих географических факторов заметно снижается или даже сводится к нулю. Но если это верно по отношению к развитию техники транспорта и связи, то в области духовно-культурной жизни влияние географического фактора остается весо-
" Социально-экономическая история зарубежного мира. М., 2001. С. 13.

ммм. Наиболее наглядно это проявляется в различии языков, религий, образа жизни, живописи, поэзии, музыки, танца и т.п. Вся история материальной и духовной культуры народов всегда была тесно связана с мриродно-географически ми условиями жизни. Любой этнос представляет собой элемент корреляционной системы, в которой его материальная и духовная культура адаптируется к природным условиям. Важнейшими факторами, воздействующими на него, являются прежде всего факторы физико-географические.
Вот почему в определение понятия культуры должны входить не только человек и результаты его культурной деятельности, но и те природные факторы, с которыми коррелируются социальные явления. Вот почему социосфера как оболочка, состоящая из таких диалектических систем, как отдельные страны, сама, в свою очередь, входит в состав более широкой по объему оболочки, состоящей из корреляционных систем типа общество и его географическая среда (здесь социологическое понятие, обозначающее исторически меняющуюся совокупность природных условий существования общества). В социально-экономической географии нас интересует не вся природа, воздействующая на общество, а только роль географических факторов. Вот почему некоторые авторы отмечают: «Определение макрорегиона можно свести к следующей формулировке: макрорегион мира - исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях». Оболочка планеты, состоящая из подобных макро- и микросистем, в которых социально-экономические компоненты адаптируются к физико-географическим условиям, является объектом исследования социально-экономической географии.
Таким образом, основным критерием выделения материальных географических систем различного типа или критерием географичности исследования выступает их тесная связь с такими физико-географическими факторами, как климат, сток и рельеф.
На основе системного анализа объектов географических дисциплин можно сделать вывод о том, что география изучает не только собственно географическую реальность (климат, сток и рельеф), но и такие системы, которые представляют собой результат воздействия этой физико- географической реальности на объекты других наук.

Понять место географии среди наук и ее внутреннюю структуру без глубокого и всестороннего изучения самой географической реальности и ее связи с реальностями, которые изучаются другими науками, нельзя. Распространенным недостатком в изучении современной географии, на наш взгляд, является то, что ученые, изучающие отдельные раз- делы географии - физической или социально-экономической - стремятся абсолютизировать свой объект (и предмет исследования), представить его как эталон истинно географического исследования. Упоминание абсолютизации не является оговоркой, ибо объекты обеих географий имеют дело с «географичностью», но только в разной степени. Однако это не мешает им понимать географию как единую науку, составными частями которой выступает физическая и социально-экономическая географии.
Все трудности начинаются сразу же с выяснения «географичности». Однако это собственный недуг географии, и она с ним справится. Больший вред наносят географии абстрактные теоретизирования и философствования о единстве географии, оторванные от фактического содержания самой географии.
Итак, место географии в генетической классификации наук, построенной по формам движения материи, определяется положением географической формы движения материи среди других форм движения, так как именно с ней связано появление географической реальности на Земле. При этом между науками постепенно складываются такие же отношения, как и между формами движения. Например, генетическая и структурная связь между высшими и низшими формами движения также отражается в содержании наук об этих формах движения. В ряду форм движения: группа физических - химическая - геологическая - географическая последняя является высшим этапом неорганического развития планеты, как бы тупиковой ветвью в эволюции форм движения неживой природы. Но значение географической формы движения материи в развитии планеты трудно переоценить. Только наличие географических условий приводит к возникновению жизни, особенно ее развитых форм, и появлению разумной цивилизации. Геологическая и географическая формы движения материи - необходимое условие для возникновения на планете биологической и социальной форм движения. Только в этих условиях другая ветвь форм движения, идущая от группы физических через химическую форму движения, продолжает развитие планеты к биологической, а затем и к социальной форме движения.
Таким образом, если учесть, что с каждой формой движения материи связана особая материальная реальность, а данные современной науки только подтверждают значимость географических условий в развитии планеты, то можно сделать вывод о том, что география относится к числу основных наук. Но строение географии, обусловленное особым положением ее главного объекта как высшего этапа развития неорганической природы, достаточно сложное. Так, со стороны сущности самой географической формы движения материи (единство климатического, гидрологического и геоморфологического процессов), которая выступает способом существования географической реальности, география является естественной наукой.

Ьолее того, соотношение географической реальности с объектами биосферы рождает природные ландшафты, и ландшафтоведение также относится к естественным географическим наукам, за исключение того ландшафтове- депия, которое изучает культурные ландшафты и относится к общественным наукам. Все разделы социально-экономической географии, изучающие территориальные системы, в которых системообразующими компонентами являются географические факторы (климат, стоки рельеф), относятся к числу общественных географических наук. Заметим, что ни ландшафтоведение, ни социально-экономическая география своим предметом не имеют собственно биологических или социальных законов соответственно. Они изучают законы объектов, состоящих из элементов географической и биологической реальности - ландшафтоведение, и географической и социальной реальности - социально-экономическая география. У географии, как у бабочки, два крыла: географическое естественно-научное (ландшафтоведение) и географическое общественное (социально-экономическая география). В обоих случаях системообразующими являются физико-географические условия. Тело такой бабочки образует физическая география, которая имеет свой объект - географическую реальность (географическая форма движения материи). Физическая география подразделяется на частные физико-географические дисциплины, которые изучают основные компоненты географической реальности: объекты гидросферы, тропосферы и скульптурные формы рельефа. Таким образом, целостность географии обусловлена самой географической реальностью. Любое географическое исследование, любая географическая наука обязательно связаны с климатом, стоком и рельефом.

«Преподавание географии в условиях ФГОС»

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии

в школе и пути их решения»

Сальникова Нина Николаевна

учитель географии

МБОУ «Спешковская ООШ»

Очерского района

Географическое образование призвано воспитывать географическую культуру, являющуюся существенной частью общей культуры человечества. К сожалению, с этой задачей оно (географическое образование) справляется все хуже и хуже. Причин такого положения дел множество. Прежде всего – это тот факт, что география стала непопулярной наукой как в школе, так и в ВУЗе: « детям преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле… Вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний». В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а через систему Интернет, на улице, от родителей, наблюдений за окружающей жизнью, из средств массовой информации. На мой взгляд, именно это приводит к географической неграмотности школьников и всего общества в целом. Для примера: СМИ США более 20 лет назад предали широкой гласности факты о слабом знании географии американцами, отметив, что «географическая неграмотность – это общенациональная проблема. В результате в1984 году появился основополагающий документ: «Основные направления географического образования – начальная и средняя школа», где огромное внимание уделялось работе с общественностью и государственными органами образования. Проблема была поднята на федеральный уровень, в результате чего был принят стандарт географического образования с красноречивым названием «География для жизни».

В новых условиях работы Российской школы образование выступает средством воспитания. Географически образованный человек обладает не только широтой кругозора, но и широтой взгляда на мир в целом, понимания сложных взаимоотношений природных условий и человеческого бытия.

В пылу споров последних лет о том, что должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ», с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах». По этим понятием подразумеваются те базовые закономерности и явления, которые не противоречат здравому смыслу и общекультурной информации. Со временем могут появиться и появляются самые невероятные открытия, которые, казалось бы, переворачивают все существовавшее ранее представление с ног на голову. Однако время показывает, что все то, что противоречило прописным истинам, оказывалось мифом или заблуждением. Примеров этому в последние годы довольно много. Вот один из них: учащиеся из СМИ узнали о том, что течение Гольфстрим в скором времени остановится и Европа замерзнет. Как должен реагировать учитель географии на такое вопиющее заблуждение? На помощь приходят две прописные географические истины:

    Гольфстрим до Европы не доходит, а заканчивается у восточного побережья Северной Америки (в районе Ньюфаундленской банки). Примерно у 45 0 с.ш. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение, направляющееся под действием Западных ветров к берегам Европы и далее в Северный Ледовитый океан.

    Гольфстрим, так же как и другие течения Мирового океана, могут перестать течь, только если пассаты и западные ветры перестанут функционировать. Но пока наш земной шар, мчась по своей орбите, вращается вокруг своей оси, общая циркуляция атмосферы не изменится. Направление ветра зависит от распределения давления и от отклоняющего действия вращения Земли.

Воздух стремится перемещаться от большего давления к меньшему по кратчайшему расстоянию, отклоняясь в северном полушарии вправо, а в южном влево (сила Кориолиса). Сделать эту географическую истину для детей прописной помогает следующее действие: нужно вырезать из картона или плотной бумаги диск, проткнуть его в центре карандашом – это будет «ось» Земли. На бумажный диск поместить подкрашенную каплю воды. Вращать карандашом против часовой стрелки.

Куда отклоняется капля? (вправо, так как мы живем в северном полушарии).

Итак, Гольфстрим не остановится, и Европа не замерзнет.

Но, может быть, Европе и другим регионам Земли грозит другая беда – глобальное потепление климата? Климатологи многих стран и уже давно бьют тревогу по этому поводу.

Глобальное потепление климата – это миф или реальность? Ответить на этот вопрос может исследовательская деятельность учащихся. Надо только помнить еще об одной прописной географической истине: климат какой-либо местности невозможно рассматривать изолированно – глобальный климат складывается из местных климатов, а местный климат определяется глобальным.

Исследованием изменений климата нашей местности мы с ребятами занялись более 15 лет назад. Во-первых, обработали данные метеонаблюдений, начиная с 1974г. Проанализировали температуры воздуха: среднесуточный, среднемесячный и среднегодовой ход температур. Анализ графиков позволил нам сделать следующие выводы: Средняя многолетняя температура января составляет – 15,3 0 ; средняя многолетняя температура июля +17,3 0 ; среднегодовая амплитуда температур воздуха 32,6 0 . Это соответствует нашему умеренно-континентальному климату. На территории нашего района преобладает западный перенос воздушных масс, но, часто вторгается арктический воздух и континентальный умеренный воздух. Так, за наблюдаемый период минимальные январские температуры были 30-31 декабря 1978 г. – 52 0 .

За 38 наблюдаемых лет только 4 раза среднегодовая температура воздуха была отрицательной: в 1976, 1978, 1979, 1986 годах. Самым холодным был 1978 год. Среднегодовая температура -1,96 0 .

С 1986 года среднегодовые температуры воздуха только положительные. Это уже свидетельствует о потеплении климата. Еще одно доказательство: длительность безморозного периода постепенно увеличивается. Если в 1976 году она составляла 5,5 месяцев, то после 1985г. уже 6 и даже 7 месяцев.

Таким образом, налицо тенденция к потеплению климата. Случайность это или закономерность? Если закономерность, то чем она вызвана: циклами солнечной активности – тогда это нормальное естественное явление. Если же это необратимые изменения климата, вызванные деятельностью человека, то наши данные совпадают с наблюдениями метеорологов многих стран, и нашей планете угрожает глобальное потепление.

В заключении хочу отметить, что исследовательско-познавательная деятельность учащихся позволяет решить не только проблему формирования географической грамотности самих учащихся, но и распространения ее в местном социуме.

Результатом выступления учащихся с темой своего исследования на научно-практических конференциях районного и областного уровня являются не столько призовые места и дипломы, сколько повышение самооценки, что очень важно для сельских школьников, а также их успешная социализация.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные:

    навыки пользования измерительными инструментами;

    навыки вычисления;

    поиск информации;

    анализ информации, синтез информации;

    выдвижение гипотез;

    создание алгоритмов деятельности;

    постановка и решение проблем;

    определение и понимание учебной задачи;

    планирование учебной деятельности и работа по плану;

    самоорганизация учебного труда;

    взаимодействие с одноклассниками;

    уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе;

    слушать и слышать других;

    точно выражать свои мысли.

Кроме того, определенной части учащихся занятия исследовательско-познавательной деятельностью помогают жизненно и профессионально самоопределиться: за 12 последних лет (пока наша школа была средней) пятеро моих учеников поступили и успешно закончили географический факультет Пермского государственного университета, один – геологический факультет ПГУ. Еще трое юношей закончили и продолжают учиться в средних профессиональных учебных заведениях, выбрав своей профессией геологию.

В заключении не могу не сказать о новой проблеме преподавания географии в школе: переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Как учителю - стажисту совместить новации и традиции в школьной географии? Не значит ли это, что надо «выбросить» весь многолетний опыт преподавания географии и с «чистого листа» осваивать новые технологии?

Эта проблема носит глубоко личностный характер. Приступать к ее решению надо, на мой взгляд, с того, что учитель, проанализировав свой опыт работы, ответил бы сам себе на вопросы:

Какие в моей практике есть технологии, которые помогут реализовать универсальные учебные действия (УУД)?

Какой результат я бы хотел получить от деятельности детей на уроке?

Литература

    Душина И.В. Школьная география: единство в многообразии. «География в школе», №4, 2013.

    Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования. «География в школе», №3, 2013.

    Мартынкина Д. Широка моя terra incognita. «Аргументы и факты», январь, 2006.

    Савцова Т.М. Почему география непопулярная наука? «География в школе», №1 2013.

    Старчакова И.В. Современные аспекты использования объяснительно-иллюстративных технологий в практике школьного географического образования. «География в школе», №1, 2012.

Приложение

Таблица 1.

Среднегодовые температуры воздуха

в д. Спешково Очерского района

1974 – 2012 г.г.

Средняя температура за год

Температура января

Температура июля

Годовая амплитуда

+ 1,5 0

- 22 0

+ 19 0

41 0

+ 1,5 0

- 9 0

+ 14 0

23 0

- 1,5 0

- 15 0

+ 14 0

29 0

+ 1,2 0

- 19,5 0

+ 17,2 0

36,7 0

- 1,98 0

- 18 0

+ 16,3 0

34,3 0

- 0,2 0

- 19,1 0

+ 18 0

37,1 0

+ 1,2 0

- 18,8 0

+ 15,2 0

34 0

+3,1 0

- 9 0

+ 22 0

31 0

+ 2 0

- 18 0

+ 20 0

38 0

+ 3 0

- 9 0

+ 19 0

28 0

+ 0,6 0

- 11,5 0

+ 19,1 0

30,6 0

+ 1,0 0

- 16 0

+ 17 0

33 0

- 0,2 0

- 17,5 0

+ 14 0

31,5 0

+ 0,5 0

- 22 0

+ 17,5 0

39,5 0

+ 1,5 0

- 18,5 0

+ 21 0

39,5 0

+ 2 0

- 11,5 0

+ 20 0

31,5 0

+ 2,3 0

- 13 0

+ 19,4 0

32,4 0

+ 2,6 0

- 15,3 0

+ 17,5 0

32,8 0

+ 1,5 0

- 14,5 0

+ 16 0

30,5 0

+ 0,8 0

- 9,8 0

+ 17,8 0

27,6 0

+ 1,5 0

- 10,2 0

+ 15 0

25,2 0

+ 3,1 0

- 13,8 0

+ 17,6 0

31,4 0

+ 0,8 0

- 16,6 0

+ 17,5 0

33,8 0

+ 0,9 0

- 20,5 0

+ 14,8 0

35,3 0

+ 1,1 0

- 12 0

+ 19,5 0

31,5 0

+ 1,2 0

- 15 0

+ 18,5 0

33,5 0

+ 2,8 0

- 10,8 0

+ 21,3 0

32,1 0

+ 2,3 0

- 9,5 0

+ 18,8 0

28,3 0

+ 1,8 0

- 10,8 0

+ 19,5 0

30,3 0

+ 2,8 0

- 13,3 0

+ 19,3 0

32,6 0

+ 2,9 0

- 11,2 0

+ 20,8 0

32,0 0

+ 3,0 0

- 11,2 0

+ 18,4 0

29,6 0

+ 2,0 0

- 20,8 0

+ 16,8 0

37,6 0

+ 2,6 0

- 6 0

+ 19,6 0

25,6 0

+ 3,8 0

- 12,5 0

+ 19,5 0

32,0 0

+ 2,36 0

- 14 0

+ 17,8 0

31,8 0

+ 2,3 0

- 22,129 0

+ 20,977 0

43,106 0

+ 3,249 0

- 15,190 0

+ 20,650 0

35,840 0

+ 2,731 0

- 15,738 0

+ 20,516 0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина "_____" __________________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ Направление подготовки 021000 География Магистерская программа Ландшафтное планирование Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Современные проблемы географии» являются формирование у студентов комплексного представления об основных закономерностях и особенностях организации глобального природного и социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделением основных проблем природного и социально-экономического развития в современный период, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистра Дисциплина читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл дисциплин. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке магистров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Физическая география России», «Физическая география материков и океанов», «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Основы территориальной организации общества», «Политическая география и геополитика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы географии» ОК - 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОК - 4. Обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК - 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК - 6. Использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей. ПК - 1. Формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований. ПК - 4. Использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований; ПК - 5. Знать историю географической науки, методологические основы и теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:  теоретические основы и базовые представления физической, экономической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в системе «природа - население - хозяйство», а также о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием географического (территориального) разделения труда на глобальном уровне;  общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах физической, экономической и социальной географии, об основных научных направлениях в географической науки. Уметь:  излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;  оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах;  составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы  применять на практике научные знания и навыки. Владеть:  навыками работы со специализированной литературой;  методологией страноведческого исследования;  знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;  навыками анализа территориальной дифференциации природноресурсных, социальных, природных и экономических явлений в разных странах и регионах мира. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). 1. 2. Методологические проблемы географии 4. Гносеологические проблемы географии 5. Проблемы методов географических исследований. 6. Теоретические проблемы в географии. 7. Прикладные проблемы в географии 8. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 9. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 10 Концепция риска природных и. техногенных проявлений. Всего 3. Лекции 5 2 Самостоятельная работа 4 1 Практические 2 3 Объектно-предметная сущ3 ность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Метатеоретические проблемы. 3 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Семинары 1 Неделя семестра Раздел дисциплины Семестр № п/п 6 7 8 2 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) 9 Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль кон- кон- 2 2 6 3 3 2 6 3 4 2 4 3 5 4 4 3 6 4 6 3 7 2 4 3 8 2 4 6 3 9 2 2 2 Устный контроль 3 10 2 2 24 42 Устный контроль Зачет 6 конконконконконкон- Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. Проблемный подход в науке. Понятие научной проблемы. Классификация проблем в географической науке. Методологические, метатеоретические, теоретические, научнометодические и прикладные проблемы в географии. География как открытая информационная система. Связи географии с другими науками: философией, социологией, историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, кибернетикой, экологией, медициной, демографией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географической науки. Метатеоретические проблемы. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. Основные метатеоретические проблемы: проблемы объекта, предмета, содержания, задач и функций, места географии в системе научного знания и механизм ее функционирования. Методологические проблемы географии. Общеметодологические основы географии. Пространство и время в географии. Проблемы методов общественно-географических исследований. Категории «особенность» и «закономерность» в географии. Гносеологические проблемы географии. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. Основной и частные общественно-географические законы. Теоретический и эмпириический уровни познания. Алгоритм формирования истинных знаний. Цикл научного исследования. Цели познания. Сенсуальный (чувственный) и рациональный (абстрактно-логический) подходы. Методический арсенал географии. Пути научного познания. Общественная практика как фундаментальный критерий географических истин. Семиотические проблемы экономической и социальной географии. Проблемы языка географии. Проблемы методов географических исследований. Связь научного метода с научными подходами и приемами. Превращение положений, выводов и принципов науки в методы исследования и преобразовательной деятельности. Теория как метод и метод как теория. Си- стема методов, применяемых в общественно-географических исследованиях. Принципы объективности, движения и развития, историзма, взаимообусловленности и взаимодействия явлений и процессов. Парные категории: причина-следствие, форма-содержание, количество-качество, сущность-явление, необходимость-случайность. Общенаучные методы: системный анализ и синтез, моделирование, формализация, идеализация. Перспективы использования аксиматико- и гипотетико-дедуктивного метода. Метод прогнозирования. Роль математических методов и компьютеризации. Специальные методы: картографический, балансовый, аналоговых ареалов, полевой. Общественно-географический эксперимент. Усиление роли дистанционных методов Теоретические проблемы в географии. Теоретические проблемы территориальной организации общества. Проблемы иерархии территориальной организации общества. Социальногеографические аспекты взаимодействия природы и общества. Неустойчивая биосфера и социобиосферный этап развития системы «общество-природа». Современные проблемы учения о ландшафте. Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования эколого-экономических районов. Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. Проблемы общественно-географических связей и отношений. Прикладные проблемы в географии. Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. Политические и экологические проблемы. Экономические и демографические проблемы. Продовольственная и энергетическая проблема. Пути совершенствования географического образования (проблемы высшего образования, содержательный уровень и структура учебных дисциплин в вузах РФ, пути совершенствования высшего образования, проблемы школьного географического образования). Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. Экономическая и социальная география как сложная система научных дисциплин. Процессы интеграции и дифференциации Ю.Г.Саушкина, Б.Н.Семевского, А.М.Колотиевского, А.Т.Ващенко и др. «Точки роста» в структуре экономической и социальной географии. Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. Проблемы развития и организационного механизма функционирования. Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. Географи- ческие дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. Вопросы методологии. Географический подход. Природный мир геоверсума и социум. Социобиосферная концепция и концепция культурного ландшафта. Модель поляризованного культурного ландшафта. Социобиосферный уровень. Региональный уровень ноосферных цивилизаций. Проблема оптимизации природной среды. Глобальные проблемы и география. Глобальная экологическая катастрофа и поиск стратегии выживания. Концепция риска природных и техногенных проявлений. Абиотические, биотические, биокосные, социально-техногенные, духовные компоненты природы и общества. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. Перечень семинарских занятий 1. Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. 2. Положение географии в системе научного знания. 3. Метатеоретические проблемы. 4. Методологические проблемы географии. 5. Гносеологические проблемы географии. 6. Проблемы методов географических исследований. 7. Теоретические проблемы в географии. 8. Прикладные проблемы в географии. 9. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 10.Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 11.Концепция риска природных и техногенных проявлений. 5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы) При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. До- клады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях. При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением. Темы рефератов: 1. Информационно-проблемная парадигма в географической науки 2. Проблемы глобального развития в географической науки 3. Концепция устойчивого развития 4. Проблемы общей структуры географической науки 5. Проблемное и конструктивное страноведение 6. Стратегии развития стран мира 7. Сквозные направления в географической науки 8. Дифференциация и интеграция в географии 9. Геополитика: современный взгляд географа 10. Геоэкономика: современный взгляд географа 11. Проблемы войны и мира: новые аспекты 12. Деградация глобальной экологической системы 13. Концепции природопользования 14. Демографический взрыв: вчера, сегодня, завтра 15. Экологические проблемы городов 16. Экономические проблемы городов 17. Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты 18. Энергосырьевая проблема и пути ее решения 19. Глобальные прогнозы 20. Глобальные проекты 21.Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 22.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Рекомендуемая литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. 3. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007 4. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 5. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 9. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 10.Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 11.Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Современные проблемы географии» 1. Объект и предмет современной географии. 2. Внутренняя структура географической науки. 3. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. 4. Классификация проблем в географической науке. 5. География как открытая информационная система. 6. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. 7. Общеметодологические основы географии. 8. Проблемы методов общественно-географических исследований. 9. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. 10.Методический арсенал географии. Пути научного познания. 11.Связь научного метода с научными подходами и приемами. 12.Общенаучные и специальные методы в географии. 13.Теоретические проблемы территориальной организации общества. 14.Социально-географические аспекты взаимодействия природы и общества. 15.Современные проблемы учения о ландшафте. 16.Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования экологоэкономических районов. 17.Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. 18.Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. 19.Проблемы общественно-географических связей и отношений. 20.Пространственно-временная организация общества и природы. 21.Культурный ландшафт. Модель поляризованного культурного ландшафта. 22.Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. 23.Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. 24.Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. 25.Географические дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 26.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. 27.Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. 28.Социобиосферная концепция. Проблема оптимизации природной среды. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. б) дополнительная литература: 1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 2. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 3. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 4. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 5. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 8. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. 9. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань.1987. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научнометодическому обеспечению деятельности в области регионального маркетинга. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 - География и магистерской программе «Ландшафтное планирование». Автор: Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой экономической географии, к.г.н., доцент А. М. Демин Декан географического факультета, д.г.н., профессор В. З. Макаров