· Стандарт - инструмент реализации стратегии образо­вания в меняющемся мире.

· Стандарт - инструмент повышения качества образова­ния и выхода отечественного образования на междуна­родный уровень.

· Стандарт - объективный измеритель квалификации пе­дагога.

· Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

· Стандарт - основа для формирования трудового до­говора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

· Работа с одарёнными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запу­щенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандартам педагога

Стандарт должен:

· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

· Не превращаться в инструмент жёсткой регламентации деятельности педагога.

· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений. Соответствовать международным нормам и регламентам.

· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.

Характеристика стандарта

· Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Необходимость дополнения общенациональной рамки профессионального стандарта региональным компонентом очевидна. Условия работы педагогов в кочевых школах Якутии и столичной гимназии, сельской и городской школе кардинально сличаются. Отсюда следует, что требования к педагогу и соответствующая им профессиональная подготовка должны учитывать региональную специфику. Здесь дело не только в особенностях труда и быта. Это невероятно тонкий вопрос, предполагающий необходимую психолого – педагогическую оснащённость педагога, затрагивающий его культурологическую базу,которая должна включать знание обычаев и верований народностей, среди которых ему предстоит осуществлять свою педа­гогическую деятельность. Под культурологической базой я под­разумеваю не только сумму специальных знаний, но и прежде всего широкий, лишённый субъективизма взгляд педагога, определяющий его способность к диалогу. В противном случае педагог, исповедующий христианство, наломает дров в анклаве, где значительная часть его учеников и их семей - мусульмане, а монотеист (вне зависимости от конфессиональной принад­лежности), выказавший пренебрежение к языческим веровани­ям народов Севера, навсегда потеряет доверие своих воспитан­ников и их родителей. Сложность заключается в том, что реги­ональный компонент стандарта, а точнее стандартов, поскольку везде своя специфика, нельзя изобрести в центре. Следовательно, их надо создавать и выращивать на местах. Эту трудную твор­ческую работу предстоит проделать региональным органам управления образованием на основе широкого обсуждения с широкой педагогической общественностью и деятелями куль­туры (см. пункт 3.4 документа).

Профессиональный стандарт педагога может быть так­же дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия) в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для ода­рённых, инклюзивная школа и т. п.).

Наряду с общенациональной рамкой стандарта и его региональным компонентом предполагается внутренний стан­дарт образовательной организации, который она же сама раз­рабатывает и внедряет. Здесь на первый план выходит специ­фика самой школы, которая, в свою очередь, определяется особенностями контингента учащихся и теми образовательными программами, которые школа намеривается реализовывать. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждая школа самостоятельно осу­ществляет выбор образовательных программ. Диапазон их достаточно широк: дошкольные, коррекционные, инклюзивные, лицейские, гимназические и др. Это не означает, что следует организовывать сразу весь спектр образовательных услуг. Многие школы отличаются «лица необщим выражением», спе­циализируясь на работе с определённым контингентом учащих­ся, ставя свои образовательные задачи. Отсюда следует, что требования к информационным компетенциям преподавателя лицея информационных технологий будут одни, а к педагогу, реализующему программу коррекционного обучения, совсем другие. Внутренний стандарт образовательного учреждения позволяет его руководителю внятно сформулировать требования к квалификации педагога, предъявив их ему при приёме на работу.Не будем забывать о том, что профессиональный стан­дарт - это ещё и основа трудового договора, а в ближайшей перспективе - и заключаемого с педагогом контракта. Педагог вправе знать, чего ожидает от него работодатель, для того что­бы сделать соответствующие выводы о своей пригодности для работы в данном образовательном учреждении (см. пункт 3.5).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в до­школьных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем об­разовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стан­дарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структу­ру его профессиональной деятельности: обучение, вос­питание и развитие ребёнка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогически­ми компетенциями, призванными помочь учителю в ре­шении новых стоящих перед ним задач.

Стандарт выдвигает требования к личностным каче­ствам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких, как: готовность учить всех без ис­ключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выпол­няет функции, призванные:

· преодолеть технократический подход в оценке труда пе­дагога;

· обеспечить координированный рост свободы и ответ­ственности педагога за результаты своего труда;

· мотивировать педагога на постоянное повышение ква­лификации.

1. Область применения

Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приёме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполни- тельной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Цель применения

2.1 Определять необходимую квалификацию педа­гога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность пе­дагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в реше­ние задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1. Квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя скла­дывается из его профессиональных компетенций.

3.2. Профессиональная компетенция - способ­ность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: до­кумент, включающий перечень профессиональных и личност­ных требований к учителю, действующий на всей террито­рии Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессио­нальному стандарту: документ, включающий дополнитель­ные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5. Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификацион­ные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6. Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профес­сиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребёнка.

3.7. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8. Аудит: систематический, независимый и доку­ментируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9. Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведён для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10. Внешний аудит: аудит: проводимый незави­симой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлён надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

Часть первая: обучение

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в на­стоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обуче­ния.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образо­вании; одарённых учеников; учеников, для которых рус­ский язык не является родным; учеников с ограничен- ными возможностями и т. д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ – компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ – компетенций приведены в приложении 1).

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты ФГОС.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя. В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.

Новые стандарты ставят во главу образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Во многом этот успех зависит от выбора учебно-методических комплектов. Комплексное сочетание УМК с эффективными средствами обучения позволяет создать новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся не только по предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Реализуя новый стандарт, учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Но, к сожалению, задачи на перестройку школьные учителя часто не принимают по причине сложившихся устойчивых стереотипов мышления и уверенности в том, что их способ верен и соответствует нормам методики преподавания. Сегодня в школе мы наблюдаем как традиционные, укоренившиеся десятилетиями формы обмена опытом, так и изменившиеся подходы к преподаванию иностранного языка, новые цели и задачи, новые программы и учебники. Перестраивание сущности профессиональной деятельности возможно при условии организации профессиональной переподготовки учителя, которая стимулировала бы его развитие. Несмотря на разный уровень методического мастерства учительского состава школы, эффективно тесное взаимосотрудничество опытных и начинающих учителей, успешно сочетающих основы традиционной отечественной педагогики и новые технологии, методы и приемы. Наличие сплоченной команды учителей является залогом успеха в своей конечной цели.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств личности.

Профессиональная компетенция реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях введения стандартов второго поколения.

Учитель иностранного языка, обладая всеми качествами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в школе, определяется еще и специфическими чертами: умением найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления - являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60.

3. Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-С.8.

5. Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva- uchitel.ru .

6. Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/ .

7. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.

8. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования. nsportal.ru.

Согласно которому учителя должны будут уметь формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность, владеть ИКТ-компетенциями и, по крайней мере, одним иностранным языком, ориентироваться в интернет-среде и социальных сетях. Стандарт требует от учителей готовности учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные учителя и эксперты, а рабочую группу возглавил член общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург.

В настоящий момент профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен. Разработчики предлагают общественности ознакомиться с проектом и вносить свои предложения.

Поскольку профессиональный стандарт призван мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации и дать новый импульс его развитию, учителям потребуется самостоятельно решать задачу поиска соответствующих ресурсов для повышения своего методического уровня.

Благоприятную возможность для развития и профессионального роста учителям создают такие ресурсы, как, например, интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», оказывающее методическую поддержку учителям иностранных языков.

В профессиональном совершенствовании учителя огромную роль сегодня играет участие в видеолекциях и вебинарах, так как позволяет познакомиться с авторскими материалами и задать вопросы напрямую ведущим специалистам в области образования и непосредственно авторам учебных пособий. Такой вид получения полезной в профессиональном плане информации сегодня очень популярен, т.к. предполагает работу на дистанции с огромной аудиторией, а от участников требуется только наличие компьютера и доступа в интернет.

Специально для учителей иностранных языков на размещены все записи прошедших вебинаров и видеосюжеты, которые можно посмотреть в любое удобное время:
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
ФГОС

Можно стимулировать интерес к изучению иностранного языка - а ведь этому тоже стоит поучиться - с помощью учительского блога в интернете, такого, как Spotlight in Russia, в котором учащиеся публично проводят презентации своих проектов, а фотографии самых активных учеников размещаются на доске почета.

Примером интереснейшего журнала о языке, о словах и их переводе является блог команды ABBYY Lingvo.

Авторские статьи, записи вебинаров и видеолекций, новости и другие полезные материалы можно найти в педагогической гостиной Радислава Петровича Мильруда, доктора педагогических наук, профессора, автора УМК «Звездный английский».

Советы учителям, методическую помощь, запись вебинаров и публикации в СМИ предлагает в своей рубрике Teach Starlight Style Ольга Суханова, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Специально для обмена опытом в обучении английскому языку по учебникам «Звёздный английский» (Starlight) создан раздел Teachers" Portfolio, в котором можно ознакомиться с работами своих коллег из различных уголков нашей страны и использовать их на своих занятиях.

Тренировочные тесты по ГИА и комментарии Татьяны Александровны Кузнецовой, эксперта ЕГЭ и ГИА, можно найти в рубрике «Подготовка к ГИА: вопросы и ответы».

Своими методическими находками, интересными идеями и приёмами работы с УМК «Английский в фокусе» делится в авторской рубрике Spotlight Primary: Let me share Марина Давидовна Поспелова, автор УМК "Английский в фокусе" для начальной школы.

Как мы видим, в помощь учителю иностранных языков предлагается целый арсенал средств, важно лишь найти наиболее подходящий для себя вариант.
Коллеги, желаем вам успехов в работе!

Исходя из проанализированного выше материала касательно роли учителя иностранного языка и современных требований нового образовательного стандарта, мы можем предложить следующие практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка:

  • 1. При разработке урока учителю необходимо осмыслять его как элемент системы обучения иностранному языку, как новый этап достижения главной цели. Проектирование урока следует начинать с определения роли данного урока в структуре изучения темы, раздела, курса.
  • 2. На начальном этапе проектирования урока учителю следует поставить четкую цель, сформулированную таким образом, чтобы она была легко диагностируема, а ее достижение проверяемо в конце урока.
  • 3. Учитель должен уметь правильно применять личностно-ориентированный и деятельностный подход, используя свои творческие способности, создать ситуацию, в которой ученик в классе сумеет сформулировать собственную цель относительно заданной темы урока, выбрать подходящий для себя темп освоения материала и способы работы. Практически во всех темах школьного курса иностранного языка (Семья, Друзья, Природа, Путешествия и т.д.) заложен огромный личностный потенциал. Учителю остается помочь детям найти свой ракурс заданной темы обсуждения, свою проблему, которую он посчитал бы нужным решить в рамках темы.
  • 4. Для того, чтобы заинтересовать учеников, и погрузить их в атмосферу решения реальных ситуаций и проблем с помощью использования языкового опыта, учителю следует строить свой урок на решении реальных, не выдуманных, не устаревших задач и проблем. Большинство предложенных школам УМК (Универсальный методический комплект) предлагает ученикам решать несколько устаревшие проблемы, взгляды на которые со временем изменились, поставленные в темах задачи ныне являются неактуальными. Следовательно, оторванные от современной действительности статьи, аудиоматериалы, тексты не вызывают учащихся на диалог, не вызывают желание обсудить проблему, найти путь решения. Современный учитель может и должен бороться с данной ситуацией, находя решение в использовании современных технологий. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и применить в обучении свежие статьи из англоязычных газет, аудиозаписи популярных песен, интервью с известными личностями, видеоматериалы реальных событий. Кроме того, Интернет позволяет начать общение, переписку, либо реальный разговор с помощью веб-аппаратуры с иностранными школьниками по интересам. Исходя из вышеперечисленного, можно уверенно сказать, что использование современных информационных технологий обеспечит повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
  • 5. Полагаясь на коммуникативную направленность процесса обучения иностранному языку, учителю рекомендуется использовать все многообразие форм организации образовательного процесса. Для создания актуальных на конкретном этапе урока ситуаций общения, а также в зависимости от характера решаемых задач, учитель может организовать ролевую игру, театрализованную постанову, проектную презентацию, викторину. Максимально приближенная к действительности ситуация общения, помогут учащимся находить и использовать различные способы решения языковых задач с наибольшей мотивацией к деятельности. В дополнение, учитель может содействовать выпуску информационных газет на английском языке, организации праздников, конкурсов песен и чтецов, а также научно-исследовательских конференций. Используя творческий подход и организаторские навыки, учителю следует направлять детей к самостоятельности, раскрытию личностного потенциала, инициативности и ответственности.
  • 6. Учителю важно непосредственно принимать участия в процессе общения, быть открытым и искренним с учениками в процессе обсуждения той или иной проблемы. Быть равноправным участником диалога, уметь отстаять свою точку зрения, выслушать и принять точку зрения учащегося, не отстраняясь от ситуации общения. В результате ученики будут иметь более ясное представление о теме обсуждения, в большей мере ощущая ее реальность и актуальность. Не стоит наблюдать со стороны, следует быть активным участником ситуации, показывать собственный пример инициативности, бросать ученикам вызов.
  • 7. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков учащихся, не следует опасаться использовать нетрадиционные виды и формы уроков, которые могут способствовать поддержанию плодотворной и эффективной деятельности учеников. Нестандартные уроки включает в себя все разнообразие форм деятельности и методов обучения, особенно таких, как исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, конспектное изучение материала. Применяя нетрадиционные уроки в образовательном процессе, учитель способствует снятию напряжения у детей, оживления их мышления, а также повышения интереса к предмету в целом.

Рассмотрим возможные виды нестандартных уроков:

  • 1. Урок-игра. Не следует заменять обучение игрой, стоит попробовать синтезировать игру и труд. На таком уроке создается неформальная атмосфера, игра развивает интеллектуальные и эмоциональные способности учащихся. Учебная цель является игровой задачей, урок подчинен правилам игры, у учащихся наблюдается повышенный интерес к теме изучения.
  • 2. Урок-сказка, Урок-путешествие. Данный урок основывается на развитие детской фантазии, базируется на основе народной или литерной сказки, либо сочиняется учителем. Форма сказки близка и интересна детям, особенно, младшего школьного возраста.
  • 3. Урок-состязание. Данный вид урока может быть полностью составлен учителем, либо иметь под собой основу популярного телевезионного соревнования. Викторины позволяют в хорошем темпе провести контроль практических и теоретических знаний учащихся по выбранной теме.
  • 4. Уроки, основанные на имитации деятельности каких-либо учреждений или организаций. Например, Урок-суд, Урок-аукцион, Урок-интервью, Урок-исследование, Урок-репортаж, Урок-экскурсия и так далее. Учащимся требуется решить задания с помощью их творческого потенциала, решением проблемно-поисковых задач. Предложенные уроки предлагают примерить на себя ту или иную профессию, неся профориентационный уклон, а также, развивают артистизм учеников и неординарность мышления.
  • 5. Урок-спектакль. Для совершенствования фонетических навыков учащихся, создания коммуникативной, творческой, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка к такому уроку, развивает индивидуальные способности учащихся, активизирует их речевые и мыслительные способности, мотивирует на чтение литературы, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также, активизирует знания лексики и способствует ее укреплению.

Выводы по второй главе

Исходя из полученных результатов исследования практической реализации роли учителя иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

Новый федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к результатам обучения и призывает взглянуть на современный урок по-новому, воплощая творческие идеи учителя и ученика.

Исходя из этого, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, который развивает, побуждает, приобщает, рекомендует и направляет ребенка. Используя личностно-ориентированный подход, учитель нацелен на развитие у учащихся способности к объективной самооценке рефлексии.

Учитель иностранного языка должен суметь спроектировать урок в рамках ФГОС, сумев успешно сочетать классическую структуру урока с активным использованием творческих наработок, в новом ключе применяя традиционные приемы и методы наряду с современными технологиями, направляя данную деятельность на решение современных образовательных задач.

Применение проектной деятельности является важнейшим методом работы с учащимися в рамках нового стандарта, ее реализация способствует включению учащихся в межкультурный диалог, а также, мотивации на самостоятельность, инициативность, ответственность, развитие творческих навыков.

Кроме того, проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта.

Учителю важно создавать позитивную мотивацию, особенное настроение в классе, настраивать учеников на получение удовольствие от образовательного процесса и проектной деятельности в частности, а также вместе с детьми радоваться достигнутым результатам и успехам.

Применение приведенных выше рекомендаций для практической реализации роли учителя иностранного языка, составленных на основе проведенного исследования, должно способствовать поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, повышению их мотивации, развитию ключевых компетенций, что, соответственно, направленно на формирование личности, способной с наибольшей успешностью и комфортностью занимать свое место в современном обществе и вести активную деятельность.

образование учитель иностранный преподавание

Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя английского языка.

В английском языке «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше – можно.

Стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Зачем нам нужен стандарт?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Структура стандарта

Инвариант (неизменное)-

знание предмета

владение информационными технологиями

Вариативная часть –

новые профессиональные компетенции

1. Обучение

2. Воспитательная работа

3. Развитие

Характеристики деятельности успешного педагога.

1.Мобильность

2.Самостоятельность в принятии решений

3.Готовность к переменам

4.Способность к нестандартной деятельности

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

1.Работа с одаренными детьми

2.Работа в условиях инклюзивного образования

3.Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

4.Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии

5.Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении

Уровни освоения предмета.

Функциональная грамотность.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.д.)- квалификация

Культура.

Для достижения второго уровня необходимо не только обучение учащихся программам повышенной сложности, но и осознание педагогом своего места в культуре – профессионализм

Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции.

Ключевые компетенции учителя –универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя - специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины.

Специальные компетенции учителя – узко направлены и обеспечивают решение специальных задач.

4 блока профессиональных компетенций, для учителя иностранного языка

1. Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2. Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3. Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4. Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития.

2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов, посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита.

3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога.