1. Введение …………………………………………………………………………

Обоснование актуальности темы исследования: причины обращения к теме черного человека как попытка разрешения вечного философского противопоставления черного и белого, добра и зла.

2.Основная часть ………………………………………………………………….

Сопоставительный анализ образа черного человека в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек», в поэтических произведениях В.С.Высоцкого.

2.1 История создания произведений и оценка их в критике.

2.2 Характеристика образа черного человека в творчестве поэтов:

Портретная характеристика;

Деятельность и интересы;

Моральные качества, которые показывает автор в поведении действующего лица (самого черного человека).

2.3 Кто такой черный человек для каждого из поэтов?

3. Заключение …………………………………………………………………….

Тема чёрного человека как перспектива для дальнейших исследований.

4. Дополнение к сказанному …………………………………………………….

Читайте классику – там ответы на все вопросы!

5. Список использованной литературы.

1. Введение.

Добро и зло, гений и злодейство, черное и белое… Умы многих философов занимало противопоставление этих понятий, им посвящено немало научных исследований.

Добро – это цель человеческой деятельности, идеал, к которому следует стремиться. Религия воплотила идею высшего добра в Боге. Он творец всего доброго, вечного, разумного. Зло происходит от «греховности» людей, оно есть происки дьявола. Зло влечет за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Черная душа, черная зависть, черная молва… В рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить «общую природу» добра и зла.

Противопоставление черного и белого цветов восходит к древнеславянской мифологии и актуально по сей день. В средствах массовой информации часто можно встретить публицистические материалы о различных течениях - приверженцах черного или белого цвета. Например, религиозная организация «Белое братство», основанная в 90-х годах XXвека специалистом в области психического воздействия на личность Ю.Кривоноговым и Марией Цвигун и признанная в 2013 году экстремистской, использовала белый цвет как символ чистоты и любви к Богу. Молодежная субкультура «готы», ярких представителей которой можно встретить на улицах в черных одеяниях, с черными волосами и выбеленными лицами, использует черный цвет как символ депрессии, отчаяния и душевной боли. Секты сатанистов также используют в своей символике черный цвет, являющийся цветом дьявола.

Традиционный мифологический образ в мировой литературе - это Черный человек. В славянской мифологии слово «черный» употребляется как эпитет злых духов, с черными божествами соединялось все старое, безобразное, лукавое и злое.

Развитие образа черного человека в русской литературе – цель моего исследования.

Как известно, шестое июня - важнейшая дата в истории русской культуры: день рождения А.С.Пушкина. Посмотрев в это день художественный фильм «Моцарт и Сальери» по мотивам «Маленьких трагедий» великого поэта, вспомнив образ черного человека, являвшегося Моцарту, я поняла, что начать нужно именно с этого.

Как известно, стихи – это (порой так бывает) реплики в диалоге, ответы на произведения других поэтов. Так, поэма А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» стала литературным источником для поэмы Сергея Есенина «Черный человек». Заглавие поэмы - прямая цитата из пушкинской маленькой трагедии - подчеркивает, что в образе «черного человека» воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие поэта, как пушкинского Моцарта.

Появление в 1979 году стихотворения Владимира Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» явилось также своеобразной репликой в диалоге великих поэтов. Образ черного человека в творчестве А.С.Пушкина и С.А.Есенина достаточно исследован. Этому посвящены многие научные работы, например: С.Н.Киреев «Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А.Есенина», А.Марченко «Поэтический мир Есенина», С.Кошечкин «В мире Есенина», Д.Благой «Творческий путь Пушкина» и другие. Кем же является черный человек В.С.Высоцкого? Так предварительно определялась тема научно-исследовательской работы: «Трансформация образа черного человека в творчестве А.С.Пушкина, С.А.Есенина, В.С.Высоцкого».

Окончательным стимулом для научного исследования стало следующее: знакомясь с материалами о творчестве названных поэтов, убеждаюсь: все отзывы литературных критиков, научные работы не обобщали сведений по динамике образа черного человека в поэзии представителей трех эпох.

При исследовании меня волновали следующие аспекты произведений:

- познавательный, так как очень хотелось понять: черный человек –образ реальный или фантастический?

-аналитический, потому что, на мой взгляд, проблема черного человека волновала трех поэтов не случайно: кем и чем был этот образ для представителей разных эпох - А.С.Пушкина, С.А.Есенина и В.С Высоцкого?

По-видимому, черный человек - это прежде всего воплощение зла, антитеза добру, прекрасному, что может мешать лучшему в жизни человека.

Я уверена, что противопоставление добра и зла, правды и лжи всегда будут волновать умы мыслящих людей. Добро и зло – это такие категории, которые оценивают все существующее в мире: социальное устройство, качества человека, мотивы его поступков и результаты действий. Изобретение средств массового уничтожения, войны за обладание материальными благами сопровождаются проявлением отвратительных человеческих качеств: злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства. Поэтому взятая тема для исследования всегда будет актуальной.

В связи с этим выдвигаю гипотезу : проследить динамику образа черного человека в творчестве названных авторов, выявить сходство и отличие в изображении этого героя, показать этот образ как результат размышления поэтов о судьбе творческой личности в определенных социально-исторических условиях.

Цель научно-исследовательской работы - раскрыть динамику проблемы «черного человека» в русской литературе, опираясь на творчество А.С.Пушкина, С.А.Есенина, В.С.Высоцкого.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач настоящей работы:

1) раскрыть происхождение образа черного человека в русской литературе;

2) сделать сопоставительный анализ произведений авторов;

3)обосновать, кем или чем является черный человек для поэтов;

4) сделать соответствующие выводы по проблеме.

Предметом (объектом) данного исследования является образ черного человека в творчестве трех поэтов: в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек» и стихотворениях В.С.Высоцкого, написанных в разные годы жизни («Мой черный человек в костюме сером…» и других).

Я исследовала художественные приемы, позволяющие дать характеристику образу черного человека и проследить его динамику в произведениях указанных авторов.

Поэтому утверждаю необходимость использования такого метода , как сопоставительный анализ художественных произведений, применяю также такой теоретический метод , как работа с литературоведческими терминами.

Научная новизна работы заключается в том, что хотя и есть критические статьи, раскрывающие сходство и отличие черного человека А.С.Пушкина и С.А.Есенина, но проблема черного человека в творчестве Владимира Семеновича Высоцкого достаточно не изучена и сопоставления трех точек зрения на этот образ не дано, авторов даже упрекали в отсутствии идеи (с чем, конечно, нельзя согласиться), поэтому мое исследование будет представлять интерес в этой области.

Теоретическая значимость работы в том, что исследование позволило впервые проанализировать три трактовки одного образа, а также обратило внимание на возможность изучения образа черного человека всесторонне.

Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование в дальнейшем можно использовать для уроков литературы в старших классах общеобразовательных учреждений, для подготовки к олимпиадам по предмету «Литература».

2. Сопоставительный анализ образа черного человека в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», в поэме С.А.Есенина «Черный человек», в поэтических произведениях В.С.Высоцкого

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек...

2.1 История создания произведений и оценка их в критике.

Образ чёрного человека имеет глубокие корни в литературе. В Толковом словаре В. Даля синонимом слова «черный» являются нечистый, дьявол, черт. Другими словами, черный человек - один из обликов, который принимает черная сила, сатана, дьявол, являющийся олицетворением зла, врагом рода человеческого. Еще в славянской мифологии, в предании о Чернобоге и Белбоге, противопоставляется черное и белое божество, и слово «черный» употребляется как эпитет злых духов. Сказочный Чёрный Всадник из русского народного фольклора, аллегорически «настигавший людей в пути», являлся предвестником Смерти. Образ черного человека проявляется у разных народов в разные эпохи: черные великаны из скандинавского фольклора, «Фауст» Гёте.

Безусловно, А.С.Пушкин как знаток и собиратель народного фольклора, не обошел стороной эту тему. Вторжение сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь присутствует во многих произведениях поэта: сказочный Черномор, грозный Медный Всадник и другие. Но нигде этот образ не был таким таинственным и пугающим, как безликий человек в черном, заказавший «Реквием» Моцарту в драматическом произведении А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Произведение «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина написано в 1830 году, в период, известный под названием первой Болдинской осени. В родовое имение Болдино Пушкин ехал сомневающимся человеком, задумавшимся о своем неопределенном будущем. О его смятении и душевном беспокойстве говорит тот факт, что ранней осенью он пишет мрачное зимнее стихотворение «Бесы». К философскому осмыслению жизни Пушкин обращается не только в стихах, в первую болдинскую осень он пишет цикл произведений, получивший название «Маленькие трагедии». Основанная на одном из многочисленных слухов, порождённых ранней смертью В.А.Моцарта, «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери» Пушкина способствовала распространению мифа о причастности к ней композитора А.Сальери, имя которого в России стало нарицательным. На самом деле Сальери не убивал Моцарта. И хотя образ Сальери в произведении Пушкина исторически недостоверный, да и образ Моцарта отличается от своего исторического прототипа, поэт воспользовался фигурами двух композиторов, чтобы воплотить в них образы, теснившиеся в его творческом сознании. Это произведение о зависти и дружбе, об искусстве и ремесле, о гении и злодействе, такую оценку дают критики трагедии «Моцарт и Сальери».

А.С.Пушкин признавал превосходство Моцарта над всеми прочими композиторами. Для него, да и для всего мира, Моцарт – гений, познавший саму сущность искусства, музыкант сверхъестественной одаренности, такие, как он, рождаются раз в сто лет. Убийство такого гения придает произведению трагичный тон.

Поэму С.А.Есенина «Чёрный человек» отделяет от произведения А.С.Пушкина почти сто лет. Эта поэма - загадка, споры о ней продолжаются и по сей день. Закончив поэму в ноябре 1925 г., уже через полтора месяца Сергей Есенин умирает. Официальная версия: в ночь на 28 февраля в ленинградской гостинице «Англетер» С.Есенин покончил жизнь самоубийством. Сейчас поэма «Черный человек» многими воспринимается как своеобразный реквием поэта. Её название - это прямая цитата из пушкинской «маленькой трагедии», да и сам Есенин, говоря о своей поэме, признавал «Моцарта и Сальери» ее литературным источником и тем самым подчеркивал, что в образе «черного человека» воплощены зависть и темные силы, мучающие и преследующие самого поэта, как пушкинского Моцарта.

Поэма «вырастает» из творчества Есенина в целом, мистическая тематика прослеживается и в других стихотворениях Сергея Александровича: «черти в душе гнездились», «запугала нас сила нечистая, что ни прорубь – везде колдуны…», «в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей…». Но многие современники Есенина считали, что поэма очень автобиографична, ночное видение и бред воспаленного сознания поэта – это последствие алкоголизма и душевного расстройства. Но работа над поэмой длилась долго, замысел ее возник ещё во время зарубежных поездок Есенина. Тогда его часто одолевала чёрная меланхолия, которая усиливала ощущение пустоты и ненужности. Предчувствие поэтом окончания жизненного пути придает произведению депрессивные краски.

Критики творчества С.А.Есенина усматривают также аналогии между поэмой «Черный человек» и «Портретом» Н.В.Гоголя, ищут ее корни в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и в «Черном монахе» А.П.Чехова. Это еще раз доказывает, что русскую литературу всегда отличало внимание к духовному поиску человека. А за душу человека всегда боролись две силы: тёмная и светлая.

Стихотворение В.С.Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» написано в 1979 году, почти через полвека после поэмы С.Есенина. Через год Владимир Семенович Высоцкий умер. Известно, что за год до смерти Высоцкий находился в состоянии глубокой депрессии, усталости от жизни. Трагическое ощущение конца подтверждают слова героя: «Я со смертью перешел на ты».

Современник поэта Вадим Туманов в своих воспоминаниях утверждает, что предысторией создания Высоцким стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» послужил его рассказ о колымском начальнике, который был весь такой «вежливый, культурный, со вкусом одетый», но однажды ударил нагнувшегося человека ногой в лицо. Владимира Семеновича Высоцкого очень поразил этот рассказ, он неоднократно возвращался к нему, уточнял подробности внешности чиновника. Так родилось стихотворение, но Высоцкого-поэта всегда волновал вопрос о том, как меняется человек в зависимости от обстоятельств, от должности.

«Мой черный человек» - это цитата из «Моцарта и Сальери», у Есенина человек просто черный, хотя, безусловно, В.С.Высоцкий знал и любил Есенина, песни на стихи рязанского поэта входили в репертуар Владимира Семеновича. Местоимение «мой» применяют, когда говорят только о чём-то постоянном, привычном, установившемся. Означает ли, что говоря «мой черный человек», В.С.Высоцкий подчеркивал, что герою неоднократно в жизни приходилось сталкиваться с ним. Попробуем разобраться с этим в ходе исследования.

В научной литературе существовало мнение, что черный человек – это «непосредственное» выражение житейского и психологического кризиса поэтов, даже « наивное» переложение в стихи галлюцинаций авторов. В работах, касающихся « Моцарта и Сальери» А.С.Пушкина, « Черного человека» С.А.Есенина, часто отсутствует определенность в связи двух поэм. В работах, анализирующих поэтические произведения В.С.Высоцкого, лишь указывается, что А.С.Пушкин был любимым поэтом Высоцкого, что последняя роль Владимира Семеновича - Дон Гуан из тех же « Маленьких трагедий» …Самые банальные решения данной темы только в аналогии между анонимным заказчиком « Реквиема» , облаченным в черное, и «скверным» ночным гостем из поэмы С.Есенина. Сближение этих персонажей часто относили к неоспоримой реминисценции: достаточно вспомнить слова зачина поэмы С.Есенина « Черный человек Спать мне не дает всю ночь» и жалобу Моцарта « мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек». Но трудно не заметить смыслового диссонанса между сближаемыми ситуациями в поэзии трех авторов. Заказчик Моцарта выступает для композитора предвестником смерти, он может быть вторжением заявляющего о себе Рока, как материализация в воображении Моцарта неявного знания о конце, уготованном ему Сальери. Черный человек С.Есенина –обличитель-двойник, касающийся совести героя, впивающийся ему в лицо покрытыми «голубой блевотой» глазами, напоминающими о содеянном грехе. Черный человек В.Высоцкого – советский чиновник, бюрократ, партийный функционер, возникший в эпоху развитого социализма, в эпоху обострения общественно-политических проблем периода застоя в 70-е годы прошлого века, человек бесцеремонный, грубый, не уважающий прежде всего представителей творческих профессий, во всем ограничивающий их, чаще всего в такой важной для Высоцкого категории, как свобода.

2.2 Характеристика образа черного человека в творчестве поэтов.

Характеристика образа в литературе начинается с портрета. Мы не можем даже вообразить себе черты или выражение лица черного человека, посетившего Моцарта, знаем только то, что он был «одетый в черном», зашел, «учтиво поклонившись». Так как о посещениях черного человека композитору говорили другие люди, можно заключить, что это не плод воображения Моцарта, а конкретный человек.

В поэме Сергея Есенина чёрный человек появляется иначе, чем у Пушкина. Он возникает как страшное видение, ночной кошмар, плод больного воображения. Портрет черного человека дается более четко, здесь появляются такие детали внешности, как цилиндр, сюртук и гнусавый голос. Цилиндр, приподнимаемый черным человеком над головой в знак издевательского приветствия, отождествляется критиками со знаменитым цилиндром Есенина, воспевающимся еще в «хулиганском» цикле. То, что вначале цилиндр принадлежал ужасному видению, а в конце - самому поэту, говорит о нереальности чёрного человека, созданного больным воображением.

В стихотворении Высоцкого также, как у Пушкина, портретная характеристика черного человека совсем отсутствует. Но одна деталь – серый костюм – все же отличает его от «предшественников». Эта подробность у Высоцкого указывает на то, что черный человек занимал определенную должность. Элегантные костюмы сдержанных тонов, преимущественно серые, носили многие чиновники того времени. Лицо же черного человека скрыто под «личиной», и не только лицо, но и истинная «черная» сущность скрыта под ней.

Не слишком много портретной характеристики черного человека мы узнаем из произведений, но все же почему это образ такой таинственный и пугающий?

Предполагаю следующее: у А.С.Пушкина Черный человек-знак готовящегося убийства, у С.А.Есенина- соглядатай зла,терзающий грешника, зло это уже совершено, у В.С.Высоцкого- зловещая фигура, заставляющая всех жить нормализованным стадным образом жизни советского обывателя. Это глубоко различающиеся роли. Интересен и подход к роли черного человека у трех авторов: у Пушкина черный человек это и заказчик, и завистник Сальери, ускоряющий уход гения; у Есенина- двойник поэта (лицо гостя оказывается отражением лица поэта в разбиваемом тростью зеркале), у Высоцкого-маленький чиновник, воображающий себя большим человеком… Практически все литературоведы, признавая связь этих произведений, в подробностях обсуждая многообразие гипотетических связей, способных сомкнуть черного человека в контрапункте с другими произведениями русской литературы, сходятся во мнении, что в авторах поэм есть что-то моцартовское: Моцарт слишком хорош для этой жизни, обычные человеческие понятия талант, гений не для него, они тесны для него. Сальери устраняет не «гуляку праздного», а унижающее его чудо, не человека,а «херувима»; трагическое самоотождествление поэта со « скверным» визитером, который пришел, чтобы запугать собеседника, убить, не прибегая к яду, приводит к бунту героя, кончающегося разбиванием зеркала и осознанием скорой смерти; герой Высоцкого вступает в конфронтацию с черным человеком, являющимся воплощением насилия по отношению к личности поэта, зловещим знаком государственного насилия, но в этой конфронтации голос его одинок. Черный человек в произведениях трех авторов появляется по-разному. Так, в появлении черного человека в доме Моцарта нет ничего странного, ведь композиторы, часто писали музыку по заказу. Но Моцарта тревожит то, что этот чёрный человек не приходит за своим заказом. Душа композитора почувствовала вестника смерти, он испуган и подавлен. Беспечный композитор, не сознающий своего величия, безразличный к мирской суете, к успеху и положению, «сочиняющий музыку так, как поют птицы», утратил спокойствие и безмятежность («мне день и ночь покоя не дает мой черный человек»). Ему чудится, что черный человек всегда рядом («за мною всюду как тень он гонится»), он ощущает дыхание приближающейся смерти, ему кажется, что «Реквием», эту траурную музыку он сочинил для себя самого.

Но если у Пушкина черный человек вел себя по отношению к гению учтиво, то в поэме Есенина пришелец ведет себя по отношению к герою нагло («на кровать садится», «спать не дает всю ночь»), «водит пальцем по мерзкой-книге...», речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом. Черный человек впивается герою в лицо покрытыми «голубой блевотой» глазами с напоминанием о некоем содеянном поэтом грехе. Сначала черный человек просто бормочет, «нагоняя на душу тоску и страх», затем тон его голоса повышается, он хрипит, перечисляя отрицательные качества и грехи поэта и почти доводит последнего до безумия.

Черный человек в стихотворении Высоцкого ведет себя еще более жестоко по отношению к герою, который не может жить без творчества, не может не петь. В этом стихотворении также как у Есенина нельзя не увидеть отождествление героя произведения с автором. Черный человек Высоцкого внешне вполне приличный, со вкусом одетый, появляется в разных обличьях («он был министром, домуправом, офицером», автор мастерски использует удачный для этой цели прием карнавализации советского бытия), но всегда имея какую-то должность, которая позволяет ему грубо вмешиваться в дела других людей. Возможно, именно внушительный чин позволяет «черному человеку в костюме сером», не опасаясь ответного удара, бить «под дых, внезапно, без причины», усмиряя непокорного героя, не давая ему продолжать «бой».

Черный человек, посетивший Моцарта, стал предвестником его смерти. У Есенина черный человек, перечисляя «грехи» поэта, рисует собеседнику слишком узнаваемый портрет и доводит героя поэмы до бешенства. Лирическому герою Высоцкого также указывают на его слабые стороны, доводя его до грани между жизнью и смертью. Какие же моральные качества, характеризующие черного человека, доводят героев до болезненного состояния? Почему так ранит лирических героев вмешательство в их личную жизнь, и почему им так трудно смириться с жизненными невзгодами, заставляющими отвлечься от творчества?

Произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» - это своего рода спор об искусстве, где представлены два типа художника со своей правдой, но разными методами творчества. Искусство Сальери – тяжелый труд, бесконечное и мучительное постижение тайны музыки. Моцарт творит легко и свободно. Он не постигает тайну, а сам является такой тайной для Сальери. Сальери негодует, он считает, что Моцарт - «гуляка праздный», что он не заработал своих райских песен, они достались ему даром. Его возмущает то, как мало легкомысленный Моцарт ценит данное ему свыше.

Спор об искусстве перерастает в сюжет о зависти и дружбе. Среди рукописей Болдинского периода сохранилась обложка с написанным Пушкиным заглавием: «Зависть», - как предполагают исследователи, таков был один из вариантов названия трагедии, от которого Пушкин впоследствии отказался, вернувшись к первоначальному названию. Непосредственный Моцарт чувствует, что черный человек, приходивший к нему, и Сальери чем-то связаны. Наивный Моцарт догадывается, что в душе Сальери что-то происходит, но во имя дружбы он отказывается верить своим подозрениям.

Дружба Сальери с самого начала действия отравлена завистью. Он завидует Моцарту, гений которого для него непостижим. С его точки зрения существование Моцарта нарушает какие‑то законы мироздания и Сальери считает, что он избран свыше для того, чтобы освободить человечество от Моцарта и берет на себя право вершить суд: «Я избран, чтоб его остановить, - не то мы все погибли». Сальери считает, что ему все позволено, и черная зависть толкает его на убийство.

Осип Мандельштам сказал: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери». Чёрный человек Есенина, так же как безликий посетитель Моцарта, обладает сильным влиянием на эмоции человека; является ярким примером самоотождествления с ним. В время терзающей бессоницы к герою поэмы Есенина приходит и садится на постель черный человек. Книга в руках зловещего черного человека говорит о том, что он пришел судить поэта по его делам, правда, выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, страшный рассказ о «жулике и воре», который ведет черный человек, он не хочет принимать на свой счет. Поэт упрекает ночного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубину и доставать что-то с самого дна души.

Ночное окно в поэме напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение, - это намек на то, кто на самом деле этот черный человек. Точное описание лирического героя: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт» - не оставляет никаких сомнений в том, над кем издевается ночной гость. Едкая насмешка о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой» указывает также на подробности личной жизни самого Есенина. Поэт был вынужден «казаться улыбчивым и простым» в то время, когда сердце разрывала тоска, «в грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно», только так он мог скрыть от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанный с внутренними противоречиями личности, подпитанной алкоголем, и реалиями того времени в период становления власти большевизма в России. Чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил улыбаться и пытаться выдавать это за счастье. Следовательно весь разговор с черным человеком можно трактовать как осмысление жизни, как бесстрашную исповедь, последнюю, наполненную решимостью и страстными эмоциями. Речь чёрного человека, этого пугающего второго «я» героя поэмы, является признанием в том, что душа пытается скрыться от самой себя.

В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. Он оскорбляет и унижает поэта: «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу». Разбивая ненавистное зеркало, герой Есенина делает попытку победить самого себя.

Пушкин писал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: «Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя…Не лгать – можно; быть искренним – невозможность физическая…» Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме «Чёрный человек» выдержана до конца, в этом она перекликается с стихотворением Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…».

Лирический герой стихотворения Высоцкого также отождествляется с самим поэтом. Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем только лишь блатнягу, пьяницу, пошляка, искателя дешевой популярности, кумира пивных и подворотен.

Не как у Есенина нагло и развязно, а улыбаясь и соблюдая внешние приличия, черный человек в стихотворении Высоцкого, принимая разные обличья и меняя должности, облачившись в серый костюм, но оставаясь при этом с черной душой, мешал заниматься творчеством, лишал вдохновения («ломал крылья»), доводя до «боли и бессилья», ведь поэт творит, чтобы жить, и не может иначе.

С сытой уверенностью недоброжелатели «судачили» о герое, указывали на его так называемые «грехи»: наличие дачи, трехкомнатной квартиры, «прорвы денег», частые поездки в Париж, грозились выгнать из России. Многочисленные сплетни и «наветы за глаза» мешали жить, доводили до грани между жизнью и смертью.

Примечательно, что черный человек у Высоцкого сравнивается с «злобным клоуном», что подчеркивает лживость его натуры. Цирк, клоуны, а также «манежи и арены» присутствуют и в других стихах В.С.Высоцкого («Диалог у телевизора», «Я не люблю…»), эти образы символизируют попытки всяческого лицедейства в обществе, когда люди размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.

Травля и многочисленные запреты, которые устанавливал для лирического героя черный человек в костюме сером доходила до такой степени, что герой не мог петь, его хрип «похожим был на вой». Не сравнение ли это с волчьим воем? Здесь вспоминается еще одно стихотворение В.С.Высоцкого «Охота на волков» (1968г.), где волк – это символ внутренней свободы человека. Охотники на волков уверены в своем превосходстве, их спокойствие и деловитость, а вместе с тем желание уничтожить человека за свободолюбие и нежелание жить по чужим правилам, чем-то напоминают черного человека в костюме сером. Прочитав стихотворение «Прошла пора вступлений и прелюдий…», мы можем еще больше убедиться в этом: образ «ответственных товарищей», «больших людей» из кабинетов слишком узнаваем, чтобы ошибиться.

Подвергаясь нападкам, угрозам «выгнать из России», выслушивая «добрые советы» со стороны «известных поэтов» о том, как нужно писать стихи, лирический герой стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» знает себе цену и «не намерен скрываться от суда». Он бунтарь, но в то же время самый простой человек, он смертен, но он в силах «тащить свой воз», то есть выполнять свое предназначение поэта и гражданина. Замечая, «что лживо, а что свято» герой способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей. Для поэта духовная смерть равнозначна физической, для него «путь один» и «выбора, по счастью, не дано», поэтому он готов нарушить все правила, из повиновения бюрократов прорывался «за красные флажки» и стучался в людские сердца, чтобы «не забыли».

Так кто же этот черный человек для каждого из поэтов? Какой смысл вложен в этот образ?

2.3 Кто такой черный человек для каждого из поэтов?

Мы выяснили, что три произведения: «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, поэма С.А.Есенина «Черный человек» и стихотворение В.С.Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером…» связаны образом черного человека. Несомненно, собирательный образ черного человека – это образ врага настоящего таланта, творчества не по заказу сильных мира сего, а по зову сердца, по вдохновению. Черный человек берёт на себя право судить других людей, грубо вмешиваться в их жизнь.

Чёрный человек в «Моцарте и Сальери» не просто реальная личность, мы ощущаем, что это ещё и чёрная совесть самого Сальери, завистливого человека, противника искусства, способного на любое коварство, даже на убийство талантливого мастера, творца. Черный человек для Пушкина – это явление страшной, разрушительной, смертельной зависти, вырастающей из внешне дружеских, творческих отношений, которая толкает на преступление.

У Пушкина черный человек – знак готовящегося убийства, у Есенина же он лирическое выражение терзаний души поэта, осознавшего собственную вину за свою «изломанную жизнь». Трактуя образ черного человека по своему, С.А.Есенин воплотил в нем не только злые силы, преследующие творческого человека, но и отрицательные начала души самого героя.

С.А.Есенин творил в непростой для России период ее истории. Творчество Есенина не вписывалось в идеологические рамки, определенные для пролетарской литературы, и он считался антисоветским, «скандальным» поэтом. «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» - признается Есенин в стихотворении «Русь советская». Черный человек в его поэме – это плод больного воображения, сломленного алкоголем и муками совести за свою загубленную жизнь.

«Прескверный гость» - чёрный человек у Есенина - это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу. Поэма «Чёрный человек» глубоко индивидуальна, это исповедь, это бой Чёрному человеку, который живёт в каждом из нас, бой за своё светлое «я». Подобное сражение могут вести только искренние и честные люди.

Творчество В.С.Высоцкого также не признавалось официальной властью, и в этом они похожи с Есениным. Высоцкий творил в годы так называемого «застоя», когда любая мысль, не одобренная партией власти и правительством, считалась аморальной, любая деятельность, не получившая разрешение во всех инстанциях бюрократического аппарата, находилась под запретом. В.С.Высоцкий не вписывался в привычные канцелярские схемы, в стереотипы чиновников за то, что в своих стихах обличал и уничтожал ложь, косность, рутину, пошлость и предательство.

У B.C.Высоцкого всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, так как сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты бюрократов эти крылья ломали. Метафора о сломанных крыльях неоднократно встречается также в стихотворении «Я не люблю…» (1968г.), а оно написано гораздо раньше, чем «Мой черный человек в костюме сером…». Это говорит о том, что тема бюрократизма проходит через многие стихи В.С.Высоцкого.

Но поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. Он понимал, что народ его любит, что его творчество знают практически все, а большинству оно близко и дорого, так как он обличал пороки общества, был сильным и стойким борцом против всяческой лжи и бюрократизма. В этой борьбе он не вышел победителем, так как с бюрократизмом бороться очень трудно. Герой его стихотворения «Мой черный человек в костюме сером…» также пытался терпеть, зарекался: «Больше – никогда!». Но в борьбе с черным человеком в костюме сером «лопнула терпенья жила», и это придает трагический оттенок стихотворению.

Вспоминаются слова А.С.Пушкина: «…хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца». Высоцкий так же как и Пушкин не мог относиться равнодушно к людям, которые забыли честь, совесть, достоинство, «…досадно мне, что слово «честь» забыто...», говорит он в одном из своих стихотворений.

3. Заключение.

Тема чёрного человека как перспектива для дальнейших исследований.

Мы проследили, что образа черного человека динамичен, то есть меняется, развивается в определенных социально-исторических условиях. Несмотря на отличия в изображении этого героя в творчестве А.С.Пушкина, С.А.Есенина и В.С.Высоцкого, главное сходство в том, что этот образ показан как результат размышления поэтов о судьбе творческой личности.

Черный человек есть у каждого, вернее сказать: есть у каждого, кто задумывался над смыслом жизни и о нравственных ценностях, кто имел свой собственный взгляд на вещи, свое мнение и характер.

Проанализировав творчество великих поэтов трех исторических эпох, можно сделать вывод, что образ черного человека в литературном творчестве трансформировался. Неизменным осталось его (черного человека) неприятие такого творчества, которое заставляет людей думать, затрагивает за живое, не оставляет равнодушными. Черного человека можно назвать "превеликим нежелателем добра никому".

Одна неизвестная поэтесса Вера Кондрат написала, что "стук сапог" черного человека услышит тот, кто:

Жизнью был хоть малость озабочен,

Кто шел вперед и жил не между прочим,

Кто написал хотя бы пару строк.

Я думаю, что это верно, история черного человека не закончилась. Тема добра и зла, черного и белого волновала и будет волновать умы творческих людей, неравнодушных к судьбе своей страны, к будущему людей. Я уверена, что история черного человека может быть развернута и в дальнейшем, так как она до конца не изучена. Многие авторы пытались и будут пытаться познать человеческую сущность, понять, что делает нас людьми.

Дополнение к сказанному.

Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для человека самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература. Классики подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют своей актуальности.

Читая классическую литературу, можно обогатиться духовно и нравственно. Классические произведения напоминают читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать: "Читайте классику, там ответы на все вопросы!"

Грибоедов Александр Сергеевич
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).

Пушкин Александр Сергеевич
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Богоборческая тема в лирике М. Лермонтова

Гоголь Николай Васильевич
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
«Бесприданница» А. Островского и «Жестокий роман» Э. Рязанова

Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.

Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.

Тургенев Иван Сергеевич
Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Цветопись как средство создания контраста в цикле «Стихотворения в прозе»
Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого «Отец Сергий» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».

Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание».
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Лингвосоционические портреты героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.

Чехов Антон Павлович
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова «Размазня»).
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова

Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Синий цвет в поэзии А. Блока

Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Сергей Есенин – поэзия в цвете

Ахматова Анна Андреевна
Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.

Марина Цветаева
Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».

Булгаков Михаил Афанасьевич
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и «Фауст» И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Владимир Высоцкий
Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

ХМАО-Югра

МКОУ «Андринская СОШ»

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Полегешко Светланы Александровны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Всем известно, как трудно сейчас привлечь детей к чтению, поэтому перед учителем литературы стоит важная задача: добиться того, чтобы, придя на урок, учащиеся знали и понимали, для чего они сюда пришли, чтобы хотели читать и научились читать, чтобы каждый урок помогал ученику состояться человеком, личностью.

В течение последних лет в рамках изучения литературы в 5-9 классах я работаю по учебно-методическому комплексу В.Я. Коровиной, который, на мой взгляд, предусматривает интересный подход к изучению и преподаванию литературы, а именно: формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умение осознанного чтения, аналитическое и образное мышление, воспитывает гражданскую ответственность, духовность и культуру. В 10 классе обучение ведется по учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, в 11 классе – по учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина. Здесь представлен золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы, являющиеся животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Работая по этим учебно-методическим комплексам, я основываюсь на индивидуально-личностном подходе к учащимся. Ведущим методом обучения и воспитания при изучении художественных произведений является исследовательская деятельность. Многолетняя практика использования данного метода показывает, что благодаря разным видам исследованиий у учащихся происходит обширная познавательная деятельность, формируются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности. Кроме того, исследовательская деятельность играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию школьников. В своей работе использую идеи известного литературоведа и педагога М.Г. Качурина.

Материал, представленный в учебных пособиях – это обширное поле для исследовательской деятельности не только учащихся, но и учителя. Процесс исследовательской деятельности строю по следующему принципу: объекты исследования рассматриваются через различные виды исследования в аспекте целей и задач, которые ставлю перед собой и учащимися при изучении того или иного произведения, отсюда – к результатам исследования.

Основные цели исследовательской деятельности: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формирую определенные задачи. В первую очередь, это освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху. Еще одна важная задача - развитие речи и формирование культуры речи учащихся. Здесь же развитие творческих способностей, что ведет к раскрепощению ребенка, помогает учиться владеть собой и ситуацией. Не менее важна задача по усвоению литературоведческих понятий, так как знание теории позволяет глубже проникать в художественный текст, наиболее точнее и правильнее понимать авторскую позицию, видеть мастерство писателя. На уроках часто использую музыкальное и художественное оформление, уделяю время, чтобы немного рассказать о композиторе или художнике, творчество которого помогает в освоении художественного произведения. Следовательно, организовать связь литературы с другими видами искусства – это еще одна задача моей работы.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность. Исходя из этого, я рассматриваю предмет литературы как предмет, формирующий человека.

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы. Главным объектом исследования является, конечно, художественное произведение, его тема, идея, поднимаемая автором проблема. Не менее важно увидеть и личность творца, ту сторону жизни, которая взрастила писателя, стала почвой его художественного мира. Поэтому в уроки включаю сообщения, доклады, презентации учащихся о личности писателя, его творческой мастерской, готовлю с ребятами литературно-музыкальные композиции о жизни и творчестве выдающихся мастеров слова. Использую такой прием исследования, когда личность писателя, его художественный мир стараемся увидеть через языковые особенности произведения. Такая работа не только формирует исследовательские умения и навыки, но и способствует совершенствованию устной и письменной речи, расширению лексикона учащихся, делает ребят свидетелями того, как из обычных слов рождается произведение художественной литературы. К примеру, это уроки по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом направлении разработала систему уроков-исследований (6-11 классы) «Поэтический мир Николая Рубцова», которая в старших классах завершается большой литературно-музыкальной композицией. Как результат этой исследовательской деятельности учащейся 9 класса был подготовлен проект на тему: «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», который она успешно защитила на научно-практической конференции. В рамках языковых особенностей произведения одной из моих учениц также была подготовлена исследовательская работа «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», представленная на научно-практической конференции.

В тесной связи с личностью писателя идет разговор о литературной эпохе и литературно-критических статьях, опять-таки путем исследования либо через дискуссию, либо через проблемную ситуацию. Например, всегда интересно проходят уроки на темы: «Над чем смеялся бы Чехов, если бы жил в наше время?», «Кто прав?» (урок по критическим статьям Белинского и Писарева о драме А.Н. Островского «Гроза»).

У каждого читательского поколения своя интерпретация художественного произведения, поэтому очень важно донести до ребят время и эпоху, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события, помочь им понять то поколение, увидеть мир глазами прошлого, чтобы художественное произведение открылось. Всем известно, что без прошлого не может быть настоящего. На каждом уроке должно осуществляться воспитание мыслящего, вдумчивого читателя, должно происходить формирование культуры восприятия художественного текста. Сейчас на вопрос о том, прочитал ли то или иное произведение, от ребят можно часто слышать такие фразы: «Прочитал, но ничего не понял». Это говорит о том, что если даже дети читают, то зачастую читают чисто механически, лишь бы прочитать, не понимая смысла прочитанного. Это говорит и том, что учащиеся часто очень далеки от представленной в произведении временной эпохи, поэтому им трудно воспринимать читаемое. В связи с этим основная моя задача как учителя литературы – научить своих учеников не механической работе чтения, а сосредоточенному вниманию в процессе чтения, желанию услышать голос автора, видеть за каждым словом глубокий смысл, иначе говоря, привить интерес к чтению. Следовательно, чтение должно стать настоящим творчеством, искусством, только тогда откроется духовная ценность художественного произведения.

Важным объектом исследования, несомненно, является литературный образ – удивительное преображение героя произведения в Жилина или Тараса Бульбу, Сильвио или Чичикова. В произведении, как правило, ни один образ, а несколько, все они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему образов. Немаловажное значение в раскрытии замысла писателя имеет и образ рассказчика. Например, рассматривая «Повести Белкина» и исследуя образ рассказчика, говорим о нем как объединяющем все повести в один цикл.

Виды исследований использую весьма разнообразные. Во главе, конечно, анализ художественного произведения, хотя существует мнение, что это форма работы себя изжила. Я думаю иначе: произведения, которые включены в школьную программу, - великие творения литературы, содержание их бесконечно, а каждое читательское поколение, как говорилось выше, воспринимает их по-своему. Следовательно, каждому поколению читателей предстоит исследовательская работа, основанная именно на анализе произведения. Анализ произведения тесно взаимодействует с такой формой работы, как дискуссия. Дискуссия нужна, когда нужно разобраться в том, что по-разному трактуется наукой, что не выяснено до конца или вообще не может иметь конечного решения. Для учащихся любого возраста как вид исследования часто использую проблемную ситуацию, так как проблема способствует глубокому проникновению в художественный текст, развитию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Стараюсь, чтобы поставленная проблема была не только темой урока, а жгучей, злободневной, личностно-значимой. К примеру, использую такие проблемные ситуации: «Возможен ли Хлестаков в наше время?» (8 кл.), «Мог ли поступить Тарас Бульба иначе?» (7 кл.), «Что произойдет с Диной после побега Жилина?» (5 кл.), «Как сложилась бы жизнь Олеси, если бы она осталась с Иваном Тимофеевичем?» (11 кл.) и другие. Для учащихся 5 и 6 классов как форму исследования часто использую игру. Такие уроки никогда не проходят даром, они всегда становятся интересным общением, где каждый может высказать свое мнение, способствуют развитию эмоциональных чувств у учащихся.

Важным видом исследования является творческая работа, которая реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В первую очередь, это устные или письменные развернутые ответы, отзывы, рецензии, эссе, сочинения-рассуждения – их темы также основываются на проблемных ситуациях. Это позволяет учащимся путем соприкосновения с авторским словом через глубокое проникновение в художественный текст высказать свое мнение по поставленной проблеме.

Очень люблю такую форму творческой работы, которую использую в своей работе, как инсценировка. На протяжении многих лет я руководила школьной театральной студией, совместно со своими учащимися подготовила множество сценических постановок: от инсценирования отдельных эпизодов произведения до настоящих спектаклей. Здесь же и литературно-музыкальные композиции. В моей копилке спектакли по таким известным всем произведениям, как «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (А.К. Толстой), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак), «Барышня-крестьянка» (А.С, Пушкин), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин), «Дядюшкин сон» (Ф.М, Достоевский), с которыми мы выступали на районных конкурсах театральной деятельности. Работа эта очень трудоемкая, и идет она хорошо лишь тогда, когда к ней есть уважительное и ответственное отношение. Произведение, по которому идет постановка, нужно освоить, найти в нем что-то свое близкое. Следовательно, нужна творческая интерпретация, такое восприятие и истолкование произведения, которое становится личным. А значит, без исследования не обойтись. Дело это нелегкое, требующее времени, но это время не потерянное, так как у ребят обогащается восприятие, развивается читательская фантазия, культура речи, пробуждается творческий интерес к произведению, раскрываются актерские способности. Все это, несомненно, способствует освоению учебного материала и развивает читательский интерес. Репетиции спектакля – это тоже уроки, но уроки искусства, общения, раскрепощения, где каждый может проявить себя иногда даже с неожиданной стороны. Такие уроки – это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, на духовном равенстве.

Инсценировки или чтение по ролям практикую на уроках, это также способствует раскрытию творческих способностей ребят, развитию речи и формированию культуры речи (Рассказы А.П. Чехова, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Алые паруса» А. Грина, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Вершиной исследовательской деятельности является научная работа. Виды ее весьма разнообразны: сообщения, доклады, рефераты, проекты, которые позволяют учащимся путем глубокого анализа благодаря умению самостоятельно работать рассматривать ту или иную проблему с научной точки зрения. Обучение этой форме исследовательской деятельности начинаю с 5 класса, от класса к классу постепенно усложняя процесс работы, чтобы в итоге к старшим классам у учащихся сформировался навык оформления научной работы. Наиболее приемлемая форма работы в этом направлении – проект. К примеру, в 5,6 классах предлагаю ребятам разработать проекты при изучении лирических произведений. Например, к изучаемым стихотворениям подобрать соответствующие иллюстрации и музыкальные произведения, оформить это в виде презентации, а затем на уроке представить и прокомментировать. В 7 классе такую форму работы использую при изучении былин («Былинные богатыри в изображении русских художников»), во время изучения рассказов А.П. Чехова («Рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»). В 8 классе темами исследовательских проектных работ могут быть «Сценическая история бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Со своими проектными работами мои ученики ежегодно выступают на научно-практических конференциях, показывая хорошие результаты своей исследовательской деятельности. Темы работ, получившие высокую оценку экспертов: «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», «Загадка Пилата» (по романам М. Булгакова и «Плаха» Ч. Айтматова, «Особенности жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Использование метода исследования при изучении художественного произведения позволяет мне добиваться неплохих результатов. Большинству ребят нравятся уроки литературы, они с увлечением занимаются проектной деятельностью, подготовкой инсценировок произведений. Благодаря этому у учащихся повышается уровень культуры речи, ребята умеют отстаивать свое мнение, хорошо виден рост их умственного мышления, творческих способностей, формируется инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Исследование – это и дело учителя. И пока я учу, учусь сама у своих учеников. Учусь исследовать не только художественный текст, но и восприятие этого текста моими учениками. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и необыкновенными, чтобы урок был не просто работой, а интересным и полезным общением. Стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, воздействуя яркими примерами из литературных произведений.