Активные методы обучения для разных этапов урока

I фаза

Этап

Инициация

Погружение в тему

Определение ожиданий и опасений

Назначение

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Примеры АМО (из сборника)

«Письмо другу»

Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается - с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату.

«Транспорт»

Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии.

1. Теплоход

2. Автобус

4. Самолет

В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве.

«Билет»

Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.

«Поздороваемся ладошками»

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями или, например: для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.

«Путешествие на машине времени»

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Метод «Фруктовый сад»

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее задание)

Инпут

Проработка содержания темы

Назначение

Контроль и коррекция ЗУН

Сообщение нового материала

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Примеры АМО (из сборника)

«Шахматы»

Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной.

«Восстанови рассказ»

Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях).

«По порядку становись!»

Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке.

Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация.

Примеры АМО (предложенные участником семинара)

«Шесть шляп»

(индивидуальная работа)

Каждому участнику мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Сингапур», исходя из цвета шляпы .

Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие оценива­ется на основе данных статистики).

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оцен­ка события).

Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оцен­ка события).

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

Игра «Чистая доска»

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

(разминка)

Рефлексия

Назначение

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Примеры АМО (из сборника)

«Снежки»

Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.

«Четыре Я»

Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

    Я узнал…

    Я научился…

    Я проявил себя …

    Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Примеры АМО (предложенные участником семинара)

«Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Метод «Ресторан»

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Конспект урока по физической культуре с использованием технологии АМО «Путешествие в страну мяча» 3 класс

Автор-составитель: Зангиева Татьяна Николаевна, учитель физической культуры в начальных классах. МАОУ «Курманаевская СОШ»
Данная разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста и предназначена для учителей по физической культуре в школе, инструкторам по физической культуре, студентам, и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Представленная технология АМО (активные методы обучения) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, которая позволяет ненавязчиво узнать новое и применить, как новые, так и имеющиеся знания, способствует раскрепощению учащихся.
При разработки урока использовала методическое пособие Лазарева Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов».
Цель: безошибочное владение мячом
Задачи: совершенствование броска и ловли мяча.
Закрепить броски и ловлю мяча в эстафетах.
Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы ног, рук.
Воспитать чувство сплоченности, настойчивости, смелости.
Формирование УУД:
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель.
Познавательные: выполнять упражнения с мячом.
Личностные: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оборудование: мячи волейбольные, фишки, обручи, карточки с заданиями, скакалки, листы бумаги по 2 на каждого ученика, жетоны красного, желтого, зеленого цвета.
Ход урока:
I. Подготовительная часть. Приветствие.
АМО «Поздоровайся локтями»
Цель: создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
2. создать благоприятную атмосферу.
Технология проведения: сегодня ребята вы будете приветствовать друг друга локтями для этого ребята встаньте в круг. На первый-второй-третий рассчитайсь. И нужно вам сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Ребята, на выполнение задания вам дается только три минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Через три минуты вы соберётесь в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. А теперь приветствуете друг друга внутри своей группы.
Погружение в тему
АМО «Отгадай загадку» (переработанный)
Цель: сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока.
Задачи:
1. нацелить учащихся на осознание предстоящей темы урока;
2. мотивировать учащихся на изучение данной темы;
Необходимый инвентарь: мяч
Технология проведения: ребята, отгадайте загадку и догадайтесь, о чем же сегодня на уроке пойдет речь.
Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает-
Ну, конечно, это...(мяч)
Вопрос. Ребята, какие качества развивают упражнения с мячом? Назовите, какие вы знаете подвижные игры с мячом?
-Молодцы ребята.
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но не совсем обычное. Мы отправляемся в страну, которой нет ни на одной карте мира! В страну мяча! На нашем пути встретятся задания, которые вы должны выполнить, если задание будет выполнено, то можно будет двигать дальше. Счастливого вам пути!
Краткий инструктаж по технике безопасности.
* класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»
* выполнение строевых упражнений, повороты налево, направо, кругом на месте
* направо, ходьба по залу с дистанцией 1шага на носках
(руки на пояс, спина прямая).
* бег в равномерном темпе
Выполнение команд.

Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – три шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!». Ребята возьмите в руки мячи. Первое задание нужно выполнить комплекс ОРУ с мячом:
1. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1 – 2. – Поднять мяч вперед – вверх. Прогнуться, отвести левую ногу назад на носок. 3 – 4. – и. п. Повторить 4 – 5 раз.
2. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться. 2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.
3.И. п. – стойка ноги врозь, мяч лежит слева. 1-Наклон вперёд – влево, взять мяч. 2- Выпрямиться, мяч в опущенных руках. 3- Опустить мяч справа. 4-И. п. 5 – 8. Проделать то же, но в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
4. И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
5. И. п. – сидя ноги врозь мяч у груди. 1. – Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперед. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой руки в правую. 2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 – 8 раз.
7.И. п. – лёжа на животе; мяч в выпрямленных вперёд руках. 1- Прогнуться, сгибая руки в локтях, завести мяч за голову, локти оторвать от пола. 2 - Вернуться в И. п. 3-4. - то же. Повторить 6 – 8 раз.
8. И. п. – основная стойка, мяч лежит у носков стоп. 1. – Прыгнуть через мяч вперед. 2. – Прыгнуть через мяч назад. 3. – Прыгнуть через мяч влево. 4. – Прыгнуть через мяч вправо. Повторить 4 – 5 раз.
А дальше вы будете передвигаться на автобусе от одной остановки к другой но, не забывайте выполнить задание.
II. Основная часть. «Работа над темой».
Закрепление изученного (домашнее задание)

АМО «Автобусная остановка» (переработанный)
Цель: научиться выполнять упражнения в малых группах, и анализировать заданную тему (практический материал)
Задачи:
1.проверить знания и умения учащихся по пройденному материалу.
2. обеспечить развитие навыков сотрудничества в малых группах.
Необходимые материалы: скакалки, обручи, фишки, карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме.
Предварительная подготовка: организовать автобусные остановки (фишки на них прикрепить листы с заданиями) в разных углах спортивного зала, чтобы в процессе выполнение упражнений группы не мешали друг другу.
Проведение: ребята, сейчас я вас разделю на 4 группы по 4 человека. Каждой группе нужно распределиться на одной из автобусной остановки. На каждой остановке (на фишке расположена карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме). Вашей группе нужно внимательно прочитать задание – выполнить данное задание в течение 1 минуты. Затем по сигналу, группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и выполняют задание в течение 1 минуты. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 1 минута на знакомство, и выполнение упражнений. Когда группа вернётся к своей первой остановке, она определит участника группы, который будет представлять результаты работы на каждой остановки. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
1 остановка – броски мяча двумя руками от груди в парах
2остановка – прыжки со скакалкой
3остановка - броски мяча одной рукой ловля двумя руками
4остановка – вращение обруча.
-А сейчас послушаем ваших капитанов, как вы справились с заданием?
- Молодцы ребята, все справились с заданием нужно двигаться дальше.
- Ребята посмотрите мы вышли с вами на поляну, нужно построиться в две шеренги и выполнить следующее задание.
Представление нового материала
АМО «По порядку становись!» (переработанный)
Цель:
1. сформировать первичное представление об основных понятиях темы.
2. обеспечить развитие навыков сотрудничества
Задачи:
1обеспечить первичное усвоение основных понятий учащимся.
2. организовать работу в парах
Необходимые материалы: 2 комплекта карточек по 6-8 упражнений
Технология проведения: ребята, в две шеренги становись. Сейчас вам раздам карточки с названием упражнений. Вам необходимо выбрать те карточки с упражнениями, которые необходимы для изучения на этом уроке, и их необходимо разложить по порядку и выполнить их.
Проводит подготовительные упражнения:
Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.
Работа в парах:
-броски мяча двумя руками из- за головы,
- 3 беговых шага с мячом в руках, передача двумя руками от груди.
Работа по группам:
1 группа: бросить мяч о стенку, дать ему упасть на пол, в это время пе-ревернуться кругом и поймать мяч.
2 группа: приседает 20 раз.
1 группа: бросить мяч через голову о стенку, стоя спиной к стенке, после чего, поймать его с лета.
2 группа: отжимание 20 раз мальчики,15 раз девочки.
- Наше путешествие продолжается.
Проработка темы
АМО « На линии мяча» (переработанный)
Цель: усвоение нового материала,
Задачи:
1.организовать работу в группах
2.обеспечить развитие коммуникативных навыков
Необходимые материалы: жетоны красного, зеленого, желтого цвета
Предварительная подготовка: участники делятся на 2 группы
Технология проведения: ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: поработать в группах. Вы будете выполнять задание с мячом. А оценивать вас будут освобожденные от занятий дети (жюри), они оценят технику выполнения упражнений с мячом, каждую группу. Оценивать вы будете жетонами.
Варианты оценивания:
Красный жетон – правильно выполненное задание.
Зеленый жетон – задание выполнено с недочетом.
Желтый жетон – задание выполнено с ошибкой. В конце мы подведем итог, какая группа сегодня справилась с заданием.
Работа в группах:
Эстафеты:
1. “Гонка мячей в колоннах”
Объяснение: По сигналу направляющие передают мяч из рук в руки над головой в конец колонны. Последний, зажав мяч в коленях, прыгает до обруча, обратно – бегом мяч в руках, встает в начало колонны и т. д. Команда победила в том случае, если не было ошибок и первой закончила игру.
2. “Передал – садись”
Объяснение: Капитаны становятся напротив своих команд. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку своей команды. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится и т.д. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.
3. “Мяч среднему”
Объяснение: Команды образуют круги. Капитаны становятся в центре круга. По сигналу передают мяч партнеру, тот, получив мяч, передает обратно. Капитан передает следующему игроку и так последовательно каждому по кругу. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.
- Сейчас мы подведем итог, какая группа справилась с заданием, и были ли ошибки при выполнении заданий?
- Молодцы ребята, все справились с заданием нужно двигаться дальше.
- А сейчас, немного отдохнем и немного поиграем.
III. Заключительная часть. Разминка
АМО «Снежки» (переработанный)
Цель: создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки.
Задачи:
1. создать у обучающихся позитивный настрой
2. обеспечить двигательную активность обучающихся.
3. закрепить изученный материал
Необходимые материалы: по 2 листа бумаги на каждого ученика в классе
Предварительная подготовка: музыкальное сопровождение
Технология проведения: ребята постройтесь в две шеренги. Сейчас я вам раздам по 2 листа бумаги, вам нужно слепить снежки (бумага плотно скатывается в комок). Я включу музыку, а вы должны забросать команду соперников снежками. Выключив музыку все должны остановиться. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. Можно повторить несколько раз.
Подведение итогов. Рефлексия
АМО «Бросаем мяч» (авторский)
Цель: проанализировать и оценить результаты работы на уроке.
Задачи: предложить правило перевода полученного результата в оценку за урок.
Необходимый инвентарь: мяч, жетоны зеленого, красного, желтого цвета.
Проведение: ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
Ребята я вам буду по очереди бросать мяч со словами, продолжи фразу:
1. Я узнал…
2. Я научился…
3. Я проявил себя …
4. Я смогу применить …
А теперь ответьте на вопросы:
Какое задание было самым интересным?
А какое самым трудным?
Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке?
Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?
А теперь на лавке возьмите соответствующего цвета жетоны, и выполните самооценку
Зеленый жетон – у меня все получалось «Можно двигаться дальше».
Желтый жетон – не все получа¬лось, «Нужна небольшая помощь»
Красный жетон - многое не получалось «Стоп! Мне нужна помощь!»
Домашнее задание
Цель:

Закрепить выполнение упражнений с мячом.
Задачи:
составить комплекс ОРУ с мячом
Технология проведения: ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет выполнить упражнения с мячом и составить комплекс ОРУ с мячом и провести на следующем уроке.
А теперь мы возвращаемся домой. (Закрываем глаза, звучит музыка). На этом наше путешествие заканчивается.
- До свидание, друзья!

Комитет по образованию и науке Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

МАСТЕР- КЛАСС

«Применение активных методов обучения на разных этапах уроков»

Выполнил: слушатель

Учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска

Осипова Наталья Александровна

Проверил: Гончарова Е.М., доцент

Волгоград – 2015

Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.

Аудитория: учителя начальных классов.

Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них дерева(«Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);

Ход мастер-класса:

1.Организационный этап

Меня зовут Осипова Наталья Александровна.

Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).

С этого упражнения вы можете начинать любой урок.

Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

    Я тоже жду сегодня от вас сотрудничества.

Метод «Разминка - мозговой штурм» (для 2 класса)

Какое сегодня число? А день недели?

Как кричит осел?

Вытянутый круг.

На чем путешествовал Емеля?

Как называется рот у птицы?

Кто сидит на троне и управляет царством?

Наименьшее однозначное число.

Ее наклеивают на конверт.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Метод «Светофор» - зеленый свет (согласны), желтый свет (сомневаемся), красный свет (не согласны)

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (согласны)

    АМО можно применять на всех этапах урока (?)

    Для каждого этапа урока используются свои активные методы (?)

    Итак, о чем вы еще мало знаете?

    Сформулируйте тему мастер-класса.

    II . Сообщение темы, введение в неё.

    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения -это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

    Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: орг.момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, организация самостоятельной работы и т.д. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

    III . Знакомство с основными видами АМО.

    1.АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.

    Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад»

    Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

    Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.

    Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

    Предлагаю выполнить первое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе лимонное дерево.

    По теме «Имя прилагательное» предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. от мастер-класса по теме «активные методы обучения».

2.АМ презентация учебного материала

Сегодня в конце мастер-класса вы сможете:

а). Объяснить, что такое активные методы обучения.

б). Отличать виды активных методов обучения от других методов обучения.

в). Видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадайка». Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

    объяснить, что такое активные методы обучения;

    отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;

    видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Для этого применим еще один метод (метод «Кластер» пока не называю), он составляется по мере изучения материала.

    Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

    Итак, тема «Активные методы обучения». Стрелки - сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов )

Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – применение.

На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся глазами», «Осенний сад», «Мозговой штурм», «Светофор», «Кластер»)

Сектор -4. Цели применения АМО.

Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Начиная изучать по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.

По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

На каких уроках ещё можно применять этот метод?

    С большим успехом использую его на уроках окружающего мира тема «Транспорт» во 2 классе (на слайде)

    Метод «Составление кластера».

    Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». (слайд №6) Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Части речи».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод «Написание синквейна».

На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.

Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн самостоятельно. Итак, тема синквейна «Родина». Запишите на карточках. Заслушиваются ответы групп.

3.Результативность работы

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.

Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя

4. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.

Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.(«Кластер», «Инсерт», «Синквейн)

Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.(Выслушиваются ответы по желанию).

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы

В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов. Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от мастер – класса.

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Литература:

Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
Хромова Т.Н. Активные методы обучения

http//www.gamer.ru картинка «Илья Муромец»
http//www/astromargo.ru/node/567 картинка «Дорога».

Просмотр содержимого документа
«урок по теме мастер-класса»

Урок по окружающему миру.

2 класс

Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо с использованием приемов: групповая работа, игра, составление кластера на стадии вызова.

Критическое мышление:

Аналитическое;

Логическое;

Творческое,

Стадии вызова :

1 стадия. Вызов. Это пробуждение интереса к получению новой информации.

2 стадия. Осмысление. Эта стадия направлена на поддержание интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

3 стадия. Рефлексия. Творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Кластер – это ведущий прием на стадии вызова, верные и неверные утверждения.

Тема : Транспорт.

Цели : образовательные

    Обобщить имеющие знания учащихся о транспорте

    Познакомить с историей возникновения отдельных видов транспорта

    Расширить знания учащихся об общественном транспорте

Воспитательные

    Воспитание бережного отношения к общественному транспорту

    Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах

    Воспитание чувства гордости за Родину

    Воспитание уважения к труду людей транспорта

Развивающие

    Развивать умение работать в группах

    Развивать умение обобщать, вычленять главное (составлять кластер)

    Развивать самостоятельность

    Развивать речь учащихся

Оборудование

    Сигнальные круги (у каждой группы красный и зеленый)

    На столах флажки с указанием группы

    Бейджи у учащихся с указанием роли (капитан, знаток, художник – оформитель, историк,смекалистый, писарь, оратор)

    Конверты с заданиями по 4 штуки на группу

    Заготовки для кластеров

    Кластер для доски

    Картинки с изображением видов транспорта (для доски)

    Листы – заготовки для наклеивания видов транспорта

    Картинки с изображением видов транспорта (для каждой группы одинаковый набор)

    Загадки (для всех групп одинаковые)

    Машинки коллекционные

    Аудио запись звуков транспорта

    Фрагмент видео фильма «Общественный транспорт»

Учебник

А. А. Плешаков «Окружающий мир», Москва, «Просвещение»

Ход урока

    Организационный момент.

Все учащиеся распределены на 4 группы. На каждом столе – сигнальный круг, 4 конверта с заданиями, флажок с номером группы.

    Определение темы урока.

Ребята, сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе есть капитан, знаток, художник – оформитель, историк, смекалистый, писарь, оратор. Давайте вспомним главное правило работы в группе. (Учись слушать другого.) Нам будут помогать сигналы – помощники. Что означают они? (Если мы готовы к ответу, поднимаем зелёный сигнал, если с чем – то не согласны, то красный.)

Для того, чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте звуки. Аудиозапись звуков транспорта. Что за звуки вы слышали? (Звуки автомобиля, поезда, вертолёта и т. д .) Как назвать одним словом? (Звуки транспорта .) Что же мы будем сегодня изучать? (Транспорт . ) На доске - табличка «Транспорт».

А для чего нужен транспорт? (Транспорт - это средство передвижения для перевозки грузов и пассажиров. Или может иметь специальное назначение. ) Почти у всех видов транспорта есть колеса, поэтому сегодня за ответы будете получать разноцветные колёса. За отличный – оранжевый, за хороший – жёлтый, не совсем точный – синий.

3. Фаза вызова.

На столах – заготовки для кластеров.

ТРАНСПОРТ

В помощь вам на доске даны фотографии различных видов транспорта.

На какие 4 группы можно разделить весь транспорт? Обсудите в группах и впишите ваши предположения в кластер. Пишет - писарь .

4. Фаза осмысления.

1).Рассматривание кластеров. Составление таблицы.

Все кластеры помещаю на доску. Защищают свои кластеры - знатоки.

По какому принципу можно объединить некоторые виды транспорта? (По способу, месту передвижения. ) Подсказка. – Почему можно объединить, например, автобус, троллейбус, автомобиль?

Как можно назвать транспорт, перемещающийся по земле? (Наземный.)

Какие ещё группы можно выделить? (Воздушный, водный, подземный .)

На доске появляется таблица.

Воздушный

транспорт

Подземный

Наземный

Подведение итогов на данном этапе.

Итак, какая же группа была ближе к истине?

2). Наглядное изображение групп транспорта.

У каждой группы на столе конверт, в котором находится задание, картинки с изображением разных видов транспорта, большой лист для наклеивания, полоска с названием группы транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.

Капитаны, возьмите конверт № 1. Откройте его и прочитайте задание.

Задание: наклейте только те изображения, которые относятся к данной группе транспорта. Докажите.

- Приклеивать будет художник.

3). Презентация задания № 1.

Выступают капитаны. На доску вывешивают «картины».

Дополнительные вопросы группам.

Группе «Наземный транспорт».

В больших городах много разных видов наземного транспорта. Какими видами транспорта люди пользуются для передвижения между городами? (Пригородные электрички, пассажирские поезда дальнего следования, междугородние автобусы).

Группе « Подземный транспорт ».

Во всех ли городах мира есть метро? (Метро есть только в очень крупных городах, где живет более миллиона человек. Например, это Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург .)

Кто был в метро? На что похожи станции метро? Фотографии некоторых станций.

(Они похожи на подземные дворцы.Стены, пол украшены мрамором, гранитом .)

Группе «Воздушный транспорт» .

- Какой самый быстрый вид воздушного транспорта? (Самолет. ) Чтобы добраться поездом до Владивостока понадобится 7 суток. А на самолёте 8 часов.

Группе «Водный транспорт».

Какой из четырёх видов транспорта появился раньше других? Почему? (Водный )

Молодцы, как много вы знаете о транспорте. А теперь посмотрим, кто был внимательным и сможет быстро разгадать загадки.

Физминутка « Голубой вагон бежит, качается…»

4). Разгадывание загадок.

У каждой группы одинаковые загадки. Отгадывают в группах. Нужно подчеркнуть те отгадки, которые относятся к их группе транспорта.

- Откройте конверт № 2. Выполните задание.

Стрекоза гудит большая.

Полетать вас приглашает.

Кресла мягкие для вас.

И пилоты высший класс.

/ Вертолёт. /

На море, в реках и озёрах

Я плаваю проворный и скорый.

Среди военных кораблей

Известен легкостью своей.

/Катер ./

Еду в нем на верхней полке,

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку

Тук – тук, тук – тук, тук.

/Поезд./

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит.

/ Самолёт. /

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

/Метро./

Ни автобус, ни трамвай

Не нуждается в бензине,

Хоть колёса на резине.

/ Троллейбус /.

Паровоз без колёс!

Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по морю пошёл.

/ Теплоход. /

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

/ Метро. /

А теперь каждая группа прочитает те отгадки, которые она выбрала. Ребята, а как вы думаете, всегда ли транспорт был таким, как сейчас? Сейчас нам об этом расскажут историки.

5). Сообщения учащихся – исторические справки (домашние заготовки). Выступают историки .

6) Составление таблицы.

Ребята, мы знаем, что есть такой транспорт, который перевозит людей.

Как он называется? (Пассажирский.) А другие - грузы. Как он называется? (Грузовой.) Во многих семьях есть свой «личный» транспорт. Какой? А есть такой, которым мы все пользуемся. Приведите примеры. Как он называется?

На доске по мере обсуждения появляются таблицы.

7). Просмотр фрагмента фильма « Общественный транспорт»

Какой вид транспорта является экологически чистым?

8).Работа с текстом «Специальный транспорт».

Ребята, мы определили с вами две группы: пассажирский и грузовой транспорт. А третью группу постарайтесь определить сами. Прочитайте текст в конвертах №3 и ответьте на вопросы. (В конвертах №3 одинаковые тексты «Специальный транспорт» и вопросы.)

Текст.

Специальный транспорт.

Слово «специальный» в переводе с латинского языка означает «особый». Специальные машины нужны для очень ответственной работы. Эти машины вызывают, если требуется срочная помощь. Запомните номера телефонов: 01-пожарная служба, 02 – полиция, 03 – скорая помощь.

На вопросы отвечают ораторы.

- Какой же вид транспорта есть ещё? (Специальный) Вписываю в таблицу.

1 группа. – Что означает слово « специальный»?

2 группа. – Для чего нужны специальные машины?

3 группа. – Приведите примеры специальных машин.

4 группа. – Назовите телефоны специальных служб. Напишите на доске.

5. Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог.

- На какие группы можно разделить весь транспорт по месту передвижения? (Наземный, подземный, воздушный, водный.)

- На какие группы ёщё? (Пассажирский, грузовой, специальный. Личный и общественный).

Ребята, для того, чтобы мы могли пользоваться транспортом, потрудились люди многих профессий. Каких? (Инженеры, конструкторы, строители, водители, машинисты и т. д. )

А как мы должны беречь транспорт? Как себя вести в транспорте?

Молодцы, ребята! Вы все замечательно работали. Наклейте полученные «колёса» на листок. (Художник – оформитель). И ещё вас ждёт сюрприз. Перед вами на столах лежат мешочки. Посмотрите, что в них находится? (Коллекционные машинки. ) Машины должны стоять в гаражах. Расставьте машины по гаражам. (Гаражи с надписями: «пассажирский», «грузовой», «специальный» стоят на отдельном столе.)

А теперь подведём итог. Анализ листов с «колёсами». Вывешиваю на доске.

Самой активной была группа… .

Просмотр содержимого презентации
«Мастер класс Активные методы обучения»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Осипова Н.А.

Учитель начальных классов

МКОУ « СОШ №2»


«Здравствуйте!»

- Здравствуйте! -

ты скажешь человеку.

- Здравствуй! -

улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.


вариант игры.

«Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!»

Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».


запоминание

вовлечённость учащихся

в процесс познания

10% то, что

Восприятие

слов.

20% то, что слышим

словесная

расшифровка

Иллюстрация.

30% то, что

визуальная

расшифровка

50% то, что

Фильмы, выставки, экскурсии.

восприятие

70% то, что

Участие в дискуссиях .

Имитация

участия в реальном процессе .

90% то, что

деятельность

говорим и


МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД»

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ


метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»

Тема: Активные методы обучения

этапы

виды

понятие

цели применения

урока

«Инфо – угадай-ка»


метод «КЛАСТЕР»

ГРУППОВАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНФО-

УГАДАЙ-КА»

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

«КЛАСТЕР»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ

МОТИВАЦИЯ

ВИДЫ

« ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ »

КОММУНИКАЦИЯ

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ

«ФРУКТОВЫЙ САД»

УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА


метод«КЛАСТЕР»

КОГО?

КОГО?

КТО?

О КОМ?

КЕМ?

КОМУ?

ЧТО?

ЧЕГО?

ЧЕМУ?

ЧТО?

ЧЕМ?

О ЧЁМ?

Д.п.

Р.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

И.п.

ЕД.Ч

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

ИЗМЕНЕНИЕ

ПО ПАДЕЖАМ

ЧИСЛО

МН.Ч

ЧУВСТВА

ПРЕДМЕТ

ОН

МОЙ

М. Р.

ИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

С. Р.

ОНО

МОЁ

РОД

КТО?

ЧТО?

СОБСТВЕННОЕ

Ж.Р.

ОНА

МОЯ

С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

НЕОДУШЕВЛЁННОЕ

ОДУШЕВЛЁННОЕ

ЖИВОТНЫЕ

ЛЮДИ


метод«КЛАСТЕР»

транспорт

Воздушный

Подземный

Наземный


МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ

«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»


имя существительное

ДОРОГА

имя прилагательное

имя прилагательное

ШИРОКАЯ

ИЗВИЛИСТАЯ

глагол

глагол

глагол

ведёт

бежит

поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

ШОССЕ


метод «СИНКВЕЙН»

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

МОГУЧИЙ

ХРАБРЫЙ

ЕХАЛ

СРАЖАЛСЯ

ПОБЕДИЛ

Всем людям радость дарил.

ГЕРОЙ


ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

имя существительное

имя прилагательное

имя прилагательное

глагол

глагол

глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы


метод «СИНКВЕЙН»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ

АКТИВИЗИРУЕТ

УЧИТ

Применяют на различных этапах урока.

УСПЕХ


метод «ИНФО- УГАДАЙ-КА»

Тема: Активные методы обучения

этапы

виды

понятие

цели применения

урока

Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся.

Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация.

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникатив-

ных, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад»,

«Инфо – угадай-ка»,

« Кластер», «Синквейн», «Четыре стихии», «Пометки на полях»


МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД»

ОПАСЕНИЯ

ОЖИДАНИЯ


Направление конференции: Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Тема работы: "Активные методы обучения" Кондрашова Ольга Николаевна, преподаватель математики, методист. Автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай "Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий", Усть-Кокса. В нашем техникуме регулярно проходят занятия Школы педагогического мастерства. преподавателей мастеров производственного обучения. Ориентированы занятия не только на молодых педагогов, но главным образом на преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, поскольку в профессиональное образование педагоги очень часто приходят именно из профессии и многие из них не имеют педагогического образования. Начинали мы свои занятия в Школе педагогического мастерства с основ методики преподавания, правильного написания планов занятий - своеобразный "ликбез". В настоящее время круг профессиональных интересов расширился и наш педагогический коллектив находится в поиске наиболее эффективных методов обучения. В настоящей статье я хочу предложить план практического занятия с педагогами. Основные теоретические знания по активным методам обучения педагоги получили на предыдущем занятии. План занятия. Тема: "Активные методы обучения". Цель: Познакомить педагогов с технологией АМО. Тип занятия: комбинированный. Оборудование: экран, проектор, презентация "Что такое АМО?", карточки с заданиями, маркеры, магниты, памятки по различным АМ, Маршрутные листы, стикеры, клеящий карандаш, мяч. Ход занятия. Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Этапы: Инициация (приветствие, знакомство). Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия) Сегодня мы с вами встретились, чтобы продолжить разговор о Технологии АМО. Нам предстоит более подробно познакомиться с понятием АМО, рассмотреть некоторые из активных методов и составить макет занятия с применением АМО. Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды). Метод "Вырасти цветок" Материалы: рисунок, ручка Время: 10-15 минут. Структура работы: Участники формируют мини-группы. Ведущий предлагает слушателям виртуально вырастить цветок-знание на листе бумаги. Раздаёт рисунки с изображением цветка. При этом приговаривает: "Чтобы ваш цветок-знание зацвёл, необходимо: 1) Создать благоприятные условия (почва, солнце, вода) - вписать свои ожидания. 2) Бороться с негативными факторами (тучи, кролики, снег) - обозначить свои страхи. 3) Продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) - определить способы борьбы со страхами. После того, как участники пропишут ожидания, опасения и способы борьбы со страхом, ведущий собирает рисунки и на доске в три колонки выписывает предложенное слушателями. Во время занятия организатор выделяет красным мелом страхи, которые не оправдались, жёлтым - ожидания, которые удалось реализовать, зелёным - способы борьбы со страхами, которые были применены по ходу усвоения материала. Фаза 2. Работа над темой Этапы: Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) Метод "Кидаем мячик" Материалы: небольшой мяч. Время: 10 минут. Структура работы: Обучающиеся сидят в кругу. Педагог также находится среди обучающихся. Педагог кидает мячик одному из обучающихся, задав ему вопрос по домашнему заданию. Задача следующего обучающегося ответить на вопрос и задать новый вопрос следующему обучающемуся, кинув ему мяч как эстафету. Мячик должен побывать у каждого в руках. Вопросы: 1) Какие методы обучения называют активными? 2) Назовите фазы занятия по технологии АМО? 3) Назовите этапы, характерные для первой фазы: Начало занятия. 4) Охарактеризуйте этап инициации. 5) Охарактеризуйте этап погружения в тему. 6) Охарактеризуйте этап определение ожиданий обучающихся. 7) Назовите этапы, характерные для второй фазы: Работа над темой. 8) Охарактеризуйте этап закрепление изученного материала. 9) Охарактеризуйте этап интерактивная лекция. 10) Охарактеризуйте этап проработка содержания темы. 11) Назовите этапы, характерные для третьей фазы Завершение занятия. 12) Охарактеризуйте этап эмоциональная разрядка. 13) Охарактеризуйте этап подведение итогов. Для наиболее эффективного повторения ответы педагогов можно сопровождать Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) Для разных фаз и этапов занятия используют различные активные методы (АМ). Например: АМ начала образовательного мероприятия (Слайд № 7) "Мой цветок", "Галерея портретов", "Поздоровайся локтями", "Алфавит" или "Летающие имена" эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений (Слайд № 8) "Список покупок", "Дерево ожиданий","Воздушные шарики", "Лето - осень" позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. В процессе занятия педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. (Слайд № 9) "Инфо-угадайка", "Кластер", "Мозговой штурм" позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой занятия можно использовать следующие методы (Слайд № 10) "Ульи", "Визитные карточки", "Экспертиза", "Карта группового сознания". АМ организации самостоятельной работы над темой (Слайд № 11) Для проведения дискуссии и принятия решений - методы "Cветофор", "Приоритеты", "На линии огня". Для представления материала самостоятельной работы обучающихся - "Инфо-карусель", "Автобусная остановка", "Ярмарка". Активные методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, деятельность обучающихся можно организовать с помощью следующих методов. (Слайд № 12) "Энергия - 1", "Роботы", "Постройся по росту", "Красная Шапочка и Серый Волк", "Шест", и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из кабинета. АМ подведения итогов занятия (Слайд № 13) Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор","Мудрый совет", "Письмо самому себе", "Все у меня в руках!", "Итоговый круг", "Что я почти забыл?", "Ресторан", "Комплименты". Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. Приведенные здесь активные методы - лишь небольшая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора - показать логику и смысл использования АМО на учебном занятии или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия) Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении преподаватель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Остановка "Автовокзал" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для первой фазы "Начало занятия"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 4. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. Остановка "Университет" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для второй фазы "Работа над темой"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 5. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. Остановка "Конечная" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для третьей фазы "Завершение занятия"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 4. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. 5. На обратной стороне Маршрутного листа кратко запишите план-схему вашего занятия с применением АМО. Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия) Метод "Солнце и туча" Цель: подведение итогов занятия. Численность: вся группа. Материалы: 2 листа ватмана, на одном нарисовано солнце, на другом - туча. Проведение: Обучающимся по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия на стикерах и приклеить их к солнышку и тучке соответственно. Список источников информации: http://www.moi-universitet.ru/ http://efschool.ru/pedagogam/uchitel.html электронная книга "Копилочка активных методов обучения" 5