Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, но только на современном, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно новый, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования, а возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Что же такое качество образования? (вопрос коллегам)

С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и САМ ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.

Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:

Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить

    на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

    на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

    на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии современного урока.
Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

    Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок

Так что же для нас современный урок?

Требования, предъявляемые к современному уроку

    урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

    строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

    должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

    нацелен на конкретные результаты

    должен иметь рациональную структуру и темп.

    изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

    должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной темой.

    большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

    существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,

или, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Ну и наконец,какой же современный урок без использования информационно – коммуникационных технологий?

1.Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет и интерактивной доски. Преимущества в использовании этих информационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

    Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

    Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе.

    Позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться ко-всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

    учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

    учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

И наконец, развивает самостоятельность учащихся. Учащиеся с интересом и активно работают самостоятельно в школе и дома. Это облегчает нам работу в том плане,что даже слабоуспевающий ученик может с интересом выполнить работу и получить за это оценку.

Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся , при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.

Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать только знания, а не обратим внимание и на здоровьесберегающие технологии,т о в итоге мы выпустим отличника или хорошиста, но с потерянным зрением, искривлением позвоничника и другими подобными заболеваниями. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во – первых , это всем известные физкультминутки.

Во – вторых , главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.

В – третьих , связывать тему урока с проблемами сохранения здоровья с ситуациями, связанными с неправильным отношением к своему здоровью – согнул спину, курил на перемене, не завтракал дома и т.д.

Стараюсь обращать внимание на то,как сидит ученик при письме: сильно наклоняет голову или сутулится.

Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный прогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получать свое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений и достижений в обучении.

Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, современная личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока

Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:

Урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

Урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урока , что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным зада чам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, лично стно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности .

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную дея тельность учащихся.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил:

    «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

    «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

    «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания

Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.

Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться .

Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования.
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», раскрытой президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году, вновь речь идет о том, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, что уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В Комплексном проекте модернизации образования прописано, «... предоставление всем гражданам России независимо от места жительства возможности получения комплекса качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных условиях; становление свободной, инициативной, ответственной личности (принцип индивидуализации образования); формирование успешной и эффективной личности на основе деятельностного и компетентностного подходов».
Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Что же такое качество образования? (вопрос коллегам)
С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?
Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:
в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,
в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,
в выборе методов обучения.
С учетом названных проблем была спланирована методическая декада по теме «Педагогическое мастерство. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство». Открытые уроки были представлены учителями: Черновой Л.С., Айсиной М.Б., Потаповой Ю.Е., Кривцовой С.И., Яковлевой Л.А., Лазуткиной Л.С., Кайгородовой С.А. Интересно, в деловой, рабочей обстановке прошли мастерклассы под руководством – Шориной А.А., Айсиной М.Б., Сараевой И.А.
Многие современные педагоги являются проводниками инновационных процессов в создании современного урока. Урока, который проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность ученика; не ради того, чтобы "пройти" какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные качества личности.
Центральный компонент таких уроков – это организация познавательной деятельности учеников. Где руководящими познавательными процессами являются мышление и воображение. А необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть правильная организация восприятия и памяти учеников, создание определенной установки в организации внимания
На уроках учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:
самостоятельно и критически мыслить;
видеть и формировать проблему;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
овладевают навыками ИКТ-технологий (смотри Приложение 1).
Многие наши ученики считают, что превосходят учителей в информационных технологиях. Но мы не сдаем позиции и не устаем их удивлять на уроках! А кто сказал, что серьезное дело должно быть скучным?
Современный урок обязательно закладывает основания для будущего. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Некоторые обыватели говорят о том, что детей младшего школьного возраста научить легче, чем старшеклассников, ведь дисциплина у малышей хорошая, что слушают учителя «с открытым ртом», что учитель для них самый авторитетный человек. Сидят тихо, слушают, но понимают ли о чем идет речь на уроке? Как проверить, что ученик понял учителя, усвоил новый материал и ушел с урока с необходимым багажом знаний? В этом, несомненно помогает организация обратной связи на уроке.
О приемах активизации мыслительной деятельности учащихся, об отношении к ребенку как к субъекту жизни, способного к саморазвитию и самоизменению; о возможностях и функциях интерактивной доски в учебном процессе; об организации обратной связи на уроке в своих выступлениях поделятся наши коллеги.
Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
А что под современным уроком понимают наши ученики.
Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся и мнение педагогов по этому вопросу.
Анкета называлась «Современный урок и Я» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам старших классов в отличие от шестиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.
Мнение педагогов о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК может быть разным.
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».
«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».
«Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий.
От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
К сожалению, на открытых уроках мы не увидели нетрадиционных форм организации современного урока: урок-путешествие, урок-деловая игра, урок-семинарское занятие, урок-диспут и т.д. А это есть не что иное, как активные формы организации урока. Поэтому нам есть еще над, чем с вами работать.
Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.
Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру: что за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%.
Да что далеко ходить, вот данные по нашей школе. В углубленном медицинском осмотре 2011-2012 учебного года приняли участие дети 1 – 9 классов – всего 365 человек (смотри Приложение 2).
Один из вопросов анкеты «Современный урок и Я» содержал вопрос о физкультхминутке.

Да.
Можно отвлечься от умственного труда.
Да, так как «затекает» тело, устают руки от длительного письма.
Нужна! Очень даже нужна! При сидячем образе жизни и т.д. она просто необходима! Это поможет размяться, развеяться. Ведь когда мы сидим, сутулимся, закидываем ногу на ногу, то происходит застой крови в венах и искривляется позвоночник. Так что можно сделать вывод, что ФИЗКУЛЬМИНУТКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Нет.
Это расслабляет и отвлекает, потом уже не до уроков.
Не нужна, кому нужно на перемене отдохнет.
Это пустая трата времени.
Для младших классов нужна, а вот для старших уже нет. В 9-х классах иногда материал весь записать не успеваешь, а тут еще физ.минутка.
Кому надо, могут сами подтянуться на своем рабочем месте.
В пятом направлении Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа говорится о том, что дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не будем забывать про физкульминутки, даже если не хочется отходить от содержания урока.
Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока
Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:
- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.
Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.
Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.
Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).
Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.
Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил:
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания
Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.
Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Педсовет “ Современный урок - как основа эффективного и качественного образования»
  • Петрова Ольга Анатольевна
  • заместитель директора по УВР
  • МБОУ СОШ №5 г.Татарска
План проведения педсовета
  • «А урок остается!» (Выступление зам.директора по УВР).
  • Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся»).
  • Использование ИКТ технологий в образовательном процессе (мастер-класс учителя русского языка и литературы Зембицкой В.П.)
  • Деловая игра «Ассоциация» .
  • Анкета « Стиль преподавания» .
  • Критерии эффективности современного урока.
  • Подведение итогов педсовета.
  • Решение педсовета.
Цель:
  • осознание основных критериев современного урока;
  • повышение интереса педагогов к современным технологиям;
  • осознание необходимости повышения уровня самообразования.
  • « Урок – это зеркало общей и
  • педагогической культуры учителя,
  • мерило его интеллектуального богатства,
  • показатель его кругозора, эрудиции»
  • В.А. Сухомлинский
Как учить результативно?
  • Чему учить?
  • Зачем учить?
  • Как учить?
Технология
  • это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
  • это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
  • Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
«Педагогическая технология»
  • В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
  • В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
  • ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Технологии
  • обучение в сотрудничестве;
  • метод проектов;
  • игровые технологии;
  • дифференцированный подход к обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • исследовательские методы в обучении;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие технологии.
Что значит - современный?
  • Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Откуда пошло слово – урок?
  • (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.
Термины
  • Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога и в высшей степени отрицательно сказывающееся на деятельности учащегося и его отношениях с окружающими.
  • Школофобия - боязнь учащимся посещения школы, не имеющая под собой разумного объяснения.
Анализ состояния здоровья обучающихся школы
  • Глазная патология-42/20%
  • Санация полости рта-37/17,6%
  • Лор-органы-10/4,8%
  • Ожирение-7/3,3%
  • Плоскостопие-6/3%
  • Нарушение осанки, хирургическая и неврологическая патологии-5/2,3%
  • Патология эндокринной системы-4/2%
  • Сколиоз, сердечно-сосудистая патология, органов ЖКТ, кожные заболевания-1/0,5%
Виктимизация
  • превращение человека в жертву объективных условий жизни. Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке.
  • плюсы
  • минусы
  • Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
  • Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
  • Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
  • Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Плюсы и минусы традиционного урока
  • На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
  • Позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
  • Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
  • Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
  • Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
Плюсы и минусы традиционного урока
  • Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
  • При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Традиционный урок
  • основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
  • это известные ученые и менее известные учителя- практики.
  • это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Так может и не стоит ничего менять?
  • Мудрость:
  • очень умный человек учится на ошибках других,
  • просто умный – на своих,
  • а дурак не учится ни на чьих.
Игра «Ассоциация»
  • «Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление.
  • «Комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Игра «Ассоциация»
Анкета « Стиль преподавания»
  • 1.Если класс не приведен в порядок:
  • 1)моя реакция зависит от ситуации,
  • 2) я не обращаю на это внимание,
  • 3) не могу начать урок.
  • 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:
  • 1) в зависимости от ситуации, 2) нет, 3) да.
  • 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:
  • 1) предлагает простор для творчества,
  • 2)Не вмешивается в мою работу,
  • 3)Дает четкие указания.
  • 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
  • 1) в зависимости от ситуации, 2) предпочитаю импровизацию,3) всегда.
  • 5 . Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне:
  • 1) предпочитаю выяснить отношения,2) игнорирую этот факт, 3) плачу ему той же монетой.
  • 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
  • 1) я пытаюсь принять его точку зрения,2) перевожу разговор на другую тему,
  • 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
  • 7.По- моему,в школьном коллективе важнее всего:
  • работать творчески,2) отсутствие конфликтов,3) трудовая дисциплина.
  • 8 .Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:
  • 1) нет, это недопустимо, 2) затрудняюсь ответить, 3) если ученик этого заслуживает.
  • 9. Непредвиденные ситуации на уроках:
  • 1) можно эффективно использовать, 2) лучше игнорировать, 3) только мешают учебному процессу.
  • 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
  • 1) нет, 2) когда как, 3) не знаю.
  • Хоть выйди ты не в белый свет,
  • А в поле за околицей, -
  • Пока идешь за кем-то вслед,
  • Дорога не запомнится.
  • Зато, куда б ты ни попал
  • И по какой распутице,
  • Дорога та, что сам искал,
  • Вовек не позабудется.
  • (Н.Рыленков)
Рефлексия
  • На листе бумаги обведите свою ладошку.
  • Большой –для меня это важно и интересно …
  • Указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • Средний- мне было трудно (не понравилось)…
  • Безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец- для меня было недостаточно…
Решение педсовета
  • В целях обеспечения соответствия образовательной деятельности меняющимся требованиям общества к качеству образования педагогам школы продолжить работу по внедрению в образовательный процесс современных технологий, отвечающих требованиям новых государственных стандартов.
  • Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения.
  • Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров.
  • На заседании МО необходимо:
  • а) В условиях информатизации образовательного процесса проанализировать работу педагогов по использованию информационно-компьютерных технологий. б) Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения педагогического опыта по использованию педагогических технологий.
Литература
  • 1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.
  • Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.
  • 2. Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя.
  • И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,
  • Журнал «Директор школы», № 2, 2003
  • 3. Материалы Интернет с сайтов «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей».
  • http://fonwall.ru/user-content/uploads/wall/mid/52/snejinki_fon_zastavka_paporotnik_vetka_15.jpg
  • http://img01.chitalnya.ru/upload2/300/276616368908435104.gif
  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=215078963-53-72&n=21
  • автор шаблона: Салагаева Любовь Михайловна
  • учитель ГБСКОУ № 613
  • г.Санкт-Петербург
  • Интернет-ресурсы:


Цель

Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

Задачи

  • Осознание основных требований к организации современного урока;

  • Повышение интереса педагогов к современным технологиям;

  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования




В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»

Так может и не стоит ничего менять?


Основные недостатки уроков

  • Не объявляется тема и цель урока;

  • Используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения;

  • Не учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

  • Не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий, не ставятся чёткие учебные вопросы и задачи;

  • От учащихся не требуют исчерпывающих ответов;

  • Отсутствуют задания, способствующие развитию информационной и учебно- познавательной компетенции;

  • Не используются разноуровневые задания;

  • Отсутствует система обратной связи учитель-ученик;

  • Используются однообразные и не эффективные формы проверки д/з, самостоятельных работ;

  • Отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся, умения делать самоанализ своей деятельности;

  • Не подводятся итоги урока (отсутствует рефлексия);

  • Не используются воспитательные возможности оценки;

  • Не продумывается дозировка и дифференциация домашних заданий. Отсутствует инструктаж к выполнению д/з, нет записи д/з на доске;

  • Не используется наглядность и средства ИКТ


Проблемы

  • Что такое современный урок?

  • Что придает современность уроку?

  • Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?


Характеристика современного урока

  • на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

  • на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

  • на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!


Современный урок

Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».




  • урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

  • строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

  • должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

  • нацелен на конкретные результаты

  • должен иметь рациональную структуру и темп.

  • изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

  • должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной.

  • большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

  • существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.


Требования, предъявляемые к современному уроку

  • эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ

  • должны применяться многообразные формы, методы и средства.

Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока

    урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой.

  • обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся

  • педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;

  • Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.

  • для проведения урока необходима благоприятная обстановка

  • педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урока

  • урок проводится по плану, который является творческим документом учителя


«Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» Марк Твен



Связь между работоспособностью учащихся и временем урока


Распределение интенсивности умственной деятельности


Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.






Рефлексия

1. Ассоциативный ряд

2. Незаконченные предложения

3. Торт решений

4. Разговор на бумаге

5. Солнышко

6. Координаты

7. Лист обратной связи

8.Заключительная дискуссия

Ель рефлексии

Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо

высказать свое мнение (снизу вверх):
  • Нижняя пара веток– для нас было важным и интересным

  • Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили конкретную информацию…

  • Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)…

  • Четвёртая пара веток – наша оценка педагогического совета…

  • Верхушка ели – для нас было недостаточно…


Заключение

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.

Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)


С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….




Семыкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еткульская СОШ"
Населённый пункт: Село Еткуль, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка педагогического совета
Тема: "Современный урок как основа эффективного и качественного образования".
Дата публикации: 06.02.2018
Раздел: полное образование

Педсовет

“Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

План проведения педсовета

Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему образования»

Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

Мастер-класс и самоанализ

Деловая игра «Ассоциация»

Анкета « Стиль преподавания»

Критерии эффективности современного урока

Решение педсовета

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока,

как основы эффективного и качественного образования.

Задачи:

· Осознание основных критериев современного урока

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора.эрудиции»

В.А. Сухомлинский

1.УРОК ОСТАЕТСЯ!

(Предисловие)

Меняются цели и содержание образования , появляются новые средства и технологии обучения,

но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими

цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч

уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате

В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия

определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа

держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в

становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса:

учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным

и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения

нового, познания окружающего мира.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи

зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком

понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,

одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный,

существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий

непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий,

проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно

закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок:современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых

задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить

оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

Что происходит с современным уроком;

Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

Как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры,

Как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все

возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,

глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить В распечатках представлена система

дидактических принципов технологии деятельностного метода.

на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его

успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности

учителя и ученика».

Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».

Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и

никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального

влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения,

воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться

каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в

определенной степени социальный заказ общества системе образования . И что бы ни говорили о

таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель –

всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на

который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники,

которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм

обучения.

2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед

современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города

поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих

уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок .

4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием

для всей системыобразования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке

образовательных достижений школьников.

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации

современного урока:

усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к

вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание

фундаментальных и практических знаний;

направленность на развитие мышления, практических навыков;

расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам

повседневной жизни;

дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы

школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

3. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды)

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это

объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;

непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

Нападающие – защитники

(образцы выступлений)

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить

лучшее в уроке. То, что накапливалось веками,

остается ценным всегда. Нельзя обойтись без

прочных, систематических, глубоких знаний.

Нельзя обойтись без воспитанной

традиционным уроком привычки к дисциплине

и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на

последних уроках, т. к. большую часть урока

проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная

размеренной уверенностью в ее

необходимости и пользе, интересная жизнь.

Всю жизнь проводили традиционные уроки и

вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение

пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с

каждым годом все меньше и меньше («низкий»

уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными»

работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его

организация проста, привычна, хорошо

известна и отработана до мелочей.

Все большее количество учеников желает учиться в

классах «выравнивания».

на коллектив позволяет уделять равное

внимание и отличникам, и «середнячкам», со

«средними» учениками работать проще,

меньше головной боли.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за

отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста

непонимания со стороны учеников и родителей к

требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко

выполняются, никому ничего не надо

доказывать, всем все понятно: все правильно с

точки зрения проверяющих, а раз правильно –

плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в

новом, несоответствие программ, учебников, пособий

нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока –

коллективное выравнивание, средняя успешность

(успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

Большинство учителей отмечает резкое снижение

интеллектуального уровня учеников на примере

конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем

случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно

закончившим школу, гораздо труднее найти себя в

окружающей действительности. Среди них гораздо

больше не состоявшихся личностей. Не случайно в

последние годы среди учителей родилась шутка. На

вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или

троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т.

к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться,

выбрать нестандартное решение, принять на себя

ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому

среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных,

чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда

четко и правильно выполняли указания учителя.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и

развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному

учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от

классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для

каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то,

что имеем?

Однозначного ответа нет, так как

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история,

на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя-

практики.

· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему,

предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет

времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок –

как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда

удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других,

просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению

количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не

сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. В нашей школе работают

творческие учителя, к этому педсовету было проведено 8 открытых уроков. Времена, когда учителя

заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

4.Мастер-классы педагогов.

После обсуждения мастер-классов.

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей

деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в

знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не

нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества

методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам,

стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной,

вовлекая в этот процесс своих учеников.

Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где

учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые

фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождаетсяот

своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Игра «Ассоциация»

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и

ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

(Работа в группах. . Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок».

Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)

Результат работы групп.

К Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О Органичность,

основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный,

осознанный

М моделирование

мотивация

методика

Ф Фантазия

формирование

функциональный фундамент

О Отдых, осмысленный

Открытие,

организованный

обучение

Опора, озарение

Р Радость

развитие

Результат, рефлексия

Творчество

Критерии эффективности современного урока

Обучение через открытие

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной

деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым

вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Развитие личности

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Демократичность, открытость

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие

при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик

при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном

пространстве и поиск путей их решения.

Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача,

пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно –

поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько

«источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт»

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое

позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо

давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для

порождения их ценностей и смыслов

Анкета « Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

2) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном

1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя.

Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения,

прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не

только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы

воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность

своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и

естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности

обучения

преобладание второго варианта ответа указывает на черты

попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия

решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль

деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях

проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости

от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство

тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и

конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого

учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь

репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно.,

значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Заключение

Так что же для нас современный урок?

Требования, предъявляемые к современному уроку

урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю

логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов;

диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей

преподавателя

должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

нацелен на конкретные результаты

должен иметь рациональную структуру и темп.

изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в

изменённой ситуации по сравнению с изученной.

большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём

решения поисковых задач.

существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в

качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для

поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты

современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку,

порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной

работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа

урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для

стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ

результатов собственной деятельности по организации урока.(опорная таблица к анализу урока)

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость

которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний

интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации,

приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той

последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его

тему;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается

данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;и, наоборот, обозначить для себя ту

часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на

урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку

урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и

воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо:подобрать литературу по теме. При этом, если

речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский

учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.

Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач

наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового

материала;воспроизведение; применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой

ситуации;творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом

"от простого к сложному". Составить три набора заданий:задания, подводящие ученика к

воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учеником;задания,

способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,

изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может

быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже

известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности

будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов

деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму

организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:что

контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что

чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же

показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить

оборудование

урока.

Составить

необходимых

учебно-наглядных

пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на

доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать

выполнения.

9 .Подготовленный

учителей

начальной

учителям,

изменить

проведению урока.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Рефлексия

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой –для меня это важно и интересно …

средний- мне было трудно (не понравилось)…

безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

мизинец- для меня было недостаточно…

Проект решения педсовета:

Отметить положительный опыт учителей за эффективное применение современных

технологий и пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, педсоветов

Учителям школы при планировании уроков руководствоваться критериями

эффективности современного урока.

3. Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный

год с учетом методической темы школы.

4.Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и взять тему с учетом

методической темы школы.

Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом

учителей школы путем проведения открытых уроков, выступлений на педсоветах.

Психологу школы на основе психологической диагностики оказывать адресную

помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в

проблемах личностного и социального развития учащихся.

Начать ведение методической папки учителя. В папку вкладывать методический

материал по самообразованию, конспекты открытых и успешных уроков. Хранится

папка в учебном кабинете или в учительской.