978-5-238-01277-3

Учебник представляет полную систему накопленных научных знаний о специфике проблем юридической педагогики в органах МВД. Соответствует стандартам учебной программы "Психология и педагогика в деятельности ОВД", реализуемой в образовательных учреждениях МВД. В книге обосновываются перспективные пути и способы полного использования потенциала юридической педагогики, являющегося действенным резервом совершенствования практики работы с кадрами в современных условиях, их воспитания, образования, обучения, развития, повышения эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Приводятся научно обоснованные практические рекомендации и педагогические технологии работы. Для работников образовательных учреждений МВД всех уровней и ступеней, слушателей, курсантов, адъюнктов, исследователей, а также руководителей органов внутренних дел, работников управленческих аппаратов, других категорий сотрудников правоохранительных органов.

Книга входит в коллекции:

  • ЮНИТИ-ДАНА

Столяренко Алексей Михайлович

Социальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 511 с. - ISBN 978-5-238-01480-7. читать

Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний — важного раздела психологической науки. Это знания о психологии личности, малых групп и больших общностей, общества. Система социальнопсихологических связей и зависимостей охватывает все этапы и стадии развития человека, его права и свободы, его образовательную и трудовую деятельность, семейные отношения, досуг, его отрицательные пристрастия и наклонности. Понимание их и умение разбираться в них — важнейшее условие жизненных успехов. Для студентов вузов, а также всех интересующихся вопросами социальной психологии.

Столяренко Алексей Михайлович

Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с. - ISBN 978-5-238-01540-8. читать

Учебник, ориентированный на изучение физиологии высшей нервной деятельности в вузах и на факультетах, готовящих психологов и педагогов разных специализаций, раскрывает связи физиологических феноменов и знаний с психологическими и педагогическими, а также использование их в практике деятельности психологов и педагогов. В нем много иллюстраций, помогающих усваивать сложное содержание высшей нервной деятельности человека. Во втором разделе изложены концепции знаний, которые характеризуют физиологическую психологию и физиологическую педагогику. По особенностям отбора физиологических данных и рассмотрению их в связях с психологическими и педагогическими теориями и практикой учебник не имеет аналогов. Для студентов, курсантов и слушателей специальных учебных заведений, аспирантов, научных работников, практикующих психологов и педагогов. Материалы учебника избирательно могут быть использованы при изучении общей психологии, общей педагогики, педагогической антропологии, коррекционной педагогики, обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.

3-е изд. - М.: 2010. - 544 с. М.: 2001. - 423 с.

На примере современных достижений отечественной и мировой психологии и педагогики рассматриваются: основы научно-психологического и научно-педагогического знания; проблема личности в психологии и педагогике; социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике; психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека; психология и педагогика профессионального образования и обучения. Теоретические вопросы излагаются популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста. Для студентов и аспирантов вузов, а также читателей, интересующихся основами психологии и педагогики.

Формат: pdf (2010 , 544с.)

Размер: 7,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: doc / zip (2001 , 423с.)

Размер: 2,02 Мб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие 7
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 9
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 10
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения 10
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека 15
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы 23
Глава 2. Основы научно-психологического знания 31
2.1. Психологическая наука и ее методология 31
2.2. Мозг и психика 53
2.3. Мир психических явлений 81
Глава 3. Основы научно-педагогического знания 99
3.1. Педагогика как наука 99
3.2. Методологические основы педагогики 106
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО 128
Глава 4. Проблема личности в психологии 128
4.1. Личность и ее психология 128
4.2. Психология развития личности 142
4.3. Личность и поведение 154
Глава 5. Проблема личности в педагогике 159
5.1. Специфика педагогического подхода к личности 159
5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации 167
5.3. Воспитание личности 194
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике 214
6.1. Социальная психология среды и группы 214
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива 231
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов 235
Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека 252
7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе 252
7.2. Психология и педагогика развития современного общества 259
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе 278
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования 307
8.1. Психологические и педагогические основы образования 307
8.2. Психология и педагогика профессионализма 330
8.3. Формирование личности в образовательном процессе 345
8.4. Учение и профессиональное становление студента 353
8.5. Педагогическая культура преподавателя 361
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения 369
9.1. Педагогические основы обучения 369
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения 382
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений 400
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих 410
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 431
10.1. Человек в организации 431
10.2. Психология и педагогика управления организацией 450
10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях 474
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 500
11.1. Основы психологической и педагогической техники 500
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий 505
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий 528

Предисловие
Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.
Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше - воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни.
Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа - социальная миссия образования.
Федеральный компонент образовательных программ вузов в качестве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика».
Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика - науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни.
Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике.

Сущность психики и психического.
Наука - общественное явление, составная часть общественного сознания, форма познания человечеством природы, общества, человека, основанная на накоплении достоверных знаний о них и дающая возможность осуществлять более эффективную жизнедеятельность.

Чтобы соответствовать своему назначению, она должна отвечать строгим требованиям науковедения - науки о науке, теории науки, учения о функционировании науки как целостной системы, обобщающей весь опыт человеческого познания и его успешного осуществления. Психология - сложившаяся наука, обладающая всеми исходными позициями, отвечающими этим требованиям.

Принцип развития выражает органически присущие миру и психике динамизм и изменчивость, обнаруживающиеся в истории всего человечества, в жизни каждого человека и в каждом психологическом акте.

Развитие психики происходит у каждого человеческого индивида, появившегося на свет. Его предыстория начинается с клетки и за девять месяцев в чреве матери зародыш анатомически и физиологически повторяет весь путь эволюции предшествующих животных, приводящий к превращению его в зародыша человека. Доказано также, что ребенок после рождения в своем прижизненном развитии (онтогенезе) проходит психологическую эволюцию, во многом повторяющую, но в миллионы раз ускоренную историю развития психологии человека от питекантропа до homo sapiens (человек разумный) и homo moralis (человек моральный). Результаты прижизненного психологического развития неодинаковы у разных индивидов, ибо на них сильно сказываются условия его жизни от рождения до 23-25 лет и позже, а так же особенности его собственной активности.

Изучая и оценивая психологию конкретного человека в какой-то момент его жизни, нельзя подходить к ней как к чему-то неизменному, застывшему. Сегодняшняя реальность ее, особенности - лишь срез на пути непрерывных жизненных изменении с тенденциями, идущими из прошлого к будущему. Важно понять и их, найти при необходимости способы их изменений.

Принцип развития - основа научного и практического оптимизма, веры каждого, особенно молодого человека, в возможность саморазвития, осуществления желания стать таким человеком, каким хочется, а также в оказании помощи другим.

Оглавление
Предисловие
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности. науке и образовании
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения
1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы
Глава 2. Основы научно-психологического знания
2.1. Психологическая наука и ее методология
2.2. Мозг и психика
2.3. Мир психических явлений
Глава 3. Основы научно-педагогического знания
3.1. Педагогика как наука
3.2. Методологические основы педагогики
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО
Глава 4. Проблема личности в психологии
4.1. Личность и ее психология
4.2. Психология развития личности
4.3. Личность и поведение
Глава 5. Проблема личности в педагогике
5.1. Специфика педагогического подхода к личности
5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации
5.3. Воспитание личности
Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике
6.1. Социальная психология среды и группы
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива
6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов
Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека
7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе
7.2. Психология и педагогика развития современного общества
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ
Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования
8.1. Психологические и педагогические основы образования
8.2. Психология и педагогика профессионализма
8.3. Формирование личности в образовательном процессе
8.4. Учение и профессиональное становление студента
8.5. Педагогическая культура преподавателя
Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения
9.1. Педагогические основы обучения
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих
Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда
10.1. Человек в организации
10.2. Психология и педагогика управления организацией
10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
11.1. Основы психологической и педагогической техники
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика, Столяренко А.М., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

А.М. СТОЛЯРЕНКО ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) Москва 2012 УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 С81 Р е ц е н з е н т ы: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили С81 Столяренко , Алексей Михайлович. <...> Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / <...> ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие , методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. <...> Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. <...> ББК 74.00я73 ISBN 5-238-00972-0 © А.М. Столяренко , 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства ОГЛАВЛЕНИЕ От автора 7 Раздел I. <...> Педагогика и современность 12 Педагогика: наука и практика Человек и педагогика Общество и педагогика Педагогическая подготовленность и квалификация современного образованного человека <...> Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 46 Наука и научный подход Объект педагогики гики Педагогика в системе наук Предмет педаго- <...> Феноменология <...>

Общая_педагогика._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf

Стр.1

Стр.2

УДК 37.01(075.8) ББК 74.00ÿ73 Ñ81 Рецензенты: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Столяренко, Алексей Михайлович. С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / À.Ì. Столяренко. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, - 479 ñ. ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. Раскрываются способы обеспечения постоянной целостности педагогической работы в единстве воспитания, образования, обучения и развития. Общая педагогика раскрывается как компонент образованности любого человека и как фундамент профессионализма педагога, его мышления, системы главных профессионально-научных ценностей, а овладение ею - как обязательное условие профессионально-личностного становления и совершенствования. Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, преподавателей вузов, исследователей педагогических проблем, учителей. ББК 74.00ÿ73 ISBN 5-238-00972-0 © À.Ì. Столяренко, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I. Педагогика как наука Глава 1. Педагогика: история и современность 1.1. Педагогика и современность 1.2. История зарубежной педагогики Предыстория педагогики Классики зарубежной педагогики XVI-XX вв. 1.3. Возникновение и развитие педагогики в России Социалистическая педагогика 1917-1993 гг. Некоторые уроки истории педагогики Ранние педагогические идеи Отечественная педагогика XVIII-XIX вв. Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 2.1. Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 2.2. Феноменология педагогической действительности Педагогические факты, закономерности и механизмы Индивидуальнопедагогические и групповые, социально-педагогические явления Воспитание, образование, обучение, развитие Педагогическая система и педагогический процесс Виды педагогической деятельности 2.3. Цели, задачи, функции педагогики и методология педагогического исследования Цели, задачи и функции педагогики Структура научно-педагогического знания Общие принципы педагогической науки Методы педагогического исследования Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 3. Современная мировая педагогика 3.1. Сравнительная педагогика и ее методология Сравнительный подход в педагогике История и состояние сравнительной педагогики Частная методология сравнительно-педагогического исследования 3.2. Современный мировой педагогический опыт (общая характеристика) 101 Основные черты мирового педагогического опыта Философско-педагогические течения в зарубежной педагогике 91 92 94 94 75 44 45 Глава 2. Науковедческие и методологические основы педагогики 46 46 Наука и научный подход Объект педагогики Предмет педагогики Педагогика в системе наук 58 7 11 12 12 Педагогика: наука и практика Человек и педагогика Общество и педагогика Педагогическая подготовленность и квалификация современного образованного человека 27 34

Стр.4

4 3.3. Мировые педагогические школы Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Раздел II. Основы педагогической теории Глава 4. Теория личности Оглавление 109 Мировая педагогическая «школа знаний (учебы)» Мировая педагогическая «школа труда» Мировая педагогическая «школа жизни» Сравнительно-педагогическая оценка школ 119 120 121 122 4.1. Личность как объект и предмет педагогической науки 122 Специфика педагогического подхода к личности Педагогические свойства и уровень сформированности личности 4.2. Процесс педагогической социализации человека Цель формирования Общие педагогические принципы формирования личности Личностно-социально-деятельностный подход к формированию личности Противоречия и трудности формирования личности Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 5. Теория общности 5.1. Общность как объект и предмет педагогики 5.2. Социальная педагогика общества 157 159 160 160 Человеческая общность в системе интересов педагогики Социальнопедагогическая действительность 167 Общество и его педагогическая сфера Социально-педагогическая функция управления в обществе Социальная педагогика в реформаторстве и инновациях Социально-педагогические проблемы современного общества Народная педагогика 5.3. Социальная педагогика коллектива Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 6. Теория воспитания 6.1. Сущность воспитания 6.2. Цели, задачи и принципы воспитания 6.3. Организация и методы воспитания 190 Группа, коллектив в педагогике Педагогические основы работы с коллективом Управление, менеджмент и коллектив 206 208 209 209 Сущность воспитания и воспитанности Место воспитания в педагогической системе работы 216 Концептуальные основы воспитания Содержательные принципы воспитания Организационные принципы воспитания Методические принципы воспитания 233 Организация воспитания Методы воспитания Способы практического воспитания 128 О биологическом и социальном в социализации Закономерности педагогической социализации 4.3. Основы педагогической системы формирования личности 141

Стр.5

5 6.4. Виды воспитания Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 7. Теория образования 7.1. Педагогическая сущность образования 7.2. Система образования в стране 246 Нравственное воспитание Другие виды воспитания Воспитание в работе с персоналом учреждений и организаций 259 260 261 261 Образованность и образование Проблемы, цели и содержание образования Педагогическая сущность образовательного процесса 272 Законодательные приоритеты в образовании Иерархическая система образования и квалификации образованности Основные виды образовательных учреждений Государственные образовательные стандарты и образовательные программы 7.3. Образовательно-педагогический процесс 7.4. Личностно-формирующий потенциал и система образовательного учреждения 7.5. Инновации в образовании Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 8. Теория обучения 8.1. Сущность, закономерности и принципы обучения 8.2. Формы, средства и методы обучения 283 Основное звено и системность процесса Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса Формы организации процесса Методическая система процесса 295 Личностно-формирующий потенциал Создание личностно-формирующей системы 301 Инновации и их педагогическое качество Мировой опыт инноваций в образовании 306 307 308 308 Дидактика и сущность обучения Знания, навыки и умения Закономерности и принципы обучения 320 Организационные формы обучения Средства обучения Методы обучения Методика, технологии и методические системы 8.3. Общая методика формирования знаний, навыков и умений 332 Формирование знаний Формирование навыков Формирование умений 8.4. Профессиональное обучение взрослых в организациях 339 Особенности профессионального обучения работающих Профессионально-педагогическая подготовка Организационная подготовка Подготовка групп Профессионально-психологическая подготовка Экстремальная подготовка Педагогика управления и менеджмента Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 9. Теория развития Развивающее обучение Развитие мышления 350 351 353 9.1. Сущность и педагогические принципы развития личности 353 Развитость и развитие личности в педагогике Принципы развития 9.2. Интеллектуальное развитие 362

Стр.6

6 9.3. Жизнедеятельностное развитие 9.4. Специальное (профессиональное) развитие Оглавление 366 Гуманитарное развитие Демократическое развитие Экономическое развитие 374 Основы специального развития Развитие на занятиях физической культурой и спортом Развитие отдельных профессионально важных качеств Обеспечение занятий по развитию качеств Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 10. Педагогика жизнедеятельности человека 10.1. Человек как субъект-объект жизнедеятельности 10.2. Педагогика профессиональной карьеры человека и самосовершенствования в ней 389 389 391 391 Самоосуществление человека в современной жизни Человек как субъектобъект самосовершенствования и педагогического взаимодействия Помощь в самоопределении человека как субъекта самосовершенствования 399 Профессиональная карьера и самосовершенствование Профессионально-личностное самосовершенствование студентов Профессиональное самосовершенствование взрослых 10.3. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности взрослых 405 Педагогика в самообеспечении человеком своей жизнедеятельности Педагогическая поддержка населения 10.4. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности Совершенствование педагогической поддержки взрослых Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 11. Педагогическая деятельность и ее субъект 11.2. Педагогический портрет и культура субъектов 411 Помощь в экстремальных ситуациях и в постэкстремальный период Правовое воспитание и виктимологическая подготовка Педагогика здоровья 421 422 424 11.1. Субъект и профессиограмма педагогической деятельности 424 Субъект педагогической деятельности Основные особенности и требования педагогической деятельности 428 педагогической деятельности Педагогический портрет педагога Педагогическая культура педагога Культура коллективного субъекта педагогической деятельности Профессионально-педагогическая компетентность 11.3. Педагогические действия и техника их выполнения 442 Общая характеристика Педагогические действия Техника использования речевых и неречевых средств 11.4. Педагогическое образование Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 465 Значение и проблемы педагогического образования Повышение квалификации Совершенствование подготовки педагогических кадров 476 477

Алексей Михайлович Столяренко (р. 1924 г.) - выдающийся ученый в области юридической психологии и педагогики, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы России.

Он родился 1 апреля 1924 г. в Баку, в семье учителя. В декабре 1941 г. добровольцем ушел на фронт; в 1942 г. в составе морской пехоты участвовал в боях на Северном Кавказе, а в 1943 г. в боевых действиях кораблей эскадры Черноморского флота. Затем он окончил высшее военно-морское училище, прослужил на флоте 35 лет и завершил свою карьеру в должности командира соединения кораблей, капитана I ранга.

В 1959 г. Алексей Михайлович начал свою научно-педагогическую деятельность, став соискателем кафедры психологии ЛГУ под руководством Б. Г. Ананьева. В 1963 г. он поступил в адъюнктуру при кафедре психологии и педагогики военной академии, а затем был ее преподавателем, доцентом, профессором. В 1965 г. он стал кандидатом педагогических наук, в 1974 г. - доктором психологических наук, защитив диссертацию по теме: "Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ".

В 70-е гг. А. М. Столяренко занимался разработкой основ современной военно-морской психологии, вопросов морально-психологической подготовки военных моряков, психологии боевой готовности и обеспечения действий личного состава при внезапном начале войны, которые нашли отражение в ряде книг и брошюр.

В 1977 г. он переходит на должность начальника кафедры психологии и педагогики Академии управления МВД, а с 1988 г. работает ее профессором. На протяжении 13 лет Алексей Михайлович возглавлял первый в стране диссертационный совет по юридической психологии. С конца 1970 гг. и в 1980-е гг. он был организатором первых курсов психологии в вузах и других учебных заведениях системы МВД и инициатором внедрения в практику органов внутренних дел основ знаний и возможностей психологической науки.

В это время – основной разработчик развития и практического применения психологических и педагогических знаний в правоохранительных органах, создания профессионально-психологического отбора, профессионально-психологической подготовки, психологической службы, психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, действий в экстремальных условиях, подготовки практических психологов и др.

В начале 80-х годов профессор A.M. Столяренко сформулировал методологические и теоретические основы научно-психологического подхода к эффективному формированию организационного поведения сотрудников правоохранительных органов и к управлению правоохранительными органами, получившего название «Организационно-деятельностная психологическая концепция управления» . В основу данной концепции положены идеи о том, что на формирование организационного поведения сотрудников правоохранительных органов оказывают влияние: человек (сам сотрудник) в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности коллектива и сотрудников. В данной концепции реализованы теоретические положения об отказе от представления о работе правоохранительных органов как о работе руководителя, которому дана власть для использования подчиненных («исполнителей») в качестве средства, «инструмента» при решении поставленных перед ним (руководителем) задач, о руководителе как «погонщике». В основе этой концепции лежит постулат о работе правоохранительных органов как организации, характеризующейся согласованной коллективной деятельностью единомышленников-профессионалов, стремящихся к единой цели, где решает все не один руководитель, а остальные исполняют его приказы, а где оказывает влияние на принимаемое решение каждый сотрудник. Управление исходит из презумпции доверия к сотрудникам как добросовестным профессионалам, отношения к ним как к личностям со своими стремлениями, позициями, потребностями, жизненными проблемами, а не как к «средствам», «винтикам», «исполнителям» воли руководителя. Задача руководителя - создание организации, характеризующейся такими отношениями как сплоченность и согласованность, совместная деятельность всего персонала; создание внутри таких организационных условий, когда сотрудник хочет и может проявить, развить и удовлетворить свои профессиональные и личностные возможности. А все это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование организационного поведения сотрудников правоохранительных органов.

Под редакцией А.М.Столяренко в 2003 г. была издана уникальная «Энциклопедия юридической психологии». Ею завершился процесс перехода от судебной психологии, узкой по объекту исследований, к современной юридической психологии, охватывающей все психологические проблемы правовой сферы государства, правовой психологии общества и деятельности правоохранительных органов. Это обозначило и вступление юридической психологии в новый этап развития – психологического обеспечения построения правового общества.

В 1995-2004 гг. им были разработаны основы новой отрасли педагогики – юридической педагогики. В 1999 г. защитил вторую докторскую диссертацию - «Методология, теория и практика юридической педагогики в МВД» и получил ученую степень доктора педагогических наук. Издал ряд книг: монографию «Методологические и теоретические проблемы юридической педагогики в МВД», курс лекций «Юридическая педагогика», учебник «Юридическая педагогика», учебник «Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел». Все публикации отличает эрудиция автора, высокий научный уровень, актуальность содержания, новизна, популярность изложения, практическая ориентированность на решение современных проблем общества и молодого поколения.

Воспитал целое поколение высококвалифицированных специалистов-психологов для органов внутренних дел России и стран СНГ. У Алексея Михайловича много учеников: он подготовил более 60 кандидатов наук по психологии и педагогике и был научным консультантом 12 докторских исследований. Им опубликовано около 600 научных работ, из которых 50 монографий, учебников и пособий для вузов страны, многие из которых изданы на различных европейских языках. Все публикации отличает большая эрудиция автора, высокий научный уровень, актуальность содержания и практическая ориентированность на решение современных проблем. Его творческая активность высока и поныне.

А.М.Столяренко награжден двумя боевыми орденами «Красная звезда» и 27 медалями. Он – почетный профессор ряда вузов, лауреат премии за лучший профессиональный учебник. Академик Академии безопасности, обороны и правопорядка.

В изданной в 2007 г. биографической энциклопедии «Выдающиеся деятели России» профессор Столяренко отмечен в числе 100 лучших ректоров и ученых.

Основные труды:

Психологические условия обеспечения высокой боевой готовности подразделения, частей, кораблей. - 1970.

Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - 1972.

Психология бдительности и боевой готовности. - 1975.

Война. Океан. Человек (в соавт.). - 1976.

Основы военно-морской психологии (в соавт.). - 1977.

Физиология высшей нервной деятельности и учебно-воспитательный процесс в военных училищах. - 1979.

Основные проблемы психологии и педагогики высшей и средней специальной школы МВД СССР (в соавт.). - М., 1979.

Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. - М., 1981 (в соавт.).

Психолого-педагогические проблемы управления в МВД, УВД (в соавт.). - М., 1982.

Психология требовательности руководителя ОВД. - М., 1983.

Психологическая подготовка личного состава ОВД. - М., 1983.

Психология управления трудовым коллективом. - 1983.

Исправительно-трудовая психология. - М., 1985 (в соавт.).

Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. - М., 1992 (в соавт.).

Методологические и теоретические проблемы юридической педагогики в МВД. М., - 1999.

Психологические приемы в работе юриста. - М., 2000.

Юридическая педагогика (курс лекций). - М., 2000.

Психология и педагогика. - М., 2001, 2006, 2009.

Прикладная юридическая психология (в соавт.). - М., 2001.

Социальная психология. - М., 2001, 2008.

Экстремальная психопедагогика. - М., 2002.

Общая и профессиональная психология. - 2003.

Юридическая педагогика (в соавт.). - М., 2004.

Психология менеджмента. - 2005.

Общая педагогика. - М., 2006.

Энциклопедия юридической психологии (в соавт.). - М., 2007.

Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел (в соавт.). - М., 2008 г.

Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. - 2009.

Психологическая системология: методология, теория, практика (научно-методическое и учебное пособие. - 2010.

Психология менеджмента. - М., 2012 (в соавт.).

Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел (в соавт.). - М., 2012 г., 2-е изд.