Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ . Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда .

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;

применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;

устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;

использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

С начала 2017 года в силу вступил ряд новых документов, регламентирующих педагогическую деятельность. В профессиональном стандарте педагога фиксируются необходимые для подобной деятельности личностные характеристики и профессиональные навыки субъекта, исходя из которых труд специалиста будет считаться квалифицированным.

Понятие профстандарта педагога, его нормативно-правовая база

Педагогический профстандарт – это специализированный документ в сфере образования, который заключает в себе требования к личностным и профессиональным параметрам преподавателя.

Первые попытки ввести указанные стандарты предпринимались Правительством еще в 2013г. Однако пробный проект документа не был утвержден ввиду неоднократно вносимых корректировок и переноса даты его рассмотрения чиновниками. Только в 2017г. профессиональные стандарты начали официально вводить, используя планы внедрения нового элемента законодательства, разработанные местными органами власти.

Профстандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2017 году, является альтернативой тарифно-квалификационным справочникам.

По данным на начало 2018 года, существуют 4 основные документа, регламентирующие определенные отрасли образования:

  1. Документ, определяющий деятельность педагога дополнительного образования для граждан всех возрастов. Принят на основании Приказа Министерства труда № 613-н от 08.09.2015г.
  2. Стандарт, регламентирующий профессиональную деятельность педагога-психолога. Был утвержден, исходя из Приказа Минтруда № 514-н от 24.07.2015г.
  3. Документ, оценивающий деятельность социального педагога. Был зафиксирован Приказом Минтруда РФ № 544-н от 18.10.2013г.
  4. Профстандарт педагога специалиста в области воспитания. Был принят на основании Приказа Министерства труда № 10-н от 10.01.2017г.
  5. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования трудится на основании Приказа Минтруда РФ № 608-н от 08.09.2015г.

Причиной ввода данных документов стала необходимость привести устаревшие требования подобной трудовой деятельности к современным реалиям. Исходя из ПП № 584 от 16.07.2009г., введение указанных профстандартов должно быть завершено до начала 2020г. Подразумевается, что к указанному времени вводимые стандарты станут основным оценочным критерием при отборе преподавателей.

Основные задачи профстандарта педагога

На современном этапе развития отечественной законодательной базы, ввод профстандартов для педагогов является актуальным решением ряда проблем при оценке профессиональных навыков трудящихся граждан. Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям. Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи:

Помимо необходимой профессиональной квалификации, любой педагог также должен обладать навыками воспитателя. К требованиям по данному вопросу относятся :

  • Осуществление воспитательных работ как во время занятий, так и в ходе внеклассной жизни;
  • Регулирование поведения подопечных;
  • Мотивирование познавательной активности учеников;
  • При необходимости использование индивидуального подхода и оказание преподавательской поддержки;
  • Стимулирование подопечных к исполнению дисциплины, а также к созданию органа самоуправления (например, выбор старосты в классе);
  • Открытость в вопросе сотрудничества с прочими специалистами образовательной сферы.

Структура и содержание профстандартов педагогов в 2018 году

Все принимаемые профессиональные стандарты педагогов имеют своей основой заблаговременно разработанный шаблон. Данный шаблон был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 147-н от 12.04.2013г. Так, структура профстандарта в 2018г. представляет собой следующие разделы:

  • Общие данные о специальности, для которой разрабатывался документ;
  • Перечень должностных функций, которые педагог должен исполнять в ходе профессиональной деятельности;
  • Характеристика обобщенных рабочих обязанностей;
  • Данные об учреждениях, которые занимались проектированием стандарта.

Первый раздел посвящен описанию специальности и сопутствующих нюансов.

Второй раздел отражает необходимые функции, исполнение которых является целью работы педагога. Также во втором разделе отражаются уровни и подуровни, исходя из поставленных перед субъектом задач.

Третий раздел предназначен для более подробного раскрытия функций каждого конкретного подуровня. Так, в нем находят отражение конкретные требования к навыкам, знаниям и опыту трудовой деятельности сотрудника образовательного учреждения.

Четвертый раздел отражает сведения об учреждениях, которые проектировали стандарт. В данном пункте освещаются все этапы проектировки документа, а также порядок его принятия и утверждения.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания

Данный стандарт регулирует рабочую деятельность воспитателей и педагогов в дошкольных учреждениях и школах. Основные функции при этом делятся на подпункты, к которым относятся:

  1. Обеспечение общепедагогической деятельности.
  2. Организация воспитательного процесса.
  3. Обеспечение развивающей деятельности посредством организации учебных занятий и некоторого ряда мероприятий.
  4. Преподавание дошкольной общеобразовательной программы.
  5. Обеспечение начального образования ученикам.
  6. Организация и проведение занятий по основному и среднему образованию.
  7. Предметная квалификация по направлению «Математика».
  8. Предметная квалификация по направлению «Русский язык».

Такая деятельность относится к шестому квалификационному уровню и требует от работника образовательной сферы специального высшего образования.

Для субъектов, чье поле деятельности заключается в обеспечении образовательного процесса в дошкольных учреждениях, актуален пятый уровень квалификации.

Также дошкольный и школьный учитель должен обладать следующими навыками:

  • уметь применять методы перехода от игры к образовательной программе;
  • обеспечивать учеников необходимыми условиями для максимально действенного восприятия информации;
  • уметь находить подход к малолетним детям и вызывать доверие у них;
  • готовность нести ответственность за происходящее в классе;
  • принимать во внимание личностные характеристики каждого отдельного ученика и разрешать вопросы, выходящие за границы образовательного процесса.

Профстандарт социального педагога — специалиста в области воспитания

Одной из подкатегорий специалиста в области воспитания является социальный педагог. Главная задача социального педагога, исходя из обговариваемого стандарта, – обеспечение воспитательного и образовательного процесса для учеников. При этом социализация детей должна проходить в позитивном ключе, что способствует динамичному развитию личностей подопечных преподавателя.

Роль социального педагога заключается в поддержке интересов учеников, планировании мероприятий и хода занятий, а также в обеспечении сопровождения подопечных при необходимости.

Квалификационный разряд данной сферы деятельности также относится к шестому уровню. При этом для проведения такой работы гражданину необходимо иметь высшее или среднее специальное образование

Профстандарт педагога психолога

Данный профстандарт предполагает, что работник, занятый в педагогической деятельности, также обеспечивает психологическое сопровождение проводимым занятиям. К основным функциям педагогов-психологов относят:

Так, квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Деятельность данных педагогов регламентирует Профстандарт № 513. Трудовые функции педагогов дополнительного образования указанной сферы образования относятся к шестому квалификационному уровню, и заключаются в следующем:

  1. Обеспечение педагогического процесса и соответствующего контроля за получением и усвоением учениками знаний.
  2. Ознакомление с нововведениями в профессиональной сфере дополнительного образования, а также исследовательская деятельность с целью повышения уровня квалификации.
  3. Обеспечение проведения дополнительных программ образования, например, деятельность в секторе социального партнерства или организация общественных мероприятий.

Под приведенные требования попадают не только педагоги дополнительного образования, но также тренеры, методисты и педагоги, занимающиеся организацией различных образовательных мероприятий.

Проблемные аспекты введения профстандартов для педагогов

Практика показывает, что нововведения в законодательной базе не всегда воспринимаются позитивно. На данный момент в РФ трудится более миллиона преподавателей, часть из которых поддерживает подобную инициативу Правительства, а часть из которых – нет.

Среди основных проблем, связанных с внедрением профессиональных стандартов для педагогов, выделяют:

  1. Отсутствие необходимого материального обеспечения. Если образовательное учреждение планирует осуществлять образовательный процесс для учеников с повышенными потребностями, то здание должно быть оснащено специальными туалетами, пандусами, лифтами. Бюджетных средств на реализацию данных требований не хватает в достаточной степени.
  2. Отсутствие достаточного количества узкопрофильных профессионалов. Так, например, профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает наличие глубоких узкопрофильных знаний в сфере общения с детьми с повышенными потребностями. Помимо этого, для обеспечения образовательного процесса детям всех категорий нередко требуется дефектолог, сурдопереводчик и наличие квалифицированного медика.
  3. Отсутствие достаточной теоретической базы по работе с детьми разных категорий.
  4. Отсутствие аттестации, позволяющей выявить факторы, усложняющие труд преподавателя.
  5. Недостаток требуемого количества работников, что приводит к перегруженности учителей. Практика показывает, что на данный момент практически все педагоги трудятся, как минимум, на полторы ставки. Это снижает выработку, следственно, понижает образовательный уровень.
  6. Отсутствие достаточной обратной связи от местных органов власти.

Таким образом, назначение профессиональных стандартов педагогов заключается в том, чтобы облегчить не только порядок осуществления преподавательской деятельности, но и оценку при отборе кадров. Данные документы обладают современными усовершенствованными требованиями к работникам, что позволит повысить общий уровень образования учащихся разных категорий.

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории "дополнительное образование"

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования - реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:

  • Описание трудовых функций преподавателя.
  • Особые требования допуска к работе.
  • Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
  • Цель работы сотрудника.

Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.

Можно продолжать работать

Профстандарт педагога дополнительного образования 2016 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.

Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:

«Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2016 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2017 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.

Профстандарт: необходимость внедрения


Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.

Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.

Грамотное использование стандарта

Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
  • Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
  • Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.

По стандарту, но нестандартно


По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:

  • Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
  • Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
  • Мотивировать учащихся.
  • Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
  • Подготавливать требуемые информационные материалы.
  • Консультировать ребят и их родителей.
  • Помогать учащимся, контролировать их.
  • Корректировать поведение детей.
  • Понимать потребности учеников.
  • Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
  • Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
  • Создавать комфортные условия для развития детей.
  • Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
  • Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
  • Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.

Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:

  • Высокий интеллектуальный уровень.
  • Осознание потребностей детей.
  • Чувство юмора.
  • Высокий творческий потенциал.
  • Чуткость.
  • Толерантность убеждений.

Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2017 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника. Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде. Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.

Незначительные изменения, которые случились в 2016 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2017 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.

Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования » , который состоится 11 ноября.

Кто имеет право работать учителем или преподавать в вузе? Нужен ли опыт практической работы, чтобы стать воспитателем в детском саду? Профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, ответит на все вопросы.

Из статьи вы узнаете:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Применение профстандартов в сфере образования

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что постепенный переход на профессиональные стандарты во многом изменит подход к оценке квалификации работников образовательных учреждений. Инструкции и справочники, на протяжении долгого времени регламентировавшие деятельность воспитателей, школьных учителей и преподавателей вузов, морально устарели и не соответствуют современным требованиям. Профстандарты, разработанные с учетом новых общественных запросов, призваны исправить положение:

создать инструментарий для повышения качества общего и профессионального образования;

сформировать четкие критерии отбора преподавательских кадров;

улучшить уровень подготовки и переподготовки преподавательского состава и создать благоприятные условия для профессионального роста специалистов;

установить квалификационные требования для педагогов, работающих в сфере воспитания, общего и дополнительного образования, профессионального обучения.

Идея внедрения современных стандартов в сфере образования не нова. Пилотный проект профстандарта, содержащего ряд требований к личным и деловым качествам учителей и воспитателей, был разработан еще в 2013 году. Но быстро перевести систему образования на новые рельсы не вышло: официальное утверждение документа переносилось, а условия его практического применения неоднократно пересматривались чиновниками.

Принятое в итоге решение о тестировании новых стандартов «в полевых условиях» (на базе отдельных учебных заведений, расположенных в 43 субъектах РФ), оказалось правильным. Итоговые результаты, продемонстрированные по завершении периода апробации большинством школ-участников, наконец-то позволили принять решение о допустимости перехода, и с 2017 года квалификация педагогов оценивается с учетом новых требований. Пошаговый план внедрения профстандартов разрабатывается на локальном уровне.

Профстандарт учителя (воспитателя)

Педагогическая деятельность, связанная с проектированием и реализацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях и школах, регулируется профстандартом учителя (воспитателя). Функциональная карта педагога дошкольного и среднего общего образования описывает восемь трудовых функций:

  • общепедагогическую;
  • воспитательную;
  • развивающую;
  • реализацию программ дошкольного образования;
  • реализация программ начального общего образования;
  • реализация программ основного и среднего общего образования;
  • предметное обучение по модулю «Математика»;
  • предметное обучение по модулю «Русский язык».

Для эффективного выполнения любой из вышеперечисленных функций педагогу необходима полноценная профессиональная подготовка, соответствующая шестому квалификационному уровню (кроме работы с программами дошкольного образования, к которой допускаются специалисты пятого уровня квалификации).

Профстандарт педагога-психолога

Документ, утвержденный приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015г., описывает требования к специалистам, занимающимся психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.

Педагогам-психологам поручается:

  1. оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в процессе освоения общеобразовательных программ;
  2. развитие и социальная адаптация учащихся (в том числе признанных обвиняемыми, подозреваемыми или подсудимыми по уголовным делам, а также свидетелей и жертв преступлений);
  3. оценка комфортности и безопасности образовательной среды;
  4. психологическая диагностика и консультирование учащихся;
  5. профилактика и коррекция нарушений поведения.

Все трудовые функции, выполняемые педагогом-психологом, относятся к седьмому квалификационному уровню. Чтобы справляться с поставленной задачей, специалисту необходимо высшее профильное образование.

Практическая ситуация

Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «

Отвечает Михаил ХАРИТОНОВ,
адвокат, к. ю. н., доцент кафедры трудового права и охраны труда СПбГУ (Санкт-Петербург)

Профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции ( ). Все профстандарты делятся на обязательные и рекомендуемые ( ). Последние работодатели берут за основу, когда определяют, какой квалификацией должен обладать сотрудник. Мало выяснить, что профстандарт обязателен. Далее работодателю предстоит проверить, соответствует ли квалификация сотрудника требованиям стандарта. Если не соответствует – исправить этот недостаток.

Профстандарты обязательны в той части, где указаны требования к квалификации ( ). Но при одном условии: если требования к квалификации установлены , другим федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ. Приказ Минтруда России об утверждении профстандарта не является тем нормативным актом, который делает его обязательным…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Профстандарт педагога дополнительного образования

Обучение детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным программам проводится специалистами, соответствующими требованиям профстандарта №513 (утвержден приказом Минтруда России №613н от 8.09.2015г.). Документ охватывает три вида трудовых функций:

непосредственно преподавание и педагогический контроль усвоения знаний (квалификационный уровень 6.1, 6.2);

методическая и исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования (квалификационный уровень 6.3);

организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе работа в сфере социального партнерства и проведение массовых досуговых мероприятий (квалификационный уровень 6.3).

Требованиями данного профстандарта следует руководствоваться при подборе специалистов на должность тренеров-преподавателей, методистов и педагогов дополнительного образования, а также педагогов-организаторов.


Скачать в.doc

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования-2018

Профстандарт педагога профессионального образования-2018 утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015г. Документ содержит требования к преподавателям средних и высших учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой учеников и студентов. Поскольку профессиональное образование осуществляется по разным программам, требования к педагогам тоже разные: стандарт преподавателя охватывает три квалификационных уровня (с шестого по восьмой).

Например, преподавать в частных или государственных учреждениях СПО (среднего профессионального образования) - колледжах и техникумах - может специалист, квалификация которого соответствует шестому уровню (подуровень 6.1 для преподавателей, 6.2 для методистов). Но к преподаванию по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры привлекаются сотрудники с более высокой квалификацией - не ниже седьмого уровня. Самые серьезные требования предъявляются к профессорам, обучающим аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров (восьмой уровень квалификации).

Профстандарт социального педагога

Профстандарт социального педагога-2018, утвержденный Правительством РФ не так давно (см. приказ Минтруда России №10н от 10.01.2017г.), постепенно внедряется в образовательных учреждениях разного уровня - от детских садов до колледжей и вузов. Основная задача социального педагога (специалиста в области воспитания) - организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост учащихся. Он поддерживает социальные инициативы учеников и студентов, планирует воспитательный процесс, занимается организационно-методической работой и тьюторским сопровождением, курирует детские общественные объединения. Профессиональная деятельности социального педагога требует наличия высшего или среднего профессионального образования (шестой квалификационный уровень).

Где скачать профстандарты педагога

Рекомендуем всем работодателям, планирующим внедрять профстандарт педагога-2018, скачать официальную версию документа со специализированного сайта Минтруда России (proftrandart.rosmintrud.ru). Именно здесь содержится полный, постоянно обновляемый реестр обсуждаемых и утвержденных профессиональных стандартов для всех видов деятельности. Функция поиска по областям профессиональной деятельности позволяет быстро найти требуемый профстандарт педагога: скачать любой из пяти документов, содержащих актуальные требования к различным категориям педагогических работников, можно в разделе «Образование и наука».