МБДОУ №22 «Синяя птица» Учитель – логопед Дунаева Н.С.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Цель данной технологии направлена на развитие следующих навыков:

  • воображения
  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • умения сравнивать
  • сопоставлять
  • находить аналогии.

Использую следующие виды игр:

  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные
  • Игры на развитие психических процессов
  • Фонематического слуха и звукового анализа
  • Слоговой структуры, по обучению грамоте.

В результате работы мы добьёмся следующих результатов:

  • Повышение познавательной активности
  • формирование мотивации учебной деятельности
  • Улучшения речи и.т. д

Применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающие игры включают в себя следующие разделы:

  • Дыхание, воздушная струя (8игр)
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр)
  • Неречевой слух (7 игр)
  • Звукоподражание (4 игры)
  • Грамматический строй (6 игр)
  • Слоговая структура слова (5 игр)
  • Звукопроизношение (16 игр)
  • Связная речь (6 игр)
  • Моторика (3 игры)
  • Логика и внимание (9 игр)
  • Лексика (13 игр)

Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

развитие и коррекция речи;

все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;

красочная графика, множество звуковых файлов;

несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Игровые технологии в работе логопеда

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Ожидаемые результаты :

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Ирина Орлова
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием игровой технологии по ФГОС

Презентация подгруппового логопедического занятия с использованием

игровой технологии по ФГОС

Подготовила учитель- логопед МБДОУ ЦРР д/с № 18 Орлова И. М.

Цель : автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах.

Задачи :

Образовательная :

Уточнить представления о звуке [ш];

Закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;

Закрепить умение определять место звука в слове;

Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными по родам и падежам;

Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающая

Формировать плавный длительный выдох;

Развивать интонационную выразительность;

Развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис, воображение.

Воспитательная :

Формировать положительную мотивацию на занятии ;

Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Актуальность : В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения , направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления. А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия

организованы». Игра или игровые упражнения , используемые педагогом , обеспечивают

заинтересованное восприятие изучаемого материала и

привлекают дошкольников к овладению новым знанием

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и

обнаруживают на полу письмо.

Что за странное письмо?

(Логопед читает )

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.)

Развитие дыхания :

Формирование плавного и длительного выдоха

Игровое упражнение «Паровозик громче и дольше подаёт сигнал»

Логопед : Паровозик (машина, пароход и. т. д) отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк)

Вот мы и добрались до леса. Давайте я прочитаю дальше приглашение :

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём» .

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам, расположенным вокруг юлы)

Артикуляционная гимнастика

Заводная юла, в сказку позови.

Цель : активизация мышц языка.

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу.

Педагог говорит : «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз,нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз) . Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз) . Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения) . Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы) . А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами) . Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку) . Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами) . Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы) ».

Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Дети узнают звук Ш по беззвучной артикуляции и произносят его.)

Анализ артикуляции звука [ш].

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .)

Характеристика звука [ш].

Давай расскажем о звуке [ш].

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный) ;

Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык) ;

Звонкий или глухой? (глухой) ;

Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;

Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)

Каким цветом обозначаем? (синим) .

Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия) :

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

Молодец, у тебя внимательные ушки!

Логопед : Ребята, посмотрите, нас встречает Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек» - развитие мелкой моторики.

Логопед : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает детям по очереди найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Например : - Я нашёл башню

Оборудование : чудесный мешочек и мелкие игрушки (башня, шарик, катушка, шишка, машинка, и др.)

Игра «Матрёшкина избушка» :

Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки : в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии , в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками уберем картинки с тремя слогами в названии». Дети выполняют слоговой анализ слов : шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывают картинки к соответствующему макету шкафа.

Игра «Большой – большая» :

Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой» ? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф» , «большой ковш» , «большой душ» , «большой шиповник» .)

А про что можно сказать «большая» ?

(«Большая шапка» , «большая кошка» ,

«большая подушка» , «большая шуба» ,

«большая чашка» .) – Спасибо Матрёшке за гостеприимство, но нам пора уже возвращаться в детский сад. Динамическая пауза

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая, поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей) . Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел» . Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят : «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно : ш, ш, ш - выпустил пар) . Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро, товарный - шшшу-шшшу (медленно) . -Посмотрите, поезд останавливается, а на перроне нас встречают артисты цирка.

Игра «Артисты»

Цель : развитие интонационной выразительности

Выбираются картинки символы :«мышка» – говорит высоким голосом,

Ребёнок выкладывает на стол 3 любых картинки из 15 со звуком Ш,

накрывает их любым символом и называет «спрятанные картинки» ,

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя :

Ночь настала – сразу всё пропало :

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ , а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл :

Белую, смелую ….

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь» , и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия .

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для тебя?

Вывод :

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она

всегда требует активных действий каждого ребенка.

Материалы :

Лебедева И. Л. «Трудный звук, ты наш друг» . Звуки Ш,Ж,Щ. Практическое пособие для логопедов , воспитателей, родителей М.: Издательский центр «Вентана – Граф» , 2011

Презентации Почаловой А. И., Люлько О. А, Вечкуткиной С. А

ТкаченкоТ. А. Журнал "Дошкольное воспитание"№3 1989 год. Статья : "Физминутки в логопедических занятиях с детьми ".

Интернет

http://ds82.ru/

http://go.mail.ru

http://www.liveinternet.ru/

http://nsportal.ru/

Торгашова Ольга Павловна
Учебное заведение: Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-05 Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Торгашова Ольга Павловна Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед Аудитория: дети 6 – 7 лет. Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи».

Аудитория: дети 6 – 7 лет.

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

· Совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

· Развивать глагольный словарь;

· Совершенствовать навыки построения сложного предложения;

· Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно-развивающие:

· Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

· Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата;

· Учить координировать речь с движениями;

· Развивать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные:

· Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

· Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

· Развивать двигательную активность.

· Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.

Оборудование: компьютер, сладкие призы всем участникам.

Используемые технологии:

· игровые;

· ИКТ;

· Здоровьесберегающие.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

· развитие фонематического слуха;

· расширение активного словаря;

· развитие мышления, памяти, внимания;

· развитие учебной мотивации.

Билингвальный компонент: голова – бас, тело – дене, рука – қол, нога – аяқ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека.

В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка. МОЖНО ПРОИГРАТЬ НЕЗНАЙКУ.

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: – Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет посмотреть с каким настроением детки приходят в центр. Давайте покажем.

Логопед: – Упражнение «Мое настроение»:

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Логопед: – Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Все мы очень любим играть. Значит нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим нашего победителя.

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Логопед: Итак, мы начинаем!

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(На слайде появляются слова: СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба, ДОРАСТЬ – радость. )

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок. (На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист ).

– Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка ) Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка. Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка:

– ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ (Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в центре им отгадки трудные задать !)

– Молодцы! Видите, нужно употреблять слова в правильном значении. Сразу всё становится ясно.

6. КОНКУРС ЗАГАДОК ОТ НЕЗНАЙКИ:

Шёл урок, а он молчал-

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко прозвенел…. (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам ……(тетрадь)

Он трудился весь урок,

От старания скрипел.

Отдохнуть на доску лёг.

Ну, конечно, это….(мел)

Все рисунки вмиг сотрёт,

Если в ход пойдёт она. (Резинка)

Она в учебнике живёт,

Страницы нужные находит,

И знает, видно, наперёд,

Какую тему мы проходим. (Закладка).

Логопед: Ребята, на какую тему выбрал наш Незнайка загадки? (О школе)

5. ФИЗМИНУТКА.

Логопед: Вместе с Незнайкой нам сегодня помогает наш друг-компьютер. И сейчас он поможем отдохнуть нашим глазкам. (слайд с тренажёром для глаз под музыку ).

6. ОБОЩЕНИЕ. ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Готовы? (Да!)

В рифму дайте мне ответ

Словом«да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда? (Да)

Борщ- полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед? (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да!)

7 . РЕБУСЫ, ШАРАДЫ.

Логопед:

А теперь пришла пора

Отгадать нам, детвора,

Ребусы, шарады,

Чтобы все мы были рады! (Слайд с ребусами о школе )

– Разгадывание шарад и ребусов – это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание! Сейчас мы станем двумя командами, и каждая команда получит своё задание. (Логопед загадывает по 1 шараде, и ребусу каждой команде ) Шарады Можно Найти и Полегче!

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

ТА- слог второй,

А в целом – школьный столик твой(Парта)

Начало деревом зовётся,

Конец- читатели мои,

Здесь в книге целое найдётся,

И в каждой строчке есть они. (Буквы).

Первое предлог,

Второе- летний дом,

А целое порой

решается с трудом. (Задача)

Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застряли,

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут (Олень-осень)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СКОРОГОВОРКИ.

Логопед: Наш Незнайка, видя, как здорово вы отгадали все его загадки, справились с трудными ребусами и шарадами, хочет стать таким же умным и знающим. Давайте сейчас дадим ему полезные советы. А помогут нам, конечно, русские пословицы.

– Следующая игра-конкурс на знание русских пословиц. Закончи пословицу (слайд с началом пословиц об учении ):

Ученье – свет, а неученье- тьма.

Учиться- всегда пригодится.

Что твёрдо выучил, долго помнится.

Догадка хороша, а знание лучше.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Логопед: – Школа… Какую роль она играет в нашей жизни? (В школе мы учимся читать и писать, мы приобретаем новые знания ). Я думаю, что пословицы о роли знаний в жизни человека пригодятся не только Незнайке, но и вам.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Даже Логопедическая игротека заставила нас задуматься о многом. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?

Выводы:

· Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;

· Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;

· Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.

– А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической игротеке (слайд Логопедическая игротека-это… Дети придумывают слова, которыми хотели бы выразить свои эмоции от занятия: интересно, здорово, увлекательно и т.д.)

Логопед: Кто же стал у нас сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются жетоны, и победителю выдаётся медаль)

– Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! (Раздаются сладкие призы)

, . .

Аннотация:

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, игра может использоваться для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры – развивающая. Игра повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Применение в коррекционной работе наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Используемые мною игровые пособия применяются на логопедических занятиях по разным направлениям работы (произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте).

Состоит из трех деревьев: яблони, груши и сливы. На яблоне «растут» красные яблоки и в прорези вставляются буквы, обозначающие гласные звуки. На груше – зеленые плоды и в прорези вставляются согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, на сливе – синие плоды и буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Под каждым деревом расположены клумбы с тремя цветочками для составления схемы слов: под яблоней схемы слов, начинающихся на гласный звук, под грушей схемы слов, начинающихся на согласный мягкий звук, под сливой – на согласный твердый звук. Эти же клумбы можно использовать для определения места звука в слове.

В «Речевой деревне» имеются четыре домика для определения слогового состава слова.

«Кочки с цветочками» помогают в упражнениях по грамматике для определения женского, среднего и мужского рода единственного и множественного числа существительных.

Представляет собой панно, состоящее из съемных плоскостных силуэтных изображений:

  • «Королева Гласа и ее служанки гласочки»,
  • «Король Соглас и его слуги согласики»,
  • «Замок гласных звуков»,
  • «Замок согласных звуков».

Жителями страны являются королева Гласа и король Соглас и их слуги – гласочки и согласики. Ротики гласочек изображают артикуляционный «анфас» гласных звуков, обозначенных буквами: а, о, у, и. Согласики помогают запомнить всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц и всегда мягкие – й, ч, щ.

В «Стране Звукобуквии» возвышаются два замка: красный и сине-зеленый. В окошки красного замка дети помещают картинки, названия которых начинаются с гласных звуков.

Сине-зеленый замок используется на занятиях по дифференциации твердых и мягких согласных. В комнатках гномов Тома и Тима находятся предметы, в названиях которых имеются твердые и мягкие согласные звуки. Дети размещают картинки в окошки замков.

Применяется для развития слоговой структуры слова, формирования деления слов на слоги, развития тонкой моторики.


Пособие представляет собой серединки ромашек с изображением слоговой схемы и насекомых: жук – там, где один слог, муха – там, где два слога, бабочка – там, где три слога. В пособие также входят пчела и лепестки. На каждом лепестке – картинки слов с различным количеством слогов.

Пчела предлагает детям подобрать лепестки к соответствующим серединкам. Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и присоединяют лепесток к соответствующей серединке.

Развивает у детей фонематическое восприятие – навык выделять первый и последний звук в слове и представляет собой карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего.

Бусинки между собой скрепляются разогнутыми скрепками. В начале занятия бусинки рассыпаны. Логопед прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют нарисованную картинку, выделяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук находится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку.

Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки, чем просто определять первый и последний звук в словах.

Применяются на занятиях по обучению грамоте.

В пособие «Веселые буквы» входят цветные камешки и листы с изображением букв. Дети на практике закрепляют образ буквы и расположение ее элементов на плоскости. А выкладывая ее камешками, развивают мелкую моторику.

Пособие «Паровозик-буквовозик» состоит из паровозика, которым управляет машинист-белка и вагона с двумя окошками. В эти окошки вставляются буквы. Пособие используется для обучения детей слоговому чтению. Дети с удовольствием сами составляют прямые и обратные слоги и читают их.

Представляет собой панно, на котором изображен путь с остановками, где нужно выполнить определенные задания. С обратной стороны заданий прикреплены металлические пластины, а на обратной стороне плоскостного изображения Грамотейки прикреплен магнит.

Путешествуя, Грамотейка выполняет игровые задания, а помогают ему в этом дети. Пособие применяется для формирования лексико-граммматической стороны речи. Вместе с Грамотейкой дети играют в игры:

  • «Скажи наоборот»,
  • «Один — много»,
  • «Назови ласково»,
  • «Слова -родственники»,
  • «Нелепицы»,
  • «Слова — друзья»,
  • «Слова — близнецы».

На остановках наклеены соответствующие заданиям забавные картинки. Пособие может применяться при изучении всех лексических тем.

Опыт показывает, что применение метода наглядности, создание игровой ситуации на занятиях позволяет детям быстрее и прочнее овладеть закономерностями языка, развить у детей фонематические процессы.