Для определения сущности подготовки к обучению грамоте необходимо прежде всего понять, какие особенности письменной речи и является главным в овладении чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основной для которых устная речь. Основой для обучения грамоте является загальномовленневий развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей (развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитания звуковой культуры речи).

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о языке повышают уровень ее произвольности и осознанности, что в свою очередь оказывает влияние на общий речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходим двусторонний связь между процессом развития речи и подготовки к обучению грамоте.

Проблемой психологической структуры письма и чтения занимались такие ученые, как А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Б. Г. Ананьев, Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев и другие.

Письменная речь - это зрительная форма существования устной речи. В нем моделируется, то есть обозначается определенными графическими знаками, звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, то есть букв.

Чтение и письмо является аналитико-синтетическим процессом, который включает звуковой анализ и синтез элементов речи. А. Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивного речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи.

Рассмотрим психофизиологическую структуру чтения и письма в норме.

Чтение является сложным психическим процессом, и прежде всего, смыслового речи, его понимание. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующим звуками и осуществляется воспроизведение звуковимовного образа слова, его прочтения. И, наконец, в результате соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

Таким образом, построение процесса чтения характеризуется взаимодействием двух уровней: сенсомоторного и семантического. Сенсомоторный уровень состоит из нескольких тесно взаимосвязанных цепей: а) звуко- буквенный анализ; б) содержание полученной информации; в) смысловые догадки, которые возникают на основе этой информации; г) сравнение, то есть контроль гипотез, возникающих с заданным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает как бы "технику" чтения - скорость восприятия, его точность.

Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации. Сложное взаимодействие, единство этих уровней и обеспечивает чтение как с стороны скорости и точности восприятия знаков, так и со стороны адекватного понимания значения, которое имеют эти знаки.

При формировании чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков - отдельно или в слове - обязательно сопровождается проговаривание вслух, то есть переводом зрительной лексемы в ее звуковой и кинестетический аналог. Точное, безошибочное восприятие - основное условие правильного понимания того, что читаем.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включая большое количество операций. Письмо начинается с мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет. Она мыслительно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей.

Первой из операций, входящих в состав самого письма, является анализ звукового состава слова. Из звукового потока, который воспринимается человеком, который пишет, должна быть выделена серия звучаний. Важными условиями письма является определение последовательности звуков в слове и преобразования звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. В начале развития навыка письма эти процессы протекают полностью осознанно, а дальше почти перестают контролироваться сознанием и осуществляются автоматически.

Второй этап - перевод фонем в графемы, то есть в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного размещения их элементов. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая должна быть написана.

Третьим и последним моментом в процессе письма является перекодирование зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

К психологических предпосылок письма относят:

1) сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение им, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;

2) формирование (или сохранность) различных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, "правого "и" левого ";

3) сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, то есть различных видов праксиса руки, подвижности, переключение, устойчивости и т.д.;

4) формирование у детей абстрактных способов деятельности, возможно при постепенном переводе их действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями;

5) сформированность общего поведения - регуляции, саморегуляции, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Подготовка детей к овладению грамотой и сам процесс обучения чтению и печати - сложная интеллектуальная деятельность, которая требует высокого уровня организации учебной деятельности.

В современной методике принят звуковой аналитико синтетический метод обучения грамоте. Само название говорит о том, что в основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Ребенок сможет научиться читать и писать только тогда, когда овладеет умением переводить графические знаки в звуки и наоборот, то есть научится осуществляться звуко- буквенный анализ слов.

Фонемная система современного украинского литературного языка насчитывает 38 фонем, которые обозначаются 32 буквами. Каждая из фонем является абстрактным языковым понятием, которое существует в нашем сознании как обобщение целого ряда звуков, обозначаемых одной и той же буквой. Фонема - наименьшая звуковая единица языка, с помощью которой различают значимые единицы языка (морфемы и слова).

Произношение фонемы при чтении должна происходить с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы (ма, мо, мы, м). Во время учебы грамоты это проявляется в том, что дети должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость и мягкость предыдущей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизмов чтения и письма приводит к выводу, что дети должны приобрести широкий ориентирования в звуковой стороне речи, то есть иметь достаточно развитую фонетико-фонемную систему, к которой относятся: звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонематическое представление, звуковой анализ, звуковой синтез.

Фонематическое восприятие - это специфическая языковая действие, направленное на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов. То есть, это процесс узнавания и различения звуков речи (фонем).

На фонематическое восприятие опираются фонематическое представление. Фонематическое представление - внутренние константные фонемные образы звуков. То есть, это способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания, что позволяет правильно использовать звуки для различения слов. Именно формирование во внутреннем плане фонемных (Не звуковых) образов слов обеспечивает константность слухового восприятия. В результате слово, которое произносится разными людьми, с разной интонацией, в различных фонетических условиях (в начале, в середине или в конце предложения), всегда воспринимается константно (одинаково). Фонематическое представление играют важную роль как в процессе восприятия речи, так и в процессе порождения ребенком собственных высказываний.

В сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка осуществлять анализ звукового состава слова (К. Д. Ушинский, Д. Б. Бльконин, Л. Ф. Спирово, Г. А. Каше и другие).

А. Р. Лурия отмечал, что осознание ребенком звуковой строя речи предусматривает переключение внимания от семантики слова в его звукового состава, то есть умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи отдельные звучания и превращать звуковые варианты в четкие фонемные, характерные для этого языка. Кроме того, фонематический анализ включает в себя способность устанавливать точное каждой фонемы в слове, сохранять последовательность этих фонем и определять их количество в составе слова. Главное в фонематический анализ - установление отношений между фонемами, которые образуют слово.

Важное значение для полноценного овладения навыками письменной речи имеет развитие фонематического синтеза. Под фонематическим синтезом понимают умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим его узнаванием.

Для усвоения процесса слияния отдельных звуков в слово ребенок должен обладать достаточным уровнем развития фонематического восприятия, слухового внимания, памяти и самоконтроля. Это необходимо для того, чтобы правильно воспринять, запомнить и воспроизвести ряд заданных фонем именно в той последовательности, в которой ребенок их услышала.

Фонематический анализ и синтез являются основными функциями для овладения процессами чтения и письма. Они взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Полный фонематический анализ способствует успешному слиянию фонем в слоги. В свою очередь фонематический синтез дает основу для четкого анализа фонем слова. Наивысшим результатом систематического обучения должно быть перевод этих фонематических процессов во внутренней умственный план выполнения без опоры на слуховые и кинестетические ощущения (А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин).

В современной коррекционной методике используют и нетрадиционные методы обучения грамоте. В работе с детьми с ЗПР, ОНР, РВД, которые не могут усвоить звуковой анализ учитывая определенные причины, применяют систему методических приемов В. Зайцева (Н. Компанец). Методика основана на использовании его авторских кубиков, на которых систематизированы размещено все возможные в украинском языке склады. Особенностью является то, что обучение происходит не из-за звуки, а через склады, то есть избегает двойного перехода состав - звук - состав (ведь маленький ребенок начинает говорить составами). Главный принцип - все кубики показывают одномоментно. Это позволяет научиться читать через целостную систему.

Один из главных приемов в методике Зайцева - письмо. Сначала - списывание, затем - письмо указанием по табличками, впоследствии - письмо под диктовку. Следующими после письма есть творческие задачи: придумывание маленьких историй (предложений) о словах (названия предметов, действий, явлений).

Для детей, которые с трудом овладевают аналитико-синтетическим способом чтения, рекомендуют внедрять глобальный и напивглобальний методы обучения письменной речи (Д. Доман, А. Р. Лурия, В. Тарасун).

Основные задачи глобального метода чтения сводятся к обеспечению повествовательного, свободного вещания, естественного звучания тона, без типичного растяжения и монотонного нанизывания слов. Дети учатся читать так, будто они разговаривают с родителями или друзьями, стараясь не останавливаться. Основная особенность этой методики заключается в том, что единицей чтения определяется не буква или звук, а слово или даже целое предложение. Дети учатся читать фразы и слова до того, как ознакомятся с отдельными буквами, а сам процесс обучения охватывает несколько этапов: чтение отдельных слов, словосочетаний, простых предложений, распространенных предложений, рассказов. Одновременно у детей систематически и целенаправленно формируется умение осуществлять фонематический анализ и синтез слов, которые они хорошо научатся читать целостно.

Напивглобальний способ чтения полезен для тех детей, которые перед началом обучения имели достаточный уровень развития фонематического анализа и знали некоторые буквы. В работе с ними этот способ можно применять преимущественно в случаях чтения слов со сложной звуко-буквенной структурой.

5. Как построить беседу после ознакомления с художественным произведением?

6. В чем отличие методики заучивания стихотворений по отношению к детям младшего и старшего дошкольного возраста?

7. Какие формы работы с художественной литературой можно использовать вне занятий?

8. Какое значение имеет уголок книги в разных возрастных группах детского сада?

Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте

§ 1. Сущность подготовки к обучению грамоте

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.


Сущность подготовки к обучению грамоте.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности, осно­вой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформи­ровавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г.Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, граммати­ческой стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Формиро­вание речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи состав­ляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи, является составной частью общей пси­хологической готовности к школе. Произвольность и созна­тельность построения речевого высказывания являются пси­хологическими характеристиками письменной речи. Поэто­му развитие произвольности и рефлексии устной речи слу­жит основой для последующего овладения письменной ре­чью.

Показателями определенного уровня осознания речи и го­товности к обучению грамоте являются умения: сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произ­вольно и преднамеренно строить свои высказывания; выби­рать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее ре­шения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны едино­го процесса речевого развития. С одной стороны, совер­шенствование речевых умений, навыков составляет усло­вие последующего осознания явлений языка, с другой - сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, фор­мирование элементарных знаний о речи повышают уро­вень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повыше­ние речевой культуры детей1.

Механизмы чтения и письма в современной психоло­гии рассматриваются как процессы кодирования и декодиро­вания устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В пись­менной речи используется другой код (это могут быть иеро­глифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение - это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Русское письмо - звуко-буквенное. Оно точно передает звуковой состав языка и требует ме­ханизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечи­вается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и пси­хологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся чи­тать действует со звуковой стороной языка и без пра­вильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое1.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само назва­ние его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина; метод Д.Б.Эльконина и др.).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чте­ния, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении дол­жно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обу­чении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фо­немы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориенти­роваться на гласную букву и определять твердость или мяг­кость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой сто­роне речи. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.X.Швачкин, Г.М.Лямина и др. доказали, что фонематичес­кий слух (спо­собность воспринимать звуки человеческой речи) развивается очень рано. К двум годам дети разли­чают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска).

Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овла­дения навыком чтения и письма. Необходимо развитие бо­лее высоких его форм, при которых дети могли бы расчле­нять поток речи, слова на составляющие их звуки, уста­навливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонема­тическим восприятием.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (практи­чески) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей продолжают знакомить с этими терминами, учат пони­мать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх; с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внима­ние на длительность звучания слов (короткие и длинные).

У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе учат: производить анализ слов различ­ной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно харак­теризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты, идет обучение детей чтению и письму. К концу года дети долж­ны: научиться читать со скоростью 30 - 40 слов в мин., записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соеди­нения букв и четкое письмо их основных элементов; осво­ить позу пишущего.

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

Ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

Ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;

Ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

Ознакомление со слоговым строением слова - чле­нение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

Ознакомление со звуковым строением слов, форми­рование навыков звукового анализа слов: определение ко­личества, последовательности звуков (фонем) и составле­ние слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.

Ведущую роль играет формирование способности анали­зировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указыва­лось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Ознакомление со словом.

При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в сред­ней группе в процессе общения, при выполнении разнооб­разных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово.... правильно» ча­сто используются педагогом.

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети сло­вами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества; средства художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль; игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразова­ние. Они помогают обратить внимание ре­бенка на смысловую сторону слова (слово обозначает пред­мет, признак, действие).

олеся осипова
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Успехи в чтении и письме во многом будут, зависят от того как ребенок введен в грамоту и в усвоении русского языка в целом.

Исследования ученых позволили, установит наиболее сензитивные сроки для начала обучения детей грамоте . Подготовка должна начаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Ребенок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти от смыслового значения слова к звуковому.

Социальный заказ родителей, особый интерес современных детей к чтению обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду . Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений . К числу первостепенных задач относятся обучение старших дошкольников чтению . Педагоги используют прописи на печатной основе, что позволяет обучать пятилетних детей курсивному письму .

В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объёма работы по обучению дошкольников грамоте . Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Преемственность исключит дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в ДОУ .

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте , воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка дошкольника , его интересы и потребности. Нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать сетку занятий, сокращать время игр и других видов деятельности.

Подготовка к школе - организация полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства . Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать) . И если детский сад не решает этой задачи, то родители, как правило, быстро находят пути удовлетворения своих потребностей : ребенок начинает посещать занятия или в «школе раннего развития» , или в подготовительном классе общеобразовательной школы. (И это сверх тех занятий, которые проводятся в детском саду) а если к этому добавить посещение ребенком 6-7 лет музыкальной школы, художественной студии или спортивной секции, то можно легко представить себе общую картину учебной нагрузки на современного ребенка - дошкольника . Практика подтвердила, что крен в сторону интеллектуализации образования дошкольников не даст ценностно-значимых результатов в целостном развитии личности ребенка. Главная задача взрослого (педагогов, родителей) – сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости, обеспечить постепенность социального взросления.

Каковы же требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах .

В обновленном варианте российской программы «Программы воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М. А. Васильевой) оббьем и содержание работы по подготовке к обучению грамоте сохраняются . К концу года, ребенок должен : различать понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» ; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги – в словах; находить в предложении и слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Умение называть в последовательности звуки в словах предполагает навык звукового анализа состава слова.

В обновленном варианте программы сохраняется ин название отдела «Развитие речи» , а подраздел или направление деятельности формулируется как «Подготовка к обучению грамоте » .

Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления :

1) Развитие связной речи;

2) Подготовка к обучению чтению ;

3) Подготовка к обучению письму .

Эти направления должны стать обязательным структурным компонентом занятий.

Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников , педагогу важно учитывать два момента : обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно . В процессе организованной образовательной деятельности должен главенствовать дух открытия (ничего не сообщать детям в готовом виде) . Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями : подумайте, отгадайте. При подготовке и организации занятий педагог должен стремиться расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей , включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст ребенку уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Совет 6. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что- то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не и получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.

Публикации по теме:

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Старшая группа № п. п название цель Ход игры 1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А. Конспекты занятий по обучению грамоте. Занятие № 1 Тема: «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "Гуси лебеди" Цель: повторить и закрепить.

СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зайнеева Э.Н., воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 83» г. Стерлитамак РБ

Воспитание в нашей стране предусматривает формирование грамотного человека. И ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям – первому звену в системе образования.

Проблема подготовки дошкольников к обучению грамоте (чтению и письму) и формирования в связи с этим звуко-фонемного компонента в их устной речи имеет давнюю историю, что отражено в работах выдающегося педагога XIX века К. Д. Ушинского. В них говорится о том, что звуки и слова даны детям в сочетаниях в форме речи, как готовый результат синтеза. Анализ является для детей новой работой ознакомления со звуками, которая дает основу дальнейшему филологическому образованию.

Известный психолог Л. С. Выготский утверждал, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Отход от них верх или вниз, т. е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития ребенка. Далее он отмечал, что место начальному обучению грамоте – в детском саду.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

По определению психолога Б.Г. Ананьева: «Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которой является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее» .

Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, что первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. Беглость мышления приобретается через практику в разговорной речи. Основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к обучению грамоте дошкольников.

По мнению Песталоцци «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению». Этим неоспоримым положением должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью .

«С психологической точки зрения, - пишет О.И. Соловьева, - начальный период обучению грамоте – это формирование нового отношения к речи. Предметом сознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона, в то время как раньше познание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы» .

Р. Утяганова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии БГПУ, утверждает, что письменная речь является одной из сложнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с устной речью и другими высшими психическими функциями, по структуре и психологическому содержанию, по мозговым механизмам, лежащим в его основе. Эту позицию поддерживают А.Н. Корнеев, Р.Е. Левина, Е.Н. Российская, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова и другие .

В.И. Яшина пишет, что механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи .

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, Поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Д.Б. Эльконин отмечает, что искания на протяжении истории методики обучения чтению были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи .

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

По мнению М.М. Алексеевой, анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи.

Формирование правильного произношения зависит от спо­собности ребёнка к анализу и синтезу речевых зву­ков, т.е. от определённого уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспе­чивающего восприятие фонем дан­ного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по­ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится воз­можным вычленение отдельных фонем. При этом боль­шую роль играют первичные формы аналитико-синтети­ческой дея­тельности, благодаря которым ребёнок обоб­щает признаки од­них фонем и отличает их от других .

При помощи аналитико-синтетической деятельности проис­ходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизноше­ния. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в це­лом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для по­вседневного общения, то его недостаточно для овладе­ния чтением и письмом. Исследователь детской речи А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляю­щие их звуки, устанавли­вать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим вос­приятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе спе­циального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения на­выками чтения и письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в доста­точном уровне развития аналитико-синтетической дея­тельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, син­теза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает, что под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение качественных основных характеристик звука.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Установлено, что несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношение, а с другой стороны - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим те звуки, которые умеем правильно произносить» .

А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин).

Р.Е. Левина замечает, что акт произношения следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных – согласных) , затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных) . Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

По мнению К.Д. Ушинского, чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно большое значение имеет чистое произнесение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости в школе .

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии .

Следовательно, основой для обучения грамоте является обще-речевое развитие детей. Поэтому, при подготовке обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, активизация и обогащение словаря.

Литература

    Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения по родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. выш. и сред. пед. учеб. заведений. – (3-е изд., стереотип) / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 400 с.

    Алексеева М. М. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. выш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеев, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 156 с.

    Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве: Обучение дошкольников элементам грамоты и наглядно-методическое обеспечение. – 2-е изд. / Е. В. Колесникова. – М. : «Ювента». – 2007. – 48 с.

    Максакова А. И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста / А. И. Максакова А. И. // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 2. – с. 18.

    Пушкина Г., воспитатель ДОУ № 90 г. Стерлитамака. Учу мыслить, играя / Г. Пушкина // Учитель Башкортостана. – 2004. - № 11. – с. 89.

    Развитие речи детей 5 - 6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авт. – сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 272 с.

    Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – с. 50.

    Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С.Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

    Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Яшина, М. М. Алексеева, В. Н. Макарова, Е. А. Старцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.