Эмма Мачукова
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий ,

применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии ;

технологии проектной деятельности;

технологии исследовательской деятельности;

Развивающие технологии ;

Коррекционные технологии ;

Информационно-коммуникационные технологии ;

Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

Они могут знакомить с культурой здоровья;

Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются :

по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

Наблюдения;

Дидактические игры;

Моделирование ситуаций;

Трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Современные образовательные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.


Педагогические технологии в ДОУ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом человеческих и технических ресурсов и их взаимодействия. Задача метода - оптимизация форм образования.

Другими словами, технология содержит алгоритм решения поставленных задач. Это зафиксированные методичные действия, которые гарантируют получение заданного результата. В основе использования технологии положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Современные педагогические технологии в ДОУ направлены на реализацию задач Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

В настоящее время существует проблема недостаточности применения педагогических технологий на практике в ДОУ. Причин недостаточной эффективности новаций за последние годы несколько, и одна из них - низкая инновационная квалификация педагога.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Проблема заключается в неумении педагога отобрать нужную литературу и технологию, вести эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели не готовы к инновациям психологически, другие - методически, третьи - технологически. В последние годы педагоги, стараясь повернуться лицом к воспитанникам, внедряют гуманно-личностное, личностно-ориентированное обучение. Однако главная беда состоит в том, что сам процесс познания теряет свою привлекательность. Число дошкольников, не желающих идти в школу, увеличивается. Снижается мотивация к обучению, дети перестают задавать вопросы, нет признаков интереса, любопытства, удивления. Теряется связь со школьными технологиями, где еще господствует авторитарная система.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В настоящее время использование в ДОУ современных образовательных технологий по ФГОС можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образовательного процесса, снижения нагрузки на воспитанников, а также - более эффективного расходования времени.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Основными требованиями к педагогическим технологиям в дошкольном учреждении можно отнести:

  1. концептуальность;
  2. системность;
  3. управляемость;
  4. эффективность;
  5. воспроизводимость.

Требование концептуальности означает, что педагогическая технология в ДОУ должна опираться на конкретную научную концепцию, которая содержит обоснования достижения целей образования: философское, дидактическое, психологическое, социально-педагогическое.

Требование системности предполагает, что педагогическая технология в ДОУ должна обладать всеми признаками системы, то есть логичностью процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Критерий управляемости означает возможность проектирования учебного процесса, диагностического целеполагания и планирования, последовательной диагностики, видоизменение методов и средств с целью коррекции результатов.

Требование эффективности означает, что современные педагогические технологии в ДОУ должны быть приемлемыми по затратам, эффективными по итогам. Должны быть гарантией достижения определенного стандарта обучения.

Критерий воспроизводимости предполагает возможность применения образовательной технологии в ДОУ по ФГОС в других образовательных учреждениях. И не только применения, а еще повторения и воспроизведения. Технология должна приносить эффект в руках любого педагога, вне зависимости от его стажа работы, возраста, пола и других особенностей.

Структура образовательной технологии по ФГОС в ДОУ

Структура образовательной технологии базируется на трех частях:

  • концептуальной части или научной базы технологии;
  • содержательной части (общие цели, конкретные цели, содержание учебного материала);
  • процессуальной части, то есть совокупности форм и методов образовательной деятельности воспитанников, форм и методов работы педагога, диагностики процесса обучения, деятельности преподавателя по управлению процессом понимания материала.

На сегодняшний день насчитывается более сотни различных образовательных технологий. Они разделяются по предметам, методам подхода к ребенку, по организационным формам, концепции усвоения, бывают авторскими и т.д. Педагоги в ДОУ традиционно используют комплекс образовательных и педагогических технологий. Представим некоторые из них более подробно.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемного обучения в детском саду в зависиммости от того, кто - педагог или ребенок - и как ставит задачу и решает ее. По итогу использования данной технологии в ДОУ воспитывается способность детей к самостоятельному анализу проблемной ситуации, самостоятельному поиску правильного ответа.

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС

Игровые технологии выходят на первый план, поскольку именно игровая деятельность доминирует у детей от двух до шести лет. Методика направлена на развитие памяти, воображения, внимания. Игровые технологии развивают у дошкольников любознательность, развивают коммуникабельность и творческое мышление, стимулируют способность к рефлексии. Побуждают воспитанников к самостоятельному решению проблем, что в дальнейшем помогает им достигать успеха в той или иной сфере.

В игровую технологию в ДОУ по ФГОС последовательно включаются:

  • игры и упражнения, благодаря которым дети учатся выделять основные и характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по конкретным признакам;
  • группы игр, направленные на развитие у дошкольников умения отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающие в детях быстроту реакции, умение владеть собой, смекалку, фонематических слух и т.д.

Технология “ТРИЗ”

Технология “ТРИЗ” (теория решения изобретательских задач) относится к нетрадиционным формам работы, которые ставят дошкольника в позицию думающего человека. Целью использования в ДОУ данной технологии является развитие таких качеств мышления у детей, как подвижность, гибкость, диалектичность, системность, это с одной стороны. С другой стороны, формируется речь, творческое воображение, стремление к новизне. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - привить ребенку радость творческих открытий.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии являются основополагающими среди всех технологии в ДОУ по ФГОС. Они базируются на принципах внедрения культуры здорового образа жизни и валеологической культуры в жизнь дошкольников.

Реализуются здоровьесберегающие технологии в детском саду через комплекс медицинских, педагогических, психологических мероприятий, объединенных единой целью - укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Все здоровьесберегающие технологии классифицируют на несколько групп:

  • профилактические, отвечающие за сохранение детского здоровья и за его приумножение;
  • физкультурно-оздоровительные, основу которых составляют инструменты закаливания, дыхательной гимнастики, физических упражнений;
  • образовательно-воспитательные, отвечающие за приобщение дошкольников к культуре здоровья;
  • социально-психологического благополучия детей (положительное общение дошколят со сверстниками и взрослыми);
  • сохранения учительского здоровья, ориентированные на стимулирование здоровья воспитателей через подвижные игры, гимнастику, релаксацию и т.д.;
  • ЗОЖ, направленные на использование коммуникативных игр, занятий физкультурой, проблемно-игровых и коррекционных методов для приобщения воспитанников к ЗОЖ;
  • динамичная сенсорно-развивающая среда.

Технология исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС

Практика исследовательской деятельности в детском саду имеет под собой главную цель - развитие у воспитанников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Важно отметить, что применение проектных технологий в ДОУ по ФГОС невозможно без использования ТРИЗ-технологий. При организации работы над творческим проектом перед воспитанниками ставится проблемная задача, которую необходимо решить, то есть провести исследование или эксперимент.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • наблюдения;
  • постановка и решение проблемных вопросов;
  • опыты, моделирование;
  • фиксация результатов деятельности: опытов, наблюдений, труда, экспериментов:
  • применение художественного слова;
  • подражание звукам и голосам окружающей природы;
  • “погружение” в запахи, звуки, краски, природные образы;
  • трудовые поручения и действия;
  • творчески развивающие, игровые обучающие ситуации, дидактические игры.

Таблица современных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС

Скачать таблицу педагогических технологий в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Современное общество нуждается в людях совершенно нового типа. XXI век мощного развития различных технологий, в том числе информационных, диктует новые условия. Человек в наше время просто обязан обладать такими качествами характера, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению информации, коммуникабельность, умение принимать решения, планировать и т.д. Поэтому так важно пересмотреть подход, касающийся процесса образования нового, подрастающего поколения. Образовательные технологии по ФГОС необходимо внедрять в педагогический процесс ДОУ поэтапно.

Традиционное образование, к сожалению, не способно обеспечить развитие будущего поколения. Воспитанники, обучаясь по традиционной системе обучения, пассивно усваивают знания. Педагог здесь выступает в роли единственного источника передачи информации. Именно он - неоспоримый руководитель педагогического процесса во время занятия. Дети в этом случае затрудняются мыслить самостоятельно, а педагогу приходится нелегко в желании развить у воспитанников способность к самостоятельному мышлению.

Инновационные образовательные технологии по ФГОС помогут справиться с данным диапазоном педагогических проблем в ДОУ, развивая у дошкольников тягу к самостоятельным открытиям, задатки анализа, умение ставить перед собой задачи, принимать решения и нести за них ответственность.

Образовательные технологии и

педагогические технологии

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

Технология и методика

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Основные существенные отличия

технологий обучения от методики обучения:

Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;

Методика не обещает педагогу гарантированных результатов,

технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; - технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели;

Технология отвечает на вопрос: «Как учить? »,

методика - на вопросы: «Чему учить? », «Зачем учить? » и «Как учить? » в рамках конкретной учебной дисциплины;- технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.

… образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков, а на развитие и воспитание детей…

Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ - построение такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать

формированию его активности в познании окружающей действительности,

раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Партнерское взаимодействие.

В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:

Компонент педагогической системы,

способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.

(Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.)

Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость).

Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.

Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.

(Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3).

термин «педагогические технологии» …

Система способов, приемов, шагов,

последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий,

обеспечивающих гарантированный результат.

(Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.)

Что понимать под результатом деятельности ДОУ?

Результат педагогической деятельности - это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепорюк).

Если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.

Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность -

потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой.

Классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

Педагогические технологии - школьного звена, могут быть использованы и в дошкольном образовании (с учетом психофизиологических особенностей дошкольников)

В каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.

УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОУ.

Без этого условия цели педагогической системы ДОУ и образовательная программа не могут быть реализованы.

Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.

здоровьесберегающие педагогические технологии,

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Технология исследовательской деятельности,

Технология проектной деятельности,

Технологии «Портфолио дошкольника» и

«Портфолио педагога»,

Информационно-коммуникативные технологии.

Прикреплённые файлы:

tehnologi-v-dou_ilq3r.ppt | 48 Кб | Скачан: 543

www.maam.ru

Отчет воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии: личностно-ориентированную, технологию уровневой дифференциации, игровую и нетрадиционные техники рисования с детьми. Они позволяют реализовать поставленные образовательные цели при помощи совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения. Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, игровая, нетрадиционные техники рисования - органично встраиваются в воспитательно-образовательный процесс и используются мною в организации организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии уровневой дифференциации делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Игровые технологии оказывают мне большую помощь в организации образовательной деятельности. В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации. Во время образовательной деятельности и в режимные моменты применяю игрушки, персонажи пальчикового и кукольного театра, которые помогают решить поставленные задачи: научить зайчика умываться, помочь куколке найти друга, поросятам построить домик и т. д.

Сюрпризные моменты. Во время образовательной деятельности использую волшебный мешочек, одушевляю используемые предметы-заместители. Момент неожиданности позволяет вызвать у детей эмоциональный настрой на познание нового материала.

Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты (возможность спать в режимные моменты, играть с ней в течение дня, позволяет детям более легко адаптироваться к условиям ДОУ.

Художественное творчество - особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Организую изо деятельность в группе с использованием нетрадиционных техник рисования. Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей, а нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

При длительном рисовании, лепке провожу с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики. Мои воспитанники с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях по рисованию, лепке использую классическую и современную мелодичную спокойную музыку. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом. Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование мною элементов цветотерапии: доска зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т. д., все это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

www.maam.ru

Проект «Использование педагогических технологий в ДОО в рамках ФГОС»

«Использование педагогических технологий, обеспечивающие развитие творческой активности детей

в процессе образовательной

деятельности в ДОУ в рамках ФГОС»

Ватутина Н. Б., старший воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район.

Актуальность

В ходе модернизации системы дошкольного образования появилась необходимость определить готовность педагогов к переходу на новые образовательные стандарты.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого воспитателя. В настоящее время отмечается, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Проблема

Несоответствие ФГТ и ФГОС к портрету выпускника ДОО:

ФГТ: оцениваются результаты знания детей по образовательным областям и интегративные качества

ФГОС: проводится оценка целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Гипотеза

Применение современных технологий значительно повысит качество

формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Систематизировать знания педагогов о педагогических технологиях, их разновидностях и особенностях, ознакомить с передовыми педагогическими технологиями в области дошкольного образования, повысить профессиональный уровень педагогов.

1. Изучить уровень владения воспитателями знаний о педагогических технологиях.

2. Разработать цикл педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.

3. Внедрить в образовательный процесс ДОУ современные педагогические технологии.

4. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности воспитателей по использованию педагогических технологий.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный.

1.1. Анализ состояния готовности педагогов к внедрению инновационных технологий:

Анкетирование педагогов;

Анализ и подбор методической литературы;

Изучение опыта работы;

Определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка программы методического сопровождения внедрения педагогических технологий в практику.

2 этап внедренческий

2. Реализация программы внедрения педагогических технологий.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий программы.

3 этап. Обобщающий.

3.1. Оценка эффективности реализации проекта.

3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в практику

3.3. Определение путей совершенствования методической работы по использованию педагогических технологий.

Реализация плана:

«Педагогический мониторинг»

Анкета педагога

Тест «Оценка реализации потребностей педагога в развитии»

Изучение и оценка профессиональной информированности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности; готовности к инновационным процессам

«Методическая культура педагога»

Семинары:- «Педагогическая компетенция и компетентность» - «Технология проектирования» -«Современные педтехнологии. Здоровьесберегающие технологии»

Обмен опытом «Проектная деятельность», «Игровые технологии»

-«ТРИЗ-технология» «Технология исследовательской деятельности»

-«Технология Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми»

«Информационно- компьютерные технологии».

Совершенствование профессионализма педагогов, повышение квалификации, развитие инновационного стиля мышления.

«Творческое саморазвитие»

Создание потребности в постоянном росте, стремление внедрять передовой опыт в практику.

Критерии оценки результата

Критерии Показатели

1. Знание программы и технологий

1) создание педагогом педагогических технологий

2) создание администрацией образовательного учреждения образовательной программы

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС

3. Решение проблемы выбора технологий, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) Все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах по формированию технологической компетентности; определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС.

2) повышение уровня сформированности мотивационно- профессиональной компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

После реализации данного проекта предполагается, что у педагогов сформируется интерес к современным технологиям и повысится их педагогическое мастерство.

www.maam.ru

Все формы организации процесса обучения делятся на:

*общие

*конкретные .

Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.

Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь - газеты, журналы и т. д., когда люди не видят и не слышат друг друга) .

Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты) , и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например, ребенок, совместно с педагогом прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения) , со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек) .

Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной.

Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди) .

Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием) :

Ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения) ;

Осмысленность процесса познания;

Все обучают каждого и каждый всех;

При коллективных учебных занятиях (КУЗ) , где знания - хорошие, умения - уверенные, навыки – надежные;

Обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка;

Активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок) , которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний ;

Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава.

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если по какому-то заданию никто не справился с решением, педагог должен дать консультацию.

Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки. Против каждой фамилии в соответствующей графе ставится точка, означающая, что ребёнок может консультировать по тому или иному заданию.

После окончания работы в паре на месте точки ставится +. Каждый ребёнок выполняет все задания, работая с разными партнерами. Сначала организуется несколько групп по 5-7 учащихся, и они работают по своему набору заданий в карточках. Через некоторое время в каждой группе появляются дети, освоившие соответствующую часть теории и справившиеся со всеми задачами.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
  • разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
  • наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ребенка. Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

Наличие сменных пар учащихся;

Взаимоконтроль;

Взаимоуправление

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

  • распределение предстоящей работы между участниками,
  • процесс выполнения задания детьми,

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.

8. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ.

Использование ИАТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

9.Игровая технология.

Это технология имитационного моделирования.

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:

Для развития игровых умений создаётся полифункциональный игровой материал, целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться 2-3 месяца.

Этапы пед. технологии:

1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.

3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:

Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.

Этапы технологии:

1 этап:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях) . Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.

2 этап:

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») .

Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

10. Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».

Примерная структура:

Вводная часть:

создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, что произойдёт, если на планете не будет воды?)

Основная часть:

новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.

Заключительная часть:

детям предлагается любая практическая работа.

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

Методика подготовки и проведение:

Подробней detsadd.narod.ru

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков.

С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

Игровые технологии

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач) , ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Материал с сайта www.deti-club.ru

Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность– технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность –современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость –возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит изтрех частей:

  • Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно:если некая система претендует на рольтехнологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) .

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольникамизадачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие

Подробней на сайте nsportal.ru

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация) .

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

  1. 5. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях (например: д/с № 2) , где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни) , помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу.

Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения) .

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Современные технологии в ДОУ

Существует ряд функций портфолио:

uдиагности-ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени) ,

u содержательная (раскрывает весь спектр выполняе-мых работ) ,

u рейтинговая (показывает диапазон умений и на-выков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит-ся...», «Обожаю, когда...») , в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче-ские данные (в художественно-графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы-вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви-жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки) .

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра-моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы) .

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен-дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо-тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям , портфо-лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения) , фикси-руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По-любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас-сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из-вестных однофамильцах, персональная информация ре-бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.) .

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа-ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан-ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-бимые занятия, особенности совместного времяпрепро-вождения с членами семьи) .

Раздел 4 «Чем могу - помогу» содержит фотографии ребен-ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не-большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по-знавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени) ». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо-тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-циальные контакты, коммуникативная деятельность, само-стоятельное использование различных источников инфор-мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа-цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко-торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты) .

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт-фолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор-мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате-лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не-формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру-гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка») ; психолого-педагогиче-скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со-держание которой входят благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям - за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре-бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас-тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава-тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятель-ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди-телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-ские работы (рисунки, стихи, проекты) ; грамоты; иллю-страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре-бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж-дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

  • творчески думающим,