МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. Мурманска № 57

Подготовила: Глушкова Нэлли Валентиновна

воспитатель высшей категории

Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

В настоящее время в нашей стране идёт обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс реализации системы непрерывного образования.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Что такое целевые ориентиры?

Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Кроме того, не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным . Родители или законные представители ребенка могут отказаться от услуг дошкольных образовательных организаций. Все это и делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для аттестации педагогических кадров; оценке качества образования; оценке как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

В Стандарте прописаны социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка для детей младенческого и раннего возраста и для детей, завершающих дошкольное образование.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

    ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

    проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

    проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

    у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста являются ориентирами развития ребенка не только для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, но и для родителей ребенка. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника не может зависеть только от детского сада, не меньше оно зависит от семьи.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

    у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Таким образом, можно сказать, что:

    Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

    Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования.

    Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    В связи с этим возникает необходимость конкретизировать целевые ориентиры в «Социальный портрет выпускника ДОУ»

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС:

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе . Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

    Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности .

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

    создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

    использование новых современных инновационных образовательных технологий;

    оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Все это позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения

Если в соответствии с ФГТ важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения Программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Разработчики ФГОС поясняют, что специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.2) .

Когда анализировали каждый пункт ФГОС, возникали вопросы и проблемы, но мы попытались разобраться, раскрыть их содержание. Целевые ориентиры в п. 4.6 ФГОС выделены в 2 этапа:

Младенческий и ранний возраст;

Этап завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей программу (п. 4.2) .

Так как, целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются минимумом, то каждая организация в своей программе определяет свои ориентиры, опираясь на этот минимум. Так, например, в примерной ООП «От рождения до школы » (с которой можно ознакомиться на сайте ФИРО, целевые ориентирыболее углублены и дополнены.

В п. 4.5 ФГОС дошкольного образования содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Основанием для такого запрета является характер целевых ориентиров которые, не предполагают контроля, за достижением конкретных образовательных результатов детей, т. е. контроль в организации осуществляется за условиями реализации Программы, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Также целевые ориентиры не могут служить основанием при оценке качества образования, аттестации педагогических кадров, оценке при выполнении муниципального задания и распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

В п. 4.3 ФГОС говорится о том, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников .

И тогда перед многими встает вопрос: «Значит не надо делать мониторинг? ». Здесь можно сказать, что мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждого ребенка и дальнейшего планирования педагогической деятельности.

Таким образом, основная задача мониторинга – определение зоны ближайшего развития и необходимого маршрута образовательного процесса.

И сновавозникает вопрос о мониторинге, п. 3.2.3 ФГОС ДО поясняет следующее: «При реализации Программы можетпроводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамкахпедагогическойдиагностики.

Педагогическая диагностика проводится педагогами, не для определения уровня освоения ребенком образовательной программы, а для того, чтобы понять, что и как сделать самому педагогу, как целесообразнее организовать образовательный процесс для каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Психологическую диагностику индивидуального развития проводят педагоги-психологи и участие ребенка в ней допускается только с согласия родителей.

ФГОС в первую очередь предлагает постепенное смещение от объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.

Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии) и может их использовать исключительно для решения таких образовательных задач, как:

1) индивидуализация образования (построение образовательной траектории ребенка или профессиональной коррекции развития) ;

2) оптимизация работы с группой.

Чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия могут создаваться диагностические ситуации.

Ещё один вопрос как воспитателю отследить динамику развития ребенка для выстраивания своей дальнейшей работы? На данный момент существует проблема в отборе необходимого инструментария для проведения диагностики (мониторинга). Мы ожидаем разработки методических рекомендаций по программе дошкольного образования, возможно, появятся в печати диагностические журналы (как по ФГТ) .

Проблема мониторинга в дошкольных учреждениях не решена, но на сегодняшний день мы получили комплект диагностических методик для изучения уровня подготовки детей к школе. Диагностика согласована с Министерством и Управление образования разрешило нам на основе результатов данной диагностики оформить аналитическую справку и предоставить материал в методический кабинет.

Обобщая все требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно резюмировать:

Мониторинг результатов (уровней) освоения основной образовательной программы дошкольного образования отменяется.

Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста может проводиться.

www.maam.ru

Памятка "Целевые ориентиры"

МБДОУ «Детский сад села Максимовка Шебекинского района Белгородской области»

ПАМЯТКА

Целевые ориентиры дошкольного образованиякак социально - нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребенка.

2014 г.

ФГОС дошкольного образования о развитии ребёнка.

Документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2-х месяцев до 8 лет. Образовательная программа ДОО формируется как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Что такое целевые ориентиры? Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры Дошкольного Образования

  • не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
  • они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
  • освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
  • выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики) .
  10. Способность к волевым усилиям.

Материал с сайта a2b2.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 95" города Ярославля

  • Другие организации
  • Страница обновлена 20.05.2015

С 1 января 2014 года дошкольные учреждения будут осуществлять воспитательно-образовательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) .

Основание - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

социально-коммуникативное развитие;

Материал с сайта mdou95.edu.yar.ru

Сайт детского сада № 32 г. Павлово - «Целевые ориентиры»

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования устанавливает 3 группы требований:

  • К условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;
  • К структуре Программы;
  • К результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Акцентируем свое внимание на третьем требовании - Требовании к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры не следует путать с освоением образовательных областей. Это маяк, к которому нужно стремиться! Целевые ориентиры формируются на основе образовательных областей, они и подлежат мониторингу.

При реализации программы может проводиться оценка развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка педагогических действий воспитателя) . Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) .

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Социальный портрет выпускника ДОО

Аккуратный, Дружелюбный, Внимательный, Здоровый, Физически развитый, Коммуникативный, Сообразительный, Любознательный, Креативный, Книголюб, Осведомленный, Совестливый, Правдивый, Жизнерадостный, Инициативный, Активный, Самостоятельный, Волевой, Толерантный, Настойчивый, Социализированный.

Пути достижения данного социального портрета выпускника.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

Использование новых современных инновационных образовательных технологий;

Оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

Какие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок может достигнуть по следующим образовательным областям?

Образовательные области

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Социально

коммуникативное

развитие

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Познавательное

развитие

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении.

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться.

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

знаком с произведениями детской литературы.

Художественно

эстетическое

развитие

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

у ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Физическое

развитие

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры.

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

ребенок способен к волевым усилиям.

может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Вывод.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на

этапе завершения дошкольного образования) .

Целевые ориентиры на этапе

завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.) .

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры образования для детей второй младшей группы.

  • Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
  • Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
  • Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
  • Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
  • Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом»), узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.

Целевые ориентиры образования для детей средней группы.

  • Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
  • Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
  • Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
  • Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
  • В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
  • Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
  • Движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью.
  • Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
  • Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.
  • Имеет представления: - о себе: знает свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); - о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; - о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
  • Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).

Целевые ориентиры образования для детей старшей группы.

  • Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
  • Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
  • Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
  • Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
  • Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
  • Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
  • Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
  • Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
  • Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов.
  • Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению вшколе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

В последние годы учебно-воспитательная практика российских детских садов претерпела значительные структурные изменения, предусматривающие отказ от ранее утвержденной трактовки дошкольного детства исключительно как этапа подготовки к школе. Дошкольный возраст - удивительное время, вписанное в контекст непрерывного образовательного процесса, когда малыши овладевают специфическими видами деятельности: предметной и сюжетно-ролевой игрой, являющейся способом адаптации к окружающему миру, познанием явлений и процессов, конструированием, наблюдением, исследованием, экспериментированием. Введение ФГОС ДО направлено на обеспечение детям возможности полноценного проживания детства посредством организации различных видов активности, результаты которой не могут быть оценены по стандартной шкале, но их можно представить как . Они используются:

  • учредителями для определения перспектив развития детского сада, утверждения специфики реализации учебно-воспитательного процесса и связанного с ним планирования материально-технического обеспечения;
  • методистами и воспитателями для выбора программного содержания, соответствующего реалиям образовательной ситуации, а также подбора оптимальных методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, оценки собственного профессионального уровня;
  • методистами для изучения социально-психологических характеристик дошкольников возрастом от 2 месяцев до 8 лет;
  • родителями в рамках определения соответствия умений ребенка показателям возрастного развития.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ в вопросах мониторинга качества учебно-воспитательного процесса читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
- Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО (показатели развития личности ребенка по возрастам)
- Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования (проблемы и пути решения)

Целевые ориентиры дошкольного образования

Особенностью дошкольного возраста является пластичность и индивидуальный характер показателей развития, что на фоне многообразия факторов, определяющих взросление ребенка, затрудняет возможность использования каких-либо диагностических инструментов. К тому же, дошкольное образование хоть и является самоценным, но не носит обязательный характер. В свете этого в рамках ФГОС ДО были выделены целевые ориентиры дошкольного образования (далее - ЦО ДО), представляющие собой совокупность социально-нормативных характеристик потенциальных достижений детей на этапе зачисления в школу. Это черты целостного образа дошкольника, его нормативы возрастного развития. При их выявлении не принимается во внимание особенности реализуемого в детском саду программного содержания, применяемые методы и формы педагогической работы, индивидуальные показатели развития воспитанников и другие факторы, поскольку целевые ориентиры являются условными маркерами-сигнализаторами, определяющими общие ориентиры личностного становления и взросления.

В Стандарте, определяющем период дошкольного обучения как самоценный процесс, представлены две группы целевых ориентиров - актуальные для детей младшего дошкольного возраста и утвержденные для воспитанников на завершающих этапах пребывания в ДОУ. Рассмотрим эти ориентиры возрастного развития подробнее.

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС в таблице

Ориентиры развития Ожидаемые результаты
Младенческий и ранний возраст На этапе завершения дошкольного образования
Основная деятельность

Во время игр копирует поведение взрослых, воспроизводит их действия, интересуется литературными и песенными произведениями, с любопытством рассматривает изображения, стремится улавливать ритм.

Демонстрирует эмоциональный отклик на предметы и явления изобразительного, прикладного, музыкального, исполнительского искусства.

Воспитанник проявляет инициативность, коммуникабельность и самостоятельность, интересуется познавательно-поисковой и экспериментальной деятельностью. С учетом личных интересов и предпочтений других детей может выбрать занятие для продуктивной и интересной самозанятости. Успешно проявляет себя в наблюдениях, выполнении простых заданий по образцу, коллективной работе.

Психофизиологические особенности Согласно возрасту развивается крупная моторика, благодаря чему он осваивает прыжки, лазанье, бег. Проявляет настойчивость в своих действиях, стремясь достичь результата. Общая моторика развита на достаточном уровне. Дошкольник отличается выносливостью, подвижностью, умением управлять своими движениями, координировать их. Самостоятельно принимает решения, на основании которых впоследствии реализует свою деятельность. Способен к планированию для достижения цели, может управлять своими поступками. Поведенческая модель в основном подчиняется сформированным представлениям о добре и зле, а также установками взрослых.
Социально-бытовые и личностные качества

В числе представлены следующие: ребенок осознает и применяет простые предметные действия, социальные установки, знаком с назначением основных предметов в быту (вилка, ложка, расческа, мыло, полотенце и т.д.) и принципами их применения. Старается проявлять самостоятельность в играх и быту, знаком с азами самообслуживания.

Ребенок демонстрирует самодостаточность и веру в себя, способен проявлять волевое усилие, сопереживать радостям и трудностям других людей, персонажам литературных произведений или мультфильмов. Успешно находит компромиссы и договаривается с другими, подчиняется социальным установкам и правилам группового взаимодействия. Корректно и спокойно демонстрирует свои эмоции, имеет развитое воображение, которое находит применение в ключевых видах деятельности. Безоговорочно и систематически соблюдает санитарно-гигиенические нормы, правила личной безопасности и здорового образа жизни.

Общение и взаимоотношение с окружающим миром Свободно разговаривает, включаясь в общение со сверстниками и взрослыми, понимая их и уверенно им подражая. Демонстрирует положительное и гуманное отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам, собственному и чужому труду. Активно привлекает взрослых и одногодок к играм и занятиям. Стремится познать неизвестное, интересуется новым. При возникновении затруднений обращается за советом или помощью к взрослым, но чаще старается справиться со всем самостоятельно.
Речевое развитие

Ребенок умеет формулировать вопросы, знает название предметов из зоны ближайшего окружения (игрушек, кухонных и бытовых приспособлений).

ФГОС дошкольного образования и целевые ориентиры предусматривают, что выпускник ДОУ свободно формирует и выражает мысли, потребности, желания. Проявляя инициативу, устанавливает причинно-следственные связи, задает вопросы. Используя воображение, придумывает и озвучивает объяснения к поступкам людей, поведению животных. Использует все доступные средства коммуникации (речь, мимику, символы), демонстрирует сформированность навыков составления монологических высказываний и поддержания диалога. Правильно или относительно правильно строит речевое высказывание. Умеет находить отдельные звуки в словах, демонстрирует предпосылки к письменной речи и грамотности.

Познавательная активность

Целевые Малыш демонстрирует интерес к окружающим его вещам, эмоционально реагирует на игрушки и предметы, активно использует их для организации собственной деятельности, с любопытством наблюдает за другими детьми.

Имеет сформированные представления о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязи, живой природе, исторически значимых фактах и событиях. Знаком с содержанием литературных и музыкальных произведений, соответствующих показателям возрастного развития.

Таким образом, целевые ориентиры дошкольного образования являются своеобразным минимумом, к которому образовательные учреждения вправе добавлять новые аспекты и углублять существующие. Аспектами ЦО ДО следующие характеристики личности дошкольника:

  1. Способность выбирать вид деятельности, проявляя в нем самостоятельность и инициативность.
  2. Демонстрация творческих способностей, фантазии и воображения.
  3. Построение взаимоотношений с одногодками и взрослыми.
  4. Следование социальным нормам и правилам.
  5. Способность к проявлению воли, принятию решений и контролированию своих движений (координация и моторика).
  6. Отношение к окружающему миру, обладание чувством собственного достоинства.

При этом ЦО ДО для детей раннего и младенческого возраста важны не только для воспитателей, но и родителей, которые таким образом оценивают корректность возрастного развития ребенка. В свою очередь знания, полученные дошкольниками и их психофизиологические качества служат предпосылками для успешной учебы в школе, поскольку переход от первой ко второй ступени среднего образования характеризуется постепенным изменением или сохранением учебных методов, форм, принципов и технологий.

ФГОС дошкольного образования: целевые ориентиры

Актуальные нормативы, действующие в сфере дошкольного образования, в частности ФГОС ДО, предусматривают объединение целевых ориентиров программы дошкольного образования в рамках выделения у дошколят предпосылок к учебной деятельности. Это означает, что в период дошкольного детства основным видом активности малышей остается игра, но отдельные умения и навыки (саморегуляция, самоконтроль, саморегуляция, концентрация внимания, взаимодействие с окружающими и прочие) формируют базу, на основе которой далее будут формирования универсальные учебные действия. Таким образом, выделение ориентиров развития дошкольников становится еще одним связующим фактором между педагогическими целями детского сада и школы.

Чтобы обеспечить метапредметные результаты обучения, следуя принципу преемственности, воспитателям важно помнить о входных видах диагностики первоклассников на начальных этапах школьного обучения. Благодаря этому по результатам наблюдений, применения мониторинговых мер можно будет реализовать ряд коррекционных мероприятий и разработать систему стимулирования дошкольников. При этом важно учитывать взаимосвязь между целевыми ориентирами программ дошкольного образования и группам УУД по ФГОС НОО:

  1. Овладение основными продуктивными и культурными способами деятельности способствует формированию личностных УУД.
  2. Содержательное взаимодействие дошкольников в рамках группы, со взрослыми гарантирует закладку коммуникативных УУД.
  3. Развитие воображения, творческого мышления, способности к волевым усилиям, осознание разницы между реальными и вымышленными ситуациями обеспечивает рефлексивные УУД.
  4. Овладение средствами устной речи, готовностью облекать мысли и желания в словесную форму способствует становлению коммуникативных и рефлексивных УУД.
  5. Развитие природной любознательности, потребность задавать уточняющие вопросы, находить причинно-следственные связи наравне со способностью принятия осмысленных и взвешенных решений является базисом для закрепления познавательных УУД.

Давая определение, что такое целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования , важно помнить, что данное понятие охватывает предполагаемый социальный портрет, модель выпускника детского сада, объединяющая объективные нормативы развития и личностные качества, не поддающиеся качественной или количественной оценке. Формирование социального портрета является контролируемым процессом, содержащим высокий уровень субъектевизма и непредсказуемости, и он в полной мере отражает результативность педагогического труда воспитателей детского сада и реализуемого программного содержания, усилий родителей и социальной среды.

Модель выпускника ДОУ - значимый критерий эффективности учебно-воспитательного процесса, используемый для соотнесения мнения представителей семей, педагогов, специалистов, оказывающих поддержку педагогической стратегии, о планируемых результатах с полученными достижениями. Зачастую мамы и папы оценивают уровень подготовленности любимого чада к школе по качественным и количественным критериям, проверяя, умеет ли ребенок правильно держать ручку и выводить в прописях элементы букв, читать по словам, считать и выполнять простые математические действия. Однако целевые ориентиры по возрастам и ФГОС дошкольного образования предусматривают смещение акцентов развития смещаются в сторону формирования общей культуры, которая гарантирует учебную и социальную успешность.
Для достижения желаемой модели выпускника в детских садах:

  1. Формируется и пополняется предметно-развивающая среда, характеризующаяся безопасностью, содержательностью, вариативностью, доступностью.
  2. Педагоги и воспитатели применяют передовые образовательные материалы и технологии. в
  3. В ДОУ привлекаются квалифицированные педагогические кадры, используется инновационная методическая база.

Целевые ориентиры программы дошкольного образования: трудности оценки достижения и пути решения

С момента введения ФГОС ДО эксперты отрасли сходятся во мнении, что по сравнению со школьной образовательной практикой управление учебно-воспитательным процессом в детских садах вызывает гораздо больше трудностей ввиду отсутствия конкретности и четкости реализуемых задач. Воспитателям и родителям следует помнить, что дошкольное образование преследует цель развития у детей произвольности, самостоятельности, творческой активности, потому показателем успешности является уровень психического развития, а не получение детьми определенных навыков и знаний. Так, утвержденные целевые ориентиры дошкольного образования соответствуют правилу «пяти нет»:

  • не могут оцениваться посредством педагогического мониторинга;
  • не вправе вменяться дошкольнику при отсутствии предполагаемого результата;
  • не применяются для проведения аттестации педагогов и оценки уровня развития воспитанников и решения прочих управленческих задач;
  • не используются для распределения стимулирующих выплат педработникам;
  • не применяются для анализа степени выполнения госзадания,
а также их использование не предусматривает возможности сравнивать потенциальные и реальные детские достижения.

В свете этого остро стоит проблема мониторинга уровня подготовки дошкольников к школе в ДОУ: образовательные учреждения, ввиду отсутствия точных методических рекомендаций, могут оформлять аналитическую справку, предоставляя ее в методкабинет. Согласно актуальным нормативам, мониторинг освоения ООП в детском саду запрещен, а оценивание уровня индивидуального развития воспитанников может осуществляться путем наблюдения, бесед и создания диагностических ситуаций, необходимых для оценки динамики развития дошколят и корректировки педагогической стратегии и образовательного процесса. Нами было выделено несколько групп затруднений в вопросах реализации целевых ориентиров по ФГОС дошкольного образования , представленных ниже с комментариями и рекомендациями экспертов.

Затруднение 1. Содержание дошкольного образования обновлено

На сегодня существует несоответствие между требованиями ФГОС и компонентами системы дошкольного образования:

  • массово-репродуктивно организованный образовательный процесс должен способствовать индивидуализированному развитию личности ребенка;
  • деятельность, которая имеет основополагающее значение для развития личности, является только формально свободной и самостоятельной;
  • при условии доминирования словесных образовательных методов и знаниевого подхода дошкольники должны овладеть культурными способами деятельности.

Ввиду изменения принципом взаимоотношений между воспитанниками и педагогами, обновлением концепции образовательного процесса, следует организовать деятельность дошколят, выбрать формы и методы организации занятий в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования . Задействованный кейс методов должен способствовать достижению предполагаемых показателей, поскольку доминирование наглядно-иллюстративного, словесного и объяснительного методов препятствует формированию у детей активной познавательной позиции. Педагогам следует направить силы на пересмотр привычной учебной модели, ориентировав ее на совместную деятельность дошкольников и воспитателей на правах партнерства, которое позволит развить психологическую готовность к учебе и мотивацию. Для этого следует включить в образовательный план проблемно-обучающие ситуации, игры, проектную деятельность и ИКТ, всячески поддерживая детскую образовательную инициативу.

Затруднение 2. Индивидуальные особенности и состояние здоровья детей

Нередко достижение целевых ориентиров дошкольного образования ФГОС ДО невозможно из-за соматических ослабленных и детей с ОВЗ, педагогических запущенных воспитанников и тех, у кого диагностированы речевые дефекты. Решить подобную проблему позволит комплексная оздоровительная работа - профилактика, применение здоровьесберегающих технологий, спортивные мероприятия, а также своевременная диагностика недугов как элемент постоянного контроля за состоянием здоровья ребенка. В детских садах для этих целей используются коррекционные методики - многочисленные настольные игры, Су-Джок терапия, гимнастика, методы игровой коррекции и психологического воздействия. Последние преимущественно направлены на саморегуляцию состояния и поведения детей, приобщение к эмоциональному восприятию мира и используют музыкотерапию, мимические, релаксационные упражнения.

Затруднение 3. Родители недостаточно активно участвуют в образовательной деятельности

Социальное окружение ребенка должно быть максимально задействовано для работы с ним, для чего воспитатели и логопеды консультируют родителей по вопросам логопедической работы и развития речевых навыков, организации коррекционно-развивающей среды дома. Создание информационных стендов, онлайн-консультирование, проведение индивидуальных и регулярных групповых консультаций способствует повышению эффективности профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Затруднение 4. Педагоги ДОУ недостаточно взаимодействуют между собой

Формирование комплексного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада на каждом этапе развития детей позволит избежать затруднений на пути достижения целевых ориентиров дошкольного образования . Систематически взаимодействовать должны педагог-психолог, логопед (дефектолог), музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию для сопровождения воспитанников и достижения их эмоционального благополучия. Проблема также устраняется четким распределением и планированием видов и объема деятельности детей в течение дня.

Затруднение 5. Штат специалистов не до конца сформирован из квалифицированных сотрудников

Только педработники, которые систематически повышают уровень квалификации, способны эффективно решать нестандартные образовательные ситуации, благоприятно влиять на эмоциональный фон в группе и решение воспитательных задач.