ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Белан Н.В., магистратура ДВФУ 1 курс,

направление «тьюторское сопровождение в образовании»

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, необходимые в жизни человеку.

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа возникают следующие задачи:

создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Позиция тьютора в образовательном пространстве ОУ.

Понимание различий содержания позиции тьютора и позиций других участников образовательного процесса поможет лучше понять своеобразие тьюторского сопровождения. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

Учитель обладает определенным знанием, которое он должен передать ученику. Он несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти за формирование мировоззрения. Учитель является, прежде всего, транслятором знаний, в то время как тьютор – помощник в эффективном усвоении этих знаний. Классный руководитель отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания в своем классе, за формирование ученического коллектива, за воспитательную работу и досуговую деятельность. Завуч создает организационно-педагогические условия для усвоения школьниками учебной программы. Психолог ведет психодиагностическую, профилактическую, коррекционную работу.

Тьютор же осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности.

Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики:

    индивидуальная работа с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации;

    способствование самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни;

    помощь в формировании эмоционально-ценностного отношения к действительности.

В настоящее время много говорят о реформе образования, приближении школьной практики к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном образовательном пространстве.

В условиях, когда учитель перестал быть единственным авторитетом для учеников, понизилась значимость формального школьного образования и вырос объем информации, легко доступной школьнику, новая форма взаимодействия взрослого и ребенка (тьютора и ученика) дает возможность мотивировать ребенка на образование.

История тьюторства в России и за рубежом.

Тьюторство – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно появилось в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Сегодня в Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем помогает ему вести проекты в вузе.

В настоящее время тьюторы действуют в ведущих образовательных школах мира (Англия, США, Финляндия, Япония и Франция), опираясь на идею индивидуализации как стержневую, но при этом внося своеобразие в деятельность в зависимости от национального контекста.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения, такие как Царскосельский лицей (1811–1917), примеры наставничества в воспитании царских особ: XVIII век – Ф.Ц.Лагарп, наставник Александра Павловича; XIX век – В.А.Жуковский, наставник Александра Николаевича. Отечественная педагогическая литература фиксирует яркий культурный феномен начала XX века – вольную высшую школу, в которой реализовывался аналог тьюторского сопровождения (Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004).

В конце ХХ века отечественная педагогика обратила внимание на проблему низкой мотивации детей к обучению и стала искать способы образовательной мотивации, в том числе и мотивации ученика через работу тьютора. Идеям тьюторского сопровождения близки появившаяся в 80-х годах ХХ века педагогика сотрудничества и разработанная в 1995 году педагогика поддержки О.С.Газмана.

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г.Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Через год в «Артеке» он прочитал цикл лекций о тьюторе как новой педагогической позиции для молодых педагогов из разных регионов.

Первые публикации по проблеме тьюторства как особой деятельности были первоначально связаны с анализом опыта в области дистанционного образования. В 1991 году в школе «Эврика-развитие» была развернута экспериментальная работа по внедрению новой системы педагогической поддержки детей в учебном процессе, начала формироваться идеология тьюторства. Именно в школе «Эврика-развитие» 20 лет назад была введена должность тьютора.

Представление о тьюторстве как образе новой педагогической деятельности было серьезно обогащено и переосмыслено благодаря теоретическим разработкам культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Так, в работах Б.Д. Эльконина большое место отведено фигуре посредника.

Понимание Б.Д. Элькониным поля и задач посреднического действия позволяет лучше понять и определить место тьютора в общем образовании. «Социальное место посредника есть обслуживание необходимых границ социальной жизни, которое можно назвать переходами и встречами… Это переходы по всем, в частности, по обозначенным в рамках образовательного движения человека, возрастным ступеням: детский сад, школа, вуз, работа и дальше карьера. Поскольку в работе с человеком мы еще не умеем строить этих переходов, то начинаем последовательно терять: в переходе от детского сада в школу – инициативность, в переходе из младшей школы в среднюю – мышление, в переходе из основной школы в старшую – целеполагание, в переходе из старшей в институт – самоопределение. Почему? Потому что встреча устроена неверно. Например, встреча детского сада и школы – это встреча и детского сада, и школы, а не перевод из детского сада в школу, где школа остается такой, какая она есть, и пространство встречи не организует, а детский сад изо всех сил пытается делать вид, что он готовит к школе. …В такой социальной организации посредничество превращается в помощь в адаптации к уже готовым правилам и нормам. Каждый нормальный педагог знает, что таким образом ничего не может быть освоено. Нормы и правила должны быть расшатаны и проиграны человеком и заново им воссозданы в функции нормы и правила» (Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005).

Привлечение ресурса тьюторства для разрешения проблем на этапах перехода продуктивно, так как позволяет задать пробно-поисковые и пробно-продуктивные формы взаимодействия детей и взрослых. В целом же тьюторство всегда возникает и существует там, где есть индивидуальное посредничество.

В настоящее время в теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В., на которые есть ссылки в данной работе.

В 2007 году была создана Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д. п. н. Т.М.Ковалевой, которая трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование. В 2011 году Ассоциация разработала проект Профессионального стандарта «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)». В концепции, представленной в работах и практической деятельности Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, под тьюторством понимается особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Тьюторство в открытом образовании, ИОП.

«Открытое образование в антропологическом контексте представляется, в первую очередь, как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека. Главная цель открытого образования в этом случае – научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно он, а никто другой, является заказчиком на своё образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несёт за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности» (Т.И. Боровкова. Технологии открытого образования. Изд. ДВФУ 2013. – стр.7-8).

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода . Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между учебной деятельностью, учебными программами – и реальными возможностями ученика. На каждом этапе обучения осуществляется учет особенностей учащихся, однако содержание образования остается неизменным. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП), удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся. Это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования. Он предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Внешне многообразие образовательных форм и предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования: ученику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы.

Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования – расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.

Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным и культурным.

Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для их осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым из них индивидуальной образовательной программы (стратегии) (А.А. Теров).

Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования.

Педагогическое сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику. Выражение ответственности – нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и ученик. Исходя из этого, можно выделить два типа педагогического сопровождения:

    нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;

    гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.

Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения –тьюторское сопровождение учащихся, когда ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение (С.В. Дудчик).

Педагогическое сопровождение – это динамичный процесс всё большей передачи ответственности за реализацию самообразования от учителя ученику (Г.М. Беспалова).

Основания, по которым можно оценить какую-либо деятельность как тьюторскую (Т.М. Ковалева):

    диагностика;

    многообразие предложений;

    выбор предложений;

    построение индивидуальной образовательной программы (ИОП);

    выбор маршрута реализации ИОП;

    сопровождение ИОП;

    рефлексия.

Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.

Работа тьютора на разных возрастных ступенях обучения.

Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений членами Тьюторской Ассоциации была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира. Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, и именно с ним сообразуется работа тьютора.

Тьюторство в начальной школе. С.В.Дудчик полагает, что тьюторское сопровождение есть эффективное средство развития и стимулирования интереса младшего школьника, учитывающее этапы развития и компонентный состав познавательного интереса.

Особенностью младшего школьного возраста является наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых младший школьник делает выбор. Эти стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Сопровождение младшего школьника подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого последний, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

На этапе начальной школы главным является поддержать интерес ребенка к образованию. Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, – это избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающая при включении младших школьников в личностно значимую для них деятельность.

Задачи тьютора – выявление и фиксация познавательного интереса младшего школьника; выявление связанных с ним индивидуальных проблем; обучение младших школьников способам работы с познавательным интересом; предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации; организация учениками презентации полученных результатов; совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; обучение учащихся навыкам рефлексии своей деятельности.

Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень важными для ребенка не только сегодня, но и в дальнейшем. При этом вовсе не обязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – и его задача помочь, дать возможность. Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов.

Основные техники работы тьютора на данном этапе – это:

    план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос;

    вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

    образовательное портфолио, где ребенок собирает ценные для него материалы, – те, что делают для него зримыми и ценными его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

Средняя школа. Основной образовательный конфликт в средней школе лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. В подростковом возрасте формируются мировоззрение, представления о смысле жизни, взгляды на жизнь, на свое место и положение в социальной структуре общества. В среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Ключевыми особенностями среднего школьного возраста являются: освоение культурных технологий, методов, механизмов познания окружающего мира и познания самого себя; начало нравственного и предпрофессионального самоопределения; формирование самостоятельности.

Техники работы тьютора усложняются, так как теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но по своей сути остаются теми же:

    образовательная карта (содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути);

    портфолио (требования приобретают нормативные характеристики: исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);

    техники беседы (сами эти техники могут становиться поводом для рефлексии).

Для учащихся средней школы особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги – должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков.

Могут быть организованы тьюторские классы, которые представляют собой образовательные сообщества, объединенные по способу деятельности – способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы. Таких типов деятельностей существует, как минимум, три: исследование, проектирование и творчество.

Старшая школа. В старшей школе продолжается формирование и развитие общекультурной компетентности учащихся и заканчивается формирование их допрофессиональной компетентности, то есть теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать будущим выпускникам. Вопросы самоопределения, профессиональной ориентации, проектирования своего будущего становятся вполне конкретными, требующими самостоятельного решения, планирования, собственных усилий.

Этот возраст характеризуется значительным развитием социального интеллекта, что приводит к значительным переменам в сфере социальных отношений. Группа сверстников, как и прежде, имеет серьезное влияние на старшеклассника, но теперь значимым становится признание специальных способностей. В этом возрасте развитие специальных способностей происходит наиболее бурно, человек начинает сам контролировать и направлять свое обучение, делать его интенсивным и многообразным. Это может произойти в том случае, если способность находит признание в важной для старшеклассника группе сверстников.

Организационно-деятельностные игры и образовательные сессии позволяют учащемуся проявить активность с целью осмысления своих актуальных возможностей и перспектив движения в образовании и карьере. Психологические тренинги – эффективная форма приобретения человеком определенных качеств и умений, перевода их на уровень навыков для решения личностных проблем, а также освоения новой деятельности, достижения успеха и т.д. Научные консультации помогают учащемуся успешно выстраивать творческую, исследовательскую и проектную работу. Стажерские практики (профессиональные пробы) также могут вводиться в старшей школе для того, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной профессиональной деятельности.

Старшая школа может создавать специальные условия, в которых процесс взросления будет проходить более продуктивно. По мнению Татьяны Михайловны Ковалевой, тьютор осуществляет персональное сопровождение каждого школьника в процессе становления у него ответственного выбора.

Этапы организации тьюторского сопровождения

Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:

    сбор информации о ребенке;

    анализ полученной информации и собственные наблюдения;

    совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

    решение поставленных задач;

    анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в образовательное учреждение; дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК не только существенно облегчает работу тьютора, но и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности. (Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ // Инклюзивное образование. Вып.2. М.: Центр «Школьная книга», 2010). Вариант описания деятельности ПМПК также рассматривается в книге Е.А. Екжановой и Е.В. Резниковой «Основы интегрированного обучения».

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).

Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.

На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ и об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива».

Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.

Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения: ДОУ, центры психокоррекционной поддержки и т.д.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию.

Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению.

Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив. У детей с ОВЗ нередко наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков; хорошо, если тьютор использует любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, прогулках, в столовой, на праздниках, классных часах и т.д.). Здесь надо отметить, что общество сверстников, не отвергающее «особого» ребенка, – один из ведущих факторов успешной инклюзии.

Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов.

Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).

На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Методы и формы тьюторского сопровождения.

Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми класса и со взрослыми. Основным инструментом являются вопросы школьника или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих сфер жизнедеятельности ребенка. Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания.

Технологии и методики, которые тьютор использует в своей профессиональной деятельности, – это также технологии открытого образования: «кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Сегодня в практике тьюторской деятельности применяются:

    индивидуальная тьюторская беседа;

    групповая тьюторская консультация;

    тьюториал (учебный тьюторский семинар);

    образовательное событие.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником. Это могут быть, например, рекомендации специалистов с комментариями тьютора, которые возникают в процессе сопровождения, или дневник наблюдений за ребенком как одна из самых распространенных и необходимых форм документации.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Дневники могут быть различными, например:

    Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; отмечаются различные виды сопровождения: учебный материал (разъяснять, объяснять, упрощать), терапия, обучение методике учебы, поддержка при эмоциональных проблемах; отмечаются контакты с родителями, специалистам и другими взрослыми, а также эмоциональные реакции ребенка.

    Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

    Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.

Важно также отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение.

Параметры могут быть следующими:

физическое развитие;

развитие психомоторики;

когнитивное развитие;

социально-эмоциональное развитие;

коммуникативные возможности;

отношение к учебе;

школьные навыки.

По каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы:

описание проблемы;

возможности ребенка;

компенсационные возможности;

ограничения;

ресурсы;

возможные пути преодоления;

действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Таким же образом могут описываться трудности не только учебной, но и социальной сферы деятельности ребенка с ОВЗ. Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.

Законодательная база

В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).

Требования к квалификации : высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Литература

1. Беркович М. Нестрашный мир. М.: Сеанс, 2009.

2. Боровкова Т.И. Технологии открытого образования. Учебное пособие. Изд. ДВФУ 2013. – 172 с.

3. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты.

4. Э. Гордон, Э. Гордон. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск: «ERGO», 2008.

5. Э.Гордон, Р.Морган и др. Революция в тьюторстве. Ижевск: Изд. дом «ERGO», 2010.

6. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / под ред. Н.Д. Шматко. М.: Аквариум, 2001.

7. Джумагулова Ч.А. Принципы и практика инклюзивного образования. Бишкек, 2001.

8. Дудчик С.В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения. Автореферат. М., 2008.

9. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования.

10. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.

11. Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики // Первое сентября. 2004. № 66.

12. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики.

13. Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15.

14. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: Материалы научной конференции. М.: ИТИП РАО, 2006.

15. Костромина С.Н. Психология диагностической деятельности в образовании. СПб.: Наука, 2007.

16. Малофеев Н.Н. Зaпaднoeвpoпeйcкий опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения // Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта. М., 2007.

17. Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С. Выготского (1896–1934 гг.) // Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.

18. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Владос, 2002.

19. Петрова Е.Э. Проблема тьюторства в инклюзивной школе (из опыта работы) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека»

20. Попова С.Ю. Тьютор и его компетенции в системе высшего профессионального образования РФ»

21. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства – идея педагогического поиска // Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.

22. Сартан М. О развитии системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования.

23. Соколова В.Р. «Другие» дети // Новая среда. 2006. № 9.

24. Теров А.А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении // Перемены. 2009. N 3.

25. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос»

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1989.

27. Эльконин Б.Д. Психология развития: 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2008.

28. Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски 1-4. М.: Центр «Школьная книга», 2010.

29. Дайджесты по инклюзивному образованию.

30. Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива».

31. Научно-практическая видеоконференция «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития в Новосибирской области».

32. Сборники научных трудов по материалам тьюторских конференций. М. Томск, 1996–2011.

33. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

34. Центр психолого-педагогической реабилитации «Ясенево».

35. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005.

Программа позволяет изучить инновационный опыт тьюторского сопровождения в сфере инклюзивного образования. Вы узнаете о целях и задачах работы тьютора, о содержании, специфике и методах тьюторского сопровождения различных категорий детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста.

Дата начала занятий: 21.11.2019

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Место проведения занятий: уточняется

Оферта на портале поставщиков 2.0 № 13175728-18

Записаться на обучение

Преподаватели

Кандидат психологических наук, директор Института проблем инклюзивного образования и проректор по инклюзивному образованию МГППУ.

Более 15 лет занимается изучением работы образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход. Изучает организационные алгоритмы работы инклюзивных детских садов, общеобразовательных и коррекционных школ Москвы и Красноярска.

В сфере дополнительного профессионального образования работает восемь лет. За это время в институте прошли курсы повышения квалификации по 10 программам инклюзивного образования около 1830 педагогов, руководителей ОО, специалистов из 20 регионов РФ.

Член Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ; член Экспертного совета Министерства образования и науки РФ по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Имеет звание "Почетный работник общего образования РФ" и Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ.

В сферу научных интересов входят вопросы развития психологической службы образования, психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; психологические технологии поддержки обучения и развития; образовательные отношения.

На данный момент руководит магистерскими программами "Психология и педагогика инклюзивного образования" и "Психолого-педагогические основы социального проектирования", преподает дисциплины "Методологические основы инклюзивного образования" и "Мониторинговые исследования в образовании"

Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития»

Учитель-дефектолог, кандидат педагогических наук

Методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ

Старший научный сотрудник Городского Ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Обучившись по программе, Вы освоите:

  • Принципы и нормативно-правовое обеспечение работы тьютора;
  • Методические и дидактические основы работы тьютора;
  • Содержание и формы деятельности тьютора;
  • Специфику тьюторской деятельности в работе с детьми в зависимости от характера нарушения здоровья (в программе рассмотрены особенности тьюторского сопровождения детей с нарушениями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с нарушением интеллекта);
  • Умение взаимодействовать с семьёй ребёнка и в команде специалистов.

Цель программы - совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, посещающих общеобразовательные школы, детские сады и другие образовательные учреждения.

В результате слушатели программы познакомятся с философско-ценностным подходом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивном образовательном учреждении, получат представление о целях и задачах в работе тьютора, его специфике.

У слушателей будут сформированы устойчивые представления об особенностях различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья и технологиях работы, используемых тьютором в работе с этими группами.

Программу составляют 36 часов очных лекций по 6 академических часов в день и 36 часов дистанционного контента.

Итоговая аттестация проводится в форме дистанционного тестирования.

В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.

Организация тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ

в условиях инклюзивной практики

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Концептуальный подход, лежащий в основе идеи инклюзии, состоит в том, что ребенок с особыми потребностями имеет неотъемлемое право учиться со своими товарищами и сверстниками в одной образовательной системе и равен в правах обычному ребенку. По своей сути инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам инклюзируемого ребенка, к пониманию его характера, личности и изменяющихся потребностей, к пониманию сути расстройств и к планированию правильной инклюзии, которая позволит ребенку развиваться и откроет перед ним новые возможности. Не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка. Ведь гармоничное развитие ребенка зависит от взаимодействия целого ряда участников: самого ребенка, его семьи, инклюзивной образовательной среды, директора и педсоставa школы, руководителя инклюзии и тьютора. Все они являются партнёрами работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики - успешной инклюзии – важна каждая деталь.

Восемь принципов инклюзивного образования:

    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

    Каждый человек способен чувствовать и думать;

    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

    Все люди нуждаются друг в друге;

    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При реализации инклюзивного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:

Создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;

Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

Развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д» В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

Тьютор – это:

    Наставник;

    Посредник;

    Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

    Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

    Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения;

Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в том числе:

Спецификой нарушений развития ребёнка;

Уровнем его активности;

Степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;

Степенью подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования;

Степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;

Уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.

Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

Психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;

Наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;

Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. (№ 18638), изменения касаются только оформления приказа

П р и к а з. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Список использованных источников:

1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2005.

2. Беркович М. - Нестрашный мир - Сеанс, 2009 г.

3. Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000

4. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.- 2008

5. В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции. -http://efaspb.narod.ru/matelials.htm

6. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010

7. Сартан М. «О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования». М.- 2013

8. Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.

9. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009

10. Материалы по инклюзивному образованию ГРЦ: «Инклюзивное образование» выпуски1-4:

11. Центр психоло-педагогической реабилитации «Ясенево» http://center-

yasenevo.mosuzedu.ru/

12. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. -http://thetutor.ru/pro/articles02.html

13. (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

14. Ковалева Т.М. - Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) // Школа и открытое образование: концепции и практики ОГКОУ «Центр ПМСС» Томск 2014

15. Ковалева Т.М. - О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности.-Красноярск, 2002.

16. Основы деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

17. Идея тьюторства - идея педагогического поиска: (Идентификация пространства полагания) / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996

18. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001.

Многие ли люди знают о таком понятии, как «тьюторское сопровождение»? Что оно означает? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно будет найти ответы в данной статье.

Кто такой тьютор

Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Иными словами - это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные возможности. Надо отдать должное такому специалисту, ведь это тяжёлый труд, который даётся не каждому.

Каким должен быть тьютор

Тьюторское сопровождение - это трудоёмкая работа. Какими качествами и навыками необходимо обладать для её осуществления? Немаловажную роль играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться такой профессии. Однако пытаются создавать кафедры и факультеты с уклоном к тьюторскому сопровождению. Неужели невозможно получить такую помощь?

Возможно. В школах и детских садах существуют такие люди, как социальные психологи-педагоги, они-то и могут оказывать такую помощь. Волонтёры тоже рады помочь, но они не обладают теми методическими навыками, которые необходимы для осуществления тьюторства.

Нужны ли тьюторы в системе образования

Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень актуальны на настоящий момент. Рассмотрим их подробнее.

Не стоит скрывать, что во времена наших мам и пап, бабушек и дедушек педагоги были более эмоционально сдержанны, не позволяли себе разговаривать с учениками на высоких тонах, а некоторые и вовсе обладали потрясающей выдержкой. В наше же время педагоги порой проявляют невероятную грубость по отношению к своим подопечным. Как в таких условиях ребёнку воспринимать учебный материал и вообще иметь желание учиться? Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем, ответ очевиден.

Без ограничений в обучении

В подобной помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно привести тьюторское сопровождение различными ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.

Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. Здесь тьюторам необходимо выстраивать процесс обучения, опираясь на особенности каждого ребёнка. Тьюторское сопровождение поможет таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их. Главнейшая задача - не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. Здесь требуется не только педагогическая и методическая помощь, но и психологическая поддержка.

Дети с ограниченными возможностями

А как быть детям, которые передвигаются, к примеру, на инвалидном кресле? Как своё обучение получат они, если посещать школу они не могут? Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Куратор помогает в обеспечении необходимой литературой, предоставляет необходимую информацию, осуществляет полную связь между учеником и учителем, создаёт максимально расширенные возможности для саморазвития и обучения ребёнка. Даже если ученик отправляется на лечение или на профилактический отдых в санаторий, наставник всё равно продолжает с ним взаимодействовать через различные средства связи, не покидает своего подопечного. Важным аспектом также является и то, что тьюторы организовывают взаимодействие не только в системе «ученик - учитель», но и «ученик - одноклассники».

Дети с аутизмом

Тьюторское сопровождение детей с аутизмом подразумевает осуществляется в несколько этапов. Необходимо оценить, какими навыками обладает ребёнок, как он проявляет себя в индивидуальных занятиях и в групповых, научить следовать социальным правилам, соблюдать распорядок дня и воспринимать сенсорные раздражители. Оценить, насколько он может взаимодействовать с другими людьми, как реагирует на просьбы и обращается ли за помощью сам. Дети с таким диагнозом сложнее воспринимают окружающую среду, им труднее усваивать обучающий материал, но это не повод лишать их образования. В таких случаях тьюторское сопровождение расширяет свои границы. Наставнику требуется составить не только подробный план обучения, но и подробный план диагностики личности ребёнка, а также следить за изменениями поведения подопечного на протяжении всего процесса обучения и взаимодействия. Без всех этих составляющих результата просто невозможно будет достичь.

Дети с ограничением слуха

Обучение в школе является важным этапом в жизни каждого человека. Отсюда начинается развитие и составление будущей модели жизни, поэтому посещать школу так важно. Тьюторское сопровождение детей с нарушением слуха начинается со знакомства наставника со своим подопечным. Тьютору просто необходимо провести беседу с родителями ребёнка, выяснить его сильные и слабые стороны, изучить его специфическую сторону болезни.

Только после этого нужно переходить к составлению плана по сопровождению ребёнка. Сам процесс взаимодействия должен строиться на модели того, что тьютор не является главным, он лишь помогает ребёнку выбрать цель и достигать результатов. Одновременно с этим специалист помогает выстраивать общение с одноклассниками и учителями. Такой ребёнок, как правило, не очень контактен, и ему трудно находиться в социальной среде, но тьютор должен помочь преодолеть данные барьеры.

Дети группы риска

Тьюторское сопровождение детей группы риска является очень трудной задачей. Учителя в школах относятся к таким ученикам с апатией, наказывают их, ругают, вызывая тем самым ещё большие отклонения у ребёнка. Часто в подобном поведении ученика винят улицу и неблагополучных друзей. Однако зачастую причины девиантного поведения таятся намного глубже. Родители самостоятельно уклоняются от воспитательного процесса или выбирают агрессивную модель воспитания, что влечет за собой плохие последствия. Разве может малолетний человек самостоятельно принимать правильные важные решения? Его просто толкают на то, чтобы он демонстрировал ненормальное поведение. Это своеобразный крик о помощи, который необходимо услышать. Услышать и помочь. Тьютор же и является тем самым «спасательным кругом», выступая наставником, другом, союзником. И такую помощь обязательно оценит ребёнок из группы риска.

Проблема одарённых детей

Тьюторское сопровождение одарённых детей — это бессмысленно? Многие считают именно так. Зачем помощь тьютора? Ответ на этот вопрос очень прост: такие дети, как ни странно, очень часто сталкиваются с непониманием учителей. И вместо того чтобы создавать для ребёнка индивидуальную программу обучения, педагоги просто заваливают его заданиями. При таком подходе таланты ребёнка можно не только не развить, но и полностью загубить.

Тьюторское сопровождение здесь играет огромную роль. Необходимо не только налаживать отношения между учениками и учителями, но и поддерживать и помогать развивать дар ребёнка. Ведь если происходит угнетение, то откуда же взяться развитию? Если происходит высмеивание талантов, то пропадает желание быть талантливым. А ведь современное общество так сильно нуждается в одарённых детях, в их мыслях и открытиях.

Обучая терпимости

Тьюторское сопровождение в детей является важным фактором. В этом мы уже достаточно убедились. Практика отхождения детей с ОВЗ от обучения в специальных образовательных учрежденьях пока не развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс. Во-первых, дети с ограничениями учатся быть и жить в социуме. Во-вторых, обычные детки учатся взаимодействию с не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для одних, и для других, создаётся тьюторское сопровождение. Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли наставников. Именно таким способом возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом.

Целесообразность тьюторства

Наверное, люди разделятся на два типа: те, кто считает подобный процесс в обучении целесообразным, и те, кто не видит в нём особой нужды. Однако тьюторское сопровождение не просто помогает детям учиться и получать знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети - это ещё маленькие люди, которые самостоятельно не могут научиться толерантности, принятию не таких, как они. Бытует мнение, что не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а от незнания. Тьюторское сопровождение подразумевает общение с одноклассниками своего подопечного. Наставник объясняет и разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями здоровья.