2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ - это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ - это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо­чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­дует отметить, что требование наличия рабочих программ - не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, кото­рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.

В связи с тем что нет жестко регла­ментированной структуры рабочих про­грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.

1) Титульный лист : полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

3) Пояснительная записка : цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

6) Развивающая среда группы : перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы : перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

8) Система работы с родителями : период, содержание, форма работы.

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2-4 недель (всего 10-20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов , за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Структура рабочей программы. (Приложение 2).

Приложение 1

Образец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка»

ПРИНЯТО:

С учетом мнения педагогического совета

Протокол № __, от __.__.20__г.

Утверждаю:

Заведующая ДОУ_______Фамилия И.О.

Приказ № __, от __.__.20__г.

Рабочая программа совместной деятельности педагога

с детьми _ -_ лет, …….. группа «…….»

составлена на основе Основной общеобразовательной программы «МБДОУ «ЦРР – ДС «Название»

Срок реализации программы: 1 учебный год, с 1 сентября 20__ - 31 мая 20__

ФИО, должность

ФИО, должность

г.Эн, 2015г.

Приложение 2

Образец

Примерные разделы рабочей программы

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МБДОУ «ЦРР – ДС «Название». В соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному. Речевому и художественно-эстетическому.

Используются парциальные программы:

- « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ; |

- «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

- …;

- …;

Цель и задачи (из ООП).

Реализуемая программа строится на принципах и подходах (из ООП).

Содержание психолого-педагогической работы (из ООП).

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей _____ группы.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).

4. Содержательный раздел:

Учебный план реализации ООП ДО в группе, в виде таблицы.

Основная часть

Вариативная часть

Парциальные программы и т.п.

Часть ДОУ: особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

1) Климатические особенности: при организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона, время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.п.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание НОД);

2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных (___%), из неполных (___%) и многодетных (___%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___%) и средним профессиональным (___%) образованием.

3) Национально-культурные особенности:

Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые (интерактивные) прогулки, беседы, сказки, проекты в разделе программы «Мой город» 1 раз в неделю.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе (согласно учебному плану )

Направления развития

Виды детской деятельности

Раздел

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Обязательная часть

Коммуникативная деятельность

Безопасность

Игровая

Элементарная трудовая (не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

Мин.

(__ НОД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Познавательное развитие

Конструирование

Логика

Сенсорика

ФЭМП

Природный мир

Экспериментирование с материалами

Мин. (_ НОД)

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Речевое развитие

Коммуникация

Развитие звуковой и интонационной культуры

Формирование звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте

Лексика и грамматика

Связная речь

Чтение художественной литературы

Мин.

(_ НОД

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов,

Продуктивная

Художественный и ручной труд

Изобразительное искусство

Лепка

Мин.

(_ НОД)

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Музыкальная деятельность

Музыка

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

Театрализованная игра, театрализация

Физическое развитие

Двигательная

Физическая культура

Мин.

(__ НОД)

Подвижные игры, упражнения, основные виды движения, общеразвивающие упражнения

ИТОГО

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

Психогимнастика

Писхокоррекционная деятельность

«Традиции родного кра»

прописать

Познавательное развитие

Позновательно-исследовательская

«Неизведанное рядом»

прописать

Речевое развитие

Коммуникация

Логоритмика

«Чисторечие»

прописать

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная Музыкальная деятельность

Театрализация

«Веселые нотки»

Досуговые мероприятия

прописать

Физическое развитие

Двигательная

Минутки пробуждения

Динамический час

Горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу»

Оздоровительные паузы «Зеленый огонек здоровья»

прописать

ИТОГО

- Примерное годовое планирование.

- Перспективное календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Вариант 1

_ неделя (_ - _ месяц) «тема»

Области

НОД

Совместная деятельность

Создание условий для самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Познавательное развитие

Конструирование

ФЭМП (сенсорика)

Природный мир

Речевое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

ИЗО:

Лепка

Рисование

Аппликация

Музыкальное (по плану музыкального руководителя

Театрализация (совместный план)

Физическое развитие

Физическая культура (по плану инструктора по ФК)

ЗОЖ (ОБЖ)

Вариант 2

Развернутое календарно-тематические планирование непосредственно образовательной деятельности

Месяц НОЯБРЬ

Тематическая неделя № _ 9 _ «Наша страна»

Дни недели/НОД

Тема НОД

Цель

Планируемые результаты

Понедельник:

Социалиация

Физическая культура

Вторник

ФЭМП

Музыкальная культура

Среда

Развитие речи

Физическая культура

Четверг

Рисование

Музыкальная культура

Пятница

Природный мир

Физическая культура

5. Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).

Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методические пособия

Наглядно – дидактические пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

Например

Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Обязательная часть

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

20 мин. (1 НОД)

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование , реализация проектов, викторины

Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Якутии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы ……..

5. Организационный раздел

Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

педагога ДОУ по ФГОС ДО.

Подготовила: старший воспитатель Ушакова В.Т.

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Детство», и т. п.) .

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед - реализует образовательные программы.

Педагог-психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Целевой раздел включает в себя:

а) пояснительную записку;

б) планируемые результаты освоения Программы .

Пояснительная записка должна раскрывать :

Цели и задачи реализации Программы;

Принципы и подходы к формированию Программы.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений

4. Содержательный раздел :

образовательных областей:

2. Описание форм, способов, средств реализации Программы

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

4. Способы и направления поддержки детской инициативы

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы)

5. Организационный раздел:

2. Режим дня.

3. Циклограмма деятельности.

5. распределение тематических периодов.Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

среды.

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;

полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;

составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г));

срок реализации программы (учебный год) ;

год разработки программы.

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. Группы (далее Программа) разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы : (перечислить)

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Цель и задачи Программы (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы») :

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель (программы Детство):

Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления

предметного обучения.

Задачи (программа «Детство)

1 .Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование

основ его двигательной и гигиенической культуры;

2.Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов

деятельности;

3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс

социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,

возможностей и способностей;

4.Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной

отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению

гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

5.Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных

способностей и речи ребенка;

6.Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

7.Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное

взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с

изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным

языком, экологией, математикой, игрой;

8.Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к

другим народам и культурам;

9.Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы

дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство

своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Задачи (часть ДОУ – парциальные программы) :

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

(выписать из программы по возрастной группе)

образовательных областей:

· Направление «Социально-коммуникативное развитие».

· Направление «Познавательное развитие».

· Направление «Речевое развитие».

· Направление «Художественно-эстетическое развитие».

· Направление «Физическое развитие».

Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы»).

Социально-коммуникативное развитие – может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.

Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Познавательное развитие – Представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.

Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра.

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники -

2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы). Можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы)

4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы)

5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы)

6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области

5. Организационный раздел:

1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)

2. Режим дня.

Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,

3. Циклограмма деятельности.

4. Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД.

5. Распределение тематических периодов. Комплексно - тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности

6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды.

Требования к оформлению Рабочей программы

1 . Набор текста производится в текстовом редакторе Wordс одной стороны листа формата А4, тип шрифта: TimesNewRoman, размер - 14 пт.

2. По контуру листа оставляются поля:

левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм

3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.

4. Программа сдается на бумажном носителе - в папке и в электронном варианте.


Согласно «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) педработник (в данном случае воспитатель) – это физическое лицо, которое с детским садом и выполняет обязанности по обучению, воспитанию дошкольников. На основании ст. 48 Закона № 273-ФЗ педработники обязаны выполнять должностные обязанности на высоком уровне, обеспечивать реализацию педагогических целей на высоком уровне.

Законом № 273-ФЗ устанавливается в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие « примерная основная образовательная программа » как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.

Предпосылки составления рабочей программы педагога ДОУ

Предпосылками для написания главного нормативного документа воспитателя детского сада являются:

  • необходимость педработников в планировании образовательных и воспитательных шагов ;
  • потребность учитывать особенности отношений в детском коллективе;
  • способность анализировать эффективность профессиональной педагогической деятельности.

При условии разработки рабочей программы воспитателя детского сада можно ожидать таких изменений:

  • возможность рациональной организации образовательно-воспитательного процесса, в том числе применение творческих и инновационных приемов осуществления педагогической деятельности;
  • возможность определения вектора развития для каждого воспитанника;
  • способность контроля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, в том числе и родителями дошкольников;
  • возможность определять круг педагогических проблем и поступательно решать их.

При составлении документа необходимо применить не только поэтапное планирование, но и уметь соотнести с ее требованиями собственную педагогическую деятельность, выбирать для реализации педагогические приемы, рекомендуемые актуальными образовательными стандартами, составлять перечень прогнозируемых результатов.

Понятие рабочей программы воспитателя детского сада

Понятие рабочей программы воспитателя детского сада трактуется по-разному. Наиболее распространенное определение формируется так: это нормативный документ, в котором определяется содержание и объем образования для каждой возрастной группы воспитанников, указываются формы и методы ведения образовательной и воспитательной деятельности с использованием имеющихся в детском саду ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Рабочая программа воспитателя детского сада разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы ДО и авторских парциальных программ, которые при необходимости взаимодополняют одна другую.

Для того, чтобы составленный нормативный документ не стал гибридом вышеперечисленных документов, следует тщательно изучить основные положения концепций, представленных в научно-педагогической литературе. Также необходимо учитывать:

  • содержание образовательной программы ДОО;
  • систему используемых образовательных технологий и методик;
  • методические и дидактические материалы;
  • содержание воспитательно-образовательной деятельности (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей применение различных форм организации детского коллектива.

Требования к основному нормативному документу работы воспитателя на федеральном уровне пока не определены, поэтому педработник имеет право самостоятельно выбирать форму составления документа.

Рабочая программа педагога ДОУ может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой ДО в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). При этом педработник имеет право изменять отдельные структурные элементы нормативного документа в соответствии с особенностями реализации образовательных задач в конкретной ДОО.

Модель рабочей программы педагога ДОУ должна представлять оптимальные условия для осуществления педагогической деятельности, к которым относятся формы организации деятельности, принципы и приемы преподавания, элементы предметно-развивающей среды, социокультурные ценности.

Рабочая программа педагога ДОУ демонстрирует, как с учетом образовательных целей и возрастных потребностей воспитанников воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель ведения образовательной деятельности на основе ФГОС дошкольного образования. Остановимся подробнее на примерных структурных элементах основного документа педагога ДОУ, к числу которых следует отнести:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • основную часть документа, которая включает:

– календарно-тематический план (комплексно- тематическое планирование);
– расписание образовательной деятельности;
краткое содержание документа;
– особенности организации образовательного процесса;
– условия реализации;

  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист и листы приложений не подлежат нумерации. На титульном листе следует указывать:

  • полное название ДОО;
  • грифы, подтверждающие согласование документа с заведующим детского сада;
  • название рабочей программы воспитателя детского сада;
  • возраст воспитанников;
  • фамилию, имя, отчество и должность ответственного педработника;
  • год составления документа.

В пояснительной записке следует указать краткое содержание документа, цели и задачи программы, ее актуальность, которую можно раскрыть через возрастные потребности детей, а также механизмы достижения качества образовательного процесса.

При постановке целей документа рекомендуется ориентироваться на положения ФГОС ДО (обеспечение доступности образования для всех детей, гарантия качества дошкольного образования, закрепленная введением единых государственных стандартов, сохранение единства дошкольного образовательного пространства на всей территории РФ). За основу для определения задач данного нормативного документа следует взять задачи основой образовательного программы ДО, а именно:

  • заботу о физическом, психическом и эмоциональном здоровье дошкольников;
  • обеспечение равенства возможностей для всех воспитанников независимо от пола, национальности, места жительства, социального статуса, природных талантов, дефектов психофизиологического развития;
  • гарантию последовательности реализации образовательных целей;
  • создание благоприятных условий для развития природных дарований детей с учетом их интересом и мнения родителей (законных представителей);
  • консолидацию образовательных и воспитательных задач на основе стандартов ФГОС и общечеловеческих ценностей;
  • формирование культуры поведения, обеспечение условий для поступательного личностного роста (приобщение к здоровому образу жизни, знакомство с эстетическими ценностями, развитие таких качеств характера как самостоятельность, инициативность, ответственность за собственные действия);
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах образования, достижению педагогических целей.

В качестве педагогических принципов могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, предусмотренные ФГОС:

  • полноценное проживание дошкольником всех этапов детства;
  • построение воспитательно-образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей каждого ребенка;
  • признание воспитанников полноценными участниками образовательного процесса;
  • поддержка инициативы семейного воспитания;
  • обеспечение взаимодействия педработников с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • стимулирование всесторонней познавательной деятельности ребенка;
  • культивирование общекультурных ценностей, семейных традиций, норм поведения в социуме, патриотизма;
  • учет этнокультурных интересов дошкольников.

В пояснительной записке также следует кратко обрисовать возрастные особенности детской группы: представить описание детского контингента, указать возраст, пол, национальность, круг интересов дошкольников.

Далее необходимо описать особенности организации ведения педагогической деятельности в данных условиях. Например, указать, что образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода пребывания воспитанников в группе детского сада и строится на основе активного взаимодействия воспитателя с детским коллективом. Здесь же следует указать традиции воспитания, сложившиеся в детском саду и конкретной группе.

Обязательным условием составления пояснительной записке является отражение программно-методического комплекса образовательного процесса, включающего такие элементы:

  • примерную основную образовательную программу ДО;
  • парциальные программы в детском саду;
  • список используемых пособий, демонстрационного, наглядного и раздаточного материала, необходимого для достижения образовательных целей;
  • перечень вспомогательных пособий для воспитанников (печатные тетради, книги).

В обязательном порядке следует представить список практикуемых методов, техник и приемов педагогической работы, выбранного подхода к составлению предметно-развивающей среды.
Обязательным пунктом документа является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • нормативные документы регионального и муниципального уровней.

Основная часть рабочей программы воспитателя детского сада

В основной части главного нормативного документа педагога дошкольного образования следует отразить:

  • возраст воспитанников;
  • календарно-тематический план работы, утвержденный на педагогическом совете;
  • расписание организованной образовательной деятельности, утвержденное со старшим воспитателем или методистом детского сада;
  • содержание образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО;
  • особенности организации учебно-воспитательного процесса.

В основной части программного содержания следует сосредоточиться на теме. Традиционно тематическая неделя в детском саду начинается в понедельник и заканчивается в пятницу, поэтому при оформлении документа целесообразно вынести ее название в верхнюю часть страницы (табл. 1).

В случае если воспитатель решит использовать сокращения, это следует отразить в пояснительной записке.

В следующем блоке следует раскрыть модель организации образовательно-воспитательной деятельности, которая может быть групповой (при условии активного взаимодействия воспитателя и дошкольников) и самостоятельной (деятельность детей без участия взрослых). В рамках первой модели ведения образовательно-воспитательной деятельности достижение педагогических целей осуществляется в виде непосредственного образования, не связанного с ситуациями присмотра за воспитанниками, так и влияния на личностные характеристики дошкольников во время режимных ситуаций (утренним приемом, прогулкой).

Очень важно указать формы ведения педагогической работы с дошкольниками, описать режимы дня группы в теплый и холодный сезоны года, а также режимы закаливания и двигательной активности. Не лишним будет описание праздников, мероприятий, торжеств и акций, которое, впрочем, можно представить в виде отдельного документа. План организации воспитательно-образовательного процесса в группе может быть оформлен в виде таблицы (см. табл. 2).

Просмотреть полную версию таблицы вы можете в приложениях к материалу

В разделе «Условия и средства реализации рабочей программы воспитателя детского сада» следует представить данные об оснащении предметно-развивающей среды, доступном методическом обеспечении. В документе следует оказать пространство, используемое для активного взаимодействия педработника и педагогического коллектива (оно должно соответствовать возрастным потребностям детей):

  • внутригрупповое пространство;
  • помещения детского сада, которые используются для достижения ситуативных педагогических целей: спортивный или музыкальный зал, кабинет специалиста, комната-музей, центр развития;
  • приусадебные территории ДОО (площадка, экотропа);
  • центр близлежащего социума (музей, театр, школа, спортивный центр, стадион, библиотека, бассейн).

Среди педработников сферы дошкольного образования широко распространена практика представления среды групп в виде плана-схемы. Составление такого плана позволяет воспитателю глубоко проанализировать собственные профессиональные достижения и найти творческие варианты обустройства игровых площадок. Помещения детского сада, приусадебные территории ДОО можно представить списком или в виде таблицы, а отразить график посещения этих мест удобно при помощи построения графика.

Опытные воспитатели в полной мере осознаю важность контроля процесса образования, поэтому в основном разделе следует обратить особое внимание на оценку индивидуального развития воспитанников и указание используемых для оценивания методик проведения педагогической диагностики. Например: оценка эффективности педагогических действий по использованию авторской концепции И.А. Лыковой «Цветные ладошки» или оценка физического развития детей с использованием АРМ «Физкультурный паспорт».

Важно помнить, что по итогу проведения педагогической диагностики следует составить индивидуальные маршруты развития всех воспитанников группы.

По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представлено в документе в виде:

  • перспективного плана по взаимодействию с родителями;
  • отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели.

Ориентировочные технические требования к оформлению документа:

  • формат листов А4;
  • редактор Word for Windows;
  • шрифт Times New Roman;
  • кегль 12–14;
  • междустрочный интервал – одинарный;
  • поля со всех сторон 2 см;
  • выравнивание по ширине, абзац 1 см;
  • переносы в тексте не ставятся;
  • центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
  • таблицы вставляются непосредственно в текст;
  • нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.

Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению презентации педагогических целей для родителей. Если презентация размещена на сайте ДОО или личном сайте педагога, то в документе необходимо сделать ссылку на соответствующий материал.

Структурный элемент рабочей программы педагога ДОУ «Список литературы» включает перечень использованной воспитателем литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература.

Приложения к рабочей программе воспитателя детского сада

В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм педагогической деятельности с детьми;
  • описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
  • комплексы утренней гимнастики; визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах и памятках и т. д.).

Рабочая программа педагога ДОУ утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом заведующего ДОО. Утверждение рабочей программы педагога ДОУ предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета. В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательно-воспитательный процесс, зависит результат педагогической работы в целом.

Рабочая программа педагога ДОУ, составленная с учетом социального заказа на педагогические услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога. Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами детского сада. Не случайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей.

Однако такая позиция исключает личность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям образовательно-воспитательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовые положения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получают целостного представления об изучаемой теме. Осознание целостности содержания если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, т. е. формируется эмпирически, «методом проб и ошибок». Справиться с данной работой воспитателю поможет старший воспитатель или методист детского сада. Рекомендуется проводить методические объединения, семинары- практикумы, организовывать творческие группы. Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы педагога ДОУ, а результатом может стать творческая и увлекательная жизнь группы.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc