Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271 в качестве одного из основных приоритетов развития общего образования указано сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, учителей. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности школы.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.

Школа - открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни общества.

Семья воспитывает на традициях прошлого, улица учит настоящему, а школа учит будущему, закладывает позитивные основы отношения к жизни во всех её проявлениях.

На Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины, состоявшемся в Москве в июне 2011 года, прозвучали внушающие опасение цифры: менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, "практически" здоровы.

По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается, к концу обучения показатели сокращается почти в 10 раз - здоровых выпускников в России лишь 2,5%. К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют факторы образовательной среды: учебная перегрузка, ретрансляционные образовательные технологии, не создающие условия для саморазвития и творчества, недостаток двигательной активности, низкий уровень культуры здоровья в обществе. На значительные школьные нагрузки и снижение двигательной активности накладывается внедрение в жизнь детей компьютеров и других цифровых устройств, приводящих к увеличению сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств. За последние годы их число увеличилось в 2 раза. Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда школьников, как основа профилактики хронических заболеваний является важнейшей проблемой современности.

Актуальность исследования особенностей физического развития и состояния здоровья школьников обусловлена, с одной стороны, необходимостью достижения наиболее полной коррекции состояния здоровья при различных заболеваниях, а с другой, созданием условий для активной трудовой и общественной жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена социальной значимостью проблемы создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся сельской школы, формированию у них здорового образа жизни.

Цель исследования:

1) Изучить эффективное влияние программы направленной на физическое развитие и формирование здорового образа жизни школьников в сельской школе;

2) Оценить влияние программы на состояние здоровья школьников, физическую подготовленность, а также на успеваемость в процессе обучения;

Объект исследования:

Обучающиеся в МБОУ «Верховская школа» д. Сметанино Верховажского района, Вологодской области. Для проведения исследования взяты данные за 10 лет.

Предмет исследования:

Данные по численности обучающихся, их физического развития и физической подготовленности, а также успеваемости в течение обучения за 10 лет.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования мною сформулированы следующее:

Научно-практическое значение:

Результаты данной работы могут быть использованы в учебном процессе сельской школы в иллюстративном виде при изучении уроков биологии. Кроме того, полученные результаты будут способствовать оптимизации и индивидуализации воспитательной работы со школьниками, развитию научного мировоззрения; исследование послужит приращению научных знаний по указанной проблематике.

Этапы исследования:

1) Сбор и анализ литературы по проблеме исследования.

2) Знакомство и освоение методик.

3) Сбор материала исследования.

4) Статистическая обработка результатов.

5) Обсуждение полученных результатов.

6) Обобщение и выводы.

7) Работа над оформлением выпускной квалификационной работы.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

здоровье школьник заболевание профилактика

Проблема укрепления здоровья детей волновала умы многих философов, педагогов, психологов. В работах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского и др. учёных подчёркивается важность создания условий для укрепления здоровья ребёнка, необходимость формирования у детей здорового образа жизни.

Различные аспекты здоровья учащихся рассматриваются в работах современных учёных: Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Г. Колесниковой, В.В. Колбанова, В.П. Петленко, Л.Г. Татарниковой.

Сбережение здоровья - наиважнейший вопрос, касающийся здоровья будущего государства и нации и, прежде всего, молодёжи. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из стратегических ориентиров образования в России, который применяется в современных образовательных организациях в целях создания здоровьесберегающей образовательной среды. Валеология - новое научное направление, родившееся в последние десятилетия XX века. Проявление и постепенное развитие этого направления было естественным и закономерным, так как в обществе наметилось некоторое изменение отношения к самому понятию «здоровье». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) трактует это понятие как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического увечья.

В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих.

Изучая материалы Федерального Государственного Образовательного Стандарта, утверждённые Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, который зарегистрирован 7 июня 2012 г., рег. № 24 480 мы увидим, что в числе требований к результатам освоения основной образовательной программы при формировании универсальных учебных действий в обязательном порядке значится: «Формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута».

В реализации задач здоровьесбережения современных школьников ведущее место отводится проблеме здоровья образовательной среды.

Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей и предполагает решение, по меньшей мере, двух комплексных научных проблем:

1) Изучение влияния учебного процесса на здоровье учащихся и проектирование валеологически обоснованной системы школьного образования;

2) Изучение понимания учащимися сущности здорового образа жизни и разработка для них соответствующей образовательной программы и методических принципов формирования здоровья;

Существует множество определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Здоровый образ жизни - понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление "факторов риска", возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде - максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина , следует положить ряд основных принципов:

1) Здоровый образ жизни - его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

2) Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

3) Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

4) Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

1) Уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

2) Исследование состояния здоровья подростков и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;

3) Выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

4) Создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья учащихся.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Министерства здравоохранения РФ общественное здоровье на 70-80% определяется собственным отношением человека к нему, а также его желаниями и возможностями положительно влиять на факторы его обеспечивающие. В этом контексте необходимо утверждать о необходимости формирования культуры сохранения здоровья еще в школьном возрасте.

Доказано, что здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа жизни. В частности, Д.У. Нистрян в одной из своих работ отмечал: «…некоторые исследователи считают, что здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% - от окружающей среды и лишь на 8% - от медицины».

Проблема формирования здорового образа жизни и связанные с ней идеи, так актуальные в настоящее время, во многом перекликаются с идеями великого русского учёного, автора антропономической концепции воспитания К. Э. Циолковского . В своих работах ученый пытается переосмыслить проблему совершенствования человека: преобразование себя, своей несовершенной природы с целью обрести высшую свободу.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего школьного возраста:

1. Мотивация к здоровому образу жизни;

2. Воспитание потребности к занятиям спортивными и подвижными играми;

3. Материальная база для проведения занятий по спортивным и подвижным играм.

Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы:

1) Снижение двигательной активности;

2) Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

3) Нарушение зрения, осанки;

4) Ухудшение нервно - психического здоровья. Стрессовая педагогическая тактика;

5) Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

6) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

7) Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

8) Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса;

9) Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

10) Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

1.1 Понятие и признаки физического развития

Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил , , , .

На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития , , , , .

Основными показателями физического развития являются:

1. Соматометрические, т.е. основанные на измерении размеров тела скелета человека и включающие:

2. Соматоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.

3. Физиометрические показатели, т. е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д. , , .

Оценка физического развития имеет большое значение для многих областей медицины.

Клинико-диагностическое значение оценки физического развития нашло свое место в так называемой конституциональной диагностике, т. е. определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний. , , .

Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки человека. , , .

Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике. , , , .

Изучение физического развития включает в себя:

1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;

2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;

4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий. , , , , , .

1.2 Факторы формирования здоровья

Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми являются следующие :

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития .

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции . Важнейшими показателями соматического благополучия подрастающего поколения являются его физическое развитие и физическая работоспособность. Отклонения в физическом развитии чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела.

Наблюдение за физическим развитием детей должно начинаться с момента рождения и регулярно продолжаться в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного», «Медицинскую карту ребенка». , , , , , .

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.

Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой людей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип длительного наблюдения за развитием каждого отдельного человека.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения . Изучению психического статуса детей и подростков уделяется значительное внимание. Первым признаком психического неблагополучия являются неврозы и невротические реакции. В качестве главного источника нарушений «психического здоровья» учащихся рассматривается их неспособность справиться с учебной нагрузкой. Попробуем выделить причины, которые мешают занимающимся адаптироваться к существующей школе и разработке различного рода гигиенических критериев и требований, соблюдение которых должно облегчить им эту адаптацию:

1) Слабая функциональная готовность к школе;

2) Парциальная незрелость некоторых функций;

3) Наследственная отягощённость;

4) Медлительность мышления;

5) Соматическая ослабленность и низкий уровень умственной работоспособности;

6) Дисгармоничность в развитии;

7) Недоразвитие мотивационной сферы;

8) Леворукость (оказывается, у леворуких детей неврозы возникают в 2 - 3 раза чаще);

9) Половые проблемы (особенно в пубертатный период);

Большинство психологов причины психической дезадаптации напрямую связывают с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизиологическими особенностями и отклонениями в развитии. Лишь в отдельных случаях в качестве источника невротизации рассматриваются не сами школьники, а учитель, точнее - его агрессивное отношение к ученикам и «патологические» особенности современной системы организации учебного процесса.

Нравственный и социальный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты . Социальное неблагополучие сопровождается безответственным отношением к своему организму, проявляющимся у детей в «самовредительстве здоровью». Исследования показывают, что в последние годы среди подростков резко повысилось потребление алкоголя и табакокурения. Социологические опросы учеников 8 - 10 классов показывают, что 12 % из них пробовали наркотические и токсические вещества. Большую тревогу вызывает учащение среди детей случаев заболеваний, передающихся половым путём. На нравственное состояние подрастающего поколения большое влияние оказывает общий рост преступности в стране. Участились случаи насилия в стране (прежде всего сексуального) над детьми и подростками. Психиатры отмечают, что сексуального посягательства, как правило, вызывают у детей очень тяжёлые последствия. Большинство из них не способны продолжить обучение в школе и страдают различными фобиями. Пострадавшие девочки начинают проявлять склонность к занятию проституцией, а мальчики - к растлению малолетних. Очень не благоприятны и отдалённые последствия этой психотравмы. Люди, перенесшие в детстве сексуальное насилие, обычно испытывают трудности в семейной жизни, склонны к суицидам или агрессивному поведению.

Общий вывод по медико-социальному анализу: в связи с вышеизложенным важно изучить роль школы в адаптации детей к складывающемся в стране социальным условиям жизнедеятельности и разработать с учётом этого такую педагогическую методологию, при которой проблемы подрастающего поколения в рамках системы образования решались бы с учётом валеологических принципов.

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим образом :

Образ жизни человека - он на 50-55% определяет состояние его здоровья;

Экологические факторы - на 20-25% влияют на здоровье человека; Биологические факторы - на 15-20% определяют состояние здоровья; Медицинские факторы - на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Исходя из валеоцентрического подхода к формированию здоровья, структурно-логическим методом разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на 4 равные по значению группы и распределить их относительное значение для формирования, укрепления и сохранения здоровья следующим образом :

Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья; Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека; Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье; Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.

Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании" (1992 г.). Однако исследователи отмечают, что в школьном образовании на сегодня не достаточны научные проработки системы ознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья: не достаточно разработано содержание базовых знаний по проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ), отсутствует методика развития знаний об образе жизни как факторе здоровья, не разработаны методические приемы, с помощью которых данные сведения могут быть усвоены. Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении необходимых, важных, познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у них нет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияние средовых факторов на здоровье человека и генофонд будущих поколений. Решение этой проблемы оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса.

Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в детском и подростковом возрасте. Изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему школьного образования.

Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления организационно-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:

Создание оптимальных внешнесредовых условий - микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе;

Обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания.

Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности, как важной характеристики конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и несовершенством образовательной системы (практическим отсутствием адекватных организационно-педагогических условий), способствующей формированию необходимых качеств личности школьников.

1.3 Забота о здоровье современных школьников

Высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу, поэтому значительную часть работы обязано взять на себя образовательное учреждение. В настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающегося на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь) и сознательное негативное отношение к ним. И легче всего формировать фундаментальные знания о здоровом образе жизни с самых ранних лет.

1.4 Предупреждение заболеваний и несчастных случаев в образовательном процессе

В школу приходит до 80 % детей с пониженной сопротивляемостью организма, различными функциональными и морфологическими отклонениями. Для решения этой проблемы, вполне закономерна постановка задач по реабилитации и дифференцированному оздоровлению детей перед поступлением в школу с помощью закаливающих процедур, применения комплекса адаптогенов и витаминов. Анализ динамики утомляемости школьников различных классов свидетельствует о необходимости более жёсткого соблюдения гигиенических правил, и, прежде всего - режима учёбы и отдыха.

1) Не загромождать расписание «трудными» предметами;

2) Заниматься с детьми преимущественно в первую смену при 6-дневной учебной неделе;

3) Вводить в режим дня продолжительные динамические паузы;

4) Использовать на уроках «функциональную» музыку;

Нередко в школах пытаются заниматься восстановлением здоровья учеников с помощью фито- и физиотерапии, воздействия запахов и минералов. Сходные валеологические идеи положены и в основу индивидуально - дифференцированной системы обучения. На практике сущность дифференцированного подхода чаще всего сводится к снижению темпов опроса «медлительных» и ослабленных учащихся и подбору для них индивидуальных заданий. Делается это для того, чтобы обеспечить им усвоение программного материала с меньшими потерями здоровья.

Стремление облегчить учащимся процесс овладения знаниями вполне обоснованно связывается с поиском новых технологий обучения. Тем ценнее отдельные попытки внедрения элементов проблемного обучения на уроках в средних классах или работы детей в парах сменного состава, которые благотворно влияют на здоровье и функциональное развитие занимающихся.

Позитивный эффект объясняется просто: при этих подходах образовательная деятельность школьников протекает в свободном режиме и, следовательно, не сопряжена с переутомлением.

Высокий уровень травматизма детей и подростков, а также увеличение частоты чрезвычайных ситуаций (промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий) обусловили введение с 1991 года в систему школьного образования курса «Основ безопасности и жизнедеятельности», а чуть позже - «Экология». Анализ существующих образовательных программ по этим дисциплинам показывает, что основной акцент в них сделан на предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в чрезвычайных условиях и при неблагоприятной среде обитания. В настоящее время стали дополнительно разрабатываться и внедряться в систему школьного обучения различного рода образовательные программы по сохранению и подкреплению здоровья. Программы эти очень разные, как по направленности и содержанию, так и по объёму и формам реализации:

1) Обучение детей на уроках приёмам самоконтроля и коррекции своего здоровья с помощью физических и дыхательных упражнений;

2) Дополнительное образование в форме клубной работы;

3) Введение валеологического содержания в другие учебные дисциплины, прежде всего в физическую культуру, основы безопасности и жизнедеятельности;

4) Создание самостоятельных «сквозных» программ, центров здоровья и систем образования;

Цель таких программ состоит в том, чтобы рассказать школьникам, как надо заботиться о своём здоровье.

1.5 Психологическая защита школьников

Невротизация детей и замедление их психического развития в процессе школьного образования выдвигают на первый план проблему защиты учащихся. Возникает главный вопрос: Что же предлагается делать в школах для того, чтобы облегчить адаптацию детей к системе обучения?

Самое главное, что стоит на первом месте - это учитывать индивидуальные особенности учеников и использовать дифференцированный подход в обучении. Учебные задачи вызывают неодинаковые затруднения у детей, различающихся по основным свойствам нервной системы. «Слабые» и «инертные» школьники чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих и, следовательно, больше подвержены невротической угрозе, чем школьники с сильной нервной системой. Психологи предлагают целый свод правил, которыми надо руководствоваться учителю в работе с учащимися - невротиками и инертными учениками.

Для учеников со слабой нервной системой:

1) Не требовать быстрого ответа;

2) Давать время для проверки и исправления написанного;

3) Осторожно оценивать неудачи учеников;

4) В минимальной степени отвлекать их от работы и т.д.;

Для инертных учеников:

1) Не требовать немедленного включения в деятельность;

2) Не спрашивать в начале урока;

3) Не отвлекать в момент выполнения задания и т.д.;

1) Соблюдать гигиенические нормы учебной деятельности;

2) Проводить комплексную оценку утомительности уроков и распределять учебные предметы в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности учеников;

3) Искать более пригодные формы проверки знаний учащихся;

4) Проводить коррекцию их психических функций;

5) Тренировать у учеников память;

6) Развивать когнитивные способности;

7) Повышать общую культуру и обучать приёмам саморазвития;

8) Формировать опыт личностной саморегуляции активности;

9) Оказывать эмоционально-интеллектуальную поддержку;

10) Обучать умениям раскрывать свои внутренние резервы и приобретать уверенность в себе;

Практика показывает, что учитель не всегда видит психофизиологические особенности своих учеников, а поэтому редко строит обучение с учётом этих свойств. Объясняется это тем, что данные рекомендации чаще всего носят общий характер и требуют от учителей дополнительной, исследовательской работы. Большинство же учителей свою главную задачу по-прежнему видят в том, чтобы учащиеся выполняли учебную программу и усваивали определённую сумму знаний.

1.6 Профилактика вредных привычек

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время - и к наркотикам, причём наркотизация подрастающего поколения идёт с нарастающим темпом. Объективными предпосылками пагубных пристрастий являются как наследственная склонность, так и социально-психологические причины - неблагополучие в семье, гиперопека в подростковом возрасте, тяжёлые микросоциальные условия, а также акцентуация характера, которые приводят к трансформации психической сферы детей и подростков. Профилактическое обучение, построенное в виде простого информирования учащихся об опасности табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, как показала практика, не приносит заметных практических результатов. Более перспективной является задача формирования у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При решении этой задачи следует помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее - с развитием его потребностно-мотивационной сферы.

1.7 Половое воспитание

Актуальность полового воспитания подрастающего поколения совершенно очевидна. Как уже отмечалось, учащение среди детей случаев заболеваний, передающихся половым путём. В качестве дополнения можно отметить следующее: учащение у подростков случаев гинекологических заболеваний половой сферы нарушений в менструальной функции и сексуальном развитии; раннее вступление их в половые контакты; прогрессирующий рост количества юных рожениц, у которых беременность и роды протекают с большим числом осложнений, а дети рождаются слабыми; учащение случаев сексуальной агрессиии со стороны. Несовершеннолетние становятся жертвами полового насилия с и тяжёлыми последствиями в виде нервно-психических расстройств;

Главная причина, как считают психологи, в плохо организованном воспитании детей и подростков. Формирование мотивационных основ полового поведения следует начинать с раннего возраста. Но при этом учитывать те базовые потребности, которые актуализируются у детей на различных этапах их созревания. Только тогда можно помочь развивающейся личности реализовать свою маскулинную или фемининную сущность, выработать собственный индивидуальный стиль полового поведения, сохранить и укрепить своё здоровье.

1.8 Физическое воспитание

Физическая культура была и остаётся одним из главных направлений оздоровительной работы в школах. Физкультура - предмет в школьном расписании, который в учебное время даёт возможность скомпенсировать малоподвижный образ жизни школьников. Школа призвана помочь ребёнку выдержать высокий темп обучения и учебные нагрузки, сохранить и укрепить здоровье, создать оптимальные условия для всестороннего физического развития. Ключевым моментом в выстраивании системы педагогических воздействий в рамках школьных уроков физической культуры, способствующих росту физической подготовленности учащихся, должна быть правильная оценка организационно-педагогических возможностей уроков, обеспечивающих целенаправленное влияние на факторы, определяющие повышение показателей физической подготовленности. Существующие подходы в физическом воспитании не обеспечивают должного уровня работоспособности и здоровья. Об этом свидетельствуют деградационные тенденции в физическом развитии современных школьников. Причины сложившегося положения большинство учителей, в том числе и преподавателей физкультуры, связывали с недостаточным количеством занятий, отведённых программой на физическое воспитание. Такое понимание проблемы побудило к введению дополнительных уроков физической культуры, что действительно способствовало повышению физической работоспособности учащихся к концу учебного года. Однако этот рост, как показывает практика, чаще всего носит временный характер: после летних каникул физическая работоспособность большинства школьников возвращается к исходному уровню. Причиной этого является то, что в процессе занятий у детей и подростков не формируется потребность в физическом самосовершенствовании. Решение проблемы здоровья школьников в процессе физического воспитания должно основываться на знании общих закономерностей роста и развития организма человека, в частности его, индивидуально-типологических особенностей. В настоящее время достаточно часто говорится о необходимости формирования у занимающихся потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Физическими качествами принято называть врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л. П. Матвеев, 1991). К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Физические качества -- это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. В качестве тестов используются контрольные упражнения, позволяющие получить объективные данные об уровне развития отдельных физических качеств, применяемые в научных исследованиях и практике, удовлетворяющие метрологическим требованиям (Б.А. Ашмарин, 1978; В.М. Зациорский, 1979) с учетом особенностей школьного возраста испытуемых. Эти же тесты взяты за основу Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», проводимых на базе школ по инициативе Президента РФ, Минобрнауки России и Минспорттуризма России. Их цель - организация и проведение внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися в каждом общеобразовательном учреждении, пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, развитие гражданского и патриотического воспитания учащихся. В рамках соревнований проводятся школьный, муниципальный, региональный, всероссийский этапы. Для проведения этих этапов создаются оргкомитеты, разрабатываются соответствующие положения, утверждается программа мероприятий, создаётся судейская коллегия и жюри.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Характеристика объекта

Проведено изучение показателей численности, структуры групп здоровья, посещаемости, успеваемости, а также физической подготовленности обучающихся нескольких лет в МОУ «Верховская СШ» расположенной в д. Сметанино Верховажского района, Вологодской области. Для сравнительного анализа использованы фондовые данные предыдущих лет. В школе на 01.09.2015 года обучается 87 человек. Преподавательский состав насчитывает 19 человек. Из них 16 учителей имеют высшее педагогическое образование, 3 учителей имеют среднее профессиональное образование. 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию и 11 учителей имеют Первую квалификационную категорию, 5 учителей соответствуют занимаемой должности.

Данные для анализа собирались в период с 2003/2004 учебного года по 2014/2015 учебный год. Сравнительный анализ статистических данных осуществлялся в сентябре-декабре 2015 года.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Школа обладает достаточными кадровыми ресурсами для функционирования и развития ОУ, работает без вакансий. В школе работает педагогический коллектив, насчитывающий 19 человек. Данные по квалификации педагогов удалось отследить только за два учебных года, а именно 2013/2014 учебный год и 2014/2015 учебный год.

Характеристика педагогического состава по образованию, педагогическому стажу, аттестации и квалификационному уровню:

Уровень образования:

высшее образование - 16 чел. (84 %)

среднее профессиональное - 3 чел. (16%)

Имеют квалификационные категории:

высшая - 3 чел. (16 %)

первая - 11 чел. (53 %)

соответствуют занимаемой должности - 5 чел (31%)

Имеют награды:

Отличник народного просвещения - 1чел.

Почётный работник общего образования - 5 чел.

Грамота Министерства образования и науки РФ -1 чел.

Рисунок 1 Квалификация педагогов на примере 2-х лет.

Средний возраст педагогов - 44,6 лет

Педагогический стаж: 1 - 5 лет - 2 чел.

6 - 10 лет - 1 чел.

11 - 15 лет - 4 чел.

16 - 25 лет - 3 чел.

свыше 25 лет - 9 чел.

Рисунок 2 Стаж работы педагогов школы

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что образовательный процесс обеспечен квалифицированными педагогическими кадрами. 80 % педагогов имеет высшее образование. На сегодняшний день 16 % учителей имеют высшую квалификационную категорию, 53 % первую, что позволяет успешно решать вопросы обеспечения качества образования.

Целью методической работы в школе является создание и развитие целостной системы взаимосвязанных мер, направленной на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счете, на рост уровня образованности, воспитанности, развития, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Педагоги школы активно участвуют в методической работе муниципальной системы образования. Учителя школы много внимания уделяют работе по обмену опытом. Ежегодно дают открытые уроки, участвуют в методических мероприятиях в районе.

3.2 Анализ численности обучающихся в течение нескольких лет

На 01.09.2015 года в школе занимаются 11 классов - комплектов, в которых обучаются 87 обучающихся. Средняя наполняемость классов по школе составила 10 учащихся.

В школе обучаются дети из 5 населенных пунктов Верховского и Олюшинского сельских поселений. Организован подвоз учащихся. В течение недели дети из Олюшинского сельского поселения живут в пришкольном интернате.

При анализе динамики численности учащихся на протяжении 2003 - 2016 года (таблица 1, рисунок 3) было выявлено, что с 2004 года наблюдается спад, но уже к 2015/2016 учебному году наблюдается прирост численности учащихся. Этот факт можно трактовать как результат повышения рождаемости с 2007 года. Этому способствовала поддержка государством ряда социальных программ, таких как «Материнский капитал», «Поддержка многодетных семей» и пр. Также можно заметить, что к 2010/2011 учебному году наблюдается незначительная разница между численностью мальчиков и девочек, что сохраняется до нынешнего учебного года.

Таблица 1 Динамика численности учащихся в течение нескольких лет

Рисунок 3 Динамика роста численности обучающихся в течение нескольких лет

На основании данных о рождаемости, полученных в администрации сельского поселения мною составлен прогноз контингента учащихся МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа» с 2014 по 2020 годы. Из которого видно, что с 2017/2018 учебного года наблюдается значительный прирост численности обучающихся в школе.

Рисунок 4 Прогноз численности обучающихся к 2020 году, согласно данных о рождаемости

3.3 Особенности состояния здоровья современных школьников

Мною был проведён анализ состояния здоровья младших школьников, прибывших в 1 класс в течение несколько лет

Для анализа были выбраны результаты обследования младших школьников, отраженные в медицинских картах в разные годы. Данные удалось взять только за три учебных года, а именно 2010/2011 - 2012/2013 учебные года.

Рисунок 5 Анализ количества младших школьников имеющих заболевания костно-мышечной системы.

Рисунок 6 Анализ количества младших школьников имеющих заболевания органов зрения.

Полученные результаты показали, что к 2013 году на 18 % увеличилось количество младших школьников, имеющих заболевания костно-мышечной системы, и на 12 % увеличилось количество младших школьников, имеющих заболевания органов зрения. Это может быть связано, как и с физиологическими отклонениями каждого индивидуально, так и многими другими причинами, влияющими на здоровье современных школьников. Одной из причин можно считать современное увлечение детей дошкольного возраста компьютерными играми. Бесконтрольное проведение времени перед монитором пагубно влияет на зрение, отсюда и такие результаты.

Поэтому обеспечение здоровьесберегающего характера учебно-воспитательного процесса является в школе одним из приоритетных.

В школе сложилась система традиционных оздоровительных мероприятий:

1) ежегодный мониторинг состояния здоровья обучающихся;

2) медицинские осмотры, регулярная вакцинация;

3) витаминизация готовых блюд

4) контроль и регулирование объема домашних заданий в соответствии с санитарными нормами и правилами;

5) организация динамических перемен в нач. школе;

6) проведение дней здоровья;

7) занятия спортивных секций;

8) спортивно - массовые мероприятия и многое другое.

Школа - это место активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет - наиболее интенсивного периода его развития - и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Показателями нормального функционального состояния организма детей школьного возраста, уравновешенности его со средой является способность полноценно выполнять свои социальные функции: планомерно овладевать знаниями, предусмотренными программой школы.

В связи с этим были определены задачи:

1) не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период обучения в школе;

2) создать условия для формирования здорового образа жизни учащихся.

Таким образом, целью работы по вопросу укрепления и сохранения здоровья учащихся, и формированию здорового образа жизни явилось создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Для определения показателей состояния здоровья учащихся, а также усиления контроля над их развитием, функциональным состоянием органов и систем, определения школьных факторов, негативно влияющих на функциональное состояние, ослабление и ухудшение самочувствия детей, коллектив педагогов школы ежегодно отслеживают состояние здоровья учащихся. Основные данные получают в результате массовых медицинских осмотров учеников, а также благодаря обработке сведений из индивидуальных медицинских карт учащихся.

Данные медицинских осмотров учащихся школы 2013 г. показали, что проблемными так и остаются нарушения зрения и осанки детей.

Показатели заболеваний учащихся школы:

Каждый учитель школы имеет установку на четкое соблюдение светового режима в учебных помещениях; на проведение на уроках упражнений на снятие напряжения глазных мышц; на правильную посадку учащихся, соответствующей росту; на чередование видов деятельности на уроке и смене (раз в четверть) посадочных мест, но не все добросовестно к этому относятся.

Причиной нарушения осанки среди учащихся является неправильная мебель и низкая двигательная активность.

3.3.1 Физкультурные и медицинские группы здоровья школьников

По данным медицинских карт, по результатам медосмотра определяется физкультурная группа учащихся: основная (у учащихся, имеющих 1-ю или 2-ю группу здоровья без каких-либо хронических патологий), подготовительная (у учащихся со 2-ой группой здоровья с отклонениями в состоянии здоровья), специальная (у учащихся с 3-ей группой здоровья с хронической патологией) и их физическая подготовленность.

В 2013/2014 учебном году из 90 обучающихся:

1 группа здоровья 31 человек 34,4 %

2 группа здоровья 49 человек 54,4 %

3 группа здоровья 10 человек 11,2 %

Это подтверждает тот факт, что работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся ведется, но требует дальнейшей работы и коррекции.

Таблица 2 Анализ групп здоровья, в % соотношении от общего количества учащихся в школе

Учебный год

Группа здоровья

Кол-во учащихся

Рисунок 7 Динамика изменения групп здоровья в течение нескольких лет

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле физического воспитания населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования, распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную. (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объёму и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объёме.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объёме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования.

Специальная группа: подгруппа А - в данной группе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Ограничения по интенсивности нагрузки; подгруппа Б - основная форма проведения - занятия лечебной гимнастикой.

Таблица 4 Физкультурная группа обучающихся в течение нескольких лет

Рисунок 9 Физкультурная группа школьников нескольких лет

В 2003/2004 учебном году из 185 обучающихся 180 имели основную медицинскую группу для физического воспитания, 2 обучающихся - подготовительную и 3 обучающихся - специальную (подгруппа а). Уже в 2004/2005 учебном году наблюдается ухудшение в состоянии здоровья обучающихся на 169 обучающихся приходилось 160 с основной медицинской группой для физического воспитания, 4 с подготовительной и 5 обучающихся с специальной медицинской группой. Учитывая, что вновь прибывшие первоклассники все имели основу медицинскую группу для физического воспитания. В 2010 - 2015 году наблюдается положительная динамика. Так в 2015 году из 87 обучающихся все 87 имеют основную группу здоровья, что составляет 100 %.

Анализ состояния здоровья учащихся и сотрудников школы показал, что задача разработки и внедрения мероприятий по укреплению, обучению и формированию здорового образа жизни всех участников общеобразовательного процесса является актуальной для школы.

Для решения данной проблемы в 2005/2006 году на базе школы было разработано Положение о спортивно-оздоровительных соревнованиях школьников «Президентские состязания». Состязания проводятся с целью:

1)формирования здорового образа жизни;

2)повышения социальной активности и укрепления здоровья учащихся, приобщения их к физической культуре, как составному элементу общенациональной культуры

3)создания условий для объективной самооценки учащимися своей физической подготовленности;

4)активизации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

5)воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

6)развития массового физкультурно-спортивного движения школьников «Президентские соревнования»;

Участниками Состязаний являются учащиеся 3 - 11 классов общеобразовательного учреждения в возрасте от 10 до 17 лет. В программу состязаний входят следующие испытания: бег 1000 м; бег 30 м; подтягивание на перекладине - мальчики; сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа - девочки; поднимание туловища из положения, лёжа на спине за 30 секунд; наклоны вперёд из положения «сидя»; прыжок в длину с места. Также была разработана система оценки результатов каждого участника. Составляется протокол внутриклассных спортивно-оздоровительных соревнований, в котором высчитывается Средний арифметический показатель (САП). САП является командным.

Подобные документы

    Физическое здоровье как уровень мобилизации адаптационных резервов организма, его признаки, факторы риска. Влияние генетики, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни, вредных привычек на состояние здоровья людей.

    презентация , добавлен 30.09.2013

    Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Причины несчастных случаев и заболеваний, их анализ. Основные виды несчастных случаев и производственных травм. Меры по борьбе с производственным травматизмом. Расследование и учет несчастных случаев. Мероприятия по улучшению безопасности труда.

    реферат , добавлен 25.05.2015

    Учет несчастных случаев на производстве и методы анализа травматизма. Правила расследования несчастных случаев на производстве. Анализ причин несчастных случаев, заболеваний, аварий. Оценка экономического ущерба от производственного травматизма.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Взаимосвязь здоровья населения и социально-экономического уровня развития общества. Факторы формирования и признаки, влияющие на состояние здоровья. Понятие и основные группы профессиональных заболеваний, методика их диагностирования и схема лечения.

    презентация , добавлен 02.01.2014

    История возникновения вредных привычек и современные последствия их. Понятие о здоровье, психологические условия для воспитания полезных привычек. Методы, необходимые для воспитания полезных и для преодоления вредных привычек в студенческой среде.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2013

    Значение и сущность лечебно-профилактических мероприятий - закаливания и гигиены. Профилактика детского травматизма. Первая помощь при травмах и ушибах. Способы предупреждения несчастных случаев и появления травм. Правильный уход и лечение травм и ушибов.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Основные критерии здоровья. Описание функциональных резервов организма. Главные составляющие здорового образа жизни студента: режим труда и отдыха, профилактика вредных привычек, двигательная активность (физические упражнения на воздухе), закаливание.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Проведения анализа несчастных случаев на предприятиях по статистическим данным. Характеристика динамики промышленного травматизма и меры по его предупреждению. Построение графиков изменения коэффициентов травматизма, тяжести и потерь за последние года.

    реферат , добавлен 02.03.2016

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

Отчет по здоровьесбережению в 1 классе "А"

учитель Захарова Т.А.

2012-2013 учебный год.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Целью работы в 1 классе в 2012-2013 учебном году было создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В течение года была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» -это деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда » психологический комфорт, эмоциональная активность, санитарно-гигиенические требования.

Главное в школе - это урок, поэтому его организации уделялось большое внимание.

Рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности (4-7), частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смена позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки, активные методы и формы обучения.

Результат -- снижение утомляемости.

В течение года проводились оздоровительные физкультурные мероприятия во внеклассной и внеурочной работе: классные часы, беседы, творческие работы учащихся, занятия в спортивных секциях, дни здоровья, экскурсии, спортивные часы, активные перемены.

Результат -- формирование у учащихся важных гигиенических умений, навыков, полезных привычек; обучение школьников доступным физкультурным знаниям, умениям навыкам, способствующих укреплению здоровья.

НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

  • Индекс здоровья учащихся (% школьников, не болевших в течение года-- 9,4%)
  • Группы здоровья: первая группа здоровья - 18,5%,

Вторая группа здоровья - 66,4%

Третья группа здоровья - 14,8%

  • Характер хронических заболеваний

опорно-двигательная система - 57,7%

сердечно -сосудистая -8,6%

органы дыхания - 18,4%

нарушение зрения - 12,5%

дефекты речи - 34,4%

нервная система - 28,1%

мочевыделительная система - 3,1%

  • Часто болеющие дети (более двух раз за год: 28,1%)
  • Занятость в спортивных секциях - 59,4%
  • Охваченность горячим питанием - 100%

Вывод: специально проводимые мероприятия по здоровьесбережению дают положительный результат.

Задачи на новый 2013 - 2014 учебный год.

Воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Формировать культуру здоровья, как части общей культуры человека.

Работать над понятием, что здоровье - важнейший залог успеха в жизни.

Реализацию задач проводить согласно здоровьесбрегающим технологиям учебно-воспитательного процесса.


Динара Дускалиева
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО»

Здоровье-сберегающие технологии .

Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский

Дускалиева Динара Куатовна

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни , научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье .

Основными задачами моей работы с детьми являются :

Воспитание у детей потребности в здоровье .

Формирование целостного понимания здорового образа жизни .

Создание правильных представлений о здоровом образе жизни .

Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физкультурно-оздоровительной работы : рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры и праздники, физкультурные занятия).

Описание разработанной методики , основные особенности подхода по сбережению здоровья детей , использование инновационных методик :

В нашей группе созданы педагогические условия здоровье -сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются : организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя . Являясь участниками этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни , применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровье -сберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии . Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом .

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки , обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровье -сберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей . Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья , позволяющий вести здоровый образ жизни , но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные ). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья » .Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Нами разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни . Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье . Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья .

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов , улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики . Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы .

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья » ). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой : это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий , для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используем перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаем спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказка-терапия используется для психотерапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказка-терапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровье -сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни . Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей . Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Нами организован семейный клуб «Здоровячек » . Цель работы клуба : повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей , включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровье -сберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы : открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ , изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье » , «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья » , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» , «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровье -сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников , а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

В соответствии с планом работы в 2013-2014 учебном году в школе проводилась комплексная экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Исследование проводилось с целью выявления эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В исследовании приняли участие: директор школы, заместители директора, психолог, медицинский работник, учителя физкультуры, классные руководители, обучающиеся 4б, 8а, 10в классов в количестве 78 человек.

Все полученные в ходе опросов и анкетирования данные или значения, автоматически обрабатывались на основе программы Microsoft Excel и вносились в сводную таблицу. В таблице №1 представлены сводные результаты по исследуемым показателям.

Таблица №1.

Исследуемые показатели

Полученные результаты

Оценка здоровьесберегающего потенциала ОУ

Высокий здоровьесберегающий потенциал

Оценка здороровьесберегающей деятельности ОУ

Средний уровень здоровьесберегающей деятельности

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ (количественная оценка)

Средняя эффективность здоровьесберегающей деятельности

Качественная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

ОУ организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей в школе проводится эффективно

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе не вызывает особой тревоги

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе не вызывает особой тревоги

Система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся получила следующее экспертное заключение: «Условия обучения учащихся соответствуют среднему уровню, типичному для большинства школ Республики Коми. Вместе с тем высокий здоровьесберегающий потенциал педагогическим коллективом школы в полной мере не используется. Активизация здоровьесберегающей деятельности позволит вывести систему здоровьесбережения школы на более высокий уровень».

Дополнительно к исследованию были собраны и обработаны данные по изменению функционального состояния и текущей заболеваемости учащихся трёх классов. Так же, были изучены результаты анкетирования по выявлению напряжённости у учащихся начальных классов в период адаптации и по выявлению напряжённости у учащихся средних и старших классов. (Приложение №3).

Экспертное заключение и все полученные во время исследования данные были обсуждены на Педагогическом совете школы в октябре 2009 года. Педагогическим советом было принято решение: активизировать здоровьесберегающую деятельность в школе и вывести её на более высокий уровень.

Перед педагогическим коллективом школы была поставлена цель: создать такие условия обучения, в которых учащийся ведёт здоровый образ жизни, каждому обучающемуся даётся реальная возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются формирование и оптимизация:

  • 1. Уровня образовательной нагрузки каждого учащегося.
  • 2. Системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
  • 3. Системы физкультурно-спортивных мероприятий.
  • 4. Системы внеклассных и внеурочных мероприятий.
  • 5. Системы психологической помощи учащимся.
  • 6. Благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.

Все проанализированные нами факторы, оказывающие прямое влияние на здоровье обучающихся, разделили на три группы:

  • 1. Эндогенные факторы, то есть неизбежные (генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия) - с ними необходимо считаться, нет способов их изменить.
  • 2. Корректируемые (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса) - действие которых можно в некоторых случаях, корректировать.
  • 3. Устранимые (школьные факторы риска) - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, учитывались нами при организации образовательного процесса, именно на них были направлены наибольшие усилия педагогических работников.

Для создания здоровьесберегающей среды каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности должен выполнять свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

В педагогическом коллективе школы созрело понимание, что для обеспечения здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения, педагогу необходимо:

  • · иметь представление о здоровьесберегающих технологиях,
  • · понимать, от каких факторов необходимо оберегать учащихся,
  • · как грамотно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами и родителями,
  • · как объективно и точно оценить происходящие в здоровье учащихся изменения.

Татьяна Осипова
Отчет по здоровьесбережению

Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье .

В своей педагогической деятельности я использую здоровьесберегающие технологии .

Моя работа направлена на развитие физически и психически здоровых воспитанников .

Перед собой я ставлю такие задачи :

Обучить простейшим нормам и способам поведения, способствующим сохранению и укреплению здоровья .

Сформировать положительное отношение к собственному здоровью , здоровому образу жизни .

Закрепить полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

В своей работе я использую :

1. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры - релаксации)

2. Упражнения на развитие эмоциональной сферы

3. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.)

4. Разные виды самомассажа.

5. Физкультминутки, динамические паузы.

6. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

7. Запланированные и ситуативные беседы о здоровом образе жизни

Планирование образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы в режиме дня. План воспитатально-образовательной работы на 17.04.2015г.

I. Утро. Прием, осмотр, утренняя гимнастика 7.00 – 8.00

1. Прием на свежем воздухе

2. Утренняя гимнастика «Белочка в гостях у детворы»

3. Индивидуальная работа с Машей Лаптевой, Таней Касмыниной : дидактическая игра «Найди нужный цвет» . Задачи : Учить детей применять знания о цветах, действовать по устной инструкции. Развивать внимание.

4. Беседа «Поведение за столом» . Задачи : Формировать культурно-гигиенические навыки, обращать внимание детей на соблюдение правил поведения за столом (не крошить хлеб, пережевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом).

5. Труд. Трудовые поручения : протираем листья фикуса. Задачи : Учить детей выполнять соответствующие трудовые действия. Поддерживать познавательный интерес к растениям.

7. Дежурства

II. Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.35

Чтение потешек : во время умывания «Водичка, водичка…» , «Нужно мыться непременно…» во время еды : «Бери ложку, бери хлеб…»

Индивидуальная работа по воспитанию КГН Цель : продолжать учить держать ложку в правой руке.

III. Игры, подготовка к занятиям 8.50-9.00

Психогимнастика «Мышата» . Задачи : Предложить детям показать шаловливых, сердитых и веселых мышат, расширять представления о личностных качествах, о чувствах, испытываемых людьми, эмоциях. Учить понимать настроение собеседника.

IY. НОД Занятия по подгруппам 9.00- 9.40

Y. Игры, подготовка к прогулке 9.40-10.00

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» : игровая ситуация «Парикмахер готовит инструменты для работы» . Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, знакомить с ролевым поведением в игре при ведущей роли воспитателя.

YI. 2-ой завтрак 10.00-10.10

YII. Прогулка 10.10-11.00. Во время одевания чтение потешки «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять»

1. Познание. Наблюдение за кошкой. Задачи : Расширять представления детей о домашних животных, учить описывать их внешний вид, называть части тела кошки. Пробуждать желание заботиться о животных.

2. Индивидуальная работа с Мишей Чаплюн и Аленой Князьковой Творческая мастерская : «Баранки» , лепка. Задачи : закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями, соединять концы полученной палочки, выполнять на ее основе различные поделки. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

3. Игра-ситуация «Обед для кукол» .

4. Социализация. Подвижная игра «Солнышко и дождик» . Задачи : Учить детей рассказывать правила игры с опорой на вопросы, выполнять игровые действия. Поощрять активность и творчество в двигательной деятельности.

Подвижная игра «Лохматый пес» . Задачи : Учить детей правильно выполнять основные движения при беге. Развивать скоростные качества, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве

Хороводная игра «Пузырь» (русская народная игра) . Задачи : Учить детей точно выполнять игровые действия (становиться в круг, делать его шире, уже, согласовывать свои движения с произносимыми словами. Обогащать двигательный опыт.

5. Трудовые поручения : убираем игрушки. Задачи : Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Учить видеть порядок на веранде "видеть результаты своего труда».

YIII. Возвращение с прогулки 11.00-11.15

1. Умывание. Во время умывания чтение потешки «Теплая водичка» .

2. Пальчиковая игра «Капустка» , гимнастика для глаз «Стрекоза» Цель : развивать мелкую моторику.

3. Чтение : А. Барто «Девочка чумазая» . Задачи : Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения. Вызывать желание быть опрятными, учить сравнивать себя с образом, созданным поэтом.

IХ. Подготовка к обеду, обед 11.20-11.55 Использование художественного слова : «Час обеда подошел, сели деточки за стол»

Х. Умывание после обеда

ХI. Подготовка ко сну 11.55-12.20

ХII. Дневной сон 12.20-15.00

ХIII. Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика после сна. Хождение по массажным коврикам 15.00-15.15

ХIY. Полдник 15.15-15.25 Индивидуальная работа по воспитанию КГН

ХY. Игровая деятельность 15.25-15.50

1. Театрализованная игра «Репка» . Задачи : Учить детей передавать характерные действия персонажей сказки, следуя ее сюжету.

2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» . Задачи : Способствовать развитию сюжета игры, учить брать на себя знакомые роли, применять знания о правилах вежливого общения. Ввести новую роль – кондуктор, передавать эмоциональное состояние персонажей.

3. Индивидуальная работа с Валерией Сухоруковой и Данилом Дергачевым : Упражнение «Собери пирамидку» .

ХYI. Подготовка к прогулке15.50-16.05

ХYII. Прогулка, подвижные игры, самостоятельная деятельность, уход домой 16.05-17.30.

1. Игра-забава «Музыкальный волчок» или «Юла» . Задачи : Познакомить детей с новыми игрушками, вводить их названия в активный словарь. Способствовать профилактике эмоционального напряжения, обеспечивать условия для общения детей.

2. Подвижная игра «Бегите к флажку» . Усложнение : используются флажки трех цветов (красный, желтый, зеленый) . Задачи : Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Повышать функциональные возможности организма детей.

3. Самостоятельная деятельность. Задачи : Поощрять участие детей в общих играх; объединение в мини-группы для совместных игр, деятельности.

4. Трудовые поручения : убираем игрушки после игр на участке. Задачи : Учить детей действовать рационально, помогать друг другу. Поощрять желание трудиться, вызывать положительные эмоции от совместного труда.