Образование должно помогать
людям становиться помощниками
самим себе.
И.Г. Песталоцци

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.

Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях .

По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения .

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности . К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество .

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

Итак, следует еще раз подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении.

Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи .

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман , например, указывает, что групповая арт-терапия:

  • позволяет развивать ценные социальные навыки;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она:

  • предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;
  • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.

Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.

Начинается работа с первичного обращения родителей к психологу. Для того, чтобы понять проблему ребенка и причины ее возникновения, используются: диагностика, тесты, анкетирование, как ребенка, так и родителей. После выявления проблемы предлагаются определенные коррекционные мероприятия. Это может быть работа с логопедом, дефектологом, психологом, арт-педагогом. Учитывая сложность проблемы и личностные особенности детей, определяется форма организации занятия: индивидуальная или групповая. Для коррекции эмоционально-аффективной сферы целесообразно использовать арт-терапевтические занятия.

Поэтому в качестве воздействия на эмоционально-аффективную сферу ребенка нами была выбрана групповая арт-терапия, как наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям детского контингента, проводимая под руководством арт-педагога Н.А. Романовой.

Несомненную привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.

Методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

В Центр обратились родители с детьми, имеющими проблемы. Объединив этих детей для работы в арт-терапевтической группе, мы преследовали цели:

  • снизить эмоциональную тревожность,
  • повысить самооценку,
  • развить коммуникативные навыки,
  • способствовать развитию самосознания,
  • улучшить детско-родительские отношения,
  • способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Работающая закрытая группа имела тематически-ориентированный характер. Группа структурировалась не только за счет использования тем, имеющих характер индивидуальных и групповых заданий с соответствующими инструкциями по выполнению, но и за счет распределения общего времени на отдельные этапы. Эти этапы следующие:

  • введение и “разогрев” (10-15% времени),
  • этап изобразительной работы (35-50%),
  • этап обсуждения (30-40%).

Этап 1. Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки-напоминалки.

Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).

Обычно темы делятся на несколько основных групп. Опираясь на тематические группы M.Либмана (1987), мы работали над следующими темами.

1. Темы, связанные с освоением материалов:

  • кляксы веселые и грустные,
  • добрая и злая клякса,
  • пугающие линии,
  • гномики-талисманы,
  • освободим слона.

2. “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:

  • нарисованная сказка,
  • мишка в рисунке.

3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:

  • мы люди – я человек,
  • автопортрет,
  • мое имя,
  • я и моя семья.

4. Темы для парных работ:

  • вместе веселее,
  • наша бабочка,
  • рукавички.

5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:

  • удивительное путешествие,
  • семья динозавров,
  • открытки на память.

Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предполагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Следует учесть и разную скорость работы детей.

Этап 3. Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. Иногда группой сочиняется общая сказка, начинаясь с одного произведения, она вплетается в следующие, образуя общий сюжет. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

После занятия дети обязательно представляют свои произведения родственникам, с которыми они пришли в центр.

Арт-терапевтические занятия проходят в специально оборудованном кабинете, который рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В кабинете с помощью мебели создается “чистая” зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, “рабочая” зона (пол и стол накрыты пленкой) – для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в “рабочей” зоне.

Работа в группе ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и т. д. Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и ее результатов в глазах детей.

Цикл из 20 занятий длился в течение 10 недель. Дети с удовольствием их посещали и бережно относились к своим произведениям. На первых двух занятиях дети познакомились с правилами, которые было необходимо соблюдать в кабинете. Иногда в процессе занятий правила требовали повторения, но в конце цикла необходимость в этом отпала. Даже самые активные дети усвоили правила и старались их придерживаться. Если у кого-то это не получалось, дети сами исправляли “нарушения”. Участники также достаточно быстро освоились в пространстве кабинета и использовали его зоны по назначению, сами выбирали место для работы. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно.

Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней. Эта тенденция прогрессировала по мере развития группы.

Отметим, что от занятия к занятию взаимодействие участников становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры участников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.

Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце цикла, можем отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство участников не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.

Некоторые проблемы при взаимодействии с группой возникали у Насти С., 4,5 лет. Рассмотрим ситуацию с девочкой подробнее.

За консультацией к психологу обратился отец с жалобой на агрессивность девочки по отношению к младшему брату (8 месяцев), причем в детском саду агрессивное поведение не наблюдалось.

В процессе беседы были выявлены следующие причины появления агрессивного поведения:

  • жесткий авторитарный стиль воспитания отца,
  • переезд в другой город,
  • поступление в детский сад,
  • появление братика,
  • особенности психики девочки, замкнутость, неуверенность, неразвитые коммуникативные навыки.

Началась работа с индивидуальной работы с родителями, которая велась в двух направлениях:

  • информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
  • обучение эффективным способам общения с дочерью.

С Настей проводились релаксационные упражнения: “Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра”, “Улыбка”. Игры: “Отдай игрушку”, “Обзывалки”, “Шла Саша по шоссе...”.

Родителям предложено ознакомиться с шестью рецептами избавления от гнева, например:

Пути выполнения

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
  • слушайте своего ребенка;
  • проводите с ним как можно больше времени;
  • рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности.
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
  • говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: “Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня” и т. д.

На первых занятиях Настя проявила себя как замкнутый и необщительный ребенок. Во время приветствия, когда все по очереди пропевали свое имя сначала индивидуально, потом хором, Настя молчала, детям приходилось просто пропеть ее имя хором.

Девочка с трудом осваивала пространство места: боясь начать работу, говорила, что не умеет, плакала, если что-то, по ее мнению, не удавалось; предпочитала листы небольших размеров. На этапе обсуждения деятельности в основном молчала, на вопросы отвечала кивком головы.

При работе с кляксами выбирала кляксы холодных оттенков, брала очень мало краски, поэтому изображения получались блеклые. Рисунки, создаваемые Настей, подчеркивали отсутствие жизнерадостности, пониженный фон ее настроения.

На четвертом занятии, темой которого были “Пугающие линии”, Настя оживилась. В процессе рисования она начала использовать карандаши разного цвета, нажимала на них сильнее, чем обычно. В результате получился достаточно выразительный образ, который в процессе обсуждения был ею назван “Баба Яга”.

На следующих занятиях Настя начала проговаривать свое имя на приветствии. Создавала образы с разным настроением: “радостный слон”, “грустный человек”.

При разработке темы “Автопортрет” Настя действовала с удовольствием, начала рисовать сразу. Нарисовав основные части тела, девочка доработала свой образ после вопросов педагога. Она украсила “себя” пуговками, сережками, ресницами; добавила яркое солнце и высокое голубое небо. Причем украшение собственного образа характерно для детей, принимающих и любящих себя. На предыдущих занятиях Настя вообще избегала изображать себя и украшать человеческие фигуры. Заметим, что в Настином автопортрете отсутствуют огромные кулаки, которые были неотъемлемой характеристикой всех образов, нарисованных раньше. Этот факт свидетельствует о значительном снижении агрессии девочки, на которую жаловались родители.

На другом занятии, украшая собственное имя элементами декора разного цвета, Настя действовала очень старательно, увлеченно. Впоследствии она очень дорожила созданным изображением и дома родители повесили его на видное место.

В рисунке “Моя семья” Настя изобразила всех членов семьи, включая себя, на одном уровне. У людей на руках также отсутствовали огромные кулаки, настойчиво прорисовываемые ранее. По рисунку можем сказать, что изменилось положение Насти в семье и ощущение себя в ней.

Интересно проследить участие девочки в парных и групповых работах. Настя работала в паре с малообщительным мальчиком. Хотя их взаимодействие не отличалось многословностью, ребятам всегда удавалось найти общее решение и создать удачное изображение. При обсуждении была заметна их гордость и удовольствие от проделанной работы.

От занятия к занятию изменялись не только рисунки Насти, но и ее отношение к работе: ушел страх чистого листа, неуверенность. Появилась активность в общении с другими участниками группы: девочка могла баловаться, часто улыбалась и сочиняла короткие истории о созданных персонажах, тихо пропевала свое имя на приветствиях.

Проанализировав поведение и рисунки Насти в течение цикла занятий, можем сказать, что она стала внутренне более спокойной, значительно снизилась ее тревожность, поднялась самооценка, изменилось отношение к себе и окружающим. Настя стала более уверенна и активна в общении с детьми. Заметную роль в изменении ее состояния сыграли качественно новые отношения в семье, особенно со стороны отца. Он стал проводить с Настей много времени. В Центре они часто задерживались после занятий: Настя играла, а папа был рядом.

Отец старался беседовать с дочерью по содержанию рисунков, бережно относился к ним. Дома рисунки сохранялись и вывешивались на стену.

Итак, большую роль в изменении состояния девочки сыграли преобразившиеся отношения в семье. Занятия в Центре способствовали выражению девочкой своих переживаний, реализации скрытых проблем, развитию самосознания, поднятию самооценки. Все это обеспечивало гармонизацию ее внутреннего мира. Благоприятная обстановка в группе активизировала и коммуникативные навыки Насти.

Рабочая программа по мимике и пантомимике для коррекционных классов IV вида (см. Приложение).

Литература

  1. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
  2. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
  6. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
  7. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
  8. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
  9. Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
  10. Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.

Артпедагогика как инновационное направление, ее отличие от арттерапии

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт - педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Основная цель, которую преследует арт - педагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Несомненно, понятие «арт - педагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «арт - психология» и «арт - терапия».

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а арт - педагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Принципы арт - педагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Основными задачами арт - педагогики являются:

    формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

    осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

    творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в арт - педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в арт - педагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение.

Структура и содержан ие арт - урока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися.

Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии . Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драма - терапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А

В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности

Практические примеры арт-терапевтических технологий

Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры..

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Заключение

Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.

Список используемой литературы

    Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

    Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

    Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003

    Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986

    Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2003

    Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №

    Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая арт - терапия

Искусство – особая форма художественного освоения мира, которая не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка, но и служит важнейшим источником гуманизации учебно-воспитательного процесса. Искусство заключает в себе художественно – эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные и духовные ценности.

В педагогике термин «арт – терапия» используется не в буквальном контексте – лечение (от лат. Therapia), а в смысле исцеления, «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей посредством художественной деятельности.

Программа и технология педагогической арт – терапии «Арт – гармония» основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно – развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально – значимой деятельности.

Программа универсальна, т.е. рассчитана на любого ребенка, инициирует резервные возможности всех детей, в т.ч. детей с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа и технология «Арт – гармония» успешно применяются для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, проблемами социальной адаптации, эмоционально – волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Реализация программы «Арт – гармония» предполагает комплексный подход, который заключается в том, что все педагоги, работающие в данном направлении, тесно взаимодействуют друг с другом.

Не менее важен гуманистический подход к образованию, требующий от педагогов пристального внимания к личности ребенка.

Использование искусства в качестве терапевтического фактора воздействия в образовании наиболее доступно для педагога в силу его профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

В данном случае педагогическая арт – терапия выступает в качестве инструмента прогрессивной педагогически, для улучшения психического здоровья детей и подростков, формирования здоровой творческой личности.

1. Целями и задачами арт – терапии являются активация резервных возможностей и творческое самовыражение детей с проблемами в развитии на основе предшествующего опыта, ознакомление их с новыми способами художественной деятельности.

2. Качество продуктов художественной деятельности не считается важным критерием оценки (будь то рисунок, чтение стихов, исполнение песен, танцев, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т.к. ребенок демонстрирует только то, что освоено в предыдущем опыте. Тем не менее, на занятиях наблюдаются качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивость, подавленность, неуверенность в своих силах, страх публичных выступлений и т.д.), но и расширение их возможностей в сфере художественной деятельности, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, радость от общения, удовольствие от активной художественной деятельности).

3. В функции взрослого на занятиях педагогической арт – терапии входит передача ребенку знаний о новых способах деятельности и выразительных средствах и организация процесса их усвоения ребенком. Педагог (как специалист в своей области) является активным участником педагогического процесса, выполняет функции: фасилитатора, ведущего, режиссера, сценариста, партнера, учителя, организатора.

Практика убеждает, что Арт – терапевтические методы позволяют:

Высвобождать потенциальные психические ресурсы;

Изменять психоэмоциональное состояние ребенка;

Формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;

Преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других;

Развивать творческую инициативу;

Расширять кругозор;

Формировать нравственные и эстетические представления;

Создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

Создавать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

Оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к людям.

Каждое направление «Арт – гармонии» имеет определенное коррекционно – развивающее значение.

В процессе занятий музыкой, пением дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью познают окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах. Активизируемые чувства, эмоции, переживания ребенка создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, добра и зла, любви и ненависти, помогают эмоционально – чувственно и деятельно откинуться на них, способствуют осознанию самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Занятия рисованием формируют мотивацию у детей к продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развивают мелкую моторику, произвольное внимание, воображение, речь, учат коммуникации.

На занятиях изотерапией дети знакомятся с такими видами изобразительной техники, как клише, восковая живопись, акватушь, пальцевая живопись, монотипия, водяная печать, диатипия, высокая печать, коллаж, граттаж, живопись а – ля - прима, роспись по гипсу.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют обеспечить положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаковосимволической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия – один из видов активной музыкальной деятельности, основой которой является единение музыки и ритмического движения. Музыкально – ритмическое воспитание положительно влияет на работу организма в целом.

Библиотерапия оказывает сильное воздействие на детей с различными нарушениями развития. Лучше подходят для этого сказки: они расширяют границы воображения, всегда оказывают интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания у детей. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, вырабатывается потребность в общении с книгой.

Формирование художественно – речевой деятельности осуществляется по трем направлениям:

  1. знакомство с художественными литературными произведениями, их восприятие и развитие эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;
  2. получение информации об авторах художественных произведений, особенностях времени, быта, обычаях, описанных в произведениях;
  3. формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешки, стихи, песенки), сказок, рассказов.

Методической основой является современная теория М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой о роли общения в развитии личности ребенка, в формировании умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения с окружающими.

В области музыкального воспитания и музыкотерапии: Н.А. Ветлугиной, М.А Васильевой, О.П. Радыновой, Л.С. Брусиловского, Н.Ю. Паутовой, В.И. Петрушина, утверждающих, что восприятие своеобразного «языка музыки» способно вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею;

В области изотерапии: Б.М. Неменского, Р.Б. Хайкина, А.И. Рыжова, И.А. Грошенкова, Л.П. Уфимцевой, рассматривающих изобразительную деятельность не просто как рисование, а как ручной и физический труд, развивающий зрение, осязание, поскольку без развитого зрения, без развитого осязания художественный труд немыслим;

В области библиотерапии: В.И. Беспалова, О.Л. Кабачек, Н.А. Рубакина, Ю. Дрейшер, доказывающих, что чтение книг оказывает огромное влияние на расширение словаря, общего кругозора, формирования внимания, памяти и других психических процессов. Занятия по библиотерапии формируют мотивацию общения с книгой, способность думать, размышлять, анализировать.


Татьяна Ефремова
Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания.

Арт-терапия - терапия искусством - возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний с помощью рисования. Метод основывался на том, что человек через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.

Что такое арт-терапия .

Сущность арт-терапии заключается в терапевтическом, коррекционном воздействии на субъекты методами искусства и проявляется в реконструировании и выходе из психотравмирующей ситуации. Все это происходит с помощью создания произведений искусства, вывода внутренних переживаний во внешнюю форму, а затем создания новых положительных эмоций и чувств.

Виды арт-терапии

Выделяют активную и пассивную арт-терапию . Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная - основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной. Технологии арт-терапии Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении и в присутствии арт-терапевта . В ходе занятий используются : рисунок, живопись, графика, скульптура, чеканка, фотография, лепка, резьба, выжигание, гобелен, мозаика, фреска, резьба по дереву, изготовление изделий из меха, кожи, ткани и т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (глина, мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.) .

Применение, возможности и функции арт-терапии .

Арт-терапия выполняет несколько функций : самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие.

Основные направления и виды арттерапии Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них :

Изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом : рисование; работа с глиной и пластилином и т. д. ;

Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки ;

Имаготерапия - воздействие через образ , театрализацию, драматизацию;

Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

Кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

Драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

Игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

Куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

Коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

Хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку , и т. д.

Изотерапия (рисуночная терапия) - терапия изобразительным творчеством , в первую очередь рисованием. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Итак, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события .

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, - произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру , а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Основные задачи игровой терапии таковы : облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые» , «ребенок - другие дети» ; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения , которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Сказкотерапия - это лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных ситуациях. В сказкотерапии различают директивный и недирективный подходы. В директивной терапии терапевт руководит терапевтическим процессом : задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается : основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств. В практической психологии можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией, в зависимости от того, какие задачи ставит психолог : - использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения : художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические.

Танцевально-двигательная терапия - терапия, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями. Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

Задачи арт-терапии

Арт-терапия имеет как наиболее общие задачи, так и личностные.

Общие задачи арт-терапии включают в себя :

Разработку научных основ терапевтической и коррекционной основы психологической помощи детям с отклонениями в развитии;

Научное обоснование терапевтической помощи детям с различными нарушениями развития;

Обобщение всего накопленного опыта арт-терапевтических исследований и внедрение его в систему специального образования с целью его гуманизации и совершенствования;

Совершенствование системы организации обучения в специальных образовательных учреждениях средствами искусства и подготовки соответствующих специалистов.

Частные задачи арт-терапии :

Осуществление средствами искусства коррекции и профилактики нарушений развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, развития и формирования личности;

Создание условий для социокультурной адаптации ребенка с нарушениями;

Адаптация арт-терапевтических методик и использование их при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психики;

Выявление особенностей и определение уровня эффективности арт-терапии в специальном образовательном учреждении ;

Разработка арт-терапевтических технологий , необходимых для коррекции нарушений у детей-инвалидов;

Коррекция вторичных нарушений в развитии ребенка, помощь в адаптации в обществе средствами культуры и искусства;

Обеспечение средствами искусства познавательных потребностей детей с нарушенным развитием.

Таким образом , основная задача арт-терапии средствами искусства - произвести терапевтическое воздействие на ребенка с отклонениями в развитии с целью его гармоничного развития и адаптации в микросреде детского коллектива и макросреде общества.

1

В данной статье рассматривается современное, инновационное направление в области образования арт-педагогика. Показана связь в научных исследованиях в области арт-терапии и арт-педагогики, приводятся факты общего и отличного в этих дисциплинах. В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогики выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в тоже время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. Приводится анализ эксперимента по выявлению воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе социального центра защиты населения. Описаны результаты данного эксперимента с подростками в процессе применения методов арт-педагогики по повышению мотивации к деятельности, возможности самовыражения, улучшения эмоциональной атмосферы в группе. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка.

арт-терапия

арт-педагогика

арт-педагогические технологии

технологии художественных материалов

арт-педагогические задания

художественная деятельность

самовыражение

эмоциональное состояние.

1. Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегрированного применения элементов искусства в образовательном процессе / Верховодовой Р.А., Галустова Р.А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 15-18.

2. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ Копытин А.И., Свистовская Е.Е. – Москва: Когито-Центр, 2007. – 197 с.

3. Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.?id=17407.

4. Савлучинская Н.В. Технология художественных материалов: учебное пособие. – Омск, 2009. – 96 с.

5. Сухарев А.И. Монотипия: методические задания к практической работе по дисциплине «Техники графики» для студентов специальности 072500.62 «Дизайн», / А.И. Сухарев, А.Н. Машанов. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2014. – 70 с.

6. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: метод. пособие. – Балашов, 1998. – 56 с.

Современные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования . Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.

В этой ситуации внедрение инновационной дисциплины арт-педагогика и арт-терапия в педагогическое образование поможет выработать и апробировать необходимые решения данной задачи. Эти дисциплины сформировались на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность.

Начиная с конца XX века, педагогика c особым вниманием изучает возможности арт-терапии в рамках изо-терапии. В России основателем школы арт-терапи является Копытин А.И. В книге «Арт-терапия детей и подростков» термин арт-терапия раскрывается как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» .

В течении долгого периода определение термина арт-терапия никоем образом не вписывалось в рамки образовательной системы. Однако позже, как утверждает Е.В. Таранова, в 1997 году после опубликования работы Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» , произошло разделение понятия «арт-терапии» на «арт-терапию» и «арт-педагогику». Считается, что с этого момента арт-педагогика получила «право на жизнь» как самостоятельное направление в художественном образовании.

Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

В российской науке арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р.А. и Галустова Р.А. «арт-педагогика - это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» .

Работы вышеупомянутого исследователя Л. Д. Лебедевой посвящены вопросам использования арт-терапии в образовании, в них вводится иная трактовка понятия «терапия», не только как «лечение», но и как «уход, забота». Поэтому автор считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области практической психологии, психотерапии и арт-терапии. Лебедева Л. Д. пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научном, педагогическом понимании подразумевает заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». Автор выделяет проблемы личности в системе образования, включающие «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных и внутрисемейных отношениях, враждебность к окружающим.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогика выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-педагогика» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить к обучению навыкам рисования смысл арт-педагогической деятельности, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-педагогика включает в себя средства, методы и технологии, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то ее задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение техническим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):

К графическим относятся - графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;

К живописным относятся - акварель, гуашь;

К имитационным относятся - акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.

В учебном пособии Савлучинской Н.В. приводится анализ особенностей работы традиционными (акварель, гуашь, карандаши, мягкие материалы) и современными материалами (фломастеры-блопены, маркеры, гелевые ручки) технологических приемов работы с ними, а также смешанных художественных техник. Пособие проиллюстрировано работами студентов, которые отражают использование вариативных, нестандартных, исследовательских подходов в работе с изучаемыми художественными материалами для реализации художественного замысла . В своей экспериментальной работе с детьми по арт-педагогике нами были применены все художественные материалы, описанные в вышеупомянутом учебном пособии.

Опытно экспериментальная работа с целью выявления воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты».

В организации практической деятельности в центре мы руководствовались положениями программы развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришиной. Таковыми, в частности, являются: рефлексивная ориентация занятий, стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности и личностных переживаний; высокая степень спонтанности со свободным выбором ребенком средств изобразительной деятельности, отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков; большое внимание к общению в группе и взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Поддержка идей, реализации творческих планов, отсутствие критики, создание ценностного отношения к личности подростка и результатам его деятельности - все это является условием, необходимым для развития креативности подростков и школьников.

Нами было разработано содержание серии творческих заданий с применением разнообразных художественных материалов. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие - пастель, краска и глина - способствуют более свободному выражению. А также в своей деятельности нами применялась техника графики - монотипия, дети выполняли работы разными приемами и разнообразными художественными материалами .

Создавая определённые условия, в которых можно было учитывать влияние художественных материалов в совокупности с техниками арт-педагогики, установлены индивидуальные особенности протекания психолого-педагогических процессов и влияния изобразительной деятельности на таковые с безоценочной реакцией на конечный продукт - могут стать целительными сами по себе.

В исследовании были задействованы воспитанники от 3 до 13 лет, что дало возможность получить материал для теоретического осмысления.

Задания для детей дошкольного возраста были связаны с применением художественных материалов и стандартных бытовых элементов, как то: ватные палочки, воздушные шары, пластиковые вилки, нитки, зубочистки, контейнеры от шоколадных яиц и др., которые можно назвать нетрадиционными материалами. Каждое задание, связанное с тем или иным материалом, дало представление о том, как художественная технология влияет на детей:

  • Задания, связанные с техникой рисования ватными палочками путём нанесения краски на лист точечно, не подходит для детей инертных, малоактивных. Подобные техники, связанные с концентрацией внимания и монотонным нанесением, вызывают спад умственной и физической активности, что в свою очередь подходит для выполнения задания гиперактивными детьми.
  • Занятия с применением цветных мыльных пузырей не желательны для легковозбудимых детей, так как подобное задание провоцирует неуправляемое поведение.
  • Применение на занятиях сухой пастели не вызывает никаких эмоциональных спадов или подъемов в отличие от восковых мелков, где проявляется экспрессия в линии, в штрихах, т.е. в технических приемах нанесения на изобразительную поверхность.
  • Техника монотипии годится для детей с разной эмоциональной характеристикой, разница здесь лишь в количестве сделанных отпечатков.

Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

Задания, выполняемые с детьми школьного возраста, подростками осуществлялись традиционными и современными художественными, а также нетрадиционными материалами. Помимо изучения влияния художественных материалов на детей, задания были направлены на коррекцию агрессии, как одну из основных эмоциональных проблем подростков, через возможность выражать её в социально приемлемой форме - арт-педагогического занятия.

Подросткам были предложены нестандартные задания: необходимо было применить фольгу в качестве материала для создания скульптуры; в другом - преобразить, «испортить» рекламный плакат глянцевого журнала посредством акриловых красок; следующим заданием было рисование на воде красками для марморирования. В результате данного эксперимента с подростками было отмечено что, несмотря на загруженность заданием общеобразовательного учреждения, подростки стремились попасть на занятие по арт-педагогике, то есть повысилась мотивация к возможности самовыражения, улучшилась эмоциональная атмосфера в группе. Все работы подростков не повторялись, уровень креативности увеличился.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-педагогика имеет огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика и арт-терапия имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных материалов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию творческой арт-педагогики.

Библиографическая ссылка

Савлучинская Н.В., Павлова М.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://?id=24509 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»